Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Третья система координат: критическая социология
В социологии существует и третий методологический подход. Подобно интерпретативной социологии, критическая сформировалась как реакция на научные изыскания. На сей раз, однако, камень преткновения — объективность. Научная социология считает, что реальность — нечто пребывающее «вовне» и задача исследователя сводится к изучению и документальному подтверждению именно этого. Но Карл Маркс — основоположник критического подхода, отвергал идею о том, что общество существует в качестве естественной системы с установленным порядком. Считать так, по его словам, — все равно, что сказать, будто общество невозможно изменить. С этой точки зрения научная социология попросту поддерживает существующее положение дел. В отличие от нее критическая социология представляет собой изучение общества, сфокусированное на необходимости социальных изменений. Вместо научного вопроса: «Как общество функционирует?» критические социологи задаются моральными и политическими вопросами, среди которых главным является: «Должно ли общество существовать в его нынешней форме?» На это они, как правило, отвечают отрицательно. Задача, как говорил Маркс (Marx, 1972; р. 102; 1-е изд. — 1845), не в том, чтобы всего лишь изучать мир, а чтобы его изменить. Вынося ценностные суждения о способах улучшения общества, критические социологи отвергают поставленную Вебером задачу быть свободным от ценностей. Сторонники такого подхода стремятся изменить не только общество, но и характер самого исследования. Они считают изучаемых людей равноправными себе и поощряют их участие в принятии решения, что следует изучать и как надо выполнить работу. Нередко исследователи и изучаемые ими субъекты используют сделанные открытия, чтобы выступить в защиту обездоленных людей и приблизиться к политической цели, которая состоит в построении общества равных (Nielsen, 1990; Stanley, 1990; Reinharz, 1992; Wolf, 1996; Hess, 1999). Строгие приверженцы научной социологии не соглашаются с этим, обвиняя критическую социологию (независимо от подхода - феминистского, марксистского или какого-либо иного) в том, что ее политический характер мешает объективности и она не способна избавиться от тенденциозности. Критические социологи отвечают на подобный упрек, что все исследования являются политическими и тенденциозными, поскольку либо призывают к осуществлению перемен, либо отказываются от этого. Таким образом, у социологов нет выбора и они не в силах лишить свою деятельность политического аспекта, но могут выбрать, па чью сторону им встать. Критическая социология — активный политический подход, привязывающий 68 Часть 1. Основы социологии Глава 2. Социологическое исследование 69
его. Обобщая, надо признать; к научной социологии склонны исследователи с более консервативными взглядами; а к критической — те, чьи позиции отклоняются в левую от либерализма сторону, вплоть до радикальных. Существует ли взамосвязь методологических подходов и теории? Сказать, что она совершенно очевидна, не представляется возможным; например, социолог, предпочитающий критический подход, собирая данные, может использовать научные методы. Но каждый из трех подходов ближе к определенной теоретической парадигме (см. главу «Социологический подход»): научный — к структурно-функциональной, интерпретативный — символического интеракционизма, критический — социального конфликта. В табл. 2.1 обобщены различия между тремя методологическими подходами. Таблица 2.1
Многие социологи предпочитают какой-то один подход другому; однако важно иметь представление обо всех трех (Gamson, 1999). Тендерная принадлежность и исследования В последние годы социологи осознали, что на исследования влияет тендер — черты личности и социальные позиции, рассматриваемые членами общества как женские и мужские. Маргрит Эйхлер (Eichler, 1988) выделяет пять эффектов, которые тендер может оказывать на исследование: 1. Андроцентризм. Андроцентризмом (от греч. <<андроо — принадлежащий к мужскому полу) называется подход к проблеме с точки зрения мужчин. тельность, а все, что делают женщины, игнорируется. Ученые, занимавшиеся изучением профессий, годами сосредоточивались на оплачиваемых видах деятельности для мужчин и упускали из виду домашнее хозяйство и воспитание детей, которые традиционно возлагаются на женщин. Понятно, что исследование, направленное на осмысление поведения человека, не вправе оставить без внимания целую половину человечества. 2. Не меньшие ограничения на социологические исследования накладывает ги-ноцентризм — взгляд на мир с точки зрения женщин. Однако в нашем обществе, где господствуют мужчины, эта проблема не столь распространена. 3. Сверхобобщение. Оно возникает, когда исследователи пользуются данными, полученными от людей, принадлежащих лишь к одному полу, для подкрепления выводов о «человечестве» или «обществе» в целом. Получение информации от горстки чиновников-мужчин в сочетании с последующими выводами об обществе в целом хорошо иллюстрируют проблему сверхобобщения. В другом случае изучение практики детского воспитания на основе данных, предоставленных исключительно женщинами, позволяет исследователям говорить о «материнстве», но не о «родительстве», которое является более общим понятием. 4. Тендерная слепота. Неспособность вообще учитывать тендерную переменную называется «тендерной слепотой». Как явствует из всей этой книги, различий между жизнью мужчин и жизнью женщин не счесть. Скажем, «заболеть» тендерной слепотой можно в том случае, если, например, изучая престарелых американцев, не учесть, что большинство стариков-мужчин живет вместе со своими супругами, тогда как престарелые женщины обычно одиноки. 5. Двойные стандарты. Исследователи должны проявлять осторожность, чтобы не исказить предмет своего исследования различием в суждениях о мужчинах и женщинах. Например, исследователь, изучающий вопросы семьи и называющий супружескую пару «мужем и женой», может определить мужчину как «главу дома» и рассматривать его соответственно, видя в женщине простую исполнительницу «вспомогательных работ по хозяйству». 6. Интерференция1. Тендерная принадлежность искажает исследование, если субъект реагирует на пол исследователя и тем самым вторгается в процедуру исследования. Так, при изучении небольшой сицилийской общины Мо-рин Джиованнини (Giovannini, 1992) обнаружила, что многие мужчины реагировали на нее не как на исследователя, а как на женщину. Тендерная динамика воспрепятствовала использованию некоторых методик например приватных бесед с мужчинами, что было расценено как занятие, неподобающее одинокой женщине. Кроме того, местные жители не допустили Джиованнини в места, традиционно считавшиеся запретными для женщин. В том, чтобы сосредоточиться на представителях того или иного пола, нет ничего дурного. Но все социологи, а также люди, читающие их труды, должны помнить о важности тендерной принадлежности в любом исследовании. 70 Часть 1, Основы социологии Глава 2. Социологическое исследование 71
Этика исследования Как и все прочие исследователи, социологи сознают, что их деятельность способна не только помочь, но и навредить субъектам и общинам. По этой причине Американская ассоциация социологов (ASA) — главное профессиональное объединение социологов в Северной Америке — установила официальные правила проведения исследований (American Sociological Association, 1997). Социологи в своей деятельности должны стремиться быть честными и компетентными. Они обязаны раскрывать все исследовательские открытия, не упуская никаких важных данных. Этика обязывает их делать результаты доступными для других социологов, особенно для тех, кто желает воспроизвести исследование. Помимо этого социологи должны гарантировать безопасность субъектов, принимающих участие в программе исследования. Если последнее станет разворачиваться таким образом, что появится угроза благополучию участников, исследователи должны немедленно прервать процесс. Кроме того, они должны защищать неприкосновенность частной жизни любого, кто окажется вовлечен в исследовательскую программу. Последнее условие не всегда легко выполнить, так как бывает, что на исследователей оказывается давление (даже полицией или судами) с требованием раскрыть информацию. Поэтому им следует очень хорошо подумать о степени своей ответственности в деле защиты субъектов и обсудить этот вопрос с участниками. Собственно, строго выдержанное в этическом отношении исследование требует информированного согласия участников. Это означает, что субъекты понимают всю меру ответственности и риска, сопряженных с исследованием, и согласны — до того, как начнется работа — принять в нем участие. Другое важное правило касается финансирования. Социологи должны включать в публикуемые результаты своей деятельности ссылки на все источники финансовой поддержки. Им также необходимо избегать столкновения интересов, способного скомпрометировать честность их труда. Исследователям, к примеру, ни в коем случае нельзя получать финансирование от организации, которая стремится в своих собственных целях повлиять на результаты исследования. Наконец, существуют глобальные аспекты исселедовательской этики. Прежде чем приступить к исследованию за рубежом, социологи должны в достаточной мере ознакомиться с особенностями выбранного для изучения общества, — это позволит понять, что именно местные жители сочтут нарушением права на неприкосновенность частной жизни или источником личной угрозы. В таком поликультурном обществе, как США, то же правило касается изучения людей, чье культурное прошлое отличается от американского. Date: 2015-12-13; view: 1298; Нарушение авторских прав |