Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здравоохранение, медицинская активность





группы

Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбаланированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням

Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

 

14. Режим труда и отдыха. Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Важным показателем режима дня студента является его работоспособность. Необходимо знать, что на протяжении дня работоспособность человека изменяется: постепенно повышаясь утром, она достигает своего максимума в 10–13 ч. Затем к 14 ч – понижается. Второй максимум активности наступает вечером, но 20 ч работоспособность опять низкая.

Существуют естественные для человека природные биоритмы функционирования организма: наибольшая активность и работоспособность утром (8–12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12–16 ч), снова некоторый подъем вечером (16–22 ч) и резкое снижение ночью (22–8 ч).

Личная гигиена и закаливание. Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организ­ма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ван­ной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4-5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье.

Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой. Чистить зубы рекомендуется раз в день во избежание стирания эмали. Зубная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки должна занимать не менее 2 мин.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характе­ром занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений.

Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, элас­тичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное по­ложение стопы.

Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Кон­трастный душ – эффективное средство восстановления работоспособ­ности.

Приемы массажа действуют на расположенные в коже, мышцах и связках нервные окончания, оказывают влияние на ЦНС, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем. Улучшается кровообращение, работоспособность мышц, повышается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, улучшается подвижность в суставах, ускоряется ток крови и лимфы. Вот почему после массажа человек чувствует себя бодрее.

Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение зака­ливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2–5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Закалива­ние может быть специфическим (повышается устойчивость к опреде­ленному фактору) и неспецифическим (повышается общая устойчи­вость к ряду факторов).

 

16. Объективные и субъективные факторы учебного процесса студентов.

Существуют объективные и субъективные факторы обуче­ния, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебно­го труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный.

К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуни­кабельность) способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю (включая самостоятельную работу), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8— 9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

В возрасте 17—25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играет образование и уче­ние, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус ин­теллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряжен­ную учебную деятельность.

Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярно­го питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного ис­пользования средств физической культуры и спорта и других причин.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной пере­стройкой психических и физиологических состояний. При этом адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый коллектив — учебный, общежития) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация на них). По этой причине период адаптации, связанный с из­менением прежних стереотипов, может на первых порах привести к низкой успеваемости, трудностям в общении. У одних студентов вы­работка стереотипа происходит скачкообразно, у других — ровно. До 35% студентов страдают дезадаптационным синдромом.

Критический и сложный для студентов экзаменационный пери­од — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в боль­шинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интел­лектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повы­шенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка, так и плохая организация учебного труда — неритмичность работы, отсутствие своевременного и качест­венного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. К факторам риска следует отнести: I) социальные пере­мены, жизненные трудности, усиление значения субъективного фак­тора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание близ­кими людьми, постоянное ощущение недостатка времени; 2) перенапряжение, связанное с загруженностью учебой, хроническое психоэмоциональное перенапряжение, длительное эмоциональное на­пряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая тревожность и внутреннее напряжение, агрессивность и невротизм (состояние, отличающееся эмоциональной неустойчивостью, трево­гой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами), хрони­ческая бессонница; 3) нервное и умственное переутомление, хроничес­кая усталость, хронический депрессивный синдром (отрицательный эмоциональный фон, пассивное поведение), хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, курение; 4) артериальная гипертензия (стойкое повышение кровяного давления при диастолическом давлении свыше 100 мм рт. ст.), повышение содержания сахара и крови, уменьшение половых гормонов, начальные нарушения мозго­вого кровообращения.

Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический харак­тер. Именно благодаря хроническому характеру психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление являются ведущими факто­рами риска, так как возникают в результате воздействия разных фак­торов риска. При нервном перенапряжении напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, лабильность и гиперкомпенсация повышаются, вследствие чего возбуди­тельный процесс принимает застойный характер. Развитие нервного переутомления связано с падением процесса возбуждения и лабильности, возникновением процесса истощения. Накаплива­ние утомления происходит в результате несоответствия между утом­лением и отдыхом.

Рассмотрим некоторые изменения состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходит­ся на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, вни­мания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2— 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15—20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40— 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности об­менных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уро­вень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический ба­ланс организма при умственной деятельности изменяется незначи­тельно — на 500—1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснаб­жение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровооб­ращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям го­ловного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диа­фрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Интенсивная кратковременная умственная работа вызывает учаще­ние сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными фак­торами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, — все это неизменно сказывается на циркулярном аппарате кровообращения.

Так, например, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относи­тельно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин.

У преподавателей после лекций об­наружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увели­чению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях — на 50—300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напря­жениях).

При эмоционально напряженном труде дыхание становится нерав­номерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000—9000, уменьшается свертываемость крови, нару­шается терморегуляция организма, что приводит к усиленному пото­отделению — более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

Все эти изменения, часто более выраженные проявляются у студен­тов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработ­кой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологичес­ким оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности на­ступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение воз­можностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутству­ет субъективное чувство — усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого. Усталость — психи­ческое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень уста­лости и утомления может не совпадать из-за положительного или от­рицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при не­удовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижа­ет чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, со­средоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состо­яния усталости, при которых еще можно совершать умственную рабо­ту, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый че­ловек может выполнять такую работу относительно долго. Затем на­ступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее про­должение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить баллами: не устал - 0 баллов, легкая усталость — 1, средняя усталость — 2, сильная уста­лость — 3, очень сильная усталость — 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направ­ленных на компенсацию усталости.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти - быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим ус­ловно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффек­тивности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохра­нением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором не­обходим отдых, сон.

Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть ос­ложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельнос­ти, шум на занятиях). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хро­нические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное пи­тание и др.).

 

17. Работоспособность — это возможность человека выпол­нять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Она отражает возмож­ности биологической природы человека, служит показателем его дее­способности; выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкрет­ной деятельности.

Основу работоспособности составляют специаль­ные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологи­ческие, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельнос­ти большое значение имеют и такие свойства личности, как сообрази­тельность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность спе­циальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо­способность зависит: от уровня мотивации и интереса; поставленной цели, аде­кватной возможностям личности; оптимального эмоционального напряжения, установка;

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдель­ности, но и в их сочетании. Эти группы внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на работоспособность (их 3):

1-я — физиологического характера — состояние здо­ровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

2-я — фи­зического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3-я психического харак­тера — самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темпера­мента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, прису­ща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обу­словлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутрен­него и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения.

Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме:

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственны­ми организму естественными биологическими ритмами его психофи­зиологических функций.

1) Студенты, отнесенные к «утреннему» типу (жаворонки): вста­ют рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это — тип наибо­лее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

2) Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее рабо­тоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпа­ются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня затор­можены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обу­чаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения рабо­тоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее труд­ными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч заниматься самостоятельной работой по наиболее сложным разделам программы.

3) аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».

Date: 2015-12-13; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию