Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ объекта изображения (натуры или образца) и выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании)Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Учитель организует определенным образом деятельность детей и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, должныделать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы. Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме: — организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка); — анализ предмета: выделение основной, наиболее крупной части; выделение остальных частей; определение формы основной части; определение формы остальных частей; — установление конструкции, строения предмета (расположение частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу); выделение цвета каждой части; — повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета). Чтобы сделать учебное задание доступным для выполнения, необходимо фиксировать внимание детей на наиболее значимых для рисования моментах. В частности, рассматривая предмет (образец), учащиеся с помощью учителя определяют характерное строение этого предмета (образца), выясняют его основную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный, узкий, низкий, широкий и т. д.), устанавливают перспективное сокращение объекта. Кроме того, уточняются пропорции и сравнительная величина частей предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короче и т. д.), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже и т. д.), их цвет и (в старших классах) распределение светотени на поверхности формы. В ходе беседы учитель стремится к тому, чтобы дети активно участвовали в анализе объекта (образца). Для того, чтобы последовательно формировать у учащихся готовность к участию в беседе по анализу объекта изображения, учителю приходится использовать специфически приемы обучения. Определение последовательности построения рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом, учитель помогает им установить порядок выполнения работы: с чего начать рисунок, как его продолжить, каковы этапыпостроения. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в случаях, когда предмет состоит из многих деталей. Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер, и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учитель делит весь процесс построения рисунка на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать подробными объяснениями и указаниями. Первоначально многие задания выполняются в виде графических диктантов (учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия). В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка: Первый период— подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения; поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание); практическое выполнение рисунка учениками; отчет учащихся о порядке построения рисунка. Второй период совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка; показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения; повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся. Третий период выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения. Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводится работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, какова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее. Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бумаги, учитель использует образец, которому должны следовать учащиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом этапе урока учитель также дает рекомендации по технике работы карандашами и красками. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к рисованию; однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объектом изображения или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся. Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности построения рисунка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим, показывает приемы изображения деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т. д. Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учитель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния и включить в общую фронтальную работу. III. Заключительная часть Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый материал и происходит оценка результатов детского творчества. При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока. Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только допущенные ошибки, но, и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей сознательного отношения к выполнению задания и умения преодолевать встречающиеся трудности. Задание на дом. Учащиеся 1—4 классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся 5—7 классов. Учитель подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке. Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисунки, которые начали в классе, например, закончить раскрашивать орнамент или тематический рисунок (раскрашивание рисунка с натуры дома без модели не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование и заданную тему. Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах. Окончание урока. Об окончании урока сообщает учитель. Дети организованно выходят из класса. Дежурные убирают учебные принадлежности. Результаты коррекционно-развивающей работы в процессе рисования во многом зависят от наиболее целесообразного и рационального дозирования каждого его этапа. При этом подготовительная часть урока (т. е. организационный момент и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности наступает через 5–10 минут после начала урока. Затем следует наиболее активная и продуктивная фаза деятельности учащихся (от 10-й до 30-й минуты урока). Именно в этот период важно направить деятельность школьников на всестороннее изучение и обсуждение объекта изображения и планирование работы. В этот же период, как правило, выполняется и основная — графическая — часть задания. Примерно на 25—30-й минуте урока, когда наблюдается утомление школьников, рекомендуется вводить упражнения, восстанавливающие их работоспособность (физкультурная пауза, минутки отдыха и т. п.). В заключительной части урока (от 30-й до 45-й минуты) производят работу, которая в меньшей степени связана с необходимостью выполнять умственные действия (раскрашивание рисунка, рассматривание готовых работ одноклассников и т. п.). Предлагаемая структура урока рисования и примерное распределение времени на каждом из этапов в наибольшей степени отвечают психолого-педагогическим особенностям школьников с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, такая система обеспечивает рациональное управление деятельностью учащихся на всех этапах работы над рисунком.
|