Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5. Основные участники спортивной индустрии
Экономические отношения в области физической культуры и спорта весьма сложны и многообразны; в этих отношениях участвуют множество организаций, спортивных и оздоровительных клубов, предприятий, спортсменов, тренеров, государственных служащих, болельщиков и людей, желающих улучшить свое здоровье и внешний вид. У всех этих лиц имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут кардинальным образом отличаться друг от друга. Для того чтобы ввести все эти сложные, подчас тесно взаимосвязанные экономические и социальные отношения в рамки научного исследования, требуется особый подход, который подразумевает проведение первичного анализа, осуществление классификации и упорядочения групп участников, явлений и процессов на спортивных рынках. Как же классифицировать такую сложную систему экономических взаимоотношений, которая существует в современном спорте? Какие принципы следует заложить в основу градации тех или иных категорий участников спортивных рынков? Оптимальным подходом в данном случае является классификация на основе потребностей и экономических интересов основных групп – участников спортивно-экономических отношений, которые мы рассмотрели выше. Кроме того, подразделим всех участников на производителей и потребителей спортивных товаров, услуг и информации. На первом этапе выделим и обозначим всю совокупность участников экономических отношений в области спорта – все множество продавцов и покупателей спортивной продукции и услуг, поставщиков и потребителей спортивной информации, организаторов спортивно-зрелищных мероприятий и других операторов спортивных рынков назовем спортивной индустрией (от лат. слова industria – деятельность). Спортивная индустрия включает в себя:
Тесно связано со спортивной индустрией и государство, которое с одной стороны, является заинтересованным участником спортивной индустрии, с другой – выступает координатором и регулятором спортивно-экономических отношений (см. рис.2) Рис.2 Основные группы участников спортивной индустрии. Рассмотрим более детально каждую из укрупненных групп – участников спортивной индустрии.
Болельщики Зрителей, приходящих на стадионы, в спорткомплексы, в места проведения соревнований или же наблюдающих за состязаниями по телевидению (или слушающих спортивные репортажи по радио), называют болельщиками. Болельщики существуют столько же лет, сколько сам спорт. За своих кумиров болели тысячи зрителей в Древнем Египте, где проходили соревнования боевых колесниц (около 4 тыс. лет до новой эры), тысячи болельщиков собирали древнегреческие олимпиады (700 лет до н.э.) и спортивные состязания в Древнем Риме. Во все времена болельщики могли часами сидеть под палящим солнцем или проливным дождем и внимательно следить за происходящими соревнованиями. При этом болельщики всегда весьма эмоционально реагировали на спортивные события, – рукоплескали, кричали, радуясь успехам своего спортсмена или команды, критиковали неудачников, вступали в конфликты с болельщиками другой команды. Такое эмоциональное поведение зрителей спортивных соревнований вызывало удивление у людей непосвященных, которые стали называть их «болельщиками» – в том смысле, что они «болеют», переживают за своих кумиров. В Бразилии болельщиков называют торседос (то есть веретено), так как им не сидится на месте, они все время вертятся. В Чили болельщиков именуют инчес (от испанского слова «злоба»), а в Италии – тиффози, от названия тяжелой болезни – тифа, которая сопровождается горячкой и бредом, то есть тем состоянием, которое можно наблюдать в среде болельщиков. Потребность сопереживать в среде большинства болельщиков настолько сильна, что они готовы платить значительные суммы за возможность наблюдать те или иные спортивно-зрелищные мероприятия. Желание и возможность болельщиков платить деньги за спортивные соревнования и шоу качественно преобразует спорт; деньги болельщиков служат основой для формирования профессионального спорта и создают стимулы для строительства спортивных сооружений. Кроме того, перемещаясь по разным странам и регионам за своей любимой командой, болельщики предъявляют спрос на железнодорожные, автомобильные и авиаперевозки, на гостиничные услуги, сувениры и т.п., поддерживая целую отрасль спортивной индустрии – спортивный туризм. Масса болельщиков, как правило, неоднородна, – одни болельщики фанатично любят свою команду, знают до мелочей биографии отдельных спортсменов и тренеров, ведут статистику выступлений команды, отлично знают историю ее создания и развития. Другие болельщики более сдержаны, – они любят не только одну какую-либо команду или вид спорта, но сразу многие виды; эти болельщики не являются постоянными зрителями и чаще приходят на соревнования в тот период, когда команда показывает хорошие спортивные результаты. Третья категория болельщиков – это разовые или случайные болельщики, то есть те люди, которые попадают на стадионы или в спорткомплексы случайно, в компании друзей или родственников. Для этой категории болельщиков первое посещение спортивных соревнований может оказаться ключевым моментом: они или приобщаются к спорту и его атмосфере (при первом благоприятном впечатлении), либо отворачиваются от него (при негативном восприятии). С экономической точки зрения болельщики представляют огромный интерес для производителей самых разнообразных товаров и услуг, так как многие из них наблюдают за соревнованиями по открытому и кабельному телевидению, выступают в качестве радиослушателей, потребляют спортивные услуги и информацию через мобильные телефоны и Интернет, а также посредством печатных СМИ. Удовлетворяя потребности болельщиков в части предоставления спортивной информации и зрелищ, компании-производители параллельно решают и собственные экономические задачи по получению прибыли от рекламодателей. Вставляя в спортивные трансляции рекламные ролики и сообщения, электронные и печатные СМИ получают от рекламодателей соответствующую оплату, которая является финансовой основой их эффективного функционирования. Любовь к спорту подвигает состоятельных болельщиков выступать в роли меценатов и спонсоров, которые помогают отдельным спортсменам или командам денежными средствами или иными формами поддержки. В последние годы получила достаточно широкое распространение практика покупки болельщиками-предпринимателями или политиками крупных и крупнейших спортивных клубов и команд. Ведущую роль играют болельщики в сделках заключения пари на исход соревнований (в букмекерском бизнесе), в спортивных тотализаторах и лотереях. Знание соперников и спортивный азарт, чувства сопричастности, симпатии и сопереживания служат стимулом для участия болельщиков в собственном соревновании – противостоянии прогнозов на исход тех или иных спортивных событий. Желание болельщиков предсказывать итоги спортивных соревнований и турниров, а также делать денежные ставки на свои прогнозы позволяет строить на этой потребности целую систему разветвленного бизнеса, в рамках которого обращаются многомиллиардные суммы. В свою очередь, ресурсы букмекерского и спортивно-лотерейного бизнеса открывают возможности дополнительного финансирования физической культуры и спорта из данного источника. Таким образом, спортивные болельщики косвенно участвуют (через перераспределительную систему налогов и отчислений) в финансовой поддержке спорта, его развитии. Знать структуру и состав своих болельщиков крайне важно для отдельных спортсменов, спортивных команд и клубов, так как от этого знания и умения им воспользоваться зависит материальное благополучие спортсменов, тренеров и обслуживающего их персонала. При этом весьма значимы самые разнообразные сведения: пол, возраст, социальное и материальное положение, образование. Желательно также знать, каково соотношение регулярных, нерегулярных и разовых болельщиков. Если такие сведения имеются, то спортивным менеджерам можно прогнозировать, как изменится численность болельщиков команды (а следовательно и доходы) в случае ее успеха или неудач. Очевидно, что информация о численности и платежеспособности болельщиков крайне важна для администрации стадионов, спорткомплексов и спортсооружений, а также для торговых и транспортных предприятий, обслуживающих те или иные районы или маршруты. Таким образом, болельщики в экономике спорта являются важнейшим объектом исследования. Под эгидой спорта как объединяющей идеей, формируются большие группы людей из разных стран и регионов, болеющих за одну команду, спортсмена или вид спорта. Спорт дает болельщикам зрелище, развлечение, создает возможности для общения и самовыражения. Болельщики образуют широкую социальную группу со своей особой культурой, фольклором, привычками и обычаями. По одному только внешнему виду современных болельщиков можно определить, за кого они болеют, – об этом говорят цвета их одежды, шарфы, головные уборы, раскраска лиц. Индивидуализируют принадлежность к определенной группе болельщиков и специально сочиненные девизы, лозунги, песни, кричалки. Объединенные единым порывом тысячи людей на трибунах образуют «волну», выражают свои эмоции криком, с помощью специальных труб, трещоток, ударных инструментов. Приобщение к среде фанов - болельщиков иногда носит характер посвящения, со своим особым культом и ритуалами. По своему психологическому и социокультурному воздействию подобное приобщение сравнимо с религиозными чувствами и культами поклонения. Проявление такого особого отношения к спорту и спортивным событиям формирует целые социокультурные контингенты, со своим особым поведением, ценностями и потребностями. На потребности болельщиков живо откликаются производители спортивных товаров и услуг, спортивной символики и атрибутики. В соответствии с новейшими веяниями спортивной моды на рынок поставляются десятки тысяч клубных футболок и иной спортивной экипировки для болельщиков, издаются специальные книги и справочники, газеты и журналы. Запросы и вкусы болельщиков удовлетворяют спортивные радиостанции, телевизионные каналы, Интернет-ресурсы, фан-клубы. В последние годы помимо специальных магазинов спортивной атрибутики и литературы стали формироваться новые экономические инструменты для болельщиков. Организаторами различных форм бизнеса было подмечено, что болельщики любят коллективные просмотры спортивных событий даже вне стадионов и спорткомплексов. В связи с этим во многих городах России и за рубежом стала формироваться сеть специализированных видео-кафе и Интернет-кафе для болельщиков, где имеются большие экраны для прямых трансляций соревнований. Здесь же продаются напитки, еда, можно пообщаться с себе подобными («клуб по интересам»), заключить пари на исход состязания, купить сувениры, получить дополнительные сведения из Интернет-источников. Рассматривая болельщиков как предъявителей спроса в спортивной индустрии, мы логически выходим на механизмы рынка, которые соответствующим образом реагируют на возникающие потребности и отвечают на них соответствующим предложением.
Предприятия-производители спортивных товаров, услуг и информации Если спортивные болельщики представляют сторону потребителей, предъявителей спроса, то сторону производителей, осуществляющих предложение на спортивных рынках, представляют предприятия, выпускающие спортивную одежду, обувь, тренажеры, инвентарь (т.е. материальную продукцию), а также нематериальные товары — услуги и информацию. Все эти предприятия можно классифицировать следующим образом: • предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, спортивные снаряды, тренажеры и т.п. (сфера материального производства). Компании такого рода деятельности развиваются в рамках спортивной индустрии наиболее динамично ввиду появления массового спроса на спортивные товары во всем мире; • предприятия, предоставляющие услуги по организации и проведению спортивных соревнований, — стадионы, бассейны, спорткомплексы, туристические и спортивные базы, тренажерные залы, атлетические и шейпинг-клубы и др. Иногда большие видеоэкраны устанавливают для болельщиков прямо на открытых площадях. Однако такая практика имеет свои изъяны, так как провоцирует уличные беспорядки. Так случилось, например, в Москве в 2002 г. при трансляции футбольного матча Чемпионата мира Япония-Россия, когда проигрыш российской сборной закончился массовыми погромами, поджогами машин и бесчинствами болельщиков. Сюда же можно отнести фирмы по организации и проведению соревнований (фирмы, организующие проживание и питание спортсменов, экскурсии, нанимающие технический персонал, охрану и т.д.); компании, работающие в информационном и шоу-бизнесе; компании, предоставляющие спортсменам и тренерам услуги по страхованию от травм и коммерческих рисков, а также осуществляющие их медицинское страхование; • фирмы, предоставляющие букмекерские услуги, и фирмы -организаторы спортивных лотерей. Как следует из представленной выше классификации, предприятия - производители отрасли физической культуры и спорта поставляют на рынки свою продукцию как в виде товаров, так и в виде услуг, связанных с укреплением здоровья, развлечениями и досугом. При этом услуги можно охарактеризовать как особую форму предоставляемых благ. Вся совокупность предприятий, функционирующих в сфере физической культуры и спорта, обслуживает потребности профессионального спорта и обширную область досуга, т.е. того времени, которое остается у людей после исполнения трудовых обязанностей. Однако на этом поприще предприятия сферы физкультуры и спорта вступают в конкуренцию с другими видами предпринимательской и социокультурной деятельности — ресторанным бизнесом, шопингом, выставками, кино, театрами, музеями, печатными СМИ, телевидением, радио, Интернетом. Все эти направления обслуживаются собственными производителями и инфраструктурой, поэтому следует учитывать то обстоятельство, что физическая культура и спорт находятся в постоянном противоборстве с производителями прочих товаров и услуг, в числе которых такие мощные структуры, как изготовители пива, алкогольных напитков, туроператоры, торговля. На рынках досуга все участники борются за потребителя как по линии прямой конкуренции, так и по линии товаров-субститутов. Здесь идет повседневная напряженная борьба за покупателя, за его деньги и внимание. Естественно, в таком противостоянии сфере физкультуры и спорта приходится весьма непросто отстаивать свои позиции. Рассмотрим основные виды рынков, на которых производители физкультурно-спортивных товаров и услуг вступают в конкурентные отношения с прочими товаропроизводителями. Рынки досуга. Свое свободное от работы время люди заполняют различными способами, среди которых наиболее распространенными являются: • информационный досуг — чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание радиопрограмм; • интеллектуальный — посещение театров, кинотеатров, концертов; • физкультурно-спортивный — занятия спортом; • развлекательный — посещение баров, дискотек, ресторанов, встречи с друзьями вне дома; • семейно ориентированный — занятия с детьми; • посещение магазинов, поход за покупками. Как видно из представленного перечня, физкультурно-спортивный досуг является лишь одним из видов свободного времяпрепровождения, который может занимать большее или меньшее место в жизни людей. Доля физкультурно-спортивного досуга не является статичной и постоянной величиной, а имеет тенденцию к количественному и качественному изменению. Как же изменилась структура физкультурно-спортивного досуга в свободном времени россиян за последние годы. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел соответствующие опросы в 1990 и 2002 гг. Согласно проведенному опросу, доля и без того немногочисленной группы физкультурников 1990 г. — примерно пятой части опрошенных респондентов, кто занимался спортом хотя бы раз в неделю, к 2002 г. сократилась на 6%. Вместе с тем в 2002 г. 70% россиян отметили, что вообще никогда не занимаются спортом, тогда как в 1990 г. таких было 60%. Подобные результаты проведенных опросов свидетельствуют как минимум о двух основных составляющих: с одной стороны, у многих людей в нашей стране сократилось время досуга, а с другой — возросла конкуренция со стороны таких способов проведения досуга, как просмотр теле- и видеопрограмм, посещение баров, дискотек и магазинов. Физкультурно-спортивная отрасль в последние годы отступает под напором производителей пива, сигарет, алкогольных напитков. Однако данная тенденция не носит необратимого характера и при надлежащем подходе к делу физическая культура и спорт могут значительно улучшить свои конкурентные позиции. Рынки здоровья и красоты. Значение физической культуры и спорта для красоты и здоровья человека общепризнано. Однако в последние десятилетия представители конкурирующих отмелей все активнее заявляют о себе на рынках сохранения и восстановления здоровья, рынках красоты и физического совершенства. Речь идет в первую очередь о производителях медикаментозных средств - препаратов для снижения веса, средств класса «антиникотин», систем психологической кодировки от потребления алкоголя и прочих веществ и приемов. Помимо этого, физической культуре и спорту ныне противостоит мощная индустрия «заменителей красоты» — пластическая хирургия, удаление жира, внедрение в тело имплантатов, наращивание мышечной массы с помощью анаболических стероидов и т.д. Конечно, конкуренция с физической культурой и спортом на данных рынках по преимуществу не прямая, а косвенная; предлагаемые средства могут быть использованы совместно с методами физической активности. И тем не менее конкурентные отношения в сфере красоты и здоровья весьма остры, а предлагаемые услуги-субституты имеют свои конкурентные преимущества. Рынки зрелищно-массовых услуг. На них конкурируют различные виды сценического искусства, телевидение, кино, Интернет, цирковая деятельность, эстрада, спорт и туризм. Борьба за зрителя на этих рынках ведется весьма напряженная. Выигрывает в ней тот, кто в большей степени заинтересует зрителя, привлечет его внимание и интерес. В полной мере осознавая этот факт, компании — производители зрелищно-массовых услуг используют в своей повседневной деятельности весь набор маркетинговых инструментов, проводят интенсивные рекламные мероприятия, повышают привлекательность и качество своих услуг Все предприятия - производители спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою деятельность в рамках действия экономических законов - закона свободной конкуренции, закона спроса и предложения, закона личного интереса и некоторых других. Действие закона свободной конкуренции заключается в том, что предприятия-производители, пытаясь максимизировать прибыль, постоянно соперничают между собой за более выгодные условия существования и функционирования. Конкурентные отношения заставляют производителей заботиться о качестве выпускаемой ими продукции, о конкурентоспособных ценах, надлежащей рекламе и многих других экономических показателях. Конкуренция в рыночных условиях позволяет: • выявить тех участников соперничества, которые оказались в выигрышном положении, кто смог добиться лучших по сравнению с другими результатов. Конкуренция в хозяйственной практике, так же как и в спорте, является необходимым критерием для выявления наилучших форм и способов достижения максимальных результатов, инструментом их отбора; • оптимизировать решение какой-либо задачи, решить ее с наилучшими результатами при минимальных издержках; • ориентировать участников соперничества на достижение максимальных результатов. Как и в других сферах экономики, предприятия — производители спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою производственную, сбытовую и научно-исследовательскую деятельность на основе спроса и предложения на свою продукцию. Чем выше платежеспособный спрос потребителей на какую-либо продукцию, тем большее количество этой продукции предприятия стремятся поставить на рынок. Спортсмены и тренеры спортивный индустрия болельщик товар Очевидно, что индустрия спорта совершенно немыслима без людей, занимающихся спортом, и специалистов, осуществляющих подготовку спортсменов. Эта категория участников составляет базис, основу для других субъектов спортивной индустрии и выступает, с одной стороны, как производитель спортивно-зрелищных и информационных мероприятий, с другой — как потребитель спортивных товаров и услуг. В то же время практически каждый современный профессиональный спортсмен или тренер является индивидуальным предпринимателем, т.е. осуществляет инициативную самостоятельную деятельность, связанную с коммерческим риском. В настоящее время спортсмены, тренеры и арбитры обладают большой экономической свободой — они самостоятельно решают, какие контракты заключать, а от каких следует отказаться, в каких соревнованиях (коммерческих, благотворительных или официальных) им участвовать, где и как тренироваться. Кроме того, спортсмены и тренеры могут избрать для себя различные сферы приложения усилий — например, выступать в спортивных комментаторов и обозревателей (как это ныне блестяще делает заслуженный мастер спорта по футболу В. Маслаченко), работать по найму на государственные или частные коммерческие структуры, сосредоточиться на рекламе каких-либо товаров или фирм или же переключиться на промышленное предпринимательство, гостиничный или ресторанный бизнес. Особенно актуален вопрос спортивного предпринимательства в современной России. В связи с происходящими в стране экономическими и социальными переменами коренные изменения произошли и в экономике спорта. За последнее десятилетие экономические отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели радикальную трансформацию, изменились подходы и образ мышления у руководителей спортивных ведомств и клубов, спортсменов, тренеров, болельщиков. То, что раньше считалось зазорным и даже позорным (например, отъезд за рубеж наших ведущих хоккеистов и других спортсменов с целью выступления за иностранный спортклуб), теперь считается обычной практикой. Спортсмены ныне стремятся выступать за те клубы, где выше оплата их труда; участвовать в тех соревнованиях, где выше призовой фонд. Такая коммерциализация российского спорта вызывает различные суждения и мнения — как положительные, так и негативные. Бесспорно, данная тенденция - явление неоднозначное и многомерное, порождающее много споров и дискуссий. В связи с этим обстоятельством изучение процессов коммерциализации спорта является предметом пристального изучения. Спортсмены, тренеры, арбитры, спортивные клубы, лиги и федерации являются важнейшей составляющей спортивной индустрии, ее центральным элементом. Именно поэтому экономика спорта исследует все происходящие в данной среде изменения с повышенным вниманием. Специалистам в области экономики спорта важно знать многие количественные и качественные показатели, характеризующие уровень и тенденции развития физической Культуры и спорта в стране. К таким показателям относятся: • общая численность спортсменов и тренеров в стране в целом и по видам спорта в частности; • половозрастной состав спортсменов и физкультурников- • медицинские и демографические показатели деятельности спортсменов (частота заболеваемости, уровень травматизма по видам спорта, средняя продолжительность жизни и пр.); • количество клубных команд и федераций, в том числе организаций, функционирующих на принципах самоокупаемости; • средняя заработная плата работников физической культуры в бюджетных организациях и коммерческих предприятиях; • численность фактически действующих спортивных сооружений и находящихся в стадии планирования или строительства; • данные о текущем и потенциальном спросе на продукцию спортивной индустрии (исчисленные в стоимостном и натуральном выражении). Эти и целый ряд других вопросов имеют большое значение для формирования планов развития и финансирования физической культуры и спорта в стране, а также проведения согласованной общегосударственной политики в области спорта.
Date: 2015-12-13; view: 2359; Нарушение авторских прав |