Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Морфологическом уровне
1) называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование существительных, глаголов мужского, женского, средне- го родов или слов с уменьшительными суффиксами); 2) прием выбора пары слов из данных (для изучения умений правиль- но употреблять число при согласовании имени существительного с при- лагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.; 3) исследование грамматической категории рода; 4) исследование умений пользоваться способами словообразования: а) Суффиксальный способ. б) Префиксальный способ.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Используются следующие приёмы: 1. Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский). 2. Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин. 3. Рассказ-описание или рассказ из личного опыта. При анализе результатов обследования пересказа отмечается: 1) понимание содержания излагаемого; 2) самостоятельность пересказа; 3) полнота передачи текста; 4) последовательность изложения; 5) плавность изложения; 6) правильность оформления высказывания. При анализе результатов обследования рассказа отмечается: 1) понимание содержания увиденного; 2) самостоятельность составления рассказа; 3) точность, полнота изложения; 4) последовательность рассказа; 5) лексико-грамматическое оформление высказывания.
Варианты схем логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи I. Анкетные данные ребенка. Фамилия, имя _________________________________________________________________ Дата рождения ________________________________________________________________ Дата поступления в группу ______________________________________________________ Домашний адрес _______________________________________________________________ II. Анамнез. Какие по счету роды__________________________________________________________________ Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) _____________________________________________________________________________ Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) _____________________________________________________________________________________________________________________________ Прочее_______________________________________________________________________ III. Раннее физическое и психическое развитие. Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году). Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году), первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам), фразовая речь _________ (N к 3 годам) Перенесенные заболевания __________________________________________________________ IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов). Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________ Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________ Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________ Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________ Общее состояние здоровья (педиатр) ___________________________________________ Логопедическое обследование V. Моторная сфера. Состояние общей моторики. Постоять на одной ноге (попеременно) ___________________________________________ Попрыгать на двух ногах _______________________________________________________ Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________________ Состояние мелкой моторики. Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________ (правая, левая рука, синхронно) «Кулак – ребро - ладонь» ______________________________________________________ Соединить пальца рук «Пальчики здороваются» __________________________________ Ведущая рука ________________________________________________________________ (левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками) Мимика. Нахмурить брови ______________________________________________________________ Наморщить лоб _______________________________________________________________ Прищурить глаз ______________________________________________________________ Надуть щеку (щеки) ___________________________________________________________ Вывод: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.) VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Губы _____________________________________________________________________________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …) Зубы _____________________________________________________________________________ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма) Прикус ____________________________________________________________________________ (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия) Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) Мягкое нёбо_________________________________________________________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок) Язык _____________________________________________________________________________ (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет …) Подъязычная связка _____________________________________________________________________ (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …) Тонус языка ____________________________________________________________________________ (норма, повышен, понижен …) Саливация____________________________________________________________________ (норма, повышенная …) Состояние дыхательной и голосовой функции: тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________ (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) характер голоса _________________________________________________________________________ (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный … Вывод: ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ VII. Состояние звукопроизношения. Звуки Воспроизведение звука изолированно в речи Свистящие Шипящие Звуки [л], [л ′] Звуки [р], [р ′] Прочие звуки Дифференциация звуков Вывод: _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ фонематические (замены, смешения); фонетические (искажения) VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия. С 5 лет Повтори (рот у логопеда закрыт экраном): да – та – та __________________ вы – ви – вы __________________ ко – го – го ____________________ ма – мя – мя __________________ бу – бу – пу ____________________ нё – но – нё ____________________ Различение слов со сходным звуковым составом: уточка - удочка ____________________ бочка – почка ____________________ коза – коса ______________________ мышка – мишка ___________________ рак – лак ________________________ корка – горка _____________________ Определение звука в ряду других звуков _________________________________________ (хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком) Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям): Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!____________________________________________________ Вымыли мышки миски для мишки.____________________________________________________________ Заржавел железный замок.___________________________________________________________________ Лара у Вали играет на рояле._________________________________________________________________ С 6 лет Назови первый и последний звук в словах: Кот ________, дом ____________, утка _______________. Вывод: ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ IX. Слоговая структура слова. Произнесение слов различной слоговой сложности (в соответствии с классификацией Марковой) Проговаривание за логопедом и самостоятельно (по картинкам)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Повторить предложения: Милиционер стоит на перекрестке ____________________________________________________ Экскурсовод проводит экскурсию по городу _____________________________________________ Ребята слепили снеговика____________________________________________________________ Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (слоговая структура слов нарушена незначительно, имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков и слогов), элизии (пропуски звуков и слогов), итерации и т.д.) X. Состояние лексической стороны речи. Название предмета и его частей: Стул (ножки, сиденье, спинка) __________________________________________________ Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) _________________________________________ Машина (кабина, кузов, колеса …) ______________________________________________ Употребление обобщающих слов: С 5 лет овощи _________ мебель _________________ домашние животные _______________ фрукты _______ посуда _________________ дикие животные _______________ одежда _______ обувь __________________ С 6 лет транспорт ______ профессии ____________ бытовые приборы _______________ ягоды________ насекомые _______ Продукты питания ______________ Называние детенышей животных и птиц: кошка ______________ овца _________________ белка__________________ корова ____________ свинья _________________ гусь __________________ собака ____________ медведь ______________ утка __________________ коза ______________ лиса __________________ курица___________________ лошадь ___________ заяц _________________ Кто где живет? Медведь _____________ лиса ______________ белка __________________ птица ______________ собака _________________ Кто как кричит? корова ______________ лягушка ______________ утка __________________ кошка_________________ собака ______________ воробей ______________ Кто как передвигается? змея ______________ заяц _____________________ бабочка ____________ собака____________________ рыба ______________ птица __________________ Подобрать прилагательные к им. существительному (2-3 слова) Солнце (какое?)________________________________________________________________ Апельсин (какой?)______________________________________________________________ Лиса (какая?)_________________________________________________________________ Облака (какие?)________________________________________________________________ Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам. (с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет) веселый ___________ друг ________________ говорить _______________ широкий __________ шум ________________ ссориться ______________ большой __________ больной ____________ радоваться _____________ злой _____________ свет _______________ спать __________________ сладкий __________ сухой ______________ хвалить ________________ Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ XI. Состояние грамматического строя речи. Обследование понимания предложных конструкций с обозначением места. Покажи картинку: в пенале карандаши ___________ на пенале карандаши ________________ карандаши за пеналом _________ карандаши перед пеналом ____________ Преобразование им. сущ-го ед.числа во мн. число. карандаш____________ огурец ____________ утёнок____________ глаз _______________ дом ____________ перо______________ стакан____________ рукав _____________ стул _____________ стол ______________ окно_______________ рот______________ Родительный падеж мн. числа им. сущ-го Чего (кого) много в лесу?___________________________________________________________ Чего много в детском саду?________________________________________________________ Образование им. сущ-го с уменьшительно-ласкательными суффиксами. нос ____________ ведро _______________ диван ________________ глаз ____________ птица _____________ вишня ________________ рука____________ стул ______________ утка _________________ голова__________ диван ______________ сумка_______________ Согласование им. чис-ных с им. сущ-ными. 1 мяч 1 елка 1 яблоко 2 _________ 2 _____________ 2 ________________ 5 _________ 5 _____________ 5 ________________ Употребление предлогов. простые ___________________________________________________________________ сложные ___________________________________________________________________ Образование притяжательных прилагательных. С 5 лет. Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________________________ С 6 лет Чьи следы? Чья голова? (лиса, медведь, заяц, волк) _______________________________ ___________________________________________________________________________ Образование относительных прилагательных. Сок из апельсинов, слив ___________________________________________________ Салат из моркови, капусты _______________________________________________ Компот из клубники, яблок________________________________________________ Дом из соломы, камня ___________________________________________________ Стол из дерева, стекла__________________________________________________ Образование глаголов при помощи приставок. Ехал ______________________________________________________________________ Летел ______________________________________________________________________ Лил ________________________________________________________________________ Вывод: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ XII. Состояние фразовой речи. Составление предложений по опорным словам. Составить предложение со словами девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами __________________________________________________________________________________________________________________ Составить предложение по отдельным словам, расположенными в беспорядке. на, Саша, лыжах, катается____________________________________________________ клетки, чиж, из, вылетел_____________________________________________________ Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (фразовая речь не нарушена, нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм (нарушения сочетаемости слов: согласование, управление) XIII. Состояние связной речи. (обязательно записывать образцы детских рассказов) Составление рассказа по картине (см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)_____________________________________________________________________ Составление рассказа по серии картинок (см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда)____________________________________________________________________ Пересказ (см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда) _____________________________________________________________________________ Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (рассказы лаконичные, фраза развернутая, без ошибок, отмечается нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы, предложения из 2-3 слов, нет логики, монологическая связная речь несформированна) Логопедическое заключение:___________________________________________________________________ Дата ________________ Логопед ______________________
Заключение В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными. Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.
Date: 2015-12-13; view: 948; Нарушение авторских прав |