Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации





С егодня трудно встретить руководителя или специалис­та предприятия, который не использовал бы в своей работе методы и средства стандартизации. Обеспечение ритмичности производства, достижение высоких качест­венных показателей, эффективное использование произ­водственных ресурсов, внедрение в производство новой тех­ники и технологии, улучшение условий и охрана труда, защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов — эти и многие другие проблемы со­временности без стандартизации решить нельзя.

Объектом стандартизации является все, что имеет пер­спективу многократного применения, используется в на­уке, технике, промышленности и сельском хозяйстве, стро­ительстве, культуре, здравоохранении, на транспорте и в других сферах народного хозяйства, а также в междуна­родной торговле.

Стандартизация основывается на последних достижени­ях науки, техники и практического опыта, она не только определяет уровень развития производства, но и стимули­рует прогресс науки и техники.

Стандартизация становится одним из важнейших средств улучшения организации общественного производ­ства, осуществления экономической и технической поли­тики государства, ускорения научно-технического прогрес­са, эффективного управления факторами интенсификации экономики.

Используя последние достижения науки и техники, стандартизация определяет прогрессивные и экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, от­раслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя фундаментальные и прикладные науки, она спо­собствует их целенаправленности и быстрейшему внедре­нию научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую и информационную основу специализации, кооперирования производства, придает производству свойства самооргани­зации.

Стандартэто образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объ­екту стандартизации и утверждается компетентным ор­ганом (Государственные стандарты РФ утверждаются Гос­стандартом России).

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера. Например, стандарта­ми могут быть образцовое по составу и свойствам вещество или химический элемент, образец промышленного изде­лия, знак, программа вычислительной машины.

При стандартизации используются различные методы, в том числе нормирование (установление нормы на число­вое значение стандартизуемого параметра), параметрирование (установление последовательного ряда числовых зна­чений параметра), унификация (установление объектов одинакового назначения и исполнения в целях достиже­ния экономии, обеспечения взаимозаменяемости и созда­ния конструктивно-унифицированных рядов), типизация (разработка типовых решений), симплификация (сокраще­ние многообразия объектов), агрегирование (создание раз­нообразных объектов путем компоновки из ограниченного количества стандартных элементов).

Эти методы позволяют осуществлять стандартизацию от простых объектов до сложных систем. Так, при стандарти­зации изделий, агрегатов (элементов систем) в качестве ос­новных применяются методы нормирования и параметрирования. При стандартизации сравнительно простых сис­тем эти методы дополняются унификацией, при стандар­тизации сложных систем — типизацией и агрегированием. Получают развитие методы стандартизации больших сис­тем — методы систематизации.

Одной из характерных черт постиндустриальной эпохи является переход от производства изделий к созданию сис­тем. Именно этим вызвана необходимость формирования крупных производственных организаций (объединений, корпораций). Чем выше сложность продукции, тем выше сложность организации, необходимой для ее производст­ва. Стандартизация направлена на снижение сложности продукции и обеспечивает снижение сложности организа­ции, упрощение структуры технологических систем.

Из всего многообразия задач стандартизации выберем основные:

.установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продук­ции, позволяющих обеспечить оптимальное качество и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и типоразмеров;

.развитие унификации и агрегирования промышленной продукции как важнейших условий специализации произ­водства, комплексной механизации и автоматизации произ­водственных процессов, повышения уровня взаимозаменяе­мости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;


.обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;

.установление унифицированных систем документа­ции, систем классификации и кодирования технико-эконо­мической информации;

.установление единых терминов и обозначений в важ­нейших областях науки, техники, в разных отраслях на­родного хозяйства;

.установление системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

.создание благоприятных условий для внешнеторго­вых, культурных и научно-технических связей.

Правовые основы стандартизации установлены Законом о стандартизации (редакция 1995 г.). Они определяют ме­ры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки стандартов. Руко­водит Государственной системой стандартизации Государ­ственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Понятие стандартизации. Стандартизация — это де­ятельность по установлению норм, правил и характерис­тик (требований) в целях обеспечения:

.безопасности продукции, работ и услуг для окружаю­щей среды, жизни, здоровья и имущества;

.технической и информационной совместимости, а так­же взаимозаменяемости продукции;

.качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

.единства измерений;

.экономии всех видов ресурсов;

.безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и дру­гих чрезвычайных ситуаций;

.обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

К нормативным документам по стандартизации, действу­ющим на территории Российской Федерации, относятся го­сударственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственные стандарты стран СНГ (ГОСТ), между­народные (региональные) стандарты, правила, нормы и ре­комендации по стандартизации, общероссийские класси­фикаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-тех­нических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Основополагающим государственным стандартом Рос­сийской Федерации является ГОСТ Р 1.0-92 (Государст­венная система стандартизации Российской Федерации. Ос­новные положения).

Государственные стандарты разрабатываются на про­дукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значе­ние. Они содержат:

.требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требова­ния техники безопасности и производственной санитарии;

.требования по технической и информационной сов­местимости, а также взаимозаменяемости продукции;

.основные потребительские (эксплуатационные) ха­рактеристики продукции, методы их контроля, требова­ния к упаковке, маркировке, транспортированию, хране­нию, применению и утилизации продукции;


.правила и нормы, обеспечивающие техническое и ин­формационное единство при разработке, производстве, ис­пользовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие пра­вила обеспечения качества продукции, работ и услуг, со­хранения и рационального использования всех видов ре­сурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организаци­онно-технические правила и нормы.

Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечест­венной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.

Соответствие продукции и услуг требованиям государст­венных стандартов может подтверждаться путем маркиро­вания продукции и услуг знаком соответствия государствен­ным стандартам. Предприятия и организации, которым вы­дана лицензия на маркирование продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам, а также сами продукция и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркирован­ных знаком соответствия государственным стандартам.

Государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), мар­кированную знаком соответствия государственным стан­дартам, в том числе государственным стандартам с предва­рительными требованиями на перспективу, опережающи­ми возможности традиционных технологий.

Требования, устанавливаемые государственными стан­дартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг по отношению к окружающей среде, жизни, здоро­вью и имуществу, для обеспечения технической и инфор­мационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркиров­ки, являются обязательными для соблюдения государст­венными органами управления, а также субъектами хозяй­ственной деятельности.

Иные требования государственных стандартов к продук­ции, работам и услугам подлежат обязательному соблюде­нию субъектами хозяйственной деятельности в силу дого­вора либо в том случае, если об этом указывается в тех­нической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответст­вие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке добровольной сертификации продукции и услуг.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и ут­верждаться предприятиями самостоятельно, исходя из не­обходимости их применения в целях обеспечения требова­ний Закона о стандартизации, а также в целях совершен­ствования организации и управления производством.


Требования стандартов предприятий подлежат обяза­тельному соблюдению другими субъектами хозяйствен­ной деятельности, если в договоре на разработку, произ­водство и поставку продукции, на выполнение работ и ока­зание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Нормативные документы по стандартизации должны при­меняться государственными органами управления, субъек­тами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, ре­ализации (поставки, продажи), использования (эксплуата­ции). хранения, транспортирования и утилизации, при вы­полнении работ и оказании услуг, при разработке техничес­кой документации (конструкторской, технологической, про­ектной), в том числе технических условий, каталожных ли­стов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государст­венных стандартов.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производ­ству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирова­ния и утилизации, а также при выполнении работ и ока­зании услуг.

Государственные инспекторы при осуществлении возло­женных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и го­сударства, руководствуясь законодательством.

Государственный инспектор имеет право:

.свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;

.получать от субъектов хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения госу­дарственного контроля и надзора;

.использовать технические средства и привлекать спе­циалистов субъекта хозяйственной деятельности при про­ведении государственного контроля и надзора;

.проводить в соответствии с действующими норматив­ными документами по стандартизации отбор проб и образ­цов продукции, а также услуг для контроля их соответст­вия обязательным требованиям государственных стандар­тов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйст­венной деятельности;

.выдавать предписания об устранении выявленных на­рушений обязательных требований государственных стан­дартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, про­дажи), использования (эксплуатации), хранения, транспор­тирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

.выдавать предписания о запрете или приостановке ре­ализации (поставки, продажи), использования (эксплуата­ции) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, ра­бот и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;

.запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйствен­ной деятельности от предъявления продукции, работ и ус­луг для проверки.

В компетенцию главного государственного инспектора, помимо перечисленного, входит:

принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обяза­тельных требований государственных стандартов;

запрещать реализацию импортной продукции и ока­зание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

За нарушение предписаний государственных инспекто­ров о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи) продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполнен­ных работ и оказанных услуг или в установленном разме­ре в случае, если стоимость реализованной продукции, вы­полненных работ и оказанных услуг определить невозмож­но или необходимая отчетная документация не представ­лена.

Государственные инспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые ма­териалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд.

Каталожный лист продукции. Каталожный лист продукции (КЛП) — машинно-ориентированный документ, содержащий единый набор реквизитов, позволяющий по­лучить сведения о наименовании и обозначении конкрет­ной продукции, о предприятии-изготовителе, о норматив­ном или техническом документе, в соответствии с тре­бованиями которого выпускают и поставляют продук­цию, о держателе подлинника указанного документа, а также о основных потребительских характеристиках этой продукции.

Предприятия-изготовители в соответствии с требовани­ями ГОСТ Р 1.0-92 (Государственная система стандартиза­ции Российской Федерации. Общие положения) и ГОСТ 2.114-95 (Единая система конструкторской документации. Технические условия) заполняют КЛП и представляют его в территориальный орган Госстандарта России по месту на­хождения предприятия-изготовителя для формирования региональных и общероссийской баз данных, доведения ин­формации о продукции до потребителей, а также осуще­ствления государственного контроля и надзора за соблюде­нием обязательных требований государственных стандар­тов.

Территориальные органы формируют региональные ба­зы данных (каталоги продукции), поддерживают их в ак­туальном состоянии, осуществляют справочно-информационное обслуживание органов местного (регионального) уп­равления, предприятий и других пользователей по их за­просам.

На основе региональных каталогов продукции ВНИИ-Стандарт Госстандарта России формирует базу данных «Продукция России», поддерживает ее в актуальном состоянии и представляет информацию государственным ор­ганам управления, территориальным органам, организаци­ям, а также другим пользователям.

Ниже приводятся примеры заполнения каталожного ли­ста продукции и типовые примеры заполнения поля рек­визита «Характеристика продукции».*

 
 


* См.: Правила заполнения и представления каталожных листов продук­ции. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 25 февраля 1999 г. №46.







Date: 2015-12-13; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию