Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сексуализирован





И

так, вы покупаете машину. Перед вами каталог, и вы с безумным усердием проглядываете. Неплохая иномарка, не правда ли? А это что же? Еще одна модель. Молодая девушка, развернув голову в вашу сторону, вытирает переднее стекло. Упитанная попка, затянутая в джинсы, выставлена напоказ. А при чем здесь технические данные машины? Ясное дело, ни при чем. Попка — это рекламная деталь. Но, черт возьми, она западает в подсознательное. Куплю эту модель, а вместе с ней и... Глупо, конечно. Но это, если подходить сознательно. А если...

Психологи доказали, что человек едва ли не самое сексуальное создание в мире. Здесь также сказывается иноприродность Адамова потомка. Сексуальный инстинкт человека отличается от животного. Укажем на три особенности этого инстинкта у человека. Прежде всего, в природе половая близость имеет только одно предназначение — продление потомства. Разумеется, среди животных есть ухаживание, эмоциональная привязанность. Но инстинкт пробуждается в строго обусловленное время, как правило, наиболее благоприятное для зачатия. После того, как половой акт состоялся, возник плод, сексуальный инстинкт угасает. Это у животных. У людей — иначе. Человек может испытывать сексуальное возбуждение зимой и летом, осенью и весной. Он предельно сексуализирован.

Половой инстинкт имеет два компонента — один связан с репродуктивной функций, другой предполагает сексуальное блаженство, утеху. В человеческой культуре огромные усилия направлены на то, чтобы разделить эти две функции. Фармацевтическая промышленность добивается того, чтобы утеха состоялась, а зачатия по взаимному недосмотру не случилось. Это опять-таки антиприродная тенденция.

И еще: половое влечение человека в отличие от животных может быть реализовано галлюцинаторно, через грезу. Вот почему люди охотно рассматривают голые тела, эротические картинки. Не будь у человека этой особенности, исчезла бы сексуальная реклама, порнографическая литература и кино. Человек способен получить физиологическую разрядку через галлюцинаторное видение.

В старинных мистериях разыгрывался акт кровавой оргаистической драмы. Люди превращались в исступленных богоубийц, в жестоких сладострастников. Они терзали тело Бога, превращенное в пищу, вступали в мерзкое соитие с животными, с родными по крови. Вершились Дела, о которых в иное время никто и не помышлял. Эрос обнажал свою природную и иноприродную стихию. Темные, слепые страсти приводили к злодеяниям.

Но отчего в истории эти кровавые оргии соседствуют с примерами возвышенного целомудрия, одухотворенной любви? Почему романтические, платонические чувства сменяются почитанием разнузданных наслаждений? Отчего даже в одной культуре мы видим разноликость Эроса? Ответ отчасти прост: все это заложено в человеке. Спектр эротических чувств чрезвычайно широк. Остается только отдать предпочтение.

В эпоху Возрождения в женщине ценили пышные формы, а миловидность и грациозность отступали. Дама, корсаж которой предвещал роскошный бюст, пользовалась успехом. Высокий импозантный рост, пышная грудь, широкие бедра, крепкие ягодицы, полные ноги и руки, способные задушить гиганта, — таков идеал красавицы эпохи Возрождения. Созерцание таких женщин доставляло мужчинам изысканное наслаждение, обладание — невероятное счастье. В королевских садах резвились нимфы, нереиды, тритоны, флоры и лесные боги. Одежды на этих богах и богинях представляли только видимость. Порой красавицы были облачены лишь в прозрачную ткань, ничего не скрывавшую и только рождающую любопытство. Мужчины любили совершать подвиги атлетов, танцоров, хвастали своей неутомимостью.

Н. Элиас в книге «Цивилизующий процесс» пишет, что вплоть до XVI в. в Германии, как и в других местах Европы, «вид обнаженного тела вполне соответствовал общественной норме».

Пуританская любовь

 

Пуритане — от английского слова «чистый» — выступали за углубление Реформации. Они требовали предельной невинности и верности в любви. Плотские утехи объявлялись крамольными. Как уже говорилось, в викторианской Англии столы и стулья до самого пола покрывались белоснежными чехлами. Ножки, разумеется, деревянные, но обнажать их для посторонних взглядов считалось неприличным. После прихотливой пряности барокко такая стыдливость и предусмотрительность казались удивительными. Когда шведской королеве прислали в подарок чулки, придворный гордо вернул их посетителю, сказав:

— У королевы нет ног...

Протестантский этос зафиксировал огромные изменения в психике женщины. В религиозном сознании родилось новое понимание свободы. Женщины не хотели больше повиноваться общине. Впервые в европейской истории стремление быть свободным стало восприниматься как благо для человека. Свобода оценивалась как святыня. Но обнаружились новые узы. Теперь женщина оказалась рабой религиозных условностей, культа добродетели.

Протестантский этос сопряжен с культом воздержанности, простоты, бережливости, целомудрия, справедливости, скромности. Все эти качества освящались как святыни в воскресных проповедях.

 

Вампиры и соблазнители

Протестантская семья являла собой треугольную пирамиду. На вершине — глава трех поколений — дедушка. Он — безупречный авторитет для родственников, хранитель традиций и нравственных заветов. Муж — добытчик огня, пищи и прочих благ. Женщина почиталась как воплощение всех мыслимых добродетелей. Малейшее отступление от морали расценивалось как преступление против «семейства».

Куда же девалась порочная страсть, которая так ярко проявила себя в предыдущие века? Неужели она выветрилась и угасла? Конечно, нет. Целомудрие рождало мятежные мысли, недозволенные желания, воспаленные фантазии. В сознании протестантской эпохи греховные вожделения персонифицировались в образах совратителей, злодеев, вампиров. Крайняя добропорядочность рождала образы зла. И это несмотря на то, что запрещались произведения видных европейских писателей, которые, как предполагалось, оказывают порочное воздействие на нравы. (В XX в. французский поэт Шарль Бодлер был даже осужден за «Цветы зла». Цензура запрещала издавать «Лолиту» В. Набокова и «Улисса» Д. Джойса). Викторианская проза обладает специфическим колоритом: мрачновато-таинственные приключения, события, происходящие по воле высших, неведомых сил, неотвратимость рока в человеческой судьбе. Характерная примета этих повествований — сочетание таинственных, загадочных, потусторонних явлений с конкретно-реалистическими чертами действительности.

Пуританство по парадоксальной логике подготовило взрыв страстей в XX веке.

Галантность и сладострастие

 

В эпоху барокко (конец XVI — середина XVIII в.) вновь возникает интерес к плотским порывам как законным побуждениям человека. Любовь предстает теперь в особом истолковании. С одной стороны, чувственность предполагает погибельную страсть, телесные наваждения. С другой — рождается мир пленительных иллюзий, где любовь оказывается не простой, а изысканной, манерной, прихотливой.

Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль, «Рождение Венеры», 1862

Поразительное сочетание грубой реальности и волшебной фантазии нигде, пожалуй, не продемонстрировало себя так ярко, как в преданиях и историях интимной жизни монархов. Не случайно многие историки, исследуя общественные потрясения, социальные катаклизмы и революционные сдвиги, видят в истории проявление только одного эроса. «Ищите женщину!» — такова известная французская поговорка.

Казалось бы, признательное и трепетное восприятие любви должно было закрепиться в европейской культуре. Но вот грядет эпоха Просвещения — XVIII в. Многие идеалы барокко, равно как и этос протестантизма, пересматриваются. I В частности, провозглашается, что душа I не имеет пола. Это означает, что на деле I неповторимость чувства отвергается. Делается определенная ставка на нивелировку переживаний. Любовь все чаще трактуется как чистое безумие, недостойное разумного человека.

«Лучше поступает тот, — пишет Ф. Бэкон, — кто при невозможности не допустить любви удерживает ее в подобающем месте и полностью от­деляет себя от ее серьезных дел и действий в жизни; ибо если она вме­шивается в дела, то взбаламучивает судьбы людей так сильно, что те не могут оставаться верными собственным целям».

Английскому мыслителю казалось, что любовь занимает ничтожно малое место в истории человечества. Зрелый муж, озабоченный государственными делами, или мудрец, постигающий таинства мира, вряд ли впадут в любовное исступление.

Эпоха Просвещения кичливо тешилась разумом. По его меркам она пыталась выстроить все человеческие отношения. Однако мир человеческих страстей оказался принципиально нерегулируемым. Не случайно именно в этом веке сложилось явление, позже названное садизмом по имени известного маркиза де Сада (1740—1814), автора многих произведений, в которых он пытался рассказать о причудливых проявлениях страсти... В один прекрасный день известный в Париже маркиз Луи Альдонс Денациан де Сад отправился в Марсель. Здесь его уже ждал лакей, предусмотрительно снявший для него апартаменты. Тривиальная любовная история? Ничего подобного. Молодому маркизу нужна была не просто партнерша. В комнате его ждали четыре обнаженные девицы, вид и прихотливость поз которых рождали откровенно содомные страсти. Парижане и раньше знали про обширные гаремы восточных шахов. Но там царили все-таки совсем иные порядки. Владыка искал наслаждения в объятиях одной прельстительницы, которую выбирал на каждую ночь.

Возможно ли утолять сладострастие в обществе четырех соблазнительниц? Оказывается, это не так просто. Страсть иногда угасает, несмотря на все старания, не захватывает маркиза. Как же взбодрить себя? Нежными ласками, лирическим шепотом? Нет... Есть другие, пока еще мало опробованные средства. И маркиз берется за ременную плеть, на которой укреплены рыболовные крючки, и начинает хлестать свою подругу. Вид ее мучений вызывает у него не сострадание, а острое, жестокое желание. Наслаждение буквально захлестывает маркиза...

А что же его подруги, ставшие жертвой неистовства? Они, еще не ведая толком, что испытанное ими извращенное чувство войди в историю европейской сексуальности, торопятся в полицию. Сержант записывает их сбивчивые рассказы о плетке, о наглых домоганиях маркиза, не дозволенных даже в борделе, о порошке из шпанских мушек, который стимулирует похоть, и намеревается арестовать де Сада.

Под покровом ночи маркиз бежит из Парижа в Италию. И не один, а с молодой женщиной. С собственной свояченицей, недавно вышедшей из монастыря. В Париже бушуют ревнители благочестия, Роятся слухи. Кто-то сообщает, что в саду у маркиза обнаружены человеческие кости. Он, оказывается, не только бичует жертвы, но и выпускает кровь из жил, пока несчастные корчатся в последних конвульсиях.

Живую плоть де Сад приправляет особым способом, готовя к трапезе наслаждения. Это у него в замке исчезают дети. Он — мучитель и отравитель, коварный соблазнитель и душегуб. Хорошо бы заточить извращенца в темницу, но как его поймать? Срочно изготовлено соломенное чучело, абсолютное подобие маркиза. Собирается толпа. Чучело бросают в огонь. Оно корчится в пламени, вызывая у зрителей глубокое наслаждение... Что ни говори, а маркиз разбирался в сладостном таинстве мести.

Правосудие все-таки торжествует. Маркиз пойман и заключен в Бастилию. В Венсенском замке он отбывает долгое наказание. Сидя в темнице, маркиз дает волю своему воображению. Он пишет том за томом, расходуя скудные запасы бумаги. На бумажный свиток наносятся мельчайшие буквы. Кое-что из написанного вполне благопристойно. Надо полагать, маркиз раскаялся и впал в сентиментальность. Пьесы, исторические хроники, письма, повести, и рассказы свидетельствуют о его целомудрии.

Но вот снова слышится свист хлыста. Воображением заключенного завладевают кошмары. Он описывает прихоти любострастия с невиданным пылом. И не просто описывает. Он пытается намекнуть, что не следует гасить пыл души. Пора забыть запреты кровосмешения. Кузина, дочь, мать — не все ли равно. Природа милостива, не надо только противиться ей, гоня искушения прочь...

Пятнадцать лет назад европейский мир почтил память маркиза де Сада. Исполнилось 250 лет со дня его рождения: он появился на свет в 1740 году. Узнали мы кое-что из его жизнеописаний. Более четверти века он провел в тюрьмах и крепостях. Двенадцать лет просидел в Бастилии. За девять дней до ее штурма попал в тюрьму, участвовал во Французской революции. От почетного аристократического титула, естественно, отказался. Свои дни кончил в 1814 г. в сумасшедшем доме...

В завещании маркиз наказывал сжечь его тело и неопубликованные рукописи. Волю его, казалось бы, выполнили. Но спустя некоторое время обнаружилось, что рукописи уцелели: как говорится, они не горят. Сохраненные произведения печатать не разрешили. Но ведь известно: запретный плод сладок. А тут еще наследники маркиза кое-что попридержали. Вот уже и юбилей прошел, а сколько еще не напечатано! Правда, изданного набралось на 30 томов. Но так много еще неизвестного!


Из 15 томов, написанных де Садом в тюрьме, анонимно напечатаны «Философия алькова» и «Жюстина, или Несчастие добродетели». Главный труд маркиза — «120 дней Содома». Сюжет — знатные люди Парижа, в их числе герцог, епископ, банкир и судья, за-I брав своих домочадцев, отправились в путешествие. Прогулка в основном удалась. Поклонники садизма познали все радости запретных наслаждений... Кое-что из подобных увеселений великий Данте разглядел в Аду, а кое-что и там не видывал. Банкир, правда, остался в живых. И по роду профессии подсчитал: 30 человек погибло во время Содома. Оставшиеся в живых им позавидовали...

Парадоксально, но полагают, что возрождение имени де Сада связано с творчеством французского поэта Г. Аполлинера (1880— 1918). Именно Аполлинер, удрученный бесчеловечностью окружающего мира и тоскуя по гуманизму, усмотрел в наследии маркиза вызов господствующей морали. Так или иначе, но есть правда в словах французского философа и писателя А. Камю: «С де Садом начинается современная история и современная трагедия».

Без психологических протуберанцев садизма вряд ли можно понять этот жестокий век. Без низменных страстей, замешенных на жестокости и крови, нельзя разгадать и современную трагедию человечества. Кстати, несколько лет назад итальянский кинорежиссер Паоло Пазолини поставил фильм «120 дней Содома». Кошмары, описанные де Садом, оказались в известной мере похожими на катастрофы прошлого века. Стоило только одеть монстров маркиза в черные мундиры СС.

Человек без страстей и желаний перестает быть человеком. И добрые и злые поступки могут быть поняты лишь как попытка личности наполнить свою жизнь смыслом. Самый заядлый садист и разрушитель такой же человек, как и святой. Его можно назвать извращенным и дурным, не сумевшим найти ответ на вызов своего человеческого первородства, но — человеком.

Поступки маркиза де Сада и его фантазии казались современникам проявлением извращенной индивидуальности. Мало кто мог предположить, что именем экстравагантного француза потомки назовут особый психологический механизм, когда мучитель получает острое наслаждение от боли жертвы и ее судорог. Но удивительное дело — гонимый или гонимая, оказывается, не всегда заслуживают сочувствия. Они сами хотят, чтобы их терзали. И при этом они тоже испытывают удовольствие. Это извращение, или, как по научному определил его 3. Фрейд, перверсия, стало обозначать в психоанализе различные сексуальные установки. Именно их и использовала массовая реклама.

 

Стиль бидермейер

Бидермейер (нем. Biedermeier, Biedermaier) – стилевое направление в немецком и австрийском искусстве первой половины XIX в., которое отражало как демократизм бюргерской среды, так и ее обывательско-мещанские воззрения и вкусы. Немецкий поэт Л. Эйхродт печатал в одном из мюнхенских изданий стихи, посвященные семье, дому, патриархальным традициям. Он помещал их под псевдонимом Готлиб Бидермейер. Нет, поэт никого не хотел мистифицировать, он и не помышлял о том, что его выдуманное имя станет обозначением новых ценностных ориентации эпохи.

Не думал он и том, что благодаря ему сложится эталон женской красоты и женственности. Как выглядела воспетая им девушка? Кроткая, благородная, женственная. Созданный поэтом образ благонравной особы в сознании средних слоев населения превратился в воплощение идеала. Более того, стиль «бидермейер» проявил себя в искусстве, литературе и архитектуре.


Бидермейер проник в самые различные социальные слои — от скромных мещан до высших кругов общества. В Германии и Австрии он продержался вплоть до середины века — дольше всего. Этому стилю чужда помпезность и пафос ампира. В тоже время он много унаследовал от последнего в формах, принципах построения, в нем воплощены демократические черты классицизма, его лаконизм и простота1.

Архитектурное и декоративное искусство бидермейера перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Для живописи характерно тонкое, тщательное изображение интерьера природы, бытовых деталей.

Интерьер бидермейера создает атмосферу семейного мира и покоя. Помещения светлые, просторные, потолки окрашены в белый или серый цвет. Полы деревянные, обычно уложены из очень простого по рисунку паркета, а иногда и просто из досок. Стены окрашены в простые, светлые либо яркие тона, оклеены обоями. Последние чрезвычайно популярны, особенно выдержанные в светлой гамме, в том числе с мелким цветочным узором или в полоску. Все элементы обстановки и декор сосредоточиваются не выше уровня глаз. Непременным украшением служат комнатные растения, цветы, размещенные в горшках, вазах, корзинах. На стенах развешиваются гравюры, акварели, живописные полотна. В отличие от предшествующего времени произведения эти носят миниатюрную форму и помещаются не в тяжелых золотых формах, а окантованы простым багетом. Их могли размещать в несколько рядов.

Во времена бидермейера обожали всевозможные драпировки. Занавеси, шторы, портьеры подвешивались на бронзовых карнизах, закреплялись неподвижно или делались раздвижными. Тканью, собранной в красивые складки, могли закрывать не только оконные и (дверные проемы, но и драпировались стены, зеркала, мебель. Скатерти, покрывала, занавеси зачастую имели яркие узоры, украшались вышивкой, бахромой, оборками.

Мебель проста, безыскусна, удобна. Формы ее незамысловаты и естественны. Иногда они благородны, иногда грубоваты и неуклюжи. Плавно изогнуты линии спинок и подлокотников у диванов, кресел и стульев, ножки гнутые и точеные. Широко применяется фанеровка. Большое внимание уделяют материалу — используют красное дерево, но особенно много древесины светлых пород. Демонстрируется естественная красота дерева, выявляется его текстура, для чего применяют соответствующие технологии. Мебель рубленая или фанерованная со скромным осторожным декором. Главное достоинство такого типа мебели — отличная столярная работа, Высокое качество исполнения.

Среди отдельных предметов можно отметить разнообразные шкафы и комоды. Много мебели для сидения. Она комфортна, уютна, спинки имеют удобный изгиб, сиденья плетеные либо мягкие, набитые конским волосом. Они обиваются ситцем с веселым цветочным узором либо более строгим репсом. Кровать того времени уже не имеет балдахина. Очень много столов и столиков, различных по функциям и исполнению: обеденных, читальных, письменных, рабочих. Наиболее популярен — круглый. В обстановке жилища много мелких предметов — подставок, шкафчиков, этажерок. Непременно присутствует в состоятельном доме небольшой клавесин, называемый спинетом.

 

 

|' Козьякова М.И. Эстетика повседневности. — М., 1996. — С. 163

Викторианская этика

Однако история знает и иные факты. Как уже рассказывалось, в викторианскую эпоху столы и стулья в гостиной покрывались белоснежными чехлами до самого пола. Ножки, конечно, деревянные, но они так много говорят пытливому, сладострастному воображению. Женщина не имела права демонстрировать животную сущность. Супруги не видели друг друга голыми. Это расценивалось как непристойность. Женщина во время половой близости занимала позицию «лежи не шевелясь». А главное — не смей извиваться, стонать. Все это выражает животную природу женщины, но это не достойно ее величия. После прохождения Второй волны нагота стала считаться постыдной. С появлением особой ночной одежды изменилось поведение человека в спальне.

В XIX в. в клинику 3. Фрейда приходили больные. Жаловались на телесные недуги, на психологическое неблагополучие. Психиатр же, накапливая факты, все больше поражался тому, насколько основательно болезни души связаны с подавленной сексуальностью. Оказывается, половой инстинкт требует немедленного удовлетворения. Всякое промедление с сексуальной усладой травмирует психику, рождает комплексы, извращает здоровую чувственность. Это откровение стало вызовом многовековым протестантским нравам, принуждавшим подавлять эротические вожделения.

Каким же образом целомудренная, чопорная леди превратилась в женщину-вамп? Что вызвало радикальную революцию в представлениях о сексе? Конечно, прежде всего, открытия австрийского психиатра. Они не были достоянием только специалистов. Повсеместно стали возникать клиники, где рекламировались откровения психоаналитиков. В сознании людей постепенно происходил глубочайший переворот. Оказывается, родители, и бабушки с дедушками жили в поразительном заблуждении. Они-то считали, что воздержание благотворно влияет как на здоровье человека, так и на его нравственность. А выходит, прав Иван Александрович Хлестаков, восклицавший: «Для того и живем, чтобы срывать цветы удовольствия!»

Но было и еще одно обстоятельство, изменившее взгляды на секс. Как ни странно, оно коренилось в экономике. После Второй мировой войны наука и техника, существовавшие довольно обособленно, соединились, дав жизнь научно-технической революции.

Что это означало на практике? Появилось огромное количество товаров. Они лежали на всех лотках и прилавках и... увы, не пользовались спросом. Не хватало денег? Да нет же! Просто люди, воспитанные в протестантской традиции, все еще считали, что человеческие потребности должны быть скромными. Перед экономикой замаячила перспектива гигантского краха. Возникла огромная социальная потребность — спровоцировать в человеке покупателя. Вот он идет мимо рынка. У него все есть. Он и в мыслях не держит что-нибудь покупать. Хорошо бы воздействовать на его сознание. Еще лучше — на подсознание. Два крупных психоаналитических института стали искать рекомендации для предпринимателей. Было установлено, что, когда женщина приходит в супермаркет, зрачки ее глаз увеличиваются вдвое. Это уже открытие, с которым можно работать! Надо внушить леди, что ей позарез необходима новая шубка. У нее уже есть? Но в этой, новой, она выглядит такой сексапильной, просто неотразимой! В конце концов, разве шубка приобретается только для того, чтобы спастись от холода? Нет, ее главная задача — окончательно воспламенить мужские сердца...

В послевоенные годы многие респектабельные американские журналы — такие, как «Лайф», «Тайм», «Кольерс» — один за другим стали закрываться. На фоне массового краха серьезных изданий казался непонятным и даже вызывающим успех нового журнала. Не будем пока его называть. Сначала расскажем легенду.

Молодой человек, работавший в чикагской газете, попросил у шефа прибавить пять долларов к недельному жалованью. Тот грубо отказал писаке. Тогда разгневанный журналист заявил, что уйдет из газеты и откроет собственный журнал, который даст Америке новую философию. И вскоре, в самом деле, на журнальном небосклоне появилось новое издание. Там не было привычных развернутых политических статей, идеологических комментариев, пространных рассуждений. Только фотографии и небольшие тексты к ним. И, разумеется, много рекламы.

Журнал вскоре принес своему владельцу многомиллионное состояние. Вокруг него стала складываться новая предпринимательская империя. Появились версии журнала в европейских странах.

Пора теперь назвать журнал, о котором шла речь. Это «Плейбой». В эру, когда Россия учится читать по заграничным этикеткам, не торопитесь перевести «мальчик для игры». Тут нужен смысловой I эквивалент, что-нибудь вроде «жуир», «повеса». Издатель «Плейбоя» уловил в общественной атмосфере времени рождающиеся духовные абсолюты. Протестантская этика воспринималась и оценивалась в журнале как безнадежный архаизм.

Кто это придумал: «Человек рожден для труда»? Это наши предки старались быть аскетами. Какой смысл? Вокруг столько соблазнов. Хочешь благосостояния — читай наш журнал. Мы научим тебя, как сорвать куш, куда выгодно поместить деньги, где можно сделать головокружительную карьеру. Только не оглядывайся на давние заповеди. Теперь иное время и иные способы самореализации, обогащения. Усердный труд — далеко не лучший поводырь.

Сам X. Хефнер (так звали издателя «Плейбоя») разбогател нетрадиционным способом. Но кто мог подумать, что издание журнала сделает человека всемирно известным? Нет, теперь мало бережливости и усердия. Пошевели мозговой извилиной. Почувствуй себя авантюристом. Стань звездой. Открой игорный дом. Сделайся проституткой. Обрати внимание на то, что еще не приходило в голову никому.

Хефнер делал первый номер «Плейбоя» с горсткой долларов в кармане. На обложке, где в других изданиях красовались небоскребы или политические апартаменты, он поместил крупный портрет Мерилин Монро — абсолютно нагой, в прихотливой позе, демонстрировавшей женские прелести. Это было необычно, нарушало все традиции и, естественно, вызывало скандал. Возмущались и цензура, и читатели. Однако постепенно тоже стало традицией, сменив все предыдущие, — обложку «Плейбоя» украшали фотографии обнаженных Катрин Денев и Мадонны, Ким Бессинджер и Настасьи Кински...

«Плейбой» во весь голос заявил, что секс — важнейшая сторона каждой сформировавшейся жизни, а всякие табу приносят только вред. В 50-е гг. прошлого века провозглашение сексуального освобождения было акцией совершенно немыслимой. Тем более, что сам «магистр секса», до его словам, происходил из убежденно пуританской семьи, где родители не осмеливались даже обняться, боясь шокировать этим собственных детей.

Публикуя в свое время фотографии сияющих обнаженных «очаровашек», Хефнер задался целью изменить лицо Америки. Рекламируемые им безумные вечеринки, полночная жизнь предоставляли воображению американцев обильную пищу. В очередном номере журнала читатель находил не только «плеймет» — девушку своей мечты, но и всякого рода эротические рекомендации. Кстати, именно «Плейбой» поместил на обложке большой список советов, как избежать вируса СПИДа.

В один из мартовских дней 1970 г. в нью-йоркском аэропорту приземлился воздушный лайнер «Биг Банни» с шутливой эмблемой на хвосте, изображающей кролика. Владельца этого самого большого и самого дорогого из всех частных самолетов поджидали представители прессы. Сойдя с трапа в сопровождении свиты из соблазнительных девушек «банни», Хью Хефнер заявил журналистам: «Я дал философию Америке, без меня она не имела бы идеологии, отвечающей духу времени».

И до сих пор на обложке журнала неизменно красуется полуобнаженная легкомысленная «банни» — законодательница вкусов и наставница жизни. Но это не все. Возникли офисы, где можно ангажировать на время спутницу жизни. Для совместной деловой поездки или на курорт. На все вкусы: роковую красавицу, студентку, стыдливую пастушку, светскую львицу... Плати — и получишь отменное обслуживание. И это тоже не все. По всей Америке стали создаваться клубы, куда вступали супружеские пары, дабы брать напрокат чужих мужей и жен. Все это радикально изменило взгляды людей на брак, любовь...

Имиджи автомобилей не менее сексуально ориентированы, чем «персоналити» мыла, но стоят дороже. В 1939 г. Дихтер отправляется в Детройт работать для «Крайслер Корпорейшн», помогать продавать модель «Плимут», используя все те же глубинные интервью с потенциальными потребителями. Проводя исследования этим способом (он назвал его MR — исследование мотивации), он обнаружил, что седан бессознательно ассоциируется с женой, а кабриолет (конвертибл) — с девушкой. И в то время как многие мужчины средних лет стремились совершенно безвинно и ничем не рискуя купить кабриолет, движимые бессознательным влечением к девушкам, большинство мужчин останавливало свой выбор на седане, практичном, комфортном и безопасном, как жена, и выбор этот происходил обычно под влиянием реальной жены.

Совет для Крайслера состоял в том, что для привлечения мужчин, для приманки следовало выставлять в витрину (изображать в витрине) кабриолет и, таким образом, увеличивать продажу седанов. Воплощенные советы привели к очень существенному росту продаж. Дивидендом Дихтера стала растущая публичная известность в среде рекламной индустрии: две колонки в «Time Magazine», озаглавленные «Венский психолог открыл Золотые горы для "Крайслер Корпорэйшн"», представляли Дихтера как первого, кто перенес в рекламу «реальную научную психологию» и раскрыл «скрытые желания и потребности».

Играй, гормон, рассказывай...

 

Еще в позапрошлом веке М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) писал о модницах, которые тщетно пытались упразднить юбку. Ухищрения прошлого не забыты современной модой. Каких только декольте не было в прошлом: «ампир», «стрела в сердце», «замочная скважина». Конечно, сегодня на новогодний бал пустят и без декольте, но по-прежнему «большой вечерний туалет» немыслим без игривых вырезов. Мушек сменили тату и бодипейнтинг. Ткани стали еще прозрачнее. Вырезы еще ниже, как на груди, так и на спине. А что касается правил, то мы их создаем сами.

Одежда модниц призывает: «Развяжите меня!» Ясно, что ни одна кокетка не сможет устоять перед шнуровкой — манящей, дразнящей, провоцирующей. Фантазия светских красавиц не знает границ. Игривые переплетения можно встретить порой в самых непредсказуемых местах.

Во многих культурах эрос совсем не связан с благовониями. Ведь люди не сразу осознали прелесть фимиамов. Пахучие вещества, возбуждающие зов похоти, поначалу не были известны людям. Но ведь уже в древней египетской цивилизации ведали про чудодейственную силу душистых втираний. Запах служил приманкой, ловушкой. Он провоцировал чувственность и сулил наслаждение.

В языческие времена люди жили как животные. Возможно, они не различали цветов, но считали, что слышат запах крови, что могут по нему отличать врага от друга. Великаны-людоеды и оборотни-волки чуют людей. На них охотятся также эринии, богини мести и проклятия. Вот почему древние приносили своим омерзительным богам вонючие чадящие жертвы. Считалось, что человек начинает источать сильный запах только в период полового созревания. Человеческая плоть воспламеняет страсти. Римский поэт Гораций (65—8 до н.э.) писал: «Юноша пахнет козленком, а девушка благоухает, как белый нарцисса цветок...»

Мы проводим различие между запахом и ароматом, чтобы показать, как из природного мира рождается культура. Природа напоена ароматами. Запах источает каждый камень, каждая травинка, каждый кустик и цветок. Человек научился получать фимиамы от земли и присваивать их себе. Он хотел бы собрать, сконцентрировать душистость. Ощутить необычайное сочетание запахов, исходящих отовсюду. Извлечь из этих смешений поразительный эффект. От века к веку совершенствовалась школа обоняния. Нюх становился острее, изысканней. Люди все глубже постигали, что ароматы таят в себе возможность эротической связи.

И вот бывшие природными запахи, включенные в человеческую жизнь, начинают вести внеприродное существование благодаря человеку. Тайна ароматов побеждает непосвященных. Они оказываются жертвой ароматических внушений. Алхимия запахов сулит могущество. Это оборачивается искушением. Мнится, что можно вычерпать кладовую до дна, отобрать у нее «душистое могущество» и встать над людьми и природой. Связь с природой оказывается хрупкой.

Выясняется, что, зная множество запахов, можно якобы бросить вызов человечеству. Оно станет послушным мановению руки всевластного владыки. Даже ладан, напоминающий о Боге, может стать орудием власти. Но там, где власть, там и насилие. А диктат не может обойтись без рекламной поддержки. Лучше всего воззвать к эротическим влечениям человека.

Духи — один из способов пробуждать сексуальные чувства.

Если отсутствие бюста и его неидеальная форма мешают вам жить — исправьте эту ошибку природы. Ведь красивая грудь — главное украшение женщины.

Современным людям нужнее получать секс, хотя бы раз в неделю, чем своевременно заработную плату и щедрые премии. Британские экономисты Дэвид Блэнчфлауэр и Эндю Освальд доказали это научно.

Предчувствуя, что страсть к зарабатыванию денег приведет к тому, что многие американцы будут испытывать полноценный оргазм не от любовных ласк, а от прикосновения к зеленым купюрам, исследователи решили вычислить стоимость интимного счастья в условных единицах. Вероятно, для американцев нагляднее, когда ко всему (даже к сексу) прикреплен соответствующий ценник. По данным американской газеты «The International Herald Tribune», для этого экономистам Блэнчфлауэру и Освальду пришлось «постоять со свечкой» у кроватей 16 000 звезднополосатых граждан. По приблизительным оценкам специалистов, эффект от увеличения количества любви с одного раза в месяц до одного раза в неделю приравнивается к тому, что испытал бы человек, если бы неожиданно нашел на дороге 50 тыс. долларов. Год прочного брака оценивается в 100 тыс. с учетом погрешностей на невымытую посуду, возвращение в нетрезвом виде и прочие бытовые неурядицы. Это значит, что одинокому человеку необходимо получать 100 тыс. долларов в год, чтобы чувствовать себя не хуже, чем удачно женившийся собрат по разуму. Устойчивый миф о том, что за деньги можно купить все, также подвергся жестокой критике. Так, в результате исследований выяснилось, что высокий доход никак не связан с полноценной личной жизнью. Богатеи, привыкшие покупать интим за деньги, чувствуют себя на порядок менее счастливыми, чем те, кто придерживается классических методов получения секса по любви. В данном случае проститутки выступают как имитация, «дешевая китайская подделка» большого и светлого чувства.

Сериал «Секс в большом городе», в котором жизнь человека — сплошная фиеста с чередой прекрасных принцев на белых «мерседесах», — тоже откровенная «липа». Экономисты вычислили, что «окольцованные» люди получают любви на 30% больше, чем их вольные коллеги, — соответственно женатики в три раза счастливее (по крайней мере, по статистике). Дотошным экономистам вторят медики, которые готовы прописывать секс от любого недуга. Так, люди в белых халатах установили, что регулярный интим укрепляет иммунную систему, успокаивает мигрени, снижает на 50% риск инфаркта и инсульта, продлевает жизнь на 10 лет. Барышни делают ЭТО в том числе и для поддержания стройной фигуры: так, за одну секунду секса сгорает 4,2 калории (для сравнения Курникова теряет на корте по 4 калории в минуту).

Фрейд оказался прав. Все вокруг пропитано пряным ароматом Эроса. Он многолик, его присутствие обнаруживается далеко за пределами эрогенных зон — в политике, в молитвенном экстазе, в житейской сутолоке, в рекламе. Эрос — глубинная трудноутоляемая потребность человека и общества в целом. Он неизбывен, неисчерпаем. Мы то и дело вязнем в эротическом движении мысли, в сладчайших фантазийных грехах. Это не только страсть, но и стиль современной жизни, специфический способ существования.

Литература

Психоанализ: Популярная энциклопедия. — М., 1998.

Райх В. Сексуальная революция. —. М., 1997.

Фрейд 3. Либидо. — М., 1996.

Фрейд 3. Основной инстинкт. — М., 1997.

Эрос. Страсти человеческие. — М, 1998.

Вопросы по теме

1. Что такое стиль «бидермейер»?

2. В чем суть викторианской этики?

3. Почему столь популярен маркиз де Сад?

4. Как реклама использует сексуальные образы?

5. Когда произошла сексуальная революция?

 


Тема 9

 

Date: 2015-12-13; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию