Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обследование голосовой функции
1. Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий). 2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глу- хой и др.). 3. Атака голоса (мягкая, твёрдая, придыхательная). 4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности). Обследование просодической стороны речи 1. Темп (нормальный, быстрый, медленный). 2. Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия). 3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки). 4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, воп- росительной, побудительной). Обследование фонематического восприятия Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо оз- накомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Одна- ко и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются спе- цифические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно ис- пользуют приемы, направленные на: 1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз. 2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). 3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). 4. Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с измене- нием гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА). 5.Запоминание звуковых рядов.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, ло- гопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохра- нен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии фи- зического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Обследование понимания речи включает следующие разделы. Обследование понимания слов 1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящхся перед ребёнком. 2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке. 3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лу- рия). Используется многократное повторение слов или группы слов. На- пример: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу». 4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на дру- гой – книга. Логопед называет слово «читает» – ребенок должен показать соответствующую картинку. 5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различе- ние которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ. 6. Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значе- ний слов, на их правильный выбор в том или ином контексте: 1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы. 2) Подобрать к названию целого название его части. 3) Подобрать к названию общего понятия частного. 4) Подобрать названия предметов по их действиям. 5) Подобрать слова, противоположные по значению. 6) Закончить предложение. 7) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагатель- ными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правилъный ответ. 8) Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существитель- ными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман); 9) Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела... (стая, стайка, стадо) воробъев. Они уселисъ на крыше и весело... (пели, щебетали, чирикали). Обследование понимания предложений 1. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различ- ной сложности. 2. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических струк- тур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта: 1) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых пред- мета: карандаш, ключ; 2) «Покажи ключом карандаш». 3) «Покажи ключ карандашом». 3. Изучение понимания логико-грамматических отношений. Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие женщину с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки. 4. Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.). 5. Исправить предложения: Коза принесла корм девочке. 6. Прочитать предложения и ответить на вопросы: Петю встретил Миша. Кто приехал? 7. Исправить предложения, в которых порядок слов не совпадает с по- рядком действий. 8. Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. 1) Закончить предложения, выбрав вариант окончания. 2) Закончить предложение, придумав концовку. 3) Выбрать правильное предложение из двух.
Обследование понимания грамматических форм При обследовании должна быть создана экспериментальная ситуация, при которой выполнение заданий исключает необходимость устного отве- та испытуемого. Детям предлагается действовать по речевой инструкции, правилъное выполнение которой возможно лишь при условии понимания ребенком заданных грамматических форм.
Date: 2015-12-13; view: 2299; Нарушение авторских прав |