Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологическом уровне





1) называние картинок, изображающих один предмет или их множество

(преобразование существительных, глаголов мужского, женского, средне-

го родов или слов с уменьшительными суффиксами);

2) прием выбора пары слов из данных (для изучения умений правиль-

но употреблять число при согласовании имени существительного с при-

лагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.;

3) исследование грамматической категории рода;

4) исследование умений пользоваться способами словообразования:

а) Суффиксальный способ.

б) Префиксальный способ.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Используются следующие приёмы:

1. Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).

2. Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

3. Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

При анализе результатов обследования пересказа отмечается:

1) понимание содержания излагаемого;

2) самостоятельность пересказа;

3) полнота передачи текста;

4) последовательность изложения;

5) плавность изложения;

6) правильность оформления высказывания.

При анализе результатов обследования рассказа отмечается:

1) понимание содержания увиденного;

2) самостоятельность составления рассказа;

3) точность, полнота изложения;

4) последовательность рассказа;

5) лексико-грамматическое оформление высказывания.

 

Варианты схем логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Дата поступления в группу ______________________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

II. Анамнез.

Какие по счету роды__________________________________________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) _____________________________________________________________________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) _____________________________________________________________________________________________________________________________

Прочее_______________________________________________________________________

III. Раннее физическое и психическое развитие.

Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).

Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году), первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам), фразовая речь _________ (N к 3 годам)

Перенесенные заболевания __________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов).

Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________

Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________

Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр) ___________________________________________

Логопедическое обследование

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

Постоять на одной ноге (попеременно) ___________________________________________

Попрыгать на двух ногах _______________________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________________

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________

(правая, левая рука, синхронно)

«Кулак – ребро - ладонь» ______________________________________________________

Соединить пальца рук «Пальчики здороваются» __________________________________

Ведущая рука ________________________________________________________________

(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Мимика.

Нахмурить брови ______________________________________________________________

Наморщить лоб _______________________________________________________________

Прищурить глаз ______________________________________________________________

Надуть щеку (щеки) ___________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________

(моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.)

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

Губы _____________________________________________________________________________

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

Зубы _____________________________________________________________________________

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Прикус ____________________________________________________________________________

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое нёбо_________________________________________________________________________

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык _____________________________________________________________________________

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет …)

Подъязычная связка _____________________________________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________

(норма, повышен, понижен …)

Саливация____________________________________________________________________

(норма, повышенная …)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________

(верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)

характер голоса _________________________________________________________________________

(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …

Вывод: ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

VII. Состояние звукопроизношения.

Звуки

Воспроизведение звука

изолированно

в речи

Свистящие

Шипящие

Звуки [л], [л ′]

Звуки [р], [р ′]

Прочие звуки

Дифференциация звуков

Вывод: _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

фонематические (замены, смешения); фонетические (искажения)

VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия.

С 5 лет

Повтори (рот у логопеда закрыт экраном):


да – та – та __________________ вы – ви – вы __________________

ко – го – го ____________________ ма – мя – мя __________________

бу – бу – пу ____________________ нё – но – нё ____________________

Различение слов со сходным звуковым составом:

уточка - удочка ____________________ бочка – почка ____________________

коза – коса ______________________ мышка – мишка ___________________

рак – лак ________________________ корка – горка _____________________

Определение звука в ряду других звуков _________________________________________

(хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком)

Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):

Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!____________________________________________________

Вымыли мышки миски для мишки.____________________________________________________________

Заржавел железный замок.___________________________________________________________________

Лара у Вали играет на рояле._________________________________________________________________

С 6 лет

Назови первый и последний звук в словах:

Кот ________, дом ____________, утка _______________.

Вывод: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

IX. Слоговая структура слова.

Произнесение слов различной слоговой сложности (в соответствии с классификацией Марковой)

Проговаривание за логопедом и самостоятельно (по картинкам)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторить предложения:

Милиционер стоит на перекрестке ____________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу _____________________________________________

Ребята слепили снеговика____________________________________________________________

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(слоговая структура слов нарушена незначительно, имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков и слогов), элизии (пропуски звуков и слогов), итерации и т.д.)

X. Состояние лексической стороны речи.

Название предмета и его частей:

Стул (ножки, сиденье, спинка) __________________________________________________


Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) _________________________________________

Машина (кабина, кузов, колеса …) ______________________________________________

Употребление обобщающих слов:

С 5 лет

овощи _________ мебель _________________ домашние животные _______________

фрукты _______ посуда _________________ дикие животные _______________

одежда _______ обувь __________________

С 6 лет

транспорт ______ профессии ____________ бытовые приборы _______________

ягоды________ насекомые _______ Продукты питания ______________

Называние детенышей животных и птиц:

кошка ______________ овца _________________ белка__________________

корова ____________ свинья _________________ гусь __________________

собака ____________ медведь ______________ утка __________________

коза ______________ лиса __________________ курица___________________

лошадь ___________ заяц _________________

Кто где живет?

Медведь _____________ лиса ______________ белка __________________

птица ______________ собака _________________

Кто как кричит?

корова ______________ лягушка ______________

утка __________________ кошка_________________

собака ______________ воробей ______________

Кто как передвигается?

змея ______________ заяц _____________________

бабочка ____________ собака____________________

рыба ______________ птица __________________

Подобрать прилагательные к им. существительному (2-3 слова)

Солнце (какое?)________________________________________________________________

Апельсин (какой?)______________________________________________________________

Лиса (какая?)_________________________________________________________________

Облака (какие?)________________________________________________________________

Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам.

(с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)

веселый ___________ друг ________________ говорить _______________

широкий __________ шум ________________ ссориться ______________

большой __________ больной ____________ радоваться _____________

злой _____________ свет _______________ спать __________________

сладкий __________ сухой ______________ хвалить ________________

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XI. Состояние грамматического строя речи.

Обследование понимания предложных конструкций с обозначением места.

Покажи картинку:

в пенале карандаши ___________ на пенале карандаши ________________

карандаши за пеналом _________ карандаши перед пеналом ____________

Преобразование им. сущ-го ед.числа во мн. число.

карандаш____________ огурец ____________ утёнок____________

глаз _______________ дом ____________ перо______________

стакан____________ рукав _____________ стул _____________

стол ______________ окно_______________ рот______________

Родительный падеж мн. числа им. сущ-го

Чего (кого) много в лесу?___________________________________________________________

Чего много в детском саду?________________________________________________________

Образование им. сущ-го с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

нос ____________ ведро _______________ диван ________________

глаз ____________ птица _____________ вишня ________________

рука____________ стул ______________ утка _________________

голова__________ диван ______________ сумка_______________

Согласование им. чис-ных с им. сущ-ными.

1 мяч 1 елка 1 яблоко

2 _________ 2 _____________ 2 ________________

5 _________ 5 _____________ 5 ________________

Употребление предлогов.

простые ___________________________________________________________________

сложные ___________________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных.

С 5 лет.

Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________________________

С 6 лет

Чьи следы? Чья голова? (лиса, медведь, заяц, волк) _______________________________

___________________________________________________________________________

Образование относительных прилагательных.

Сок из апельсинов, слив ___________________________________________________

Салат из моркови, капусты _______________________________________________

Компот из клубники, яблок________________________________________________

Дом из соломы, камня ___________________________________________________

Стол из дерева, стекла__________________________________________________

Образование глаголов при помощи приставок.

Ехал ______________________________________________________________________

Летел ______________________________________________________________________

Лил ________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

XII. Состояние фразовой речи.

Составление предложений по опорным словам.

Составить предложение со словами девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами __________________________________________________________________________________________________________________

Составить предложение по отдельным словам, расположенными в беспорядке.

на, Саша, лыжах, катается____________________________________________________

клетки, чиж, из, вылетел_____________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(фразовая речь не нарушена, нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм (нарушения сочетаемости слов: согласование, управление)

XIII. Состояние связной речи.

(обязательно записывать образцы детских рассказов)

Составление рассказа по картине

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)_____________________________________________________________________

Составление рассказа по серии картинок (см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда)____________________________________________________________________

Пересказ

(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда)

_____________________________________________________________________________

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(рассказы лаконичные, фраза развернутая, без ошибок, отмечается нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы, предложения из 2-3 слов, нет логики, монологическая связная речь несформированна)

Логопедическое заключение:___________________________________________________________________

Дата ________________ Логопед ______________________

 

Заключение

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

 

 







Date: 2015-12-13; view: 948; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию