Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры решения типовых задач. Задача 1.Запишите ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия водных растворов следующих соединений: а) NaOH и H2SO4; б) FeS и HCl; в) CuSO4 и Na2S;





Задача 1. Запишите ионно-молекулярные уравнения реакций взаимодействия водных растворов следующих соединений: а) NaOH и H2SO4; б) FeS и HCl; в) CuSO4 и Na2S; г) CH3COOH и KOH; д) CuSO4 и NaOH.

Решение:

1. Записываем уравнения соответствующих реакций (а, б, в, г, д) в виде молекул и расставляем коэффициенты.

2. Записываем эти же уравнения, но сильные электролиты пишем в форме ионов, а слабые электролиты, труднорастворимые соединения, газообразные вещества – в форме молекул.

3. Исключаем из левой и правой частей уравнений одинаковые ионы и получаем краткое ионное уравнение, выражающее сущность данной реакции.

4. Проверяем запись уравнения по равенству сумм электрических зарядов в левой и правой частях уравнения.

Ионообменные реакции могут протекать обратимо и необратимо. Равновесие, которое устанавливается при взаимодействии растворов электролитов, смещается в направлении образования труднорастворимого вещества, газа, слабого электролита, комплексного иона.

а) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O;

2Na+ + 2OH-+ 2H++ SO42- = 2Na+ + SO42-+ H2O;

H+ + OH - = H2O.

б) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑;

FeS+2H+ + 2Cl- = Fe2+ + 2Cl- + H2S↑;

FeS + 2H+ = Fe2++ H2S↑.

в) CuSO4 + Na2S = CuS↓+ Na2SO4;

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + S2-= CuS↓+ 2Na+ + SO42-;

Cu2-+S2-=CuS↓.

г) CH3COOH + KOH = CH3COOK+H2O;

CH3COOH + K++OH- = CH3COO-+K++H2O;

CH3COOH + OH - = CH3COO- +H2O.

д) CuSO4 + 4NaOH = Na2[Cu(OH)4]+Na2SO4;

Cu2+ + SO42- + 4Na+ + 4OH- = 2Na+ + [Cu(OH)4]2-+ 2Na+ + SO42-;

Cu2+ + 4OH- = [Cu(OH)4]2-.

Задача 2. Запишите следующие ионно-молекулярные уравнения реакций в молекулярной форме:

а) 3Ca2++2PO43- =Ca3(PO4)2; б) Ba2++ SO42- = BaSO4;

в) CaCO3+2H+=Ca2++H2O+CO2; г) H++OH- = H2O;

д) Cu2++4NH4OH=[Cu(NH3)4]2++4H2O.

Решение: используя данные таблицы растворимости солей и оснований в воде, записываем уравнения соответствующих реакций в молекулярной форме:

а) 3Ca(NO3)2+2Na3PO4= Ca3(PO4)2↓+6NaNO3;

б) BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl;

в) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO;

г) HCl + NaOH = NaCl + H2O;

д) CuSO4 + 4NH4OH = [Cu(NH3)4]SO4+4H2O.

Если при смешении растворов электролитов не образуются осадки, газообразные вещества, слабые электролиты, то химическое взаимодействие не происходит, а в растворе находится лишь смесь ионов.

Задача 3. Определите степень окисления хлора в соединениях NaCl, NaClO, NaClO3, NaClO4 и объясните, какое из них является только окислителем, только восстановителем, а какие могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.

Решение: вычислим степень окисления хлора в этих соединениях, исходя из электронейтральности молекулы и зная, что степень окисления кислорода равна –2, а натрия +1:

+1 -1 +1 +1 -2 +1 +5 -2 +1 +7 -2

NaCl, NaClO, NaClO3, NaClO4.

Вещество выполняет только восстановительную функцию, то есть является безусловным восстановителем в том случае, когда его молекула содержит атом, находящийся в низшей степени окисления, и возможен только процесс отдачи электронов. Для неметаллов минимальное значение степени окисления соответствует числу электронов, недостающих до завершения внешнего энергетического уровня, со знаком «минус»: 8 – N, где N – номер группы периодической системы, в которой находится этот элемент. Для хлора минимальная степень окисления равна –1, поэтому это вещество может проявлять только восстановительные свойства за счет атома хлора.

Атом элемента в высшей степени окисления способен только присоединять электроны и является только окислителем. Максимальная степень окисления равна общему числу валентных электронов со знаком «+» или, в общем виде, «+N». Для хлора значение максимальной степени окисления соответствует +7. Поэтому NaClO4 может проявлять только окислительные свойства. Соединения NaClO3 и NaClO содержат атомы хлора в промежуточных степенях окисления (+5 и +1 соответственно), поэтому в зависимости от условий они могут проявлять как восстановительные, так и окислительные свойства. Например:

NaCl+5O3+3H2SO3=NaCl-1+3H2SO4, (NaClO3 – окислитель);

NaCl+5O3+I2+H2O=NaCl+7O4+2HI, (NaClO3 – восстановитель).

Задача 4. С помощью метода электронного баланса расставьте коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции:

Cr2(SO4)3+Cl2+KOH K2CrO4+KCl+K2SO4+H2O.

Определите окислитель и восстановитель, запишите процессы окисления и восстановления.

Решение: определим степени окисления атомов всех элементов, входящих в состав молекул реагирующих веществ; обратите внимание, что реакция протекает в щелочной среде (KOH).


Cr+32(S+6O-24)3+Cl02+K+1O-2H+1→ K+2Cr+6O-24+K+1Cl-1+K+12S+6O-24+H+12O-2.

Выпишем атомы элементов, изменивших свои степени окисления, и определим число отданных и присоединённых электронов:

2Сr+3 – 6 e → 2Cr+6 ½ 2 ½ 3 – процесс окисления, Сr+3 - восстановитель;

Cl02+ 2 e → 2Cl-1 ½ 6 ½ 1 – процесс восстановления, Cl02 – окислитель.

Полученные коэффициенты расставляем в уравнении перед соответствующими молекулами, а остальные коэффициенты подбираем обычным способом, исходя из равенства количества атомов в левой и правой частях. В последнюю очередь проверяем число атомов кислорода в левой и правой частях уравнения:

Сr2(SO4)3+3Cl2+16KOH=2K2CrO4+6KCl+3K2SO4+8H2O.

Литература

1. Глинка Н. Л. Общая химия. – М.: Химия, 2006. – 720 с.

2. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Л. Химия, 1985. – 264 с.







Date: 2015-12-13; view: 956; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию