Одна из крупнейших компаний страны по производству строительных и изоляционных материалов в условиях быстрого роста почувствовала, что в ее системе планирования производства и распределения появились признаки перегрузки. Компания имела 5 заводов, разбросанных по всей стране — в Нью-Джерси, Огайо, Джорджии, Техасе и Калифорнии. Заводы выпускали изоляционные и кровельные материалы, звукоизоляционную и прочую плитку, а также материалы для обшивки стен. В компании разрабатывался ежеквартальный общий производственный план, в котором учитывался общий прогноз сбыта и плановые остановки заводов на профилактику. Недельные планы производства разрабатывались руководством предприятий на местах с учетом имеющегося на руках портфеля заказов.
Производственные затраты на заводах были неодинаковыми в силу различий оборудования, тарифных ставок оплаты труда, стоимости сырьевых материалов и
возраста оборудования. Кроме того, компания оплачивала доставку материалов заказчикам, причем эти расходы зависели от имеющегося вида транспорта и тарифов на перевозки. Складирование готовой продукции из-за ее слишком малой удельной плотности обходилось слишком дорого. Готовая продукция занимала много места при относительно невысокой стоимости.
Продукция сбывалась по всей стране. Среди клиентов были оптовые торговцы стройматериалами, крупные строительные фирмы, изготовители бытовой техники, которые использовали изоляционные материалы в своих изделиях. Коммерческие работники различных бюро сбыта, расположенных по всей стране, могли размещать заказ на любом из заводов своей компании с учетом наличия нужной продукции и обещаемых сроков поставки.
Руководство компании было озабочено частыми случаями нехватки продукции и дисбалансом производства на предприятиях во всех частях страны. Продукция, изготовленная в Калифорнии, отгружалась потребителям на восточном побережье и, одновременно, продукция из Нью-Джерси направлялась, например, в Колорадо. И хотя обычно это была не совсем аналогичная конечная продукция, но во всяком случае, ее можно было производить и на том, и на другом заводе. Когда руководство компании провело анализ сложившейся ситуации, управляющие заводов заявили, что на своих заводах они придерживаются стратегии производства с наименьшими затратами с учетом имеющегося портфеля заказов. Работники отдела сбыта заявили, что они размещают свой заказ там, где обеспечивают наиболее сжатые сроки поставки. Дальнейший анализ показал, что коммерческие службы вообще игнорируют принципы загрузки мощностей на заводах и стремятся добиться лишь самых сжатых сроков поставки. Было установлено, что в некоторых случаях службы сбыта размещали заказ сразу на нескольких заводах, а затем после первой отгрузки проводили аннулирование лишних заказов.
Прогноз для целей планирования производства выполняла планово-производственная служба, расположенная в центральной конторе компании. Поступление входных данных от коммерческой службы и службы маркетинга было при этом минимальным. Прогнозы часто корректировали под план доходов и прибыли без учета реальных условий рынка. Ни одна группа не отвечала за качество прогнозов, и никто в полной мере не отдавал себе отчета о влиянии ошибок прогноза на общие затраты всей компании.
Система вознаграждения различных групп руководителей была построена на конфликтных принципах. Коммерсантов премировали за выполнение или перевыполнение заданий по объему продаж и разработку новых рынков. Соблюдение обещанных сроков поставки в этой ситуации имело весьма важное значение. Руководство производственных подразделений и экспедиционной службы оценивали по их способности произвести и доставить продукцию с минимальными затратами при сохранении приемлемого уровня качества. Все пытались повысить эффективность своей работы без малейшего учета общих соображений рентабельности для всей компании.
При остановке завода на профилактический ремонт, авралы на других заводах были явлением совершенно обычным. Когда мощности были загружены полностью, не было четкого представления о том, как определять приоритетность распределения заказов между заводами, не было никаких правил по созданию материальных запасов при подготовке к плановой остановке производства.
Высшее руководство компании проанализировало собранную информацию и пришло к выводу о необходимости перестройки структуры организации так, чтобы можно было скоординировать работу по всей стране, включить в эту систему информацию, которую сейчас изолированно друг от друга используют различные группы, создать комплексную систему планирования производства и распределения продукции, которая бы учитывала потребности как службы маркетинга, так и руководителей производств.
Для успешной разработки такой системы управления необходимо было решить несколько вопросов организационного характера, комплектации кадров и разработки системы оплаты и материального стимулирования. Для разработки прогнозов нужно было обеспечить сбор достаточно большого количества данных, отражающих реальный спрос. Систему вознаграждений надо было переработать так, чтобы она могла стимулировать работу разных групп руководителей в направлении реализации общих целей всей компании по удовлетворению потребностей заказчиков при минимальных общих издержках. Это означало, что если затраты на производство и доставку продукции превысят какой-то определенный уровень, то от продажи продукции нужно отказаться. Управляющих производством могли заставить выпускать продукцию без заявки в портфеле заказов, но с учетом будущего спроса. Это означало, что компании нужно было создать центральную планово-производственную службу, которая осуществляла бы общую координацию работы. Для этой службы нужно было приготовить квалификационные характеристики, штатное расписание, распределение прав и обязанностей, четкие должностные инструкции и т.д. Кроме того, поскольку в систему прогнозирования и планирования производства предполагалось внедрить новые методы работы, нужно было по мере разработки и внедрения новой системы обеспечить солидную переподготовку руководителей службы маркетинга и руководителей производства.
На разработку системы комплексного управления прогнозированием и планированием производства и распределения продукции было затрачено порядка 300 000 долл. В первый год после внедрения системы экономия, в основном за счет снижения транспортных расходов, составила порядка 3 млн. долл.
Вопросы
1. По каким критериям компания должна распределять заказы на производство между различными заводами?
2. В какой информации нуждается высшее руководство компании для контроля за работой производства и службы распределения?
3. Какие должности могли бы вы порекомендовать для центральной планово-производственной службы? Основные обязанности по каждой из рекомендованных вами должностей?
4. Какую систему вознаграждения вы предложили бы для:
а) работников службы маркетинга;
б) управляющих заводов;
в) плановиков?
5. Дайте определение оценки степени производительности труда представителей каждой из указанных выше групп.
Глоссарий
АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ
(TIME-SERIES ANALYSIS) — анализ,
основанный на предложении, согласно
которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.
АНАЛИЗ НА БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ
(BREAK-EVEN ANALYSIS) — метод,
используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОПЕРАЦИЙ (JOB ANALYSIS) — опре-
деление производственных заданий, со-
циальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ
(JOB ANALYSIS) — определение задач,
которые должны быть выполнены, а так
же индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.
БАЗИСНЫЕ (ОСНОВНЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — обычно врожденные потребности, такие как потребность выжить.
БЮДЖЕТ (BUDGET) — план, отража-
ющий ожидаемые результаты и распре-
деляемые ресурсы в количественной
форме. Служит в качестве контрольного эталона.
БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) —
тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
ВНЕШНЯЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
(UNCERTAINTY, ENVIRON.
MENTAL) — это функция объема доступной информации в отношении
фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.
АВТОКРАТИЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (AUTOCRATIC LEADER) — руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.
АСУ — АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (САМ —
COMPUTER-ASSISTED MA-
NUFACTURING) — ряд технологий
производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕК-
ТИРОВАНИЕ (CAD — COMPUTER-ASSISTED DESIGN) — применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СКЛАДСКИЕ СИСТЕМЫ (AS/RS —AUTOMATED STORAGE AND RETRIEVAL SYSTEMS) — управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи
изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.
АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРА
(ADAPTIVE STRUCTURE) — организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружа-ющей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНО
МОЧИЯ (STAFF AUTHORITY) — форма полномочий, передаваемая администра-тивным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
(ENVIRONMENTAL ANALYSIS) —
процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
ВЕРОЯТНОСТЬ (PROBABILITY)
— уровень вероятности конкретного события.
ВВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ
ТРУДА (VERTICAL DIVISION OF
LABOR) — разделение и координации
усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение
труда создает уровни управления.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (INTERRELATEDNESS,
ENVIRONMENTAL) — сила, с которой
изменение одного фактора воздействует
на другие факторы.
ВЛАСТЬ (POWER) — возможность
действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
(AUTHORITY, ORGANIZATIONAL) -
ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.
ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРА- ЖДЕНИИ (REWARD POWER) — власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие.
ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕ-НИИ (COERCIVE POWER) -влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или ее, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.
ВЛИЯНИЕ (INFLUENCE) - поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ХОД РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (OD INTERVENTION) — один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, подразделением или рабочей
группой в ходе организации программы
развития организации.
ВНЕШНИЕ ПООЩРЕНИЯ (EXTRINSIC REWARD) —«сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого рода
поощрений являются: заработная плата,
социальные блага, престижное помещение для работы и т.п.
ВНЕШНЯЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
(UNCERTAINTY, ENVIRON.
MENTAL) — это функция объема доступной информации в отношении
фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.
ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
(INTRINSIC REWARD) — ценности,
приписываемые человеком процессу со
вершения работы, например, удовлетво
рение от достижения поставленных
целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего
порядка.
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
(INTERNAL VARIABLES) — ситуаци-
онный фактор внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, структуры, задания, тех-
нологии и люди.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРТА (EXPERT POWER) — влияние, основанное на убеждении последователей в
том, что их лидер обладает особыми знаниями, позволяющими удовлетворить возникшую потребность.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (COM
PENSATION) — в рамках теории мотивации — это все, что человеку может
казаться ценным.
ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
(SECONDARY NEEDS) — потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.
ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ
ПРИЕМКЕ (ACCEPTANCE SAM.
PLING) -- метод контроля качества, при
котором решение о приемке крупной
партии принимается по результатам
контроля небольшого количества образцов данной партии.
ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТ-
ВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (FMS-FLEXIBLE MANUFACTURING SYSTEMS) — процессы производства, реализующие все достоинства высокой степени автоматизации без потери гибкости.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
(HYGIENE FACTORS) — согласно двухфакторной теории Герцберга — это
факторы, лежащие в среде, окружаю
щей сферу деятельности человека.
Их отсутствие может вызвать неудовлетво- ренность, но не может активно мотивировать поведение.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА (HORIZONTAL DIVISION OF LABOUR) — разделение работы в организации на составляющие компоненты.
ГРУППА (GROUP) — два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.
ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЯ (COMMAND GROUP) — группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.
ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ (GROUPTHINK) — тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию
группы.
ДВИЖУЩАЯСЯ СБОРОЧНАЯ
ЛИНИЯ (MOVING ASSEMBLY LINE) —приспособление для перемещения производимого продукта от одного работника к другому, каждый работник при этом
выполняет отдельные конкретные задания.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ (DELEGATION) —
передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (DEMOCRATIC LEADER) —руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотиви-руют себя сами.
ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ (DECISION
TREE) — схематическое представление
сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (DECENTRALIZED ORGANIZATION) — организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.
ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ГЕРЦБЕРГА(HERBERG,S TWO FACTOR THEORY)- модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории:гигеенические факторы и мотивы.
ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИ
ОННАЯ СТРУКТУРА (DIVISIONAL
DEPARTMENTATION) — тип органи-
зационной структуры, разработанный в
интересах больших организаций, для
которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (DYSFUNCTIONAL CONFLICT) — конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффектив-ности деятельности организации.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
(JOB DESCRIPTION) — краткое изло-
жение основных задач, требующихся
навыков и полномочий различных дол-
жностей в организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ (SUPPLEMENTAL BENEFITS) — виды компенсации сверх заработной платы, включающие оплату больничных, медицинское страхование и т.п. Их также называют дополнительными выплатами.
ЕДИНОНАЧАЛИЕ (UNITY OF
COMMAND) — принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.
ЗАВИСИМЫЙ СПРОС (DEPENDENTDEMAND) — тип спроса, который зависит от намерений организации производить другие изделия. Характерен прежде всего для рынка компонентов, используемых в составе более сложных изделий
ЗАДАНИЯ (TASKS) — предписанная
работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.
ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ (LEGITIMATE
POWER) — влияние, основанное на традиции. Исполнитель верит, что руководитель имеет изначальное право отдавать приказания.
ЗАКОН ЭФФЕКТА (LAW OF EFFECT) — концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей.
ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, PROGRAMMED) — выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено.
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
(TALL STRUCTURE) — организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOW'S HYERARCHY OF NEEDS) — подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА (METHODS STUDY) — анализ всех составляющих производственных операций для определения возможности их совершенствования.
ИМИТАЦИЯ (SIMULATION) - процесс разработки модели реальной ситуации и выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться ситуация.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ (SKILLS INVENTORY) —
письменный учет навыков рабочих и
служащих с указанием количества лиц,
владеющих ими.
ИНСПЕКТОРЫ (SUPERVISORS) —
руководители низшего звена, непосредственно контролирующие деятельность рядовых исполнителей.
ИНТЕГРАЦИЯ (INTEGRATION) —
процесс объединения усилий различных
подсистем (подразделений) для достижения целей организации.
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮ
ЩАЯ СИСТЕМА (MANAGEMENT
INFORMATION SYSTEM (MIS)) -
формальная система обеспечения руко
водителей информацией, необходимой
для принятия решений.
КАНАЛ СВЯЗИ (CHANNEL)
применительно к обмену информацией — средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОН-
ТРОЛЯ (PROCESS CONTROL CHART) — инструмент контроля качества, позволяющий контролировать качество продукции или услуг в ходе производства или предоставления услуг. Корректирующие меры принимаются сразу же при обнаружении каких-либо отклонений.
КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ
(QUALITY OF PERFORMANCE) —
концепция качества, отражающая ту
степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды
клиентов.
КАЧЕСТВО КОНСТРУКЦИИ
(QUALITY OF DESIGN) — концепция
качества, отражающая уровень качества самой конструкции
.
КАЧЕСТВО СООТВЕТСТВИЯ
(QUALITY OF CONFORMANCE) —
концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуга, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним спецификациям организации.
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ
(QUALITY OFWORK LIFE)— степень
удовлетворения важных личных потребностей через деятельность в трудовой организации.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕ
РИСТИКА (JOB DESCRIPTION) —
краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей,
предъявляемых к различным специальностям в организация.
Л
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (CLASSICAL SCHOOL OF MANAGEMENT) — подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных
функций данного бизнеса.
КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩЕНИЕ (COMMUNICATION) — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.
КОМПЕНСАЦИЯ (COMPENSATION) —денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией своим сотрудникам за выполненную ими работу.
КОМПЕНСАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ
"КАФЕТЕРИЯ" (CAFETERIA SYSTEM OF COMPENSATION) — система компенсации, в соответствии с которой служащим позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям.
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
(CIM — COMPUTER-INTEGRATED
MANUFACTURING) — применение
гибких производственных систем, управляемых интегрированной системой
управления производством.
КОНВЕРСИОННАЯ СИСТЕМА МАС
СОВОГО ПРОИЗВОДСТВА (MASS PRODUCTION CONVERSION
SYSTEM) — тип конверсиционного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандартизированной продукции.
КОНКУРЕНТНОЕ ОТЛИЧИЕ
(COMPETITIVE ADVANTAGE) — высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает организации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру.
КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) — процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.
КОНФЛИКТ (CONFLICT) — несогласие между двумя или более сторонами
(лицами или группами), когда каждая
сторона старается сделать так, чтобы бы
ли приняты именно ее взгляды или цели
и помешать другой стороне сделать то
же самое.
КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (INDIRECT ENVIRONMENT) — факторы окружающей среды, которые могут не оказывать немедленного и непосредственного воздействия на деятельность организации, но тем не менее влияют на ее деятельность
.КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕ
НИЯ (DECISION CRITERIA) — нормы,
с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.
КРИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ (CRITICAL
PATH) — самая длительная последовательность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшее время.
КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY
CIRCLE) — группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы
обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы полу
чают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.
КУЛЬТУРА КОРПОРАЦИИ (COR
PORATE CULTURE) — атмосфера или
социальный климат в организации.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ (LAISSEZ-FAIRE LEADER) — руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой.
ЛИДЕР ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZA-TIONAL LEADER) — человек,
эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.
ЛИНЕЙНАЯ ИЛИ ПОТОЧНАЯ ПЛА
НИРОВКА (PRODUCT LAYOUT) -
метод размещения оборудования массового производства, где производственные операции почти аналогичны для всей выпускаемой продукции. Производственные ресурсы располагаются в виде последовательности рабочих станций в соответствии с производственными операциями.
М
ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (LINE
AUTHORITY) — полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным.
МАСШТАБ ОТКЛОНЕНИЙ
(RANGE OF DEVIATION) — заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.
МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (MATRIX ORGANIZATION) — тип адаптивной структуры, в которой члены
сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного
проекта, где они работают постоянно.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ СТИЛЬ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ (INTERPERSONAL STYLES FOR CONFLICT RESOLUTION) — пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное форсирование, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
(DELPHI TECHNIQUE) — метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
МЕХАНИЗАЦИЯ (MECHANIZATION) — использование машин вместо людей.
МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
(MECHANISTIC STRUCTURE) — традиционно-бюрократическая форма организации, в противоположность
органической или адаптивной структуре.
МИССИЯ (MISSION) — в планировании основная общая цель или задача организации.
МОДЕЛЬ (MODEL) — представление
предмета, системы или идеи в форме
отличной от формы целого, т.е. самого
предмета. Модели играют полезную
роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.
МОДЕЛЬ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАМ
МИРОВАНИЯ (MODEL, LINEAR
PROGRAMMING) — модель, используемая для оптимизации распределения
дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями.
МОДЕЛЬ МАССОВОГО ОБСЛУЖИ
ВАНИЯ (QUEUING MODEL) — модель используемая для определения
оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в
них. Называется также моделью очереди.
МОДЕЛЬ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА
(PORTER-LAWLER MODEL) — ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и
теории справедливости. Она включает
пять переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.
МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ОЖИДАНИЙ (MODEL, CUSTOMER
EXPECTATION) — прогноз, основанный на изучении потребителей организации.
МЕЛКОСЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (JOB SHOP CONVERSION SYSTEM) — тип организации производственного процесса, при котором подразделения или обрабатывающие центры специализируются на определенных
операциях. Обрабатываемые изделия
(или обслуживаемый клиент) небольшими партиями проходят через систему.
МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО ПУТИ
(CRITICAL PATH METHOD) — техника осуществления руководства проектом, основной целью которой является
обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ* В
основе ее лежит допущение того, что
длительность событий поддается достаточно точной оценке.
МЕТОД ПЕРТ — МЕТОД ОЦЕНКИ И
ПЕРЕСМОТРА ПЛАНОВ (PROJECT
EVALUATION AND REVIEW
TECHNIQUE — PERT) — система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том,
чтобы обеспечить соблюдение графиков
производства и установленных сроков.
Система учитывает неопределенность
продолжительности событий*
O
H
МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ВРУМА-ЙЕТТОНА (VROOM-JETTON
LEADERSHIP DECISION MODEL) —
вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов
руководства, образующих непрерывный
континуум: от автократического до демократического.
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
(MODEL, INVENTORY) — модель, используемая для оптимизации графика
размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов.
МОДЕЛЬ ХОМАНСА (HOMANS'S
MODEL) — теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на по
ведение людей во время работы. Ее
элементами являются взаимодействие,
чувства и действия.
МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (MULTINATIONAL CORPORATION) — фирма, владеющая и управляющая предприятиями, которые расположены более чем в одной стране.
МОТИВАТОРЫ (MOTIVATORS) — в
двухфакторной теории Герцберга это —
факторы мотивации, которые в отличие
от гигиенических факторов, проистекают из сущности самой работы.
МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) — процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.
МОТИВАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ КНУТА И ПРЯНИКА (CARROT — ANDSTICK-MOTIVATION) — намеренное и
интенсивное использование внешних
поощрений и наказаний для мотивации
сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.
НАПРЯЖЕНИЕ (STRESS) — ситуация
в управлении, характеризуемая повышенной психологической или физиологической напряженностью.
НЕЗАВИСИМЫЙ СПРОС (INDE
PENDENT DEMAND) — тип спроса,
который не зависит от намерений организации производить другие изделия.
НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ (DECISION, NONPROGRAMMED) — выбор, который
приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с
неизвестными факторами воздействия.
НЕОБХОДИМОСТЬ КООРДИНАЦИИ
(NEED FOR COORDINATION) — ситуация, возникающая при вертикальном и горизонтальном разделении труда. Без соответствующей координации люди не смогут работать вместе.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ
СРЕДЫ (UNCERTAINTY, ENVI
RONMENTAL) — функция количества
информации по конкретному фактору
внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.
НЕСТАБИЛЬНАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА
(TURBULENT ENVIRONMENT) —
внешнее окружение с высоким уровнем
взаимосвязанности факторов, что влечет за собою сложность, подвижность и
неопределенность среды.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (INFORMAL ORGANIZATION) —
спонтанно возникающие группы людей,
которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ВЕР
ТИКАЛИ (COMMUNICATION,
VERTICAL) — движение информации с уровня на уровень в пределах организации.
ОБМЕН НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ (COMMUNICATION,
NONVERBAL) — обмен содержащими
информацию знаками без использования слов.
ОБРАЗ КОРПОРАЦИИ (CORPORAТЕ IMAGE) — впечатление, которое
организация оказывает на сотрудников,
клиентов и общественность в целом.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FEEDBACK) — реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, воспринята ли отправленная им информация.
ОБУЧЕНИЕ НОРМАМ ЭТИКИ (ETHICS TRAINING) — процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела.
ОБЪЕМ РАБОТЫ (JOB SCOPE) — количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их
повторения.
ОБЪЕМ УПРАВЛЕНИЯ (SPAN OF
MANAGEMENT) — число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ
(COMPULSORY CONSULTATION) -
форма административных полномочий,
при которой линейные руководители
ОБЯЗАНЫ обсуждать соответствующие вопросы с персоналом, прежде чем предпринять действия или представить
предложение высшему руководству.
ОКРУЖЕНИЕ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙ
СТВИЯ (DIRECT-ACTION ENVIRONMENT) — внешняя среда, факторы которой непосредственно воздействуют на организацию, а сама организация непосредственно воздействует на эти факторы.
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА
(OPERATING SYSTEM) — общая система производственной функции организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей подсистемы, подсистемы обеспечения и планово-контрольной подсистемы.
ОПРОС ЭКСПЕРТОВ (JURY OF
OPINION) — метод прогнозирования,
при котором мнения экспертов в разных
областях сводятся воедино и усредняются.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
(STRUCTURE, ORGANIZATIONAL) —
логические соотношения уровней управления и функциональных областей,
организованные таким образом, чтобы
обеспечить эффективное достижение
целей.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА,
ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПОКУПАТЕЛЯ (CUSTOMER DEPARTMEN-TATION) — тип организационной структуры,
,где отделения формируются в соответствии с основными группами покупателей.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ТИПА КОНГЛОМЕРАТА (CONGLOMERATE ORGANIZATION) - один из видов адаптивной структуры, используемый очень крупными предпринимательскими организациями, действующими в различных областях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в отдельных частях
используют структуры различных типов.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО
(LEADERSHIP, ORGANIZATIONAL) —
способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ
(DECISION, ORGANIZATIONAL) —
выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств,
связанных с положением организации для того, чтобы достичь стоящих перед
организацией целей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДАРВИНИЗМ (ORGANIZATIONAL DAR
WINISM) — концепция, согласно
которой организация, чтобы выжить,
должна приспосабливаться к изменени
ям внешней среды.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ УСПЕХ (SUCCESS, ORGANIZATIONAL) — достижение поставленной цели.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА (PROJECT ORGANIZATION) — временная структура, образуемая для выполнения конкретной, точно определенной цели.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ФОРМЫ (FREE-FORM ORGANIZATION) — организация, состоящая из ряда различных структур в противоположность последовательной, (логически) устоявшейся структуре.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ
(ORGANIZATION, FORMAL) — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
ОТБОРОЧНЫЙ ЦЕНТР (ASSESSMENT CENTER) — испытательное заведение, в котором способности к выполнению трудовых навыков оценивают методами моделирования.
П
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY) — обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (DISTINCTIVE COMPETENCE) — задача или процесс, реализуемые организацией гораздо лучше, чем ее конкурентами.
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(PERFORMANCE APPRAISAL) —
формальная процедура оценки работы
сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных
задач.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (SOCIAL AUDIT) —
оценка социального воздействия деятельности и программ организации с составлением соответствующего отчета.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
(CONCURRENT AUTHORITY) — форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства.
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ПО ГОРИЗОНТАЛИ (COMMUNICATION, HORIZONTAL) — движение информации из одного подразделения в другое в
пределах организации.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ СВЕРХУ ВНИЗ (COMMUNICATION,DOWNWARD) — движение информации с верхних уровней организации на нижние.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ СНИЗУ
ВВЕРХ (COMMUNICATION,UPWARD) — движение информации с нижних уровней организации на верхние.
ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПОДСИ
СТЕМА (CONVERSION SUBSYSTEM) — подразделение в организации,
которое выполняет производственную
работу, непосредственно связанную с
превращением поступающих ресурсов в
выходную продукцию.
ПЕРЕСТРОЙКА РАБОТЫ (WORK REDESIGN) — в прогрессивных организациях — это процесс переформулирования целей и задач путем расширения должностных инструкций и функциональных обязанностей для обеспечения больших внутренних вознаграждений.
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕШНИХ ОПАСНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ — ПВОВ (ЕТОР) — получен при помощи анализа окружающей среды.
ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) —
процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
(MATERIAL REQUIREMENTS PLANNING-MRP) — система управления материально-техническими запасами, нацеленная на то, чтобы иметь в запасе лишь то, что нужно для выполнения ближайших планов производства.
ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО
СТИ (PERFORMANCE INDICATOR) -
специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕ
СУРСОВ (HUMAN RESOURCE PLANNING) — применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей.
ПЛАНИРОВКА С ФИКСИРОВАННЫМ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ (FIXED POSITION LAYOUT) — система, которая в основном используется при осуществлении проектов. При этом объект работы остается неподвижным, а производственные ресурсы доставляются на место работ по мере необходимости.
ПЛАТЕЖНАЯ МАТРИЦА (PAYOFF
MATRIX) — статистический метод принятия решений, помогающий руководителю выбирать из возможных альтернатив.
ПЛОСКАЯ СТРУКТУРА (SHORT
STRUCTURE) — структура организации, характеризуемая малым числом
уровней управления и широким объемом управления.
ПОВЕДЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА КОНТРОЛЬ (CONTROL-ORIENTED BEHAVIOR) — стремление служащих вкладывать больше усилий в те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях, которые объектом пристального контроля не являются.
ПОДВИЖНОСТЬ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ (VOLATILITY,
ENVIRONMENTAL) — относительная
быстрота изменения внешней среды организации.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (SUBUNIT) -
формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного
набора задач для организации в целом.
ПОДСИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ (SUPPORT SUBSYSTEM) — подразделение организации, которое выполняет функции, необходимые для работы производственной подсистемы.
ПОДСИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ (PLANNING AND CONTROL SUBSYSTEM) — подразделение, которое получает информацию из производственной подсистемы о состоянии системы и незавершенном производстве. На основе комплексной информации, полученной из внешней и внутренней среды, подсистема планирования и контроля принимает решения
по перспективным целям и функциям.
ПОЛИТИКА (POLICY) — общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение
целей.
ПОЛНОМОЧИЯ (AUTHORITY, ORGANIZATIONAL) — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.
ПООПЕРАЦИОННАЯ ПЛАНИРОВКА
(PROCESS LAYOUT) - группирование производственных ресурсов по принципу выполняемой работы.
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ КОМИТЕТ (STANDING COMMITTEE) —
сформированная в организации и постоянно действующая группа, направленная на решение какой-либо конкретной задачи.
ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
(DEPARTMENTATION) — процесс
формирования структуры организации.
Может называться также департаментализацией.
ПОТРЕБНОСТИ (NEEDS) — психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
ПРАВИЛА (RULES) — точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
(PRELIMINARY CONTROL) — фаза
процедуры контроля, осуществляемая
до начала собственно работы. На этой
фазе происходит оценка планов, разработка процедур и правил работы, а также составление должностных инструкций в письменной форме.
ПРЕДПОСЫЛКА (PREMISE) — пред
положение, рассматриваемое как истинное. Используется в качестве отправной
точки в процессе принятия решений.
ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ РУКОВОДИ
ТЕЛЬ (ENTREPRENEURIAL MANAGER) — менеджер, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ENTREPRENEUR) — человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.
ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЙ (EXCEPTION PRINCIPLE) — концепция, согласно которой только значительные отклонения от стандартов и правил должны побуждать срабатывать систему контроля.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ (PARITY PRINCIPLE) — принцип, согласно которому руководство должно делегировать индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность.
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (MODELING,
CAUSAL) — способ пробного прогнозирования будущего по результатам статистического анализа зависимости
между рассматриваемым и другими
факторами.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(FORECASTING) — метод планирования, в котором предсказание будущего
опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
ПРОДУКТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (PRODUCT DEPARTMENTATION) — структура, основным элементом которой являются
отделения, ответственные за выпуск основных типов продукции.
ПРОЕКТНАЯ КОНВЕРСИОННАЯ
СИСТЕМА (PROJECT CONVERSION
SYSTEM) — тип конверсионного процесса, в котором каждое выпускаемое изделие или услуга уникальны по своей сути, решаемым задачам, области применения и т.п.
ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА (PROJECT ORGANIZATION) — временная организационная структура, формируемая для достижения конкретной, четко очерченной цели.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
(PRODUCTIVITY) — в количественном выражении — это объем выпуска,
деленный на объем потребленных ресурсов. В широком смысле — относительная эффективность и экономичность организации.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
(OPERATIONS FUNCTION) — виды
деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
ПРОИЗВОДСТВО ПО ПРИНИЦИПУ
"ТОЧНО BO-ВРЕМЯ" (JUST-IN-TIME
PRODUCTION) — система управления
материально-техническими запасами, в
которой продукция, комплектующие
изделия и материалы поступают только
тогда и в таком количестве, когда и
сколько их требуется. Основная цель
системы заключается в том, чтобы сократить издержки капитала и издержки
хранения.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕ
СКИЙ ПРОЦЕСС (INTERVENING
MANAGEMENT PROCESS) — важный аспект деятельности, перекрывающий и связывающий четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Его часто называют связующим процессом.
ПРОЦЕДУРЫ (PROCEDURE) — предписание относительно того, какие действия предпринять в конкретной ситуации.
ПРОЦЕСС ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ (COMMUNICATION PROCESS) — обмен информацией между двумя или большим числом людей.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENT PROCESS) — общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ (PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT) — подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.
РАБОЧАЯ ГРУППА (WORK
TEAM) -группа, состоящая из лиц, работающих вместе.
РАВЕНСТВО КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬ
ТАТА (EQUIFINALITY) — принцип,
согласно которому один и тот же результат может быть получен различными способами при различных начальных
условиях.
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZATION DEVELOPMENT(OD)) — долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации решать различные проблемы и
способностей к обновлению, в особенности путем повышения эффективности
управления культурой организации.
При этом активно используются теоретические и технологические новинки,
достижения прикладных наук о поведении, в т.ч. и теории операций.
РАЗУМНАЯ ВЕРА (RATIONAL
FAITH) — влияние, основанное на вере
исполнителя в то, что оказывающий
влияние имеет соответствующий опыт.
Знания руководителя принимаются на
веру.
РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА РАБОТЫ
(JOB ENLARGEMENT) — реорганизация труда с расширением объема выполняемых работ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
(DECISION, RATIONAL) — выбор, подкрепленный результатами объективного анализа. Рациональное решение в отличие от основанного на суждении не зависит от опыта, накопленного в прошлом.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (TERRITORIAL
DEPARTMENTATION) — тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения.
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ (SLACK) — разница между самым ранним возможным
временем завершения проекта и самым поздним допустимым временем его завершения. Резерв времени дает свободу
при планировании выполнения тех событий, которые не лежат на критическом пути.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (ADVISORY AUTHORITY) — форма административных полномочий,
предполагающая, что линейные руководители обращаются за административными решениями и рекомендациями, но не обязаны их принимать.
РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
(RELEVANT INFORMATION, FOR
DECISION MAKING) — данные, отбираемые под конкретные задачу, лицо,
цель и период времени.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK
REDESIGN) — в передовых организациях изменение условий труда путем
расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников.
РЕШЕНИЕ (DECISION) — выбор альтернативы.
РИСК (RISK) — уровень неопределенности в предсказании результата.
РОБОТ (ROBOT) — программируемое
устройство для выполнения операций с
материалами и инструментами, которые иначе пришлось бы выполнять рабочим. Роботы особенно полезны при выполнении монотонных повторяющихся операций.
РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО ЗВЕНА
(TOP MANAGER) — руководитель, отвечающий за решения для организации
в целом или для. значительной части
этой организации.
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗШЕГО ЗВЕНА
(ЛИНЕЙНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ) (SUPERVISORS) — руководители в организации на уровне, находящемся не
посредственно над уровнем неуправленческого персонала.
РУКОВОДИТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ENTREPRENEURIAL MANAGER) — руководитель, который активно ищет новые возможности и добровольно принимает на себя риск, вводя изменения и усовершенствования.
РУКОВОДИТЕЛЬ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ НА ТРУДЕ (JOB-CENTERED MANAGER) — руководитель, занимающийся прежде всего организацией работы и разработкой системы вознаграждений с целью повышения производительности труда.
РУКОВОДИТЕЛЬ, СОСРЕДОТОЧЕН
НЫЙ НА ЧЕЛОВЕКЕ (EMPLOYEE-
CENTERED MANAGER) — руководитель, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений. В континууме руководства Лайкерта такой тип руководителя располагается на
противоположном конце от руководителя, сосредоточенного на труде.
РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
(LEADERSHIP, ORGANIZATIONAL) —
способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их
работать на достижение целей организации.
СБОРОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР
MOVING ASSEMBLY LINE) — устройство, которое перемещает детали или обрабатываемые изделия от рабочего к рабочему. Каждый рабочий выполняет закрепленную за ним работу.
СВЯЗУЮЩИЙ ПРОЦЕСС (LINKING
PROCESS) — в управлении — это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации
и контроля. Основные связующие процессы — это принятие решений и общение (коммуникация). Руководство тоже можно рассматривать как связующий
процесс.
СЕМАНТИКА (SEMANTICS) — изучение способа использования слов и передаваемых ими значений.
СЕТКА УПРАВЛЕНИЯ (MANA GERIAL GRID) — двухразмерный подход к оценке эффективности руководства. Согласно этому подходу в руководстве различаются 5 основных стилей: вертикальная ось сетки представляет "заботу о людях", а горизонтальная — "заботу о производстве".
СИСТЕМА (SYSTEM) — единство, со
стоящее из взаимозависимых частей,
каждая из которых привносит что-то
конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются
открытыми системами, потому что они
динамично взаимодействуют с внешней
средой.
СИСТЕМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (FEEDBACK SYSTEM) — в управлении — любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана.
СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ТИПУ ПРОЕКТОВ (PROJECT CONVERSION SYSTEM) — вид производственного процесса, в котором каждая выпускаемая единица продукции уникальна по своей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.
СИСТЕМА С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРОЦЕССОМ ПЕРЕРАБОТКИ (CONTINUOUS PROCESS CONVERSION SYSTEM) — вид процесса с выпуском больших количеств однородного продукта.
СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННОЙ
ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ (FIXED PE
RIOD SYSTEM) — метод периодического восстановления уровня материально-технических запасов, например, раз в две недели. Объем заказа при этом зависит от объема наличия на момент заказа.
СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННЫМ
КОЛИЧЕСТВОМ (FIXED QUANTITY
SYSTEM) — метод, при котором осуществляется постоянный контроль уровня материально-технических запасов. Заказы размещаются только тогда, когда
этот уровень падает ниже заданной и
неизменной величины. Объем заказа
всегда остается одним и тем же.
СИТУАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФИДЛЕРА
(FIEDLER'S CONTINGENCY MODEL
OF LEADERSHIP) — модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителем и членами
коллектива, структура задания и должностная власть, т.е. законная власть,
данная руководителю по должности.
СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ (PROCESS THEORY OF
MOTIVATION) — модель мотивации,
основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного
типа поведения.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
(CONTINGENCY APPROACH) — концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном
подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически
предшествующих школ управления
путем сочетания определенных приемов. Концепция управления в конкретных ситуациях для более эффективного
достижения целей организации. Известен под названием "конкретный подход".
СЛУХИ (GRAPEVINE) — информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения.
СОБЫТИЕ ПРОЕКТА (PROJECT
ACTIVITY) — любой элемент проекта, требующий определенного времени исполнения, отсутствие которого может
задержать начало других событий. События не обязательно включают в себя
задачи, относящиеся к выполнению работ.
СОВОКУПНОЕ МНЕНИЕ ТОРГОВЫХ АГЕНТОВ (SALES FORCE
COMPOSITE) — метод прогнозирования спроса по "предчувствиям" персонала отдела сбыта и по мнению управляющего сбытом и некоторых торговых агентов.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ (JOB DEPTH) — относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и на производственную среду.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ (CONTENT THEORY OF
MOTIVATION) — теория мотивации,
основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые
заставляют людей действовать. К числу
таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Девида Макклеланда.
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
(ORGANIZING) — процесс создания
структуры организации, которая дает возможность ее сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.
СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ
(PATH — GOAL APPROACH) — модель руководства, согласно которой руководители должны реализовывать тот тип руководства, который наиболее под
ходит для данной ситуации.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZATIONAL
SOCIALIZATION) — процесс знакомства новых работников с правилами,
практикой и культурой организации в
ходе официальной подготовки и неофициального общения.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (SOCIAL RESPONSIBILITY) —
действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (SOCIOTECHNICAL SYSTEM) — система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют собой социотехиические системы.
СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ (SOCIOTECHNICAL SUBSYSTEM) — внутренние переменные организации, представляющие людей и технические компоненты.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (SPECIALIZED
DIVISION OF LABOR) — с точки зрения технологии — это ситуация, при которой лица, как лучшим образом справляющиеся с данной работой, выполняют ее для всей организации. Термин относится к горизонтальному разделению труда при малых составляющих компонентах — на сборочном конвейере.
СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (INDIRECT ENVIRONMENT) — внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее.
СТАНДАРТ (STANDARD) — конкретная цель, продвижение к которой поддается измерению.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ (STANDARDIZATION) — использование в процессе производства и сборки однородных взаимозаменяемых деталей и узлов.
СЛОЖНОСТЬ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ (COMPLEXITY, ENVIRON.MENTAL) — определяется числом внешних факторов, на которые организации приходится реагировать, а также степенью переменчивости каждого такого фактора.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА (LEADER
SHIP STYLE) — обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения
поставленных целей (автократический,
демократический).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (STRATEGIC PLANNING) — набор действий и решений, предпринятых
руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) — общий,
всесторонний план достижения целей.
СТРАТЕГИЯ ОГРАНИЧЕННОГО РОСТА (LIMITED-GROWTH STRATEGY) — стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статичной внешней средой.
СТРАТЕГИЯ РОСТА (GROWTH STRATEGY) — стратегия, при которой
уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям
предыдущего года.
СТРАТЕГИЯ СОКРАЩЕНИЯ
(RETRENCHMENT STRATEGY) —
стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением целей ниже достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.
СТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ (STRUCTURAL TECHNIQUES FOR CONFLICT RESOLUTION) — четыре метода разрешения конфликтов: уточнение перспектив, связанных с должностными обязанностями; использование механизмов координации и интеграции; установление новых, более сложных целей; использование механизма поощрений.
ТАКТИКА (ТАСTIС) — краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ (CONCURRENT CONTROL) — этап процедуры контроля, осуществляемый
непосредственно в ходе проведения работ.
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
(LIFE CYCLE THEORY) — ситуационная теория поведения руководителей, основанная на концепции, согласно которой наиболее эффективное поведение
достигается тогда, когда оно меняется в
зависимости от "зрелости" подчиненных, т.е. от их способности взять на себя ответственность, от их стремления достичь каких-либо целей, уровня их образования и качества профессиональной подготовки.
ТЕОРИЯ ИГР (GAME THEORY) -
метод моделирования, используемый
для оценки воздействия решения на
конкурентов.
ТЕОРИЯ "X" (THEORY X) — термин Дугласа МакГрегора, относящийся к
оценке автократического руководителя и его исполнителей. Такой руководитель считает, что люди не любят работать,лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности, главный вывод — людей надо принуждать работать.
ТЕОРИЯ "Y" (THEORY Y) — термин Дугласа МакГрегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории большая часть населения обладает творческим потенциалом.
ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ (EХРЕСTANCY THEORY) — концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой
цели.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАККЛЕЛЛАНДА (MCCLELLAND'S THEORY OF NEED) — модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.
Ц
Х
У
Ф
ТЕОРИЯ СИСТЕМ (SYSTEMS THEORY) — концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанн
mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.057 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию