Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис управления в российской экономике в переходный период





 

Уровень управления Основные черты кризиса
Корпоративный уровень Изменение форм собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного управ­ления Бесхозность предприятий, находящихся в государ­ственной собственности Тенденция к разделению на отдельные части круп­ных и средних предприятий Разрушение производственных и управленческих структур корпоративного типа Права и ответственность собственников и руководи­телей не разграничены и во многом не упорядочены Отсутствие нормативной базы, определяющей тре­бования к управлению государственными пред­приятиями
Общегосударст­венный уровень Самоустранение государственных структур от целе­направленного использования системы экономи­ческих и административных рычагов Отсутствие четкого разграничения прав и ответст­венности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами Необеспеченность правовой защитой договорных отношений Дезорганизация системы заказов и закупок продук­ции, работ и услуг для государственных нужд Неналаженность системы государственных контрактов Отсутствие системы подготовки управляющих госу­дарственными пакетами акций Отсутствие исполнительской дисциплины, коорди­нирующих и контрольных функций

хозяйственные связи привели к отказу от административных ме­тодов управления, открыли дорогу новому экономическому мыш­лению. С другой стороны, сохраняется (а в некоторых отношени­ях и растет) чрезмерная государственная (федеральная и регио­нальная) управленческая надстройка; предприятия недостаточно активно организуют прямые хозяйственные связи, нередко в уго­ду местным интересам нарушаются сложившиеся хозяйственные отношения. Противоречия усугубляются тем, что старый эконо­мический механизм, имея глубокие корни, создал многочислен­ные защитные системы. Это проявляется в разной форме: новые формы хозяйствования «втягиваются» в русло сложившихся струк-


тур и приемов работы; под флагом использования экономических рычагов нередко сохраняется неоправданное государственное вме­шательство в деятельность негосударственных предприятий; то в явной, то в скрытой форме нарушается хозяйственное законода­тельство; часть предпринимателей при переходе к новым методам хозяйствования испытывает неуверенность, боязнь остаться без сырья и материалов, которые они ранее гарантированно получа­ли «сверху».

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяй­ственную жизнь в России определяется главным образом конкрет­ными условиями переходного периода, а не теоретическими мо­делями и экономическими расчетами. Принципиальная схема вза­имодействия федеральных и местных органов власти, например, с субъектами промышленной сферы представлена на рис. 35.3.

Рис. 35.3. Подход к государственному регулированию промышленной сферы

Приватизация и массовое акционирование предприятий привели к созданию уже не государственных, но и не вполне рыночных субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а с другой — еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей и коллективов — владельцев акций к сиюминутному обогащению, то становится очевидным, что государство на современном этапе


не должно терять управления «несущими конструкциями» эконо­мического комплекса. В течение всего переходного периода госу­дарство призвано играть существенную роль в регулировании эко­номических процессов. Таким образом, до тех пор пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно от­личаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива раз­вития заключается, видимо, в создании механизма, объединяюще­го рыночные и государственные рычаги управления. Для этого формы последнего надо трансформировать так, чтобы указанное сочетание носило непротиворечивый характер.

Становлению рыночных отношений в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Важней­шей обязанностью государства является оказание решающего вли­яния на процесс формирования инфраструктуры рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать це­лый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие эле­менты рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммер­ческие банки; эмиссионную систему и эмиссионные банки; орга­низационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие фор­мы организационного небиржевого посредничества; систему ре­гулирования занятости и центры (государственные и негосудар­ственные) содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; транспортные агентства; структуры по изучению рынка; рекламные и информа­ционные агентства; консультационные и аудиторские компании.

Государственная поддержка предпринимательства может вклю­чать как прямое финансовое субсидирование, льготное кредито­вание и селективное гарантирование кредитов, так и предостав­ление льгот по налогообложению, участие государства в соучре­дительстве новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных государственных заказов. Важную роль играют содействие в подготовке кадров и разверты­вание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпри­нимателей.


Глава 36







Date: 2015-12-13; view: 453; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию