Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расовый и этнический состав населения США





...Отдай мне твоих усталых и бедных; Они задыхаются в толпах огромных, Подобны обломкам, усеявшим берег. Пошли их ко мне, гонимых, бездомных, — Мой свет их введет в золотые двери.

Эти слова Эммы Лазарус, начертанные на пьедестале статуи Свободы, выража­ют культурные идеалы человеческого достоинства, личной свободы и равных возможностей. Действительно, США обеспечили «лучшую жизнь» большему ко­личеству иммигрантов, чем любая другая страна. Но, как показывает история ра­совых и этнических меньшинств, «золотая дверь» Америки для некоторых откры-


484 Часть III. Социальное неравенство

Коренные американцы

Термин «коренные американцы» относится к племенам — включая алеутов, эски­мосов, чероки, зуни, сиу, могавков, ацтеков и инков, которые первыми заселили западное полушарие. Приблизительно за 30 тыс. лет до того, как Христофор Ко­лумб (1446-1506) открыл Америку, мигрирующие народы по перешейку земли, где сегодня находится Берингов пролив (недалеко от побережья штата Аляска), пришли из Азии в Северную Америку. Постепенно они заселили всю Северную и Южную Америку.

Когда в конце XV в. в Америку прибыли первые европейцы, коренных амери­канцев было несколько миллионов. Но к 1900 г., после безжалостного покорения и геноцида, «исчезающих американцев» насчитывалось лишь 250 тыс. (Dobyns, 1966; Tyler, 1973); земли, которыми они управляли, также впечатляюще сократились, как показано на карте США 14.2'.

Именно Христофор Колумб первым назвал коренных американцев «индейца­ми», потому что ошибочно полагал, будто достиг Индии. В действительности он высадился на Багамских островах в Карибском море. Колумб счел островитян пассивными и мирными, что было полной противоположностью практичных и склонных к конкуренции европейцев (Matthiessen, 1984; Sale, 1990). Но те оправ­дывали захват новых земель, называя своих жертв ворами и убийцами (Unruh, 1979; Josephy, 1982).

После войны за независимость образованное американское правительство ста­ло придерживаться плюралистического подхода к сообществам коренных амери­канцев и стремилось получить больше земли путем заключения соглашений. Опла­та за землю была далека от справедливой, однако, когда коренные американцы не захотели ее отдать, правительство применило военную силу для их выселения. К началу 1800-х гг. незначительное число коренных американцев оставалось к во­стоку от Миссисипи.

В 1871 г. США объявили опеку правительства над коренными американцами и приняли стратегию принудительной ассимиляции. Те продолжали терять земли и вполне могли напрочь забыть свою культуру. Жизнь в резервациях поощряла за­висимость, языки предков заменялись на английский, а традиционные их религи­озные верования — на христианские. Чиновники из Бюро по делам индейцев заби­рали детей от родителей и помещали их в школы-интернаты, где те ресоциализиро-вались как «американцы». Власти предоставили контроль над жизнью в резервациях некоторым коренным американцам, поддерживавшим правительственную полити­ку, и отдали землю, традиционно находившуюся в совместном пользовании, в част­ную собственность ряду семей (Tyier, 1973).

Лишь в 1924 г. коренные американцы получили право на американское граж­данство. После этого многие покинули резервации, усвоив еще больше господ­ствующих культурных образцов и вступая в брак с некоренными согражданами.

1 200 лет назад североамериканские индейцы контролировали УА земли, которая в итоге стала совре­менными Соединенными Штатами. Сегодня коренные американцы контролируют 314 резерваций, разбросанных по всем США, что в совокупности составляет лишь 2% территории страны. Как бы


486 Часть III. Социальное неравенство


Глава 14. Раса и этничность 487


 


Во многих больших городах значительную долю населения составляют коренные американцы. Однако в целом они контролируют лишь небольшую долю земли в стране; медианный доход семьи коренных американцев значительно ниже средне­го по США, и относительно немногие из них заканчивают колледж (табл. 14.2)1.

Таблица 14.2 Социальное положение коренных американцев (данные за 2000 г.)

Коренные американцы В целом по США

Медианный доход семьи $31064 S50891

Процент бедных семей 27,1% 11,3%
Учились 4 года или больше

в колледже (в возрасте 25 лет и старше) 9,3%* 25,6%

* Оценка автора на основе последних доступных данных.

Источник: U. S. Census Bureau, 2001.

Из всесторонних интервью с коренными американцами в одном городе на за­паде США Джоан Албон (Albon, 1971) заключила, что более низкое социальное положение этих людей отражает целый ряд культурных факторов, включая несо­ревновательное представление о жизни и нежелание получать высшее образова­ние. Кроме того, она отметила, что многие коренные американцы имеют темную кожу, которая делает их жертвами предубеждений и дискриминации.


Подобно другим расовым и этническим меньшинствам, они недавно подтвер­дили, что гордятся своим культурным наследием. Организации коренных амери­канцев сообщают о волне новых членов, и теперь многие дети могут говорить на родном языке лучше, чем их родители (Fost, 1991; Johnson, 1991;Nagel, 1996). Кро­ме того, юридическая автономия резерваций оказалась «козырем про запас» для многих племен, которые построили прибыльные казино и теперь управляют 20% всего американского игорного бизнеса. Но такое финансовое золотое дно кос­нулось лишь немногих коренных народов; большинство из них терпят свое невы­годное положение с глубоким чувством несправедливости, которую они испыты­вают со стороны белых людей.

Белые англосаксонские протестанты

Белые англосаксонские протестанты (White Anglo-Saxon Protestants, WASP) не были первыми людьми, заселившими Соединенные Штаты, но стали доминирующей группой, как только началась европейская колонизация. Большинство WASP ан­глийского происхождения, хотя данная категория также включает шотландцев и валлийцев. Более 50 млн американцев, или каждый пятый, заявляют о принадлеж-


ности к WASP. На национальной карте 14.3 показано, где в США отмечается наи­более высокая концентрация представителей этой группы населения'.

Исторически иммигранты WASP имели высокую квалификацию и обладали мотивацией добиться успеха, что ныне называется протестантской трудовой эти­кой. Из-за их большой численности и могущества против них не возникало пред­убеждений и дискриминации, испытываемых другими категориями иммигрантов. По сути, их историческое господство привело к тому, что другие хотели стать по­добными им.

WASP никогда не были единой социальной группой; враждебность разделяла англичан, приверженцев англиканской церкви, и шотландцев и ирландцев-пресви­териан, особенно это было ярко выражено в колониальные времена (Parrillo, 1994). Но в XIX в. большинство WASP объединились перед лицом нашествия «нежела­тельных иностранцев»; немцев в 1840-х и итальянцев в 1880-х гг. Политические движения сумели провести законы, которые ограничили приток иммигрантов. Те, кто мог позволить себе это, укрылись в престижных районах и закрытых клубах. Таким образом, на 1880-е гг. — десятилетие, когда статуя Свободы стала привет­ствовать иммигрантов, приезжавших в Соединенные Штаты, — также приходится основание первого клуба, куда принимались только WASP (Baltzell, 1964).

Примерно к 1950 г. господство данной категории людей, определяемое по сте­пени богатства и уровню привилегий, достигло максимума, на что указывает из­брание в 1960 г. первого католического президента Джона Фицджеральда Кенне­ди. Но большинство представителей верхнего слоя высшего класса (но не «нуво­риши» из нижнего слоя того же класса) - это именно WASP (Baltzell, 1964, 1976, 1979b, 1988). Культурное наследие их также остается. Английский язык — доми­нирующий в США, а протестантизм — религия большинства. Наша юридическая система также отражает ее английские корни. Однако историческое господство Ш5Рнаиболее очевидно сказывается в широко распространенном использовании терминов «раса» и «этничность» при описании всех, кто не WASP.


Афроамериканцы

Хотя афроамериканцы сопровождали европейских исследователей в Новом Све­те в XV в., большинство ученых считают началом «черной истории» США 1619 г., когда голландский торговый корабль привез 20 африканцев в Джеймстаун, штат Виргиния. Неизвестно, были ли эти люди рабами или обыкновенными пассажи­рами, но очень скоро человек с черным цветом кожи стал на этих берегах Атланти­ки восприниматься в качестве раба. В 1661 г. в Виргинии был принят первый за­кон, признающий рабство (Sovvell, 1981).

Оно стало основой системы в южных колониях. Белые люди управляли план­тациями с рабами, служившими рабочей силой, и до 1808 г. некоторые из них также


 


Сравнивая уровень образования и особенно дохода, имейте в виду, что различные категории насе­ления США различаются по медианному возрасту. В 2000 г. для всех американцев он был равен 55,3 года. Бел1>1елюдн(неиспаноязычныс) имели медианный возраст 38,6 лет, для коренных амери­канцев он составил 28,0. Поскольку со временем уровень образования и дохода людей повышается,


1 Многие люди связывают белых англосаксонских протестантов с элитными сообществами на Вос­точном и Западном побережьях США. Но наиболее высокая концентрация WASP отмечается в шта­те Юта (из-за миграции мормонов английского происхождения), в Аппалачах и в северной Новой Англии (из-за исторической иммиграции). Однако в целом WASP составляют большую долю аме­риканского населения почти всюду, кроме штата Аляска, юга штата Техас и севера Великих равнин.


Глава 14. Раса и этничность 489

занимались работорговлей. Торговцы «живым» товаром, включая европейцев, афри­канцев и североамериканцев, насильственно перевезли приблизительно 10 млн афри­канцев в различные страны Америки, в том числе 400 тыс. в Соединенные Штаты. На маленьких парусных судах сотни рабов находились скованными вместе в тече­ние нескольких недель, необходимых для пересечения Атлантического океана. Многие умирали от антисанитарных условий и болезней, некоторые покончили жизнь самоубийством. В целом, половина из них умерли в пути (Tannenbaum, 1946; Franklin, 1967; Sowell, 1981).

Выжить в поездке было еще не все, затем наступали годы рабской жизни. Хотя некоторые африканцы выполняли различную работу в городах, большинство тру­дились на полях, часто от рассвета до заката и еще дольше во время уборки уро­жая. Закон позволял владельцам применять любые дисциплинарные меры, кото­рые они считали необходимыми, чтобы рабы были послушными и усердно труди­лись. Даже убийство раба редко приводило к судебному иску. Владельцы часто разделяли семьи невольников на проводившихся аукционах, где людей покупали и продавали как предметы собственности. Поскольку рабы были неграмотны и удовлетворение всех их основных потребностей зависело от владельцев, они не были властны над своей судьбой (Franklin, 1967; Sowell, 1981).


Как на Севере, так и на Юге было небольшое количество свободных «цветных», работавших мелкими фермерами, квалифицированными рабочими или занимаю­щихся мелким бизнесом. Но жизнь большинства афроамериканцев находилась в явном противоречии с принципами равенства и свободы, на которых были основа­ны Соединенные Штаты. Декларация независимости гласит:

Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что Богом им дарованы определенные неотъемлемые права, среди которых право па жизнь, свобо­ду и стремление к счастью.

Однако большинство белых людей не распространяли эти идеалы на черноко­жих. В деле Дреда Скотта, слушавшемся в Верховном Суде США в 1857 г., рассмат­ривался вопрос: «Являются ли чернокожие гражданами?», и было вынесено поста­новление: «Мы считаем, что они не граждане, и что они не подразумеваются под словом "граждане" в Конституции, и поэтому не могут требовать ни одного из прав и привилегий, которые обеспечивает этот документ гражданам США» (цит. по: Blaustein & Zangrando, 1968:160). Таким образом, возникла, по выражению швед­ского социолога Гуннара Мюрдала (Myrdal, 1944), американская дилемма: отрица­ние демократическим обществом основных прав и свобод целой категории людей. Чтобы разрешить эту дилемму, многие белые просто определили чернокожих лю­дей как неполноценных от природы.

В 1865 г. 13-я поправка к Конституции поставила рабство вне закона. Три года спустя 14-я поправка аннулировала постановление по делу Дреда Скотта, даровав гражданство всем людям, рожденным в США. Согласно 15-й поправке, ратифици­рованной в 1870 г., ни раса, ни положение раба в прошлом не могли никого лишить права голосовать. Однако так называемые законы Джима Кроу — классические примеры институционализированной дискриминации — все еще разделяли амери­канское общество на две расовые касты. Особенно это было заметно в южных шта-


490 Часть III. Социальное неравенство


Глава 14, Раса и этничность 491


 


тах, где белые люди избивали и линчевали чернокожих (и некоторых белых), ко­торые бросили вызов существовавшей иерархии.

XX в. разительно изменил жизнь афроамериканцев. После Первой мировой вой­ны десятки тысяч мужчин, женщин и детей присоединились к Большому пересе­лению, оставив сельский Юг и двинувшись на Север, чтобы занять рабочие места на фабриках. Хотя большинство из них открыли для себя значительные экономи­ческие возможности, немногие избежали расовых предубеждений и дискримина­ции, из-за которых в классовой иерархии их ставили ниже, чем белых иммигран­тов, прибывающих из Европы.

В 1950-е и 1960-е гг. из переломных судебных решений, ставящих вне закона раздельное обучение в школах и откровенную дискриминацию при приеме на ра­боту и в общественных местах, выросло общенациональное движение за граждан­ские права. Кроме того, общественное движение за «черную власть» позволило афроамериканцам вновь обрести чувство гордости и целеустремленность.

Несмотря на эти победы, афроамериканцы продолжают занимать зависимое положение в США, как показано в табл. 14.3. Медианный доход их семейств в 2000 г. ($34 204) был равен лишь 64% от дохода белых ($53 256)', и это соотношение мало изменилось за последние 30 лет. Вероятность стать бедной для семьи чернокожих в 3 раза выше, чем для семьи белых.

Таблица 14.3 Социальное положение афроамериканцев (данные за 2000 г.)

 

  Афроамериканцы В целом по США
Медианный доход семьи $34204 $50891
Процент бедных семей 22,1% 11,3%
Учились 4 года или больше в колледже    
(в возрасте 25 лет и старше) 16,6% 25,6%

Источник: U. S. Census Bureau, 2001.

Число афроамериканских семей, прочно занявших место в среднем классе, в период 1980-2000 гг. повысилось более чем на 50%; 49% зарабатывают свыше $35 тыс. в год, а 32% — $50 тыс. больше. Но многие афроамериканцы все еще отно­сятся к рабочему классу или беднякам; за последние 15 лет их доходы сократились, поскольку фабричное производство, жизненно важное для жителей старых райо­нов городов, было перемещено в другие страны, где труд дешевле. Таким образом, уровень безработицы среди чернокожих почти вдвое выше, чем среди белых; 40% под­ростков с темным цветом кожи не имеют работы (Horton et al., 2000; Dejong & Madamba, 2001; U.S. Department of Labor, 2001).

1 Разница в медианном возрасте (для белых неиспаноязычпых он составляет 38.6 лет; для черноко­жих — 30,2 года) объясняет различия в доходе и образовательном уровне. Эти различия также отра­жают более высокую долю семей с одним родителем среди чернокожих, чем среди белых. Если срав­нивать только полные семьи, афроамериканцы (со среднем доходом $50 741 в 2000 г.) зарабатыва-


Последнее поколение афроамериканцев добилось значительного прогресса в уровне образования. Доля взрослых, закончивших среднюю школу, возросла от 50 до 75% и более — так почти преодолен разрыв между белыми и чернокожими. С 1980 по 2000 г. количество взрослых афроамериканцев, получивших образова­ние как минимум в колледже, увеличилось от 8 до более чем 16%. Однако из дан­ных, представленных в табл. 14.3, становится ясно, что доля афроамериканцев, про­учившихся не менее 4 лет в колледже, лишь немного превышает '/2 от общенацио­нального стандарта.

Политическое влияние афроамериканцев также усиливается. В результате миг­рации чернокожего населения в города и перемещения белых в предместья в 5 из 10 американских мегаполисов на пост мэра избраны люди с черным цветом кожи. Однако в общенациональном масштабе лишь 2% избранных лидеров — афроаме­риканцы. По итогам выборов в конгресс 2000 г. оказалось: из 435 членов палаты представителей — 36 чернокожие, а вот среди сенаторов (которых 100 человек) таковых не было вообще ни одного.

Таблица 14.4 Социальное положение американцев азиатского происхождения (данные за 2000 г.)

Все американ- Американцы Американцы Американцы Американцы В целом

цы азиатского китайского японского корейского филиппинского по США

происхождения происхождения происхождения происхождения происхождения

$50891 11,3% 25,6%

Медианный доход семьи

$60825* $59494* $74231* $48828* $67244*

Процент бедных семей
10,8% 10,8%* 5,4%* 10,5%* 4,9%*

Учились 4 года или больше в колледже (в возрасте 25 лет и старше)
43,9% 47,4%* 40,2%* 40,2%* 45,6%*

* Оценка автора на основе последних доступных данных. Источник: U. S. Census Bureau, 2001.

В течение 350 лет выходцы из Африки боролись за социальное равенство. В об­щенациональных масштабах мы далеко продвинулись в достижении этой цели. Открытая дискриминация теперь незаконна, и данные исследований указывают на устойчивую тенденцию к уменьшению предубеждений против афроамериканцев (Firebaugh & Davis, 1988; Wilson, 1992; NORC, 2001).

В 1913 г. — через 50 лет после отмены рабства — У. Е. Б. Дюбуа указал на про­гресс в улучшении положения чернокожего населения. Но он также предостерег, что кастовая система, основанная на расовом разделении, все еще существует в США, и эта расовая иерархия сохраняется в XXI в.

Американцы с азиатскими корнями

Хотя американцы выходцы из Азии имеют определенную общность в расовых чер­тах, эту категорию людей, предки которых приехали из разных стран, характери­зует огромное культурное разнообразие. В 2000 г. общее количество американцев


492 Часть III. Социальное неравенство


Глава 14. Раса и зтничность 493


 


азиатского происхождения превысило 10 млн, приблизившись к 4% всего населе­ния США. Наибольшая группа среди них — китайцы (2,4 млн), затем следуют филиппинцы (1,8 млн), индийцы (1,6 млн), вьетнамцы (1,1 млн), корейцы (1 млн) и японцы (796 тыс.). Более трети американцев азиатского происхождения живут в Калифорнии.

Молодые представители этих групп завоевали репутацию хорошо успевающих учеников, и их численность в лучших колледжах и университетах США непропор­ционально высока. Многие из их предшественников также добились успеха в эко­номической и социальной сферах; большинство американцев азиатского проис­хождения теперь живут в предместьях как люди среднего класса (О'Наге, Frey & Fost, 1994). Все же, несмотря на их исключительные достижения (а иногда благо­даря им), составляющие данную группу часто обнаруживают, что другие сторонят­ся их или даже враждебны по отношению к ним(СЬиа-Еоап, 2000).

В то же время образ американцев азиатского происхождения как «примерного меньшинства» скрывает бедность этих людей. Теперь следует сосредоточиться на истории и современном положении выходцев из Китая и Японии — наиболее сфор­мировавшихся меньшинств американцев азиатского происхождения, а потом крат­ко рассмотреть недавно прибывших иммигрантов из Азии.

Американцы китайского происхождения. Китайская иммиграция в США на­чалась в 1849 г., во времена золотой лихорадки в Калифорнии. Быстро росли но­вые города и появлялись новые виды коммерческой деятельности, потребность в дешевой рабочей силе привлекла около 100 тыс. китайских иммигрантов. Боль­шинство приехавших были молодыми людьми, готовыми выполнять тяжелую, не­престижную работу, которой избегали белые. Но в 1870-е гг. начался экономиче­ский спад, и отчаявшиеся белые стали соперничать с китайцами при устройстве на любые вакантные места. Внезапно трудолюбивые китайцы стали представлять угрозу. Другими словами, экономические трудности вызвали предубеждения и дискриминацию (Ling, 1971; Boswell, 1986).

Вскоре суды отказались от юридической защиты китайских рабочих, запретив им занимать многие должности, и общественное настроение ополчилось против «желтой опасности». Когда все, казалось, были настроены враждебно, возникла попу­лярная фраза «шанс китайца», описывающая человека, столкнувшегося с необъек­тивностью (Sung, 1967; Sowell, 1981).

В 1882 г. американское правительство приняло первый из нескольких законов, препятствующих китайской иммиграции. Поскольку мужчины, приехавшие из Китая, превосходили китаянок по численности почти в 20 раз, возникший дисба­ланс сократил количество браков, и к 1920 г. популяция китайцев резко сократи­лась — до 60 тыс. (Hsu, 1971; Lai, 1980). Китаянки, оказавшиеся в США, были очень популярны, и очень скоро от их традиционной покорности мужчинам не осталось и следа (Sowell, 1981).

Реагируя на расовую враждебность, некоторые китайцы переезжали на Восток; многие пытались обрести безопасность в китайских кварталах. Там сохранялись их национальные традиции и сообщества родственников, названные кланами, обеспечивали финансовую помощь и представляли их общие интересы. Однако при этом китайские кварталы препятствовали изучению их жителями английско­го языка, что ограничивало возможности при трудоустройстве (Wone. 197 П.


 

Из всех этнических меньшинств люди индийского происхождения самые богатые, многие из них работают в медицинской сфере или в иных профессиональных областях. Как вы объясняете тот факт, что одни этнические группы занимают более высокое или более низкое социаль­ное положение, чем другие?

Вновь возникшая потреб­ность в рабочей силе во время Второй мировой войны побу­дила президента Франклина Рузевельта отменить в 1943 г. запрет на китайскую иммигра­цию и расширить гражданские права американцев китайского происхождения, рожденных за границей. Вследствие этого многие переехали из китайских кварталов и смогли культурно ассимилироваться. В 1900 г., например, 70% китайцев в Гонолулу жили в китайском квартале этого города; сегодня та­ковых меньше 20%.

С 1950 г. американцы китайского происхождения сделали большие успехи. Се­годня они больше не работают исключительно в китайских прачечных и рестора­нах; они имеют различные престижные профессии, особенно в сфере науки и но­вой информационной технологии.

Как показано в табл. 14.4, медианный доход семьи американцев с китайскими корнями в 2000 г. ($59 494) был выше среднего по США ($50 891). Это указывает, в частности, на большее число работающих членов семьи1. Американцы китайского

Медианный возраст для всех американцев азиатского происхождения в 2000 г. был равен 32,7 года, несколько ниже аналогичного общенационального показателя (35,3) и показателя белых (38,6 года). Но диапазон по медианному возрасту велик: японцы — 36,1; китайцы — 32,1; филиппинцы - 31,1;


494 Часть III, Социальное неравенство


Глава 14. Раса и зтничность 495


 


происхождения также имеют завидные результаты в академических достижениях; среди них выпускников колледжей почти вдвое больше, чем в среднем по стране.

Несмотря на их успехи, многие из них все еще борются с завуалированными (а иногда открытыми) предубеждениями и дискриминацией. Такая враждеб­ность — одна из причин того, что показатель бедности среди американцев с китай­скими корнями равен среднему по стране. Однако он выше среди тех, кто остается жить в китайских кварталах, работая в ресторанах или выполняя другую низкоопла­чиваемую работу. Социологи спорят о том, помогают ли расовые и этнические ан­клавы их резидентам или усиливают эксплуатацию (Portes & Jensen, 1989; Zhou & Logan, 1989; Kinkead, 1992; Gilbertson & Gurak, 1993).

Американцы японского происхождения. Японские иммигранты начали при­езжать в США в 1860-е гг., и их численность к 1890 г. достигала лишь 3 тыс. Боль­шинство этих иммигрантов поселились на Гавайских островах (аннексированных Соединенными Штатами в 1898 г. и получивших статус штата в 1959 г.), будучи дешевой рабочей силой. Однако после 1900 г., когда число японских иммигрантов в Калифорнии увеличилось и они стали требовать более высокой оплаты своего труда, белое население отреагировало на это ограничением иммиграции (Daniels, 1971). В 1907 г. США подписали соглашение с Японией, сдерживающее въезд муж­чин — главной экономической угрозы, но позволявшее въезжать в США женщинам,

В период 1942-1944 гг. более 100 тыс. японцев были насильственно выселены из их домов, удалены от дел и помещены в лагеря для интернированных лиц. На этой фотографии видно, как мать сдерживает слезы, когда военные гото­вятся отправить ее с тремя маленькими детьми (обратите внимание на опозна­вательные бирки) с острова Брейнбридж (недалеко от побережья штата Вашингтон)


чтобы ослабить дисбаланс полов среди японцев в Америке. В 1920-е гг. в Калифор­нии и других штатах сегрегация считалась законной, а межрасовые браки были за­прещены, что в значительной степени остановило дальнейшую японскую имми­грацию. Лишь в 1952 г. Соединенные Штаты расширили гражданские права япон­цев, родившихся за границей.

Японские и китайские иммигранты отличались в трех отношениях. Во-первых, японских иммигрантов было меньше, поэтому к ним относились не столь враждеб­но, как к многочисленным иммигрантам-китайцам. Во-вторых, они знали о США больше, чем китайцы, что помогло быстрее ассимилироваться (Sowell, 1981). В-треть­их, японские иммигранты предпочитали занятие сельским хозяйством жизни в городах. Но многие белые выступали против передачи в собственность японцам об­рабатываемой земли; так, в 1913 г. в Калифорнии запретили дальнейшую покупку земли. Многие родившиеся за рубежом японцы (называемые иссей) ответили тем, что перевели землю на имя своих родившихся в Америке детей (нисей), которые имели конституционное право на гражданство.

Американцы японского происхождения столкнулись с самыми большими про­блемами после 7 декабря 1941 г., когда Япония разбомбила американский военно-морской флот в Перл-Харбор на Гавайях. Тогда боялись, что они станут шпионить в пользу Японии или иным образом противодействовать американским военным успехам. В течение года президент Франклин Рузвельт подписал Правительствен­ное постановление № 9066, беспрецедентный акт, согласно которому переехавшие в Америку японцы должны были удерживаться в лагерях. Вскоре власти переме­стили 110 тыс. человек (90% всех выходцев с Японских островов, осевших в США, и свыше 2000 живших в 13 латиноамериканских странах) в отдаленные резерва­ции внутри страны (Sun, 1998).

Забота о национальной безопасности всегда усиливается во время войны, но ин­тернирование японцев подвергалось резкой критике. Во-первых, оно было направле­но на целую категорию людей, а не на человека, который уличен в совершении какого-либо нелояльного акта. Во-вторых, примерно две трети лишенных свободы были ни­сей, т. е. американские граждане по праву рождения. В-третьих, хотя Соединенные Штаты также находились в состоянии войны с Германией и Италией, против выход­цев из этих стран не предпринимались никакие огульные действия подобного рода.

Переселение означало поспешную продажу домов, мебели и предприятий по бросовой цене. В результате почти все американцы японского происхождения были разорены. В военных тюрьмах, окруженных колючей проволокой и охраняе­мых вооруженными солдатами, семьи теснились в одноместных камерах, часто в зданиях, где прежде содержали домашний скот (Fujimoto, 1971; Bloom, 1980). Ин­тернирование закончилось в 1944 г., когда Верховный Суд объявил его неконсти­туционным. В 1988 г. конгресс выделил $20 тыс. каждой жертве в качестве симво­лической компенсации.

После Второй мировой войны американцы японского происхождения восста­новили свое положение. Лишившись традиционных видов коммерческой деятель­ности, они освоили широкий диапазон новых занятий, и поскольку в их культуре высоко ценятся образованность и трудолюбие, эти граждане США добились за-


496 Часть III. Социальное неравенство


Глава 14. Раса и этничность 497


 


зяйств был почти на 50% выше среднего по стране. Процент бедных семей состав­лял менее '/2 от общенационального.

Восходящая социальная мобильность поощряла культурную ассимиляцию и межрасовые браки. Третьи и четвертые поколения американцев японского про­исхождения (сансей и ёнсей) редко живут в японских анклавах, как это все еще де­лают многие американцы с китайскими корнями, и большинство заключают бра­ки с неяпонцами. В результате некоторые забыли свои традиции, даже родной язык. Однако значительная часть принадлежит к национальным ассоциациям, что помо­гает поддерживать их этническую идентичность (Fugita & O'Brien, 1985). К сожа­лению, отдельные люди, по-видимому, оказались между двумя мирами, — уже не японцы в культурном отношении, но так и не принятые полностью из-за расовых различий обществом в целом.

Недавно прибывшие из Азии иммигранты. Недавние иммигранты из Азии включают филиппинцев, индийцев, корейцев, вьетнамцев, полинезийцев и гуам-цев. С учетом лиц китайского и японского происхождения американцы выходцы из Азии — наиболее быстро увеличивающееся меньшинство, составляющее —!/3 от общего числа всех иммигрантов Америки (U. S. Immigration and Naturalization Service, 1999). Если же кратко обозреть положение корейцев и филиппинцев — представителей стран, которые имели особые связи с США, можно понять соци­альное разнообразие недавно прибывших людей из Азии.

Корейцы. Иммиграция в Соединенные Штаты стала следствием американско­го участия в корейской войне (1950-1953). Войска США в Южной Корее непо­средственно соприкоснулись с корейской культурой, и некоторые солдаты нашли там себе жен. У южных корейцев контакт с военными пробудил интерес к США.

Среди азиатских иммигрантов силен дух предпринимательства. Они скорее, чем белые, в 3 раза чаще, чем латиноамериканцы, и в 4 раза чаще, чем афроамери-канцы, становятся владельцами предприятий в сфере мелкого бизнеса (U. S. Census Bureau, 1995). Среди же всех американцев азиатского происхождения именно по преимуществу корейцы обретают такой статус. Например, жители Нью-Йорка знают, что большинство гастрономов там принадлежат корейцам; а жителям Лос-Анджелеса известно, что корейцы управляют большей частью винных магазинов.

Многие выходцы из Кореи усердно работают; впрочем, доход их семей несколь­ко ниже среднего по стране, как показано в табл. 14.4. Кроме того, их неохотно при­нимают люди, даже из числа других американцев азиатского происхождения.

Филиппинцы. Большое количество иммигрантов из Филиппин частично объяс­няется тем фактом, что Соединенные Штаты управляли Филиппинскими остро­вами с 1898 (в качестве уступок Испании после испано-американской войны) по 1946 г. (когда Филиппины стали независимой республикой).

Данные, приведенные в табл. 14.4, свидетельствуют, что филиппинцы в целом живут хорошо. Но, присмотревшись, можно обнаружить двойственную тенденцию, когда одни филиппинцы добиваются больших успехов в различных профессио­нальных областях (особенно в медицинской), а другие изо всех сил пытаются све­сти концы с концами, занимаясь неквалифицированным трудом (Parrillo, 1994).

Высокие доходы многих филиппинских семей объясняются тем, что работают


тельниц США, таковых 50%. Кроме того, многие из них имеют какую-либо профес­сию, и это отражает тот факт, что 42% американок филиппинского происхождения прошли 4-летний курс обучения в колледже, по сравнению с 26% американок, име­ющих корейские корни.

Таким образом, картина жизни американцев азиатского происхождения доста­точно сложная. Японцы ближе всех подошли к достижению социального приня­тия, но экономические успехи других азиатов, особенно корейцев и китайцев, не уменьшили исторических предубеждений и дискриминации. Хотя многие амери­канцы азиатского происхождения преуспели, часть из них остается бедной. Отме­чается одна очевидная тенденция — исключительно высокие темпы иммиграции, а это означает, что люди азиатского происхождения будут играть центральную роль в нашем обществе в XXI в. (Lee, 1994).







Date: 2015-12-13; view: 776; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию