Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Уровень текста в развитии речи
План:
1.Типы текстов.
2.Направления работы с текстом.
3.Умения, формируемые в процессе работы с текстом.
4.Виды текстовых упражнений.
5.Требования к организации работы с текстом в специальной (коррекционной) школе.
6.Изложение. Виды изложения. Этапы работы над изложением.
7.Сочинение. Типы сочинения. Виды сочинения.
8.Сочинение по следам экскурсии. Этапы работы. Компоненты урока написания сочинения по следам экскурсии.
9.Сочинение по картине. Компоненты урока написания сочинения по картине. Алгоритм рассмотрения картины (сюжетной, пейзажной).
Вопросы для самопроверки:
1. Задачи и пути развития речи учащихся с ТНР.
2. Задачи и содержание работы над словом.
3. Этапы работы над словом. Приемы семантизации слов.
4. Требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе.
5. Грамматический уровень развития речи, работа над словосочетанием и предложением (задачи и содержание).
6. Методические требования к работе над предложением в специальной (коррекционной) школе.
7. Типы текстов. Направления работы с текстом.
8. Умения, формируемые в процессе работы с текстом.
9. Виды текстовых упражнений.
10. Требования к организации работы с текстом в специальной (коррекционной) школе.
11. Изложение. Виды изложения.
12. Этапы работы над изложением.
13. Сочинение. Типы сочинения. Виды сочинения.
14. Сочинение по следам экскурсии. Этапы работы. Компоненты урока написания сочинения по следам экскурсии.
15. Сочинение по картине. Компоненты урока написания сочинения по картине. Алгоритм рассмотрения картины (сюжетной, пейзажной).
Задачи и пути развития речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Овладение знаниями и умениями в построении сложного высказывания, подчиненного единой теме, имеющее четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом
| | Уровень текста в развитии речи
| | Овладение знаниями и умениями в построении разнообразных синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений, связи их между собой в тексте
| | Лексический уровень развития речи (словарная работа)
| | Грамматический уровень работы по развитию речи
| | Пополнение, уточнение, актуализация словаря в свободных высказываниях детей;
Развитие лексической системности
| | Произносительный уровень развития речи
| | Обучение учащихся с ТНР правильному произношению;
развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;
овладение нормами орфоэпического произношения;
узнавание и запоминание образа звука по его артикуляционным и акустическим признакам»
развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, чувства ритма
| | Развитие речи – усвоение различных сторон языка: грамматики и правописания, произношения, словаря, синтаксического строя, устной и письменной связной речи
| |
Лексический уровень развития речи. Задачи и содержание работы над словом
| | | | | | | | | | | | | Обогащение (пополнение, накопление) словаря
| |
Активизация (актуализация) словаря
| | Уточнение значения слов (усвоенных, но употребляющихся не вполне верно)
| |
| | Источники обогащения словаря младшего школьника:
- Речевая среда в семье, среди друзей.
- Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
- Учебная работа в школе (содержание учебных программ, речь учителя).
- Словари, справочники.
| |
| | | | | | | | | | | | IV – введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.
| | | | | | | | | - Демонстрация натуральных объектов и их изображений.
- Объяснение значения слова.
- Объяснение значения слова путем выделения его из контекста.
- Подбор однокоренных слов.
- Подбор синонимов.
- Подведение видовых понятий под родовые понятия (оса – это насекомое).
- Использование приемов выборочного чтения с логическим (или грамматическим) заданием.
| | | | | | | | | - Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.
- Стремиться к контекстному объяснению новых слов.
- Процесс семантизации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.
- Необходимо соблюдение всех этапов работы над словом.
- При активизации лексики необходимо привлекать жизненный опыт детей, развивать их представления об окружающем.
- Работа над лексикой должна быть частью комплексной работы над всеми сторонами языка.
| |
Грамматический уровень развития речи, работа над словосочетанием и предложением
Уровень текста в развитии речи. Обучение устному пересказу и письменному изложению текста учащихся с тяжелыми нарушениями речи
- интонационно-синтаксическое (при чтении, пересказе, рассказывании ученики тренируются в умении переводить знаки препинания в соответствии с их значением в интонационное оформление, а при письме наоборот: ориентируясь на интонацию, ставить знаки препинания);
- лексико-семантическое (при анализе и создании текста особое внимание обращается на синонимию, антонимия, омонимию, паронимию слов, словосочетаний и предложений);
- парадигматическое (анализируется функционирование словоформ, роль части речи, их категориальное значение в тексте)
- синтагматическое (обсуждается построение фразы как законченной мысли и возможные варианты ее оформления, значение порядка слов в предложении, его частей);
- стилистическое (обнаруживаются особенности текстопостроения, жанровые характеристики, композиция, язык персонажей, сюжетные линии при анализе и сочинении текста).
| | Текст (связная речь) – группа предложений, подчиняющихся единой темой и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом
| |
| | | | | Изложение – письменный пересказ текста
| | | | | Классификация изложений (Т.А.Ладыженская, И.Д.Морозова)
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | Сочинение – вид связной письменной речи, одно из самостоятельных упражнений в передаче своих мыслей, знаний, чувств
| | | | | Классификация сочинений (Львов М.Р.)
| | | | | | | | | | | | сочинения – повествования
сочинения – описания
сочинения рассуждения
| | | | | | | | | |
Кроме перечисленных четырех групп, сочинения бывают:
| | - домашние, классные и классно-домашние (по условиям выполнения)
- обучающие и контрольные (по целям проведения)
- устные и письменные (по форме изложения)
| |
| | | | | | | Типы сочинений с точки зрения внутренней, содержательной стороны (классификация по проблемно-тематическому принципу):
- сочинения – характеристики;
- литературно-критические сочинения;
- сочинения на свободную тему
| | | | | В процессе обучения русскому языку детей с общим недоразвитием речи в рамках программы специального (коррекционного) учреждения V вида изложения и сочинения оказывают большое влияние на развитие связной письменной речи, выполняя коррекционно-развивающие функции благодаря особенностям своей «специфики как опосредованного вида общения, более отвлеченного, чем непосредственное устное общение» (Комаров К.В.).
| | | | | Сочинение по следам экскурсии
| |
- Беседа с целью создать определенный эмоциональный настрой в классе, ввести в тему сочинения.
- Сообщение темы и цели сочинения.
- Беседа с целью восстановления в памяти учащихся и обогащения образов и знаний, полученных на экскурсии.
- Рассматривание описываемого предмета с целью сбора материала для его описания (если такой присутствует).
- Коллективное составление плана.
- Коллективное составление I части текста, устное изложение ее учащимися и обсуждение.
- Орфографическая подготовка.
- Запись текста учащимися. Наблюдение учителя и оказание индивидуальной помощи
- Проверка учащимися своих работ. Совершенствование написанного текста.
| |
- Подготовка учащихся к восприятию картины.
- Рассматривание картины.
- Беседа с целью анализа ее содержания
- Словарно-стилистическая работа.
- Составление плана сочинения.
- Устный рассказ.
- Запись текста учащимися.
| |
Таблица анализа письменных работ
№
| Критерии оценки текста
| Параметры оценки
| Показатели
| Результаты анализа
|
| Цельность текста
| Объем высказывания
| Общее число слов в тексте
| | Общее число предложений высказывания
| Средняя длина фразы
| Достоверность высказывания
| Привнесение фактов
| Пропуск значимых объектов
| Искажение фактов
| Последовательность изложения
| Наличие/отсутствие повторов
| Логичность изложения
|
| Связность высказывания
| Композиционная структура
| Наличие/отсутствие (зачина, основной части, заключения)
| | Лексико-грамматические средства
| IS
|
| Использование языковых средств
| Лексико-морфологический состав текста
| Существительные
| | Прилагательные
| Глаголы
| Местоимения
| Наречия
| Причастия
| Деепричастия
| Категориально-дифференцированное обозначение синтаксических конструкций
| Простые двусоставные нераспространенные
| Простые двусоставные распространенные
| Простые односоставные нераспространенные
| Простые односоставные распространенные
| Сложные сложносочиненные
| Сложные сложноподчиненные
| Сложные бессоюзные
|
| Соответствие нормам грамотной письменной речи
| Дисграфические ошибки
| | | Орфографические ошибки
| | IS – индекс связности (авторами данной формулы являются Ляудис В.Я. и Негурэ И.П., адаптирована Российской Е.Н.).
IS = С 1/С 2,
Где С1 – число адекватно (правильно) выраженных смысловых отношений; С2 – число всех отношений.
Date: 2015-12-13; view: 2038; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|