Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 10. 1





Совет директоров

 

  До недавнего прошлого советы директоров не принимали участия в принятии общефирменных решений в такой степени, которая позволила бы использовать их богатый опыт и знания. Однако в настоящее время возросшая сложность внешней среды бизнеса и потребность в как можно большем объеме профессиональных знаний при разработ­ке стратегических планов помогли найти более активную роль для советов директоров корпора­ций. В правление корпорации или совет директоров входят в среднем 14 директоров. Банки и другие финансовые учреждения обычно имеют самые крупные правления, часто более 20 членов. Ком­пании с объемом продаж менее 200 млн. долл. обычно в среднем имеют совет из 10 человек. В настоящее время свыше 70% членов правлений являются приглашенными директорами, т.е. они не принимают активного участия в повседневном управлении делами фирмы. Женщины представлены приблизительно в 45% всех советов и представители национальных мень­шинств — в 25%, но из всего количества членов советов директоров в США женщины составляют только 4% и представители национальных мень­шинств 3%. Представители науки — профессора колледжей, деканы и тому подобное — входят в 55% советов корпорации. Хотя уставы корпораций значительно различают­ся, советы директоров обычно несут ответствен­ность за шесть функций, относящихся к области управления: 1. Обеспечение непрерывности руководства орга­низацией, замена недееспособных или ушедших на пенсию администраторов. 2. Принятие на себя ответственности за надлежа­щее использование акционерных ресурсов.   3. Наблюдение за тем, чтобы руководители пред. принимали благоразумные действия с учетом миссии и целей компании. 4. Утверждение основных финансовых и опера­тивных решений руководства. 5. Представление организации перед другими ор­ганизациями и группами, внешними по отноше­нию к данной фирме. 6. Сохранение, пересмотр и обеспечение соблюде­ния устава и правил внутреннего распорядка ком­пании. Профессор Уильям Боултон считает, что сегодня советы директоров исполняют три роли. Первая — роль юриста. Это — роль, связанная с функцией шесть, она предусматривает общий анализ устава и правил внутреннего распорядка корпорации. Вторая роль — ревизионная. Это — дисциплинар­ная функция, которая обеспечивает соблюдение высшим руководством закона и выполнение своих обязанностей. Третьей ролью будет роль дирек­тивная, направленная на контроль деятельности высшего руководства, с целью обеспечить дли­тельное существование организации. Сегодня, ут­верждает Боултон, значительно больший аспект делается на ревизионную и директивную роли, поскольку именно в них больше всего использу­ются талант членов советов директоров. Источник: Lester Кого, «Board of Directors 1986», The Corporate Board, September/October 1986, p. 1; William R. Boulton, «The Case for More Board Participation in Strategic Management», in Business Policy and Strategic Management, ed. William P. Glueck (New York: McGraw-Hill, 1980), pp. 71-78.  

 

Между прочим, когда руководители берут на себя труд убедить, а не насильно заставить рабочих следовать правилам, они обнаруживают, что способ выполнения задания рабочих оказывается более эффективным, чем любые правила или процедуры, разработанные управляющими. Когда дело касается многонациональных организаций, сущность и реализация тактики, политики, процедур и правил становятся еще более сложными. Естественно, когда вся организационная структура заполнена служащими и руководителями, представляющими разные культуры, в процессе реализации правил и процедур могут возникнуть большие сложности. В табл. 10.2. проводится сравнение ожиданий и методов управления в японских и американских фирмах. Различия в системах уп­равления потрясающие; также различно поведение руководителей и служащих, воз­никшее в каждой системе.

 


УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕМ

 

В предыдущих разделах основное внимание уделялось разработке и реализации стратегического плана. В примере 10.1. описывается роль, которую может играть совет директоров в разработке и реализации стратегического плана. В настоящее время имеется ряд методов согласования планирования и процесса контроля. Двумя широко применяемыми управленческими инструментами, которые полезны для обеспечения высокой степени согласованности, являются бюджеты и управление по целям.

 

Бюджеты
Одной из основных задач планирования является возможно более

эффективное распределение ресурсов. Планы помогают распределять действия, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые, по мнению руководства, способствуют достижению целей. Однако в планах часто оста­ются нерешенными фундаментальные вопросы — какие именно ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Не дает также планиро­вание ответа и на основной вопрос — какие цели являются обоснованно достижи­мыми при данных имеющихся ресурсах. Эти стороны в прагматическом смысле представляют собой «гайки и болты» планирования.

Чтобы решить вопрос, какие ресурсы имеются, руководители используют бюдже­ты, инструмент планирования, которые совершенно не укладываются в последова­тельность «цели- стратегии- правила», но тесно с ней связаны.

 

БЮДЖЕТ представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количест­венно.

 

Бюджеты являются безусловно наиболее широко используемым компонентом формального планирования. Хотя многие организации никогда на формальной осно­ве, т.е. в письменном виде, не формулируют цели и стратегии, большинство из них составляет бюджеты в виде отдельных документов. В действительности вы, вероятно, отчасти уже знакомы с бюджетами, поскольку многие семьи и отдельные люди составляют свои бюджеты, чтобы определить наилучший способ расходования огра­ниченного количества денег для приобретения предметов первой необходимости и предметов роскоши.

 

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ И ЦЕЛЕЙ. Первым шагом в составлении бюджета, на что и указывается в определении, будет выражение в число­вой форме как ресурсов, так и формулируемых целей. Возможно также, а в некото­рых случаях это постоянно делается, использовать единицы времени, такие как часы, или же показатели трудозатрат, или просто натуральные показатели, скажем, 6000 кв. футы, для характеристики объекта, по которому составляется бюджет. Однако наиболее распространенной мерой является денежная, — доллар или его эквивалент в местной валюте.

Как бы ни было это трудно, присвоение числового значения всем ресурсам и целям представляет ценный, обычно весьма существенный, аспект планирования в органи­зациях. Количественные показатели позволяют руководителю увидеть, сравнить и объединить различные элементы, которые используются в работе организации.

Для понимания количественного определения представьте, что у вас простая цель — заработать 3000 долл. для стипендиального фонда путем проведения пикника. Вам известно, что потребуются столы, продовольствие, рекламные листки и напеча­танные билеты. Не представляя относительной стоимости этих ресурсов, можно только догадываться о подходящей цене билетов и том количестве, которое должно быть продано. Основывая решение таких важных вопросов на догадках, вы, несом­ненно, значительно снижаете шансы на достижение цели — получить 3000 долл. Однако, если вы установите, что расходы составят (долл.):

 

 

Аренда столов 200,00

Продовольствие 2,00 (на человека)

Реклама и билеты 100,00

Можно легко видеть, что цена билета должна быть не менее 2,00 долл. Решив, что 5 долл. — подходящая цена, вы легко можете посчитать, сколько билетов следуя продать, чтобы заработать 3000 долл.:

3000 долл. = (N х 3 долл.) — 300 долл.,

где N — количество людей, и 3 долл. — прибыль после вычитания стоимости питания на каждого. Очевидно, чтобы выполнить вашу задачу, нужно продать 1100 билетов.

Представление всех факторов в удобной общепринятой единице измерения, такой как доллары, облегчает также ответ на многие другие существенные вопросы о распределении ресурсов и целей. Если известно, сколько, например, у нас денег, можно определить, сколько мы можем дать продукции при различных издержках, Продолжим приведенный выше пример — если бы мы располагали только 900 долл. для вложения в устройство пикника, то предоставить питание можно было бы только для 600 человек. Или, рассуждая от обратного, мы можем определить, сколько нужно денег для выполнения нашей задачи. Чтобы заработать 3000 долл., потребовалось бы по меньшей мере 2500 долл. для компенсации минимальных издержек. Можно также определить, сколько бы мы заработали при разном уровне объема продаж. Прибыль от продажи 600 билетов на наш пикник составила бы 1500 долл.

 

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА. Весь процесс составления бюджета можно -разделить на четыре этапа. Этап 1 связан с объявлением высшим руководством общих целей фирмы. В этом случае, независимо от размера организации, наиболее важным| вопросом будет прогнозируемый уровень объема продаж. На этапе 2 происходит подготовка отделами и подразделениями оперативных смет. Эти сметы или бюджета отделов рассчитываются на законченный период времени, например, на шесть меся­цев или на год. На этапе 3 высшее руководство проводит анализ и проверку предло­жений по бюджету и затем отделы переделывают свои предложения на основе указаний высшего руководства. На данном этапе высшее руководство занимается распределением ресурсов внутри организации. Наконец, на этапе 4 осуществляется подготовка итоговых бюджетов, где ведется постатейный учет ресурсов и использо­вания фондов. Окончательно эти подробные расчеты сопоставляются с произво­дительностью конкретного работника или отдела, чтобы определить возможности руководства.выполнить контрольные показатели.

Управление по Как уже отмечалось, контроль основывается на планировании. Чтобы целям контроль был эффективным, его следует тесно увязать с планирова­нием.

Такая увязка является существенной для обеспечения эффек­тивности процесса управления в целом. Составление бюджета представляет эффективный количественный метод такой увязки и контроля. Но что сказать о трудовых ресурсах организации? Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управлениепо целям, обычно в сокраще­нии МВО (management by objectives — МВО). Кроме того, МВО — еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Следующее ниже описание Антони Райа иллюст­рирует основную цель увязки планирования и контроля, а также повышения произ­водительности: «Основное внимание (в МВО) уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом. МВО — это также «ориентированная на результаты» философия управления, где выделяется значение достижений и результатов. Усилия обычно сосредоточиваются на измене­нии и повышении эффективности как индивида, так и организации».

Питер Друкер известен тем, что первый опубликовал концепцию МВО, как метод повышения эффективности организации5. Друкер считал, что каждый руководитель в организации, от наивысшего до самого низшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более вы­соком уровне, как это показано на рис. 10.2. Друкер предполагал, что этот процесс поможет каждому руководителю получить четкое представление о том, что ожидает от него организация, о целях организации и цели его начальника. Этот процесс изучал также Джордж Одиорне — еще один известный ученый, пишущий о МВО6.

 

 

Рис. 10.2. Иерархия целей при МВО. Цели каждого руководителя должны обеспечи­вать достижение цели его непосредственного начальника. Цели вырабатываются сверху вниз - по цепи инстанций.

 

Дуглас МакГрегор, также сторонник МВО, подошел к рассмотрению этой пробле­мы с другой стороны. Он считает, что метод управления по целям необходим, потому что дает возможность оценивать руководителей на основе результатов, а не личных качеств. Например, сообщение подчиненному, что он малоинициативен, не является полезной формой обратной связи. Это недостаточно конкретно для подчиненного с точки зрения исправления недостатков в работе. Но если подчиненному сообщают, что его производительность на 10% ниже контрольной цифры, установленной шесть месяцев назад, то это дает четкую систему координат, эталон для контролирования производительности и обсуждения возникших проблем, а также того, что можно сделать для повышения производительности. Поэтому Мак Грегор предлагает, чтобы каждый руководитель устанавливал конкретные производственные цели и средства их достижения совместно со своим непосредственным начальником. После опреде­ленного периода времени руководитель и подчиненный смогли бы оценить фак­тические показатели работы, сравнивая их с установленными контрольными показателями.

Райа описывает управление по целям как процесс, состоящий из четырех взаимо­зависимых и взаимосвязанных этапов (рис. 10.3.).

1. Выработка четких, кратких формулировок целей.

2. Разработка реалистичных планов их достижения.

3.Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.

4. Корректирующие меры для достижения запланированных результатов7.

 

ВЫРАБОТКА ЦЕЛЕЙ. Первый этап — выработка целей — повторяет схему нашего обсуждения процесса планирования. После выработки высшим руководством долго­срочных и краткосрочных целей для организации и для себя лично, эти цели форму­лируются для работников следующего уровня в нисходящем порядке по цепи команд. Ранее упомянутые авторы, Друкер и Мак Грегор, были твердо убеждены в том, что подчиненные руководители должны принимать активное участие в выработке своих собственных целей, основывая их на целях своих начальников. Это могло бы быть реализовано на совещаниях в отделах, где подчиненные обсуждают цели подразде­ления и перспективы на будущий год. На основе полученной информации каждый подчиненный мог бы подготовить набор контрольных показателей рабочего подраз­деления, которое он или она возглавляет. Затем руководитель отдела рассмотрел бы цели этих подразделений с каждым подчиненным и обеспечил их увязку.

Однако исследования показывают, что максимальное участие в выработке целен не всегда имеет место и даже не всегда желательно. При проведении программы МВО на «Дженерал Электрик» было установлено, что руководители, привыкшие к незна­чительному участию в выработке целей, не улучшили показатели своей работы, когда их участие в формулировке целей увеличилось8. Другие исследования показы­вают, что количество руководителей, фактически принимающих участие в постанов­ке целей, сокращается от высших к низшим уровням управления9.

 

 

Рис. 10.3. Этапы процесса управления по целям - МВО.

 

Кэрролл и Тоси на основе опыта своей работы в компании «Блэк энд Декер», утверждают: «Традици­онная концепция организационной структуры и уменьшение свободы действии на низших уровнях организации накладывают практическое ограничение на характер и степень участия и влияния, которые могут быть следствием программы формули­ровки целей»10. Таким образом, руководители высших уровней организации обычно имеют больше возможностей повлиять на то, какими будут их цели, чем руководите­ли низших рангов.

Независимо от степени участия в их выработке, цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его начальника. Как утверждает Друкер, цели

 

«...работы каждого руководителя должны формулироваться по вкладу, который ему следует сделать в достижение успеха более крупного подразделения, частью которого он является. Цели работы управляющего по определенному региону сбыта должны определяться вкладом, который он и его торговые агенты вносят в работу всего отдела сбыта фирмы; цели работы ведущего инженера проекта определяются вкладом, который он, его подчиненные инженеры и чертежники вносят в успех конструкторского отдела»11.

 

Если это делается, каждый руководитель поймет, «что от него ожидается и почему, как его будут оценивать и по каким параметрам»12.

Когда осуществляется процесс выработки целей, необходим двусторонний обмен информацией, чтобы обеспечить понимание каждым человеком его конкретных це­лей. Кроме уяснения ожидаемых результатов работы, двусторонний обмен инфор­мацией позволяет подчиненным сообщить руководителям, что им требуется для достижения поставленных целей. В табл. 10.3. перечислены главные области, где подчиненным требуется поддержка их руководителей, чтобы выполнить поставленные задачи. На рис. 10.4. показана типичная для МВО постановка целей.

 

ТАБЛИЦА.3.

Главные области, где требуется поддержка руководителей

 

1. Информация   2. Уточнение отношений между уровнями полномочий и ответственности   3. Поддержка со стороны штатного персонала   4. Горизонтальная и вертикальная координация   5. Финансирование, материалы, оборудование и трудовые ресурсы

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ. Вторым этапом процесса МВО является планиро­вание действий. Согласно Райа:

 

«В то время как набор задач отражает «конечные цели» управленческой деятельности, хорошо разработанные планы обеспечивают «средства» их достижения. Планирование действий связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для достижения данной цели. Это — практический способ создания связующего звена между постановкой цели и более полной программой реализации»"13.

 

Разработка планов действий дает следующие преимущества:

 

1. Оценка практической возможности достижения целей.

2. Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий.

3. Облегчение поиска лучших и более эффективных путей достижения целей.

4. Обеспечение основы для оценки затрат и разработки бюджетов, календарных планов и ресурсов.

5. Определение того, какие рабочие взаимоотношения и поддержка требуются.

6. Выявление непредвиденных обстоятельств, которые следует учитывать для до­стижения целей 14.

 

 

Цели работы руководителя   Джон Аткинс (подпись)7/2Управляющий заводом Подготовлено руководителем Дата Должность руководителя Л.У. Кроуфорд (подпись)7/2Президент Проверено контролирующим лицом Дата Должность контролирующего лица  
Формулировка целей Приоритет Дата Итоги или результаты
1. Увеличить объем поставок до 98% всех запланиро­ванных по графику поста­вок А 6/31    
2. Снизить объем отходов до 3% всего используемого сырья А 6/31    
3. Сократить потери рабоче­го времени из-за трав­матизма до 100 чел./год В 2/1    
4. Обеспечить снижение те­кущих расходов на 10% ниже, чем запланировано в бюджете А 1/15    
5. Установить радиоизотоп­ную систему контроля ка­чества стоимостью не свыше 53 тыс. долл. А 3/15    
б. Улучшить производствен­ное календарное плани­рование и профилактиче­ское обслуживание, чтобы повысить время эксплу­атации машинного обору­дования до 95% мощно­стей В 10/1    
7. Завершить в этом году программу повышения квалификации руководя­щих кадров в Калифор­нийском университете (Лос-Анджелес) А 6/31    
8. Прочитать лекции по уп­равлению производством на курсах повышения ква­лификации в универси­тете В 6/31    

 

Рис. 10.4. Цели работы руководителя. Представлена простая формулировка рабо­чих заданий для руководителя, участвующего в программе МВО. После определен­ного периода времени фактические результаты будут занесены в соответствующую колонку, что облегчит сравнение действительных показателей работы руководителя с запланированными результатами.

Источник: Anthony P. Raia, Managing by Objectives (Glenview, 111.: Scott, Foresman, 1974), p. 60.

 

Этап планирования действий разбивается на шесть стадий:

1. Определение основных задач и мер, необходимых для достижения целей. Напри­мер, к мерам, необходимым для выполнения задачи снижения издержек завода на 8% в течение следующего года, можно отнести разработку плана совершенст­вования производственных процессов путем инженерно-технического обслужи­вания и создания программы подготовки трудовых ресурсов для снижения числа невыходов на работу и повышения квалификации работающих.

2. Установление имеющих определяющее значение взаимосвязей между основными видами деятельности. Это, по существу, связано с изучением операций с общих позиций и созданием календарного плана их выполнения в надлежащей последовательности.

3. Уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности.

4. Оценка затрат времени для каждой основной операции и подоперации.

5. Определение ресурсов, необходимых для каждой операции. Существенное значе­ние для руководства имеет определение затрат на достижение целей до начала практической реализации плана. Потребности в ресурсах обычно определяются и распределяются посредством составления бюджета.

6. Проверка сроков и коррекция планов действий. После обсуждений с подчинен­ными и другими руководителями часто оказывается необходимым скорректиро­вать план действий, чтобы сделать его более реалистичным. Сроки окончания работ могут быть перенесены, ресурсы увеличены или уменьшены, графики зада­ний пересмотрены и т.п.

 

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА. Этап проверки и оценки наступает после истечения уста­новленного периода времени. Его задачей является определение степени достижения целей, выявление проблем и помех, определение причин этих проблем, выявление личных потребностей и вознаграждение за эффективную работу. Факторы, связан­ные с оценкой эффективной работы, рассматриваются в следующей главе, посвящен­ной обсуждению вопросов управления человеческими ресурсами.

 

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ МЕРЫ. Последний этап процесса МВО — принятие коррек­тирующих мер — соответствует последнему этапу процесса контроля. Принимая, что цели не были достигнуты, и убедившись, что руководство точно установило причину, необходимо решить, какие следует принять меры для корректировки отклонения. Если установлено, что поставленные цели были нереалистично трудными, уровень ожидаемых результатов работы все же может быть снижать не следует. Ведь вполне возможно, что причина неудачи связана не с работником, а с каким-либо другим фактором организации, например, структурой, задачами или технологией. Если дело обстоит таким образом, то эти факторы должны быть изменены в нужную сторону с учетом воздействия, которое окажет это изменение на другие аспекты организации.

Если цели были достигнуты, или принимая во внимание результаты этапа про­верки, процесс МВО может начаться заново — с установлением целей на предстоя­щий период.

 

Эффективность программ МВО
Управление по целям имеет множество сторонников, и известны

мно­гие примеры положительных результатов применения данного

ме­тода. Общая правильность метода МВО обосновывается исследованиями в области установления целей и обратной связи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ МВО. Имеется значительный объем ис­следований, которые показывают, что производительность людей, имеющих конк­ретные цели, выше производительности тех, кому цели не установлены или кого просто просят стараться15. Постановка конкретных целей повышает производитель­ность потому, что индивид обладает четкими ожиданиями относительно результата. Согласно теории вероятности, если люди четко представляют, каких результатов от них ожидают, и если они ощущают сильное правдоподобие (сильную вероятность) того, что, прилагая определенные усилия, они смогут достичь данного уровня произ­водительности и получить соответствующее вознаграждение, то их мотивация вы­полнения задания возрастет.

Имеется также множество исследований, показывающих, что предоставление людям информации о результатах их работы повышает их производительность16. У страховых агентов, которые получали периодические бюллетени о производительно­сти и информационные листки о достигнутых результатах работы, улучшились по­казатели работы. У тех, кто не получал такой информации, показатели работы ухудшились. Исследование на «Дженерал Электрик» показало, что увеличение объ­ема информации, поступающей от мастеров к рабочим, приводит к повышению производительности рабочих. Данное исследование показало также, что такая ин­формация будет наиболее эффективной, если она конкретна, прямо относится к делу и своевременна.

 

ПОЧЕМУ ПРОГРАММЫ МВО ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ. Несмотря на поддержку, у метода МВО много критиков, и имеется много случаев, когда программы МВО потерпели неудачу 17. Одна из причин неудач — слишком большое внимание к уча­стию работников в постановке своих целей. Исследования показали, что привлечение к участию в постановке целей усиливает мотивацию некоторых индивидов и повы­шает их производительность. Однако другие исследования указывают на то, что в некоторых ситуациях такое участие не всегда уместно и не всегда реально ведет к повышению производительности.

Все же, более общая и более существенная проблема состоит в том, что руковод­ству часто не удается использовать все аспекты МВО. Например, оно не может видоизменить систему оплаты и премирования труда, чтобы достижение целей воз­награждалось надлежащим образом. В табл. 10.4. дана сводка наиболее распростра­ненных причин, почему потерпели неудачу программы управления по целям.

 

ТАБЛИЦА 10.4.

Причины неудачи программ МВО


1. Отсутствие заинтересованности и поддержки высшего руководства. Для успеха программам МВО необходима полная поддержка высшего руководства.   2. Искажение концепции. Программам МВО обычно оказывают сопротивление, если они используются в качестве «кнута» для усиления контроля над подчиненными.   3. Трудности при постановке целей. Некоторые виды работ и областей деятельности трудно объективно оценить и количественно определить.   4. Увеличение канцелярской работы. Руководители могут оказывать сопротивление реализации программы, потому что это увеличивает объем их канцелярской работы.   5. Ужесточение дефицита времени. Чтобы использовать программу МВО, руководитель должен учиться уста­навливать приоритеты и эффективно использовать время.   6. Отсутствие соответствующей квалификации. У руководителей может отсутствовать необходимая квалифи­кация для определения целей, планирования, обмена информацией и межличных взаимодействий, таких как обучение, консультация, а также передача и получение информации на основе обратной связи.   7. Отсутствие индивидуальной мотивации. Вознаграждения в явной и скрытой форме (например, премия и моральное удовлетворение — Прим научн. ред.) должны быть достаточными для стимулирования людей к работе.   8. Слабая интеграция с другими системами. Этапы постановки целей и проверки результатов должны сочетаться с другими мерами, например, прогнозированием, составлением бюджета и иными процессами.   9. Стратегии неуместных изменений. Проектирование и реализация программы МВО должны быть тщательно спланированы. Должно быть внимательно рассмотрено какими путями система будет спроектирована и внед­рена и кто будет в ней участвовать.

 

Источник: Anthony P. Raia, Managing by Objectives (Glenview, 111.: Scott, Foresman, 1974), pp. 149-151.

 

 
 


ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод «внедрить немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются, Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для дол­госрочного успеха плана.

Статья в журнале «Форчун» задает правильный тон, предупреждая руководите­лей о возможных проблемах:

«Похоже, нам будет недоставать общефирменной стратегии, этого очаровательного набора бе­зошибочных идей — матриц, экспериментальных кривых — которые обещали легкую победу. О, она все еще будет где-то здесь, выставляя теперь уже мрачное лицо свое, — то из этого угла, то из того, но дела больше не будут такими, какими они были раньше. Кто может забыть восторг, охвативший его, когда он впервые услышал песнь сирены: «Есть немного простых правил — пойми их, сделай своими, и ты тоже станешь победителем»19.

Очевидно, нет «простых правил» для стратегического планирования. Разработчи­ки стратегических планов в корпорациях постоянно ищут чего-то нового, и даже изначальный объект их привязанности — сама концепция стратегии — стал сомни­тельным. Что не заладилось? Где подвела их мечта?

Вера в то, что простое следование выводам модели достаточно для гарантии успеха, является ложной. Вера в то, что при наложении простой модели на сложную организацию ее реализация окажется тоже простой, будет еще одной ложной пред­посылкой. В сегодняшней бурной, сверхконкурентной многонациональной среде бизнеса высшее руководство не может надеяться на будущий успех организации просто потому, что оно спланировало модель действий и реализовало эти действия.

 

ТАБЛИЦА 10.5.

Количественные и качественные критерии оценки

Количественные
Доля рынка Рост объема продаж Дни, потерянные из-за забастовок Уровень затрат и эффективности производства Уровень затрат и эффективности сбыта Текучесть кадров Невыходы на работу Удовлетворенность работников Чистая прибыль Курс акций Норма дивидендов Доход в расчете на акцию Прибыль на капитал Выплаты по ценным бумагам
  Качественные
Способность привлечь высококвалифицированных менеджеров Расширение объема услуг клиентам Углубление знания рынка Снижение количества опасностей Использование возможностей  

 

Страте­гическое планирование — это идущий сверху вниз процесс, который должен посто­янно поддерживаться, стимулироваться и оцениваться высшим руководством. Когда импульс со стороны высшего должностного лица слабеет, выдыхается и сам процесс. Серьезной проверкой стратегического плана будет формирование процесса его фор­мальной (т.е. осуществляемой официально, на основе четких критериев и процедур - Прим. научн. ред.) оценки.

 
 
Оценка стратегии


Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов

работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна про­водиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс дол­жен охватывать все уровни — сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:

1. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?

2. Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?

3. Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?

4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?

5. Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?

 

Существует ряд критериев, как количественных, так и качественных, которые используются в процессе оценки. Эти критерии представлены в табл. 10.5.

Имеются, несомненно, проблемы, связанные с определением количественных показателей и оценкой стратегии. Серьезнейшее давление на оценку стратегии ока­зывает фактор времени. Давление со стороны акционеров, требующих немедленных результатов, оказывает деструктивное воздействие на стратегию и ведет к преобла­дающему выбору вариантов с малой степенью риска. Одной из причин успеха япон­ского предпринимательства является приверженность долгосрочным программам. Весьма малое число стратегий дает немедленные результаты.

Следующей проблемой будет точность измерений. Руководители обладают воз­можностью подправить данные или проценты, чтобы улучшить «внешний вид» ре­зультатов работы. В судебном процессе, связанном с покупкой контрольного пакета акций, судья обнаружил, что фирма «Шарон Стил Корпорейшн», использовала бух­галтерские методы, которые завышали ее доходы. «Шарон» заставили показать свой уровень доходов, снизив их на 45%. В числе своих выводов судья отметил: «Шарон» в отчетах показала свои запасы железной руды больше на 4,7 млн. долл.; увеличила отгрузки в филиал и регистрировала конечные счета дебиторов как доход; в один год вносила избыточные 1,2 млн. долл. в свой пенсионный фонд, а на следующий год регистрировала эти деньги как доход; уменьшила запасы продукции, которые, соглас­но учету при расходовании запасов в обратном порядке, снижали себестоимость реализованной продукции и увеличивали объявленную прибыль. Руководящий ра­ботник «Шарон» назвал такую практику «возможностями повышения прибылей»20.

 

Рис. 10.5. Процесс реализации стратегии.

 

Если мы хотим, чтобы оценка процесса стратегического планирования имела какой-нибудь эффект, то следует больше внимания уделять стандартизованным критериям.

После выбора стратегии и разработки последующего плана, руковод- ­ ство должно провести тщательную проверку структуры организации чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия определяет структуру. С точки зрения концепций
Проверка

Date: 2015-12-13; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию