Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расовый и этнический состав населения США
...Отдай мне твоих усталых и бедных; Они задыхаются в толпах огромных, Подобны обломкам, усеявшим берег. Пошли их ко мне, гонимых, бездомных, — Мой свет их введет в золотые двери. Эти слова Эммы Лазарус, начертанные на пьедестале статуи Свободы, выражают культурные идеалы человеческого достоинства, личной свободы и равных возможностей. Действительно, США обеспечили «лучшую жизнь» большему количеству иммигрантов, чем любая другая страна. Но, как показывает история расовых и этнических меньшинств, «золотая дверь» Америки для некоторых откры- 484 Часть III. Социальное неравенство Коренные американцы Термин «коренные американцы» относится к племенам — включая алеутов, эскимосов, чероки, зуни, сиу, могавков, ацтеков и инков, которые первыми заселили западное полушарие. Приблизительно за 30 тыс. лет до того, как Христофор Колумб (1446-1506) открыл Америку, мигрирующие народы по перешейку земли, где сегодня находится Берингов пролив (недалеко от побережья штата Аляска), пришли из Азии в Северную Америку. Постепенно они заселили всю Северную и Южную Америку. Когда в конце XV в. в Америку прибыли первые европейцы, коренных американцев было несколько миллионов. Но к 1900 г., после безжалостного покорения и геноцида, «исчезающих американцев» насчитывалось лишь 250 тыс. (Dobyns, 1966; Tyler, 1973); земли, которыми они управляли, также впечатляюще сократились, как показано на карте США 14.2'. Именно Христофор Колумб первым назвал коренных американцев «индейцами», потому что ошибочно полагал, будто достиг Индии. В действительности он высадился на Багамских островах в Карибском море. Колумб счел островитян пассивными и мирными, что было полной противоположностью практичных и склонных к конкуренции европейцев (Matthiessen, 1984; Sale, 1990). Но те оправдывали захват новых земель, называя своих жертв ворами и убийцами (Unruh, 1979; Josephy, 1982). После войны за независимость образованное американское правительство стало придерживаться плюралистического подхода к сообществам коренных американцев и стремилось получить больше земли путем заключения соглашений. Оплата за землю была далека от справедливой, однако, когда коренные американцы не захотели ее отдать, правительство применило военную силу для их выселения. К началу 1800-х гг. незначительное число коренных американцев оставалось к востоку от Миссисипи. В 1871 г. США объявили опеку правительства над коренными американцами и приняли стратегию принудительной ассимиляции. Те продолжали терять земли и вполне могли напрочь забыть свою культуру. Жизнь в резервациях поощряла зависимость, языки предков заменялись на английский, а традиционные их религиозные верования — на христианские. Чиновники из Бюро по делам индейцев забирали детей от родителей и помещали их в школы-интернаты, где те ресоциализиро-вались как «американцы». Власти предоставили контроль над жизнью в резервациях некоторым коренным американцам, поддерживавшим правительственную политику, и отдали землю, традиционно находившуюся в совместном пользовании, в частную собственность ряду семей (Tyier, 1973). Лишь в 1924 г. коренные американцы получили право на американское гражданство. После этого многие покинули резервации, усвоив еще больше господствующих культурных образцов и вступая в брак с некоренными согражданами. 1 200 лет назад североамериканские индейцы контролировали УА земли, которая в итоге стала современными Соединенными Штатами. Сегодня коренные американцы контролируют 314 резерваций, разбросанных по всем США, что в совокупности составляет лишь 2% территории страны. Как бы 486 Часть III. Социальное неравенство Глава 14. Раса и этничность 487
Во многих больших городах значительную долю населения составляют коренные американцы. Однако в целом они контролируют лишь небольшую долю земли в стране; медианный доход семьи коренных американцев значительно ниже среднего по США, и относительно немногие из них заканчивают колледж (табл. 14.2)1. Таблица 14.2 Социальное положение коренных американцев (данные за 2000 г.) Коренные американцы В целом по США Медианный доход семьи $31064 S50891 Процент бедных семей 27,1% 11,3% в колледже (в возрасте 25 лет и старше) 9,3%* 25,6% * Оценка автора на основе последних доступных данных. Источник: U. S. Census Bureau, 2001. Из всесторонних интервью с коренными американцами в одном городе на западе США Джоан Албон (Albon, 1971) заключила, что более низкое социальное положение этих людей отражает целый ряд культурных факторов, включая несоревновательное представление о жизни и нежелание получать высшее образование. Кроме того, она отметила, что многие коренные американцы имеют темную кожу, которая делает их жертвами предубеждений и дискриминации. Подобно другим расовым и этническим меньшинствам, они недавно подтвердили, что гордятся своим культурным наследием. Организации коренных американцев сообщают о волне новых членов, и теперь многие дети могут говорить на родном языке лучше, чем их родители (Fost, 1991; Johnson, 1991;Nagel, 1996). Кроме того, юридическая автономия резерваций оказалась «козырем про запас» для многих племен, которые построили прибыльные казино и теперь управляют 20% всего американского игорного бизнеса. Но такое финансовое золотое дно коснулось лишь немногих коренных народов; большинство из них терпят свое невыгодное положение с глубоким чувством несправедливости, которую они испытывают со стороны белых людей. Белые англосаксонские протестанты Белые англосаксонские протестанты (White Anglo-Saxon Protestants, WASP) не были первыми людьми, заселившими Соединенные Штаты, но стали доминирующей группой, как только началась европейская колонизация. Большинство WASP английского происхождения, хотя данная категория также включает шотландцев и валлийцев. Более 50 млн американцев, или каждый пятый, заявляют о принадлеж- ности к WASP. На национальной карте 14.3 показано, где в США отмечается наиболее высокая концентрация представителей этой группы населения'. Исторически иммигранты WASP имели высокую квалификацию и обладали мотивацией добиться успеха, что ныне называется протестантской трудовой этикой. Из-за их большой численности и могущества против них не возникало предубеждений и дискриминации, испытываемых другими категориями иммигрантов. По сути, их историческое господство привело к тому, что другие хотели стать подобными им. WASP никогда не были единой социальной группой; враждебность разделяла англичан, приверженцев англиканской церкви, и шотландцев и ирландцев-пресвитериан, особенно это было ярко выражено в колониальные времена (Parrillo, 1994). Но в XIX в. большинство WASP объединились перед лицом нашествия «нежелательных иностранцев»; немцев в 1840-х и итальянцев в 1880-х гг. Политические движения сумели провести законы, которые ограничили приток иммигрантов. Те, кто мог позволить себе это, укрылись в престижных районах и закрытых клубах. Таким образом, на 1880-е гг. — десятилетие, когда статуя Свободы стала приветствовать иммигрантов, приезжавших в Соединенные Штаты, — также приходится основание первого клуба, куда принимались только WASP (Baltzell, 1964). Примерно к 1950 г. господство данной категории людей, определяемое по степени богатства и уровню привилегий, достигло максимума, на что указывает избрание в 1960 г. первого католического президента Джона Фицджеральда Кеннеди. Но большинство представителей верхнего слоя высшего класса (но не «нувориши» из нижнего слоя того же класса) - это именно WASP (Baltzell, 1964, 1976, 1979b, 1988). Культурное наследие их также остается. Английский язык — доминирующий в США, а протестантизм — религия большинства. Наша юридическая система также отражает ее английские корни. Однако историческое господство Ш5Рнаиболее очевидно сказывается в широко распространенном использовании терминов «раса» и «этничность» при описании всех, кто не WASP. Афроамериканцы Хотя афроамериканцы сопровождали европейских исследователей в Новом Свете в XV в., большинство ученых считают началом «черной истории» США 1619 г., когда голландский торговый корабль привез 20 африканцев в Джеймстаун, штат Виргиния. Неизвестно, были ли эти люди рабами или обыкновенными пассажирами, но очень скоро человек с черным цветом кожи стал на этих берегах Атлантики восприниматься в качестве раба. В 1661 г. в Виргинии был принят первый закон, признающий рабство (Sovvell, 1981). Оно стало основой системы в южных колониях. Белые люди управляли плантациями с рабами, служившими рабочей силой, и до 1808 г. некоторые из них также
Сравнивая уровень образования и особенно дохода, имейте в виду, что различные категории населения США различаются по медианному возрасту. В 2000 г. для всех американцев он был равен 55,3 года. Бел1>1елюдн(неиспаноязычныс) имели медианный возраст 38,6 лет, для коренных американцев он составил 28,0. Поскольку со временем уровень образования и дохода людей повышается, 1 Многие люди связывают белых англосаксонских протестантов с элитными сообществами на Восточном и Западном побережьях США. Но наиболее высокая концентрация WASP отмечается в штате Юта (из-за миграции мормонов английского происхождения), в Аппалачах и в северной Новой Англии (из-за исторической иммиграции). Однако в целом WASP составляют большую долю американского населения почти всюду, кроме штата Аляска, юга штата Техас и севера Великих равнин. Глава 14. Раса и этничность 489 занимались работорговлей. Торговцы «живым» товаром, включая европейцев, африканцев и североамериканцев, насильственно перевезли приблизительно 10 млн африканцев в различные страны Америки, в том числе 400 тыс. в Соединенные Штаты. На маленьких парусных судах сотни рабов находились скованными вместе в течение нескольких недель, необходимых для пересечения Атлантического океана. Многие умирали от антисанитарных условий и болезней, некоторые покончили жизнь самоубийством. В целом, половина из них умерли в пути (Tannenbaum, 1946; Franklin, 1967; Sowell, 1981). Выжить в поездке было еще не все, затем наступали годы рабской жизни. Хотя некоторые африканцы выполняли различную работу в городах, большинство трудились на полях, часто от рассвета до заката и еще дольше во время уборки урожая. Закон позволял владельцам применять любые дисциплинарные меры, которые они считали необходимыми, чтобы рабы были послушными и усердно трудились. Даже убийство раба редко приводило к судебному иску. Владельцы часто разделяли семьи невольников на проводившихся аукционах, где людей покупали и продавали как предметы собственности. Поскольку рабы были неграмотны и удовлетворение всех их основных потребностей зависело от владельцев, они не были властны над своей судьбой (Franklin, 1967; Sowell, 1981). Как на Севере, так и на Юге было небольшое количество свободных «цветных», работавших мелкими фермерами, квалифицированными рабочими или занимающихся мелким бизнесом. Но жизнь большинства афроамериканцев находилась в явном противоречии с принципами равенства и свободы, на которых были основаны Соединенные Штаты. Декларация независимости гласит: Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что Богом им дарованы определенные неотъемлемые права, среди которых право па жизнь, свободу и стремление к счастью. Однако большинство белых людей не распространяли эти идеалы на чернокожих. В деле Дреда Скотта, слушавшемся в Верховном Суде США в 1857 г., рассматривался вопрос: «Являются ли чернокожие гражданами?», и было вынесено постановление: «Мы считаем, что они не граждане, и что они не подразумеваются под словом "граждане" в Конституции, и поэтому не могут требовать ни одного из прав и привилегий, которые обеспечивает этот документ гражданам США» (цит. по: Blaustein & Zangrando, 1968:160). Таким образом, возникла, по выражению шведского социолога Гуннара Мюрдала (Myrdal, 1944), американская дилемма: отрицание демократическим обществом основных прав и свобод целой категории людей. Чтобы разрешить эту дилемму, многие белые просто определили чернокожих людей как неполноценных от природы. В 1865 г. 13-я поправка к Конституции поставила рабство вне закона. Три года спустя 14-я поправка аннулировала постановление по делу Дреда Скотта, даровав гражданство всем людям, рожденным в США. Согласно 15-й поправке, ратифицированной в 1870 г., ни раса, ни положение раба в прошлом не могли никого лишить права голосовать. Однако так называемые законы Джима Кроу — классические примеры институционализированной дискриминации — все еще разделяли американское общество на две расовые касты. Особенно это было заметно в южных шта- 490 Часть III. Социальное неравенство Глава 14, Раса и этничность 491
тах, где белые люди избивали и линчевали чернокожих (и некоторых белых), которые бросили вызов существовавшей иерархии. XX в. разительно изменил жизнь афроамериканцев. После Первой мировой войны десятки тысяч мужчин, женщин и детей присоединились к Большому переселению, оставив сельский Юг и двинувшись на Север, чтобы занять рабочие места на фабриках. Хотя большинство из них открыли для себя значительные экономические возможности, немногие избежали расовых предубеждений и дискриминации, из-за которых в классовой иерархии их ставили ниже, чем белых иммигрантов, прибывающих из Европы. В 1950-е и 1960-е гг. из переломных судебных решений, ставящих вне закона раздельное обучение в школах и откровенную дискриминацию при приеме на работу и в общественных местах, выросло общенациональное движение за гражданские права. Кроме того, общественное движение за «черную власть» позволило афроамериканцам вновь обрести чувство гордости и целеустремленность. Несмотря на эти победы, афроамериканцы продолжают занимать зависимое положение в США, как показано в табл. 14.3. Медианный доход их семейств в 2000 г. ($34 204) был равен лишь 64% от дохода белых ($53 256)', и это соотношение мало изменилось за последние 30 лет. Вероятность стать бедной для семьи чернокожих в 3 раза выше, чем для семьи белых. Таблица 14.3 Социальное положение афроамериканцев (данные за 2000 г.)
Источник: U. S. Census Bureau, 2001. Число афроамериканских семей, прочно занявших место в среднем классе, в период 1980-2000 гг. повысилось более чем на 50%; 49% зарабатывают свыше $35 тыс. в год, а 32% — $50 тыс. больше. Но многие афроамериканцы все еще относятся к рабочему классу или беднякам; за последние 15 лет их доходы сократились, поскольку фабричное производство, жизненно важное для жителей старых районов городов, было перемещено в другие страны, где труд дешевле. Таким образом, уровень безработицы среди чернокожих почти вдвое выше, чем среди белых; 40% подростков с темным цветом кожи не имеют работы (Horton et al., 2000; Dejong & Madamba, 2001; U.S. Department of Labor, 2001). 1 Разница в медианном возрасте (для белых неиспаноязычпых он составляет 38.6 лет; для чернокожих — 30,2 года) объясняет различия в доходе и образовательном уровне. Эти различия также отражают более высокую долю семей с одним родителем среди чернокожих, чем среди белых. Если сравнивать только полные семьи, афроамериканцы (со среднем доходом $50 741 в 2000 г.) зарабатыва- Последнее поколение афроамериканцев добилось значительного прогресса в уровне образования. Доля взрослых, закончивших среднюю школу, возросла от 50 до 75% и более — так почти преодолен разрыв между белыми и чернокожими. С 1980 по 2000 г. количество взрослых афроамериканцев, получивших образование как минимум в колледже, увеличилось от 8 до более чем 16%. Однако из данных, представленных в табл. 14.3, становится ясно, что доля афроамериканцев, проучившихся не менее 4 лет в колледже, лишь немного превышает '/2 от общенационального стандарта. Политическое влияние афроамериканцев также усиливается. В результате миграции чернокожего населения в города и перемещения белых в предместья в 5 из 10 американских мегаполисов на пост мэра избраны люди с черным цветом кожи. Однако в общенациональном масштабе лишь 2% избранных лидеров — афроамериканцы. По итогам выборов в конгресс 2000 г. оказалось: из 435 членов палаты представителей — 36 чернокожие, а вот среди сенаторов (которых 100 человек) таковых не было вообще ни одного. Таблица 14.4 Социальное положение американцев азиатского происхождения (данные за 2000 г.) Все американ- Американцы Американцы Американцы Американцы В целом цы азиатского китайского японского корейского филиппинского по США происхождения происхождения происхождения происхождения происхождения
Медианный доход семьи $60825* $59494* $74231* $48828* $67244* Процент бедных семей Учились 4 года или больше в колледже (в возрасте 25 лет и старше) * Оценка автора на основе последних доступных данных. Источник: U. S. Census Bureau, 2001. В течение 350 лет выходцы из Африки боролись за социальное равенство. В общенациональных масштабах мы далеко продвинулись в достижении этой цели. Открытая дискриминация теперь незаконна, и данные исследований указывают на устойчивую тенденцию к уменьшению предубеждений против афроамериканцев (Firebaugh & Davis, 1988; Wilson, 1992; NORC, 2001). В 1913 г. — через 50 лет после отмены рабства — У. Е. Б. Дюбуа указал на прогресс в улучшении положения чернокожего населения. Но он также предостерег, что кастовая система, основанная на расовом разделении, все еще существует в США, и эта расовая иерархия сохраняется в XXI в. Американцы с азиатскими корнями Хотя американцы выходцы из Азии имеют определенную общность в расовых чертах, эту категорию людей, предки которых приехали из разных стран, характеризует огромное культурное разнообразие. В 2000 г. общее количество американцев 492 Часть III. Социальное неравенство Глава 14. Раса и зтничность 493
азиатского происхождения превысило 10 млн, приблизившись к 4% всего населения США. Наибольшая группа среди них — китайцы (2,4 млн), затем следуют филиппинцы (1,8 млн), индийцы (1,6 млн), вьетнамцы (1,1 млн), корейцы (1 млн) и японцы (796 тыс.). Более трети американцев азиатского происхождения живут в Калифорнии. Молодые представители этих групп завоевали репутацию хорошо успевающих учеников, и их численность в лучших колледжах и университетах США непропорционально высока. Многие из их предшественников также добились успеха в экономической и социальной сферах; большинство американцев азиатского происхождения теперь живут в предместьях как люди среднего класса (О'Наге, Frey & Fost, 1994). Все же, несмотря на их исключительные достижения (а иногда благодаря им), составляющие данную группу часто обнаруживают, что другие сторонятся их или даже враждебны по отношению к ним(СЬиа-Еоап, 2000). В то же время образ американцев азиатского происхождения как «примерного меньшинства» скрывает бедность этих людей. Теперь следует сосредоточиться на истории и современном положении выходцев из Китая и Японии — наиболее сформировавшихся меньшинств американцев азиатского происхождения, а потом кратко рассмотреть недавно прибывших иммигрантов из Азии. Американцы китайского происхождения. Китайская иммиграция в США началась в 1849 г., во времена золотой лихорадки в Калифорнии. Быстро росли новые города и появлялись новые виды коммерческой деятельности, потребность в дешевой рабочей силе привлекла около 100 тыс. китайских иммигрантов. Большинство приехавших были молодыми людьми, готовыми выполнять тяжелую, непрестижную работу, которой избегали белые. Но в 1870-е гг. начался экономический спад, и отчаявшиеся белые стали соперничать с китайцами при устройстве на любые вакантные места. Внезапно трудолюбивые китайцы стали представлять угрозу. Другими словами, экономические трудности вызвали предубеждения и дискриминацию (Ling, 1971; Boswell, 1986). Вскоре суды отказались от юридической защиты китайских рабочих, запретив им занимать многие должности, и общественное настроение ополчилось против «желтой опасности». Когда все, казалось, были настроены враждебно, возникла популярная фраза «шанс китайца», описывающая человека, столкнувшегося с необъективностью (Sung, 1967; Sowell, 1981). В 1882 г. американское правительство приняло первый из нескольких законов, препятствующих китайской иммиграции. Поскольку мужчины, приехавшие из Китая, превосходили китаянок по численности почти в 20 раз, возникший дисбаланс сократил количество браков, и к 1920 г. популяция китайцев резко сократилась — до 60 тыс. (Hsu, 1971; Lai, 1980). Китаянки, оказавшиеся в США, были очень популярны, и очень скоро от их традиционной покорности мужчинам не осталось и следа (Sowell, 1981). Реагируя на расовую враждебность, некоторые китайцы переезжали на Восток; многие пытались обрести безопасность в китайских кварталах. Там сохранялись их национальные традиции и сообщества родственников, названные кланами, обеспечивали финансовую помощь и представляли их общие интересы. Однако при этом китайские кварталы препятствовали изучению их жителями английского языка, что ограничивало возможности при трудоустройстве (Wone. 197 П.
Из всех этнических меньшинств люди индийского происхождения самые богатые, многие из них работают в медицинской сфере или в иных профессиональных областях. Как вы объясняете тот факт, что одни этнические группы занимают более высокое или более низкое социальное положение, чем другие? Вновь возникшая потребность в рабочей силе во время Второй мировой войны побудила президента Франклина Рузевельта отменить в 1943 г. запрет на китайскую иммиграцию и расширить гражданские права американцев китайского происхождения, рожденных за границей. Вследствие этого многие переехали из китайских кварталов и смогли культурно ассимилироваться. В 1900 г., например, 70% китайцев в Гонолулу жили в китайском квартале этого города; сегодня таковых меньше 20%. С 1950 г. американцы китайского происхождения сделали большие успехи. Сегодня они больше не работают исключительно в китайских прачечных и ресторанах; они имеют различные престижные профессии, особенно в сфере науки и новой информационной технологии. Как показано в табл. 14.4, медианный доход семьи американцев с китайскими корнями в 2000 г. ($59 494) был выше среднего по США ($50 891). Это указывает, в частности, на большее число работающих членов семьи1. Американцы китайского Медианный возраст для всех американцев азиатского происхождения в 2000 г. был равен 32,7 года, несколько ниже аналогичного общенационального показателя (35,3) и показателя белых (38,6 года). Но диапазон по медианному возрасту велик: японцы — 36,1; китайцы — 32,1; филиппинцы - 31,1; 494 Часть III, Социальное неравенство Глава 14. Раса и зтничность 495
происхождения также имеют завидные результаты в академических достижениях; среди них выпускников колледжей почти вдвое больше, чем в среднем по стране. Несмотря на их успехи, многие из них все еще борются с завуалированными (а иногда открытыми) предубеждениями и дискриминацией. Такая враждебность — одна из причин того, что показатель бедности среди американцев с китайскими корнями равен среднему по стране. Однако он выше среди тех, кто остается жить в китайских кварталах, работая в ресторанах или выполняя другую низкооплачиваемую работу. Социологи спорят о том, помогают ли расовые и этнические анклавы их резидентам или усиливают эксплуатацию (Portes & Jensen, 1989; Zhou & Logan, 1989; Kinkead, 1992; Gilbertson & Gurak, 1993). Американцы японского происхождения. Японские иммигранты начали приезжать в США в 1860-е гг., и их численность к 1890 г. достигала лишь 3 тыс. Большинство этих иммигрантов поселились на Гавайских островах (аннексированных Соединенными Штатами в 1898 г. и получивших статус штата в 1959 г.), будучи дешевой рабочей силой. Однако после 1900 г., когда число японских иммигрантов в Калифорнии увеличилось и они стали требовать более высокой оплаты своего труда, белое население отреагировало на это ограничением иммиграции (Daniels, 1971). В 1907 г. США подписали соглашение с Японией, сдерживающее въезд мужчин — главной экономической угрозы, но позволявшее въезжать в США женщинам, В период 1942-1944 гг. более 100 тыс. японцев были насильственно выселены из их домов, удалены от дел и помещены в лагеря для интернированных лиц. На этой фотографии видно, как мать сдерживает слезы, когда военные готовятся отправить ее с тремя маленькими детьми (обратите внимание на опознавательные бирки) с острова Брейнбридж (недалеко от побережья штата Вашингтон) чтобы ослабить дисбаланс полов среди японцев в Америке. В 1920-е гг. в Калифорнии и других штатах сегрегация считалась законной, а межрасовые браки были запрещены, что в значительной степени остановило дальнейшую японскую иммиграцию. Лишь в 1952 г. Соединенные Штаты расширили гражданские права японцев, родившихся за границей. Японские и китайские иммигранты отличались в трех отношениях. Во-первых, японских иммигрантов было меньше, поэтому к ним относились не столь враждебно, как к многочисленным иммигрантам-китайцам. Во-вторых, они знали о США больше, чем китайцы, что помогло быстрее ассимилироваться (Sowell, 1981). В-третьих, японские иммигранты предпочитали занятие сельским хозяйством жизни в городах. Но многие белые выступали против передачи в собственность японцам обрабатываемой земли; так, в 1913 г. в Калифорнии запретили дальнейшую покупку земли. Многие родившиеся за рубежом японцы (называемые иссей) ответили тем, что перевели землю на имя своих родившихся в Америке детей (нисей), которые имели конституционное право на гражданство. Американцы японского происхождения столкнулись с самыми большими проблемами после 7 декабря 1941 г., когда Япония разбомбила американский военно-морской флот в Перл-Харбор на Гавайях. Тогда боялись, что они станут шпионить в пользу Японии или иным образом противодействовать американским военным успехам. В течение года президент Франклин Рузвельт подписал Правительственное постановление № 9066, беспрецедентный акт, согласно которому переехавшие в Америку японцы должны были удерживаться в лагерях. Вскоре власти переместили 110 тыс. человек (90% всех выходцев с Японских островов, осевших в США, и свыше 2000 живших в 13 латиноамериканских странах) в отдаленные резервации внутри страны (Sun, 1998). Забота о национальной безопасности всегда усиливается во время войны, но интернирование японцев подвергалось резкой критике. Во-первых, оно было направлено на целую категорию людей, а не на человека, который уличен в совершении какого-либо нелояльного акта. Во-вторых, примерно две трети лишенных свободы были нисей, т. е. американские граждане по праву рождения. В-третьих, хотя Соединенные Штаты также находились в состоянии войны с Германией и Италией, против выходцев из этих стран не предпринимались никакие огульные действия подобного рода. Переселение означало поспешную продажу домов, мебели и предприятий по бросовой цене. В результате почти все американцы японского происхождения были разорены. В военных тюрьмах, окруженных колючей проволокой и охраняемых вооруженными солдатами, семьи теснились в одноместных камерах, часто в зданиях, где прежде содержали домашний скот (Fujimoto, 1971; Bloom, 1980). Интернирование закончилось в 1944 г., когда Верховный Суд объявил его неконституционным. В 1988 г. конгресс выделил $20 тыс. каждой жертве в качестве символической компенсации. После Второй мировой войны американцы японского происхождения восстановили свое положение. Лишившись традиционных видов коммерческой деятельности, они освоили широкий диапазон новых занятий, и поскольку в их культуре высоко ценятся образованность и трудолюбие, эти граждане США добились за- 496 Часть III. Социальное неравенство Глава 14. Раса и этничность 497
зяйств был почти на 50% выше среднего по стране. Процент бедных семей составлял менее '/2 от общенационального. Восходящая социальная мобильность поощряла культурную ассимиляцию и межрасовые браки. Третьи и четвертые поколения американцев японского происхождения (сансей и ёнсей) редко живут в японских анклавах, как это все еще делают многие американцы с китайскими корнями, и большинство заключают браки с неяпонцами. В результате некоторые забыли свои традиции, даже родной язык. Однако значительная часть принадлежит к национальным ассоциациям, что помогает поддерживать их этническую идентичность (Fugita & O'Brien, 1985). К сожалению, отдельные люди, по-видимому, оказались между двумя мирами, — уже не японцы в культурном отношении, но так и не принятые полностью из-за расовых различий обществом в целом. Недавно прибывшие из Азии иммигранты. Недавние иммигранты из Азии включают филиппинцев, индийцев, корейцев, вьетнамцев, полинезийцев и гуам-цев. С учетом лиц китайского и японского происхождения американцы выходцы из Азии — наиболее быстро увеличивающееся меньшинство, составляющее —!/3 от общего числа всех иммигрантов Америки (U. S. Immigration and Naturalization Service, 1999). Если же кратко обозреть положение корейцев и филиппинцев — представителей стран, которые имели особые связи с США, можно понять социальное разнообразие недавно прибывших людей из Азии. Корейцы. Иммиграция в Соединенные Штаты стала следствием американского участия в корейской войне (1950-1953). Войска США в Южной Корее непосредственно соприкоснулись с корейской культурой, и некоторые солдаты нашли там себе жен. У южных корейцев контакт с военными пробудил интерес к США. Среди азиатских иммигрантов силен дух предпринимательства. Они скорее, чем белые, в 3 раза чаще, чем латиноамериканцы, и в 4 раза чаще, чем афроамери-канцы, становятся владельцами предприятий в сфере мелкого бизнеса (U. S. Census Bureau, 1995). Среди же всех американцев азиатского происхождения именно по преимуществу корейцы обретают такой статус. Например, жители Нью-Йорка знают, что большинство гастрономов там принадлежат корейцам; а жителям Лос-Анджелеса известно, что корейцы управляют большей частью винных магазинов. Многие выходцы из Кореи усердно работают; впрочем, доход их семей несколько ниже среднего по стране, как показано в табл. 14.4. Кроме того, их неохотно принимают люди, даже из числа других американцев азиатского происхождения. Филиппинцы. Большое количество иммигрантов из Филиппин частично объясняется тем фактом, что Соединенные Штаты управляли Филиппинскими островами с 1898 (в качестве уступок Испании после испано-американской войны) по 1946 г. (когда Филиппины стали независимой республикой). Данные, приведенные в табл. 14.4, свидетельствуют, что филиппинцы в целом живут хорошо. Но, присмотревшись, можно обнаружить двойственную тенденцию, когда одни филиппинцы добиваются больших успехов в различных профессиональных областях (особенно в медицинской), а другие изо всех сил пытаются свести концы с концами, занимаясь неквалифицированным трудом (Parrillo, 1994). Высокие доходы многих филиппинских семей объясняются тем, что работают тельниц США, таковых 50%. Кроме того, многие из них имеют какую-либо профессию, и это отражает тот факт, что 42% американок филиппинского происхождения прошли 4-летний курс обучения в колледже, по сравнению с 26% американок, имеющих корейские корни. Таким образом, картина жизни американцев азиатского происхождения достаточно сложная. Японцы ближе всех подошли к достижению социального принятия, но экономические успехи других азиатов, особенно корейцев и китайцев, не уменьшили исторических предубеждений и дискриминации. Хотя многие американцы азиатского происхождения преуспели, часть из них остается бедной. Отмечается одна очевидная тенденция — исключительно высокие темпы иммиграции, а это означает, что люди азиатского происхождения будут играть центральную роль в нашем обществе в XXI в. (Lee, 1994). Date: 2015-12-13; view: 776; Нарушение авторских прав |