Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеторговый договор купли-продажи





Понятие внешнеторгового договора. Внешнеторго­вый договор (контракт) — это вид хозяйственной сдел­ки, то есть соглашение экономических агентов, один из ко­торых не является резидентом Российской Федерации ли­бо, являясь резидентом РФ, имеет за рубежом коммерчес­кую организацию, направленное на установление, измене­ние или прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении торговых (экспортных, импортных и реэкспортных) операций.

Для внешнеторгового договора характерны следующие признаки:

.одним из контрагентов по сделке выступает юридиче­ское или физическое лицо иностранного государства (нере­зидент) либо резидент РФ, имеющий за рубежом коммер­ческую организацию;

.товар находится на территории иностранного государ­ства;

.при исполнении договора товар, как правило, пересе­кает таможенную границу одного или нескольких иност­ранных государств.

Обычно договор содержит вводную часть, реквизиты сторон (юридический адрес и банковские реквизиты) и сле­дующие основные условия:

.предмет и объект поставки (наименование и количе­ство товара);

.способы определения качества и количества товара;

.срок и место поставки;

.базисные условия поставки;

.цена товара и общая стоимость поставки;

.условия платежа;

.порядок сдачи-приемки товара;

.условия перевозки;

.условия о гарантиях и санкциях;

.порядок разрешения споров;

.обстоятельства освобождения от ответственности (форс-мажор).

В контракт могут быть также внесены положения, об­щие для обязательств продавца и покупателя:

.порядок исчисления убытков и их возмещение при возможном нарушении обязательств одной из сторон;

.санкции при просрочке платежа;


.транспортный и валютный риски;

.процедуры освобождения от ответственности;

.право на приостановление исполнения обязательств;

.страхование товара;

.порядок расторжения договора.

В практике международной торговли широко применя­ются типовые формы, контракта, которые разрабатыва­ются крупными экспортерами и импортерами и их ассоци­ациями. Наиболее часто встречающаяся форма типового контракта состоит из двух частей — согласуемой и унифи­цированной.

Внешнеторговый договор в соответствии с ГК РФ заклю­чается в простой письменной форме. Следует, однако, иметь в виду, что Венская Конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи не требует заключения до­говора в письменной форме. Он может доказываться лю­быми средствами, включая свидетельские показания. СССР ратифицировал Венскую Конвенцию с оговоркой, что тре­бование Конвенции о форме сделки для него неприемлемо. Поэтому внешнеторговая сделка, совершаемая резидентом РФ, подчиняется российскому законодательству.

Процесс заключения договора (в том числе внешнетор­гового) регулируется нормами ГК РФ (ст. 432—444). Юри­дическими инструментами этого процесса являются офер­та и акцепт. При заключении и исполнении внешнетор­гового договора необходимо соблюдать общие нормы пра­ва, применимые к имущественному обороту (ГК РФ), и специальные нормы российского законодательства (тамо­женного, валютного, налогового, внешнеторгового и т. д.).

Источники правового регулирования внешнетор­гового договора купли-продажи. К отношениям, воз­никшим на основании внешнеторгового договора, может применяться как российское, так и зарубежное право. Вы­бор законодательства партнеры осуществляют по соглаше­нию. Если же в контракте такое соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы.

Коллизионная норма — это норма, определяющая, пра­во какого государства должно быть применено к соответст­вующему правоотношению. Она имеет отсылочный харак­тер. Ею можно руководствоваться только вместе с опреде­ленной материально-правовой нормой, к которой она отсы­лает, то есть нормой законодательства, решающей вопрос. по существу. Она выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота, в нашем случае — продавца и покупателя по внешнеторговому контракту купли-продажи.

Согласно Конституции России, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной час­тью ее правовой системы. Международные договоры Рос­сийской Федерации применяются к отношениям, регули­руемым гражданским законодательством, непосредствен­но, кроме случаев, когда из международного договора сле­дует, что для его применения требуется издание внутриго­сударственного акта. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским зако­нодательством, то применяются правила международного договора.


В практике международной торговли наиболее широко используется Венская Конвенция 1980 г. Она определяет порядок заключения договора, его основные условия, спе­циальные торговые термины в отношении поставки това­ров и способов определения цены, а также порядок пере­хода права собственности на товар. Применение ее ограни­чивается договорами купли-продажи, стороны которых на­ходятся на территории различных договаривающихся го­сударств, или случаями, когда к договору применимо пра­во государства — участника Конвенции.

Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разреше­нию в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа — в соответст­вии с правом, применимым в силу норм международного частного права.

Некоторые виды продаж под действие Венской Конвен­ции 1980 г. не подпадают. Например, продажа с аукцио­на, продажа ценных бумаг, судов воздушного и водного транспорта, электроэнергии. Конвенция не определяет по­рядок расчетов по внешнеторговому договору купли-прода­жи и сроки исковой давности.

Положения Конвенции носят диспозитивный характер, то есть она предоставляет сторонам договора право в усло­виях контракта отступить от любого из ее положений. Ес­ли в договоре купли-продажи таких отступлений не преду­смотрено, к нему должны применяться нормы Конвенции.

Постоянно действующий в России арбитражный орган — Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В За­коне Российской Федерации о Международном коммерчес­ком арбитраже (1993 г.) предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разре­шает споры на основе торговых обычаев.

Торговый обычай (custom in trade) — общепризнанное правило, сложившееся в сфере внешней торговли на осно­вании постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Признается источником права.

Применение принятых в международной торговой прак­тике обычаев осуществляется арбитражным судом в следу­ющих случаях:

.такое применение обусловлено в контракте, из кото­рого возник спор;

.к обычаям отсылает норма права, подлежащего при­менению к спорному правоотношению;

.применение обычая основывается на положениях меж­дународного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре.

В коммерческой практике также используются торго­вые обыкновения (commercial usage), отражающие заведен­ный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения во­ли сторон, прямо не выраженной в договоре. Торговые обыкновения учитываются постольку, поскольку стороны знали об их существовании и имели в виду, заключая до­говор. Чаще всего обыкновения применяются в области морских перевозок. Обыкновения не являются источником права, их применение в фактических отношениях зависит от воли сторон, прямо не выраженной в договоре.

Международная торговая палата издала сборник меж­дународных правил по толкованию торговых терминов (по­следнее издание — 1990 г.) — ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms — INCOTERMS), целью которых явля­ется разъяснение наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле, что позволяет свести до ми­нимума или устранить различия в интерпретации этих терминов в различных странах.


ИНКОТЕРМС получил признание и широкое применение, поскольку предлагаемые в нем толкования отдельных терминов соответствуют наиболее распространенным тор­говым обычаям и правилам, сложившимся на международ­ном рынке. ИНКОТЕРМС дает толкование только торго­вым условиям, используемым во внешнеторговых контрак­тах купли-продажи, и не распространяется на условия до­говоров перевозки.

Главная цель толкования — четкое определение усло­вий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязаннос­тей сторон контракта. Диапазон базисных условий весь­ма широк и охватывает все необходимые и достаточные ва­рианты — от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.

Предлагаемые в сборнике толкования соответствуют на­иболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся в международной практике. Правила носят рекомендательный характер, их применение в полном объ­еме или в какой-то части в контракте зависит от волеизъ­явления договаривающихся сторон. При несовпадении тол­кования базисных условий в контракте и в ИНКОТЕРМС приоритет имеют условия контракта.

Приняв толкование термина по ИНКОТЕРМС в качест­ве общей основы контракта, стороны могут внести в него изменения или дополнения, соответствующие условиям, принятым в данной отрасли торговли, или обстоятельст­вам, сложившимся при заключении контракта. Содержа­ние этих изменений должно быть детально оговорено в кон­тракте, поскольку они могут существенным образом повли­ять на уровень цены товара. Стороны могут дополнить кон­тракт условиями, отражающими особенность сделки. Глав­ный принцип, на котором основаны правила ИНКОТЕРМС, — минимальная ответственность продавца. Если поку­патель, например, желает, чтобы продавец взял на себя расширенные обязательства по страхованию, необходимо внести в контракт соответствующие дополнительные усло­вия, поскольку ссылка только на правила ИНКОТЕРМС не достаточна. Такие случаи, как нарушения контрактов и их последствия, а также трудные случаи по выявлению вла­дельца товара, остаются вне рассмотрения ИНКОТЕРМС.

Применение ИНКОТЕРМС способствует разрешению проблемы конфликтов между национальными законами и их трактовками с помощью типовых (стандартных) торговых условий и определений, которые предлагаются как «нейтральные» правила.

Базисные условия поставки. Базисные условия по­ставки определяют обязанности сторон договора купли-про­дажи, связанные с доставкой товара от продавца к покупа­телю, и устанавливают момент перехода права собственно­сти на товар и риска случайной гибели или порчи товара с продавца к покупателю. Базисные условия создают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются ли расхо­ды по доставке в цену товара или нет.


В редакции ИНКОТЕРМС-1990 термины, определяю­щие базисные условия, подразделены на четыре группы (табл. 7.6).

1. Ситуация, когда продавец передает товары покупа­телю непосредственно в своих помещениях (термины группы «Е» — отправка груза — EXW — франко-завод).

2. Ситуация, когда продавец обязуется доставить груз перевозчику, выбранному покупателем (термины группы «F» — основной вид транспортировки продавцом не опла­чивается — FCA, FAS, FOB).

3. Ситуация, когда продавец обязуется заключить дого­вор перевозки, но без принятия на себя риска случайной= гибели или повреждения товара или каких-либо дополни­тельных расходов после погрузки товара, продавец отвеча­ет за перевозку груза, но не за его утрату, повреждения, не несет дополнительных расходов, возникших после отправ­ки товара (термин группы «С» — основной вид транспортировки продавцом не оплачивается — CFR, CIF, СРТ, CIP).

4. Термины, определяющие условия следования груза вплоть до его доставки в страну назначения. Продавец несёт все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (группа «D» — при­бытие груза — DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

В ИНКОТЕРМС к каждому термину указаны соответст­вующие обязанности продавца и покупателя. Однако раз­нообразие сфер и регионов торговли не позволяет в универсальных правилах детально сформулировать обязаннос­тей сторон по всем возможным договорам купли-продажи. Поэтому при подготовке проекта контракта необходимо изучить практику, сложившуюся в тех или иных сферах (торговли, образцы действующих контрактов. Желательно, чтобы продавец и покупатель в период заключения кон­тракта информировали друг друга о такой практике и во избежание неясностей четко отражали свои позиции соот­ветствующими условиями контракта.

 

Таблица 7.6. Базисные условия поставки

 

Правила ИНКОТЕРМС действуют только между сто­ронами договора купли-продажи и не распространяются на отношения, возникающие из договора перевозки. От­веты на вопросы, каким образом продавец должен вы­полнять свои обязанности по отгрузке товара перевозчи­ку для их транспортировки и какова юридическая судь­ба груза в пути, следует искать в международном транс­портном законодательстве либо в договоре международ­ной перевозки.

Под термином «перевозчик» понимается не только пред­приятие, непосредственно осуществляющее перевозку, но и предприятие, берущее на себя обязательства выступать в качестве перевозчика или посредника в осуществлении пе­ревозки и доставить товар в пункт, указанный покупате­лем (юридическое или физическое лицо, ответственное по договору за перевозку).

Рассмотрим содержание и толкование базисов.

1. Условие «Е»франко-завод (EXW). Это условие выгодно продавцу, поскольку налагает на него минимум обязанностей — единственная обязанность продавца состо­ит в том, чтобы предоставить товар на своем предприятии (на складах, в пакгаузах, терминалах) в распоряжение по­купателя. При этом продавец не «отвечает за погрузку то­вара на предоставленное покупателем транспортное средст­во. Все риски, связанные с перевозкой товара от предприя­тия-продавца к месту назначения, несет покупатель. Этот базис устанавливает следующие обязанности сторон.

Продавец обязан:

1. Поставить товар в соответствии с условиями догово­ра, предусматривающими его качество и состояние.

2. Предоставить товар в распоряжение покупателя в указанный в договоре срок в обозначенном пункте постав­ки для его погрузки на перевозочные средства покупателя, заблаговременно уведомив его об этом.

При этом на практике возникает вопрос о моменте пе­рехода товара в собственность покупателя. Это — предо­ставление товара в распоряжение покупателя, под кото­рым понимается создание продавцом организационных и правовых условий и возможностей, требуемых для того, чтобы покупатель мог осмотреть товар, проверить его ка­чество и количество и принять его в свое владение. Поэтому если покупатель, оплатив фрахт транспорта, в указан­ную дату подаст вагон к погрузке, но окажется, что по ви­не продавца товар невозможно забрать, убытки, включая транспортные расходы и оплату железнодорожного транс­портного тарифа, будут возложены на продавца.

3. Обеспечить за свой счет упаковку, необходимую для того, чтобы покупатель мог принять исполнение. Данный базис предполагает применение продавцом минимальной упаковки своего товара, обеспечивающей погрузку товара.

В юридической литературе приводится характерное раз­бирательство в арбитражном суде спора между сторонами, связанного с применением базиса франко-завод.

Одно из уральских предприятий заключило договор по­ставки химической продукции (мочевины) в КНР на усло­виях «Франко-комбинат». При приемке товара китайская сторона потребовала, чтобы за оговоренную цену мочевина была не просто погружена на железнодорожные платфор­мы, а еще и упакована в полиэтиленовые мешки. Россий­ский поставщик обоснованно не согласился с таким требо­ванием, указав, что избранный базис поставки предполага­ет минимальную упаковку. Для взвешивания и проведения химического анализа мочевины, то есть для перехода това­ра в распоряжение импортера-покупателя, достаточно лишь ее погрузки на подвижной состав. Если же покупатель тре­бует дополнительной упаковки, обеспечивающей лучшую сохранность груза в пути, продавец согласен сделать это за дополнительную оплату выгрузки товара, его фасовки и но­вой погрузки, а также стоимости полиэтиленовой тары. Ар­битражный суд согласился с такой позицией и отказал ки­тайской стороне в иске.

4. Оплачивать расходы, вызываемые проверкой товара (проверка качества, измерения, взвешивание, подсчет и др.), которая необходима для предоставления товара в рас­поряжение покупателя.

5. Нести все риски, которым может подвергнуться то­вар, и все расходы, связанные с поставкой товара, до мо­мента, когда он будет предоставлен в распоряжение поку­пателя.

Покупатель обязан:

1. Принять поставленный товар, как только он будет предоставлен в распоряжение покупателя в месте и в срок, указанные в договоре; уплатить цену товара в соответст­вии с условиями договора.

2. Нести все расходы, выпадающие на товар, и все рис­ки, которым он может подвергнуться, с момента, когда то­вар предоставлен в распоряжение покупателя.

3. Оплачивать таможенные пошлины и экспортные на­логи.

2. Условия «F»:

.франко-перевозчик (FCA — free carrier);

.свободно вдоль борта (FAS — free alongside ship);







Date: 2015-12-13; view: 541; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию