Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ объекта изображения (натуры или образца) и выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании)





Этот этап урока предваряет практическую деятельность уча­щихся. Учитель организует оп­ределенным образом деятельность детей и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, должныделать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.

Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:

— организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);

— анализ предмета:

выделение основной, наиболее крупной части;

выделение остальных частей;

определение формы основной части;

определение формы остальных частей;

— установление конструкции, строения предмета (распо­ложение частей по отношению к основной части и по отноше­нию друг к другу); выделение цвета каждой части;

— повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета).

Чтобы сделать учебное задание доступным для выполнения, необходимо фикси­ровать внимание детей на наиболее значимых для рисования моментах. В частности, рассматривая предмет (образец), учащиеся с помощью учителя определяют характерное строение этого предмета (образца), выясняют его основную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный, узкий, низкий, широкий и т. д.), устанавливают перспективное сокращение объекта. Кроме того, уточняются пропорции и сравнительная величина частей предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короче и т. д.), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, выше, ниже и т. д.), их цвет и (в старших классах) распределение светотени на поверхности формы.

В ходе беседы учитель стремится к тому, чтобы дети активно участвовали в анализе объекта (образца).

Для того, чтобы последовательно формировать у учащихся готовность к участию в беседе по анализу объекта изображения, учителю приходится использовать специфически приемы обучения.

Определение последовательности построения рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом, учитель помогает им установить порядок выполнения работы: с чего начать рисунок, как его продолжить, каковы этапыпостроения. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в случаях, когда предмет состоит из многих деталей.

Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер, и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учитель делит весь процесс построения рисунка на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать подробными объяснениями и указаниями.

Первоначально многие задания выполняются в виде графических диктантов (учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия).

В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:

Первый период—

подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;

поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);

практическое выполнение рисунка учениками;

отчет учащихся о порядке построения рисунка.

Второй период

совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка;

показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;

повторение учениками порядка выполнения задания;

практическая работа учащихся.

Третий период

выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения.

Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводится работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, какова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.

Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бумаги, учитель использует образец, которому должны следовать учащиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом этапе урока учитель также дает рекомендации по технике работы карандашами и красками.

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся при­ступают к рисованию; однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объектом изображения или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности построения рисунка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим, показывает приемы изображения деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т. д.

Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учитель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния и включить в общую фронтальную работу.

III. Заключительная часть

Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый материал и происходит оценка результатов детского творчества.

При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока.

Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только допущенные ошибки, но, и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей сознательного отношения к выполнению задания и умения преодолевать встречающиеся трудности.

Задание на дом. Учащиеся 1—4 классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся 5—7 классов. Учитель подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.

Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисунки, которые начали в классе, например, закончить раскрашивать орнамент или тематический рисунок (раскрашивание рисунка с натуры дома без модели не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование и заданную тему.

Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

Окончание урока. Об окончании урока сообщает учитель. Дети организованно выходят из класса. Дежурные убирают учебные принадлежности.

Результаты коррекционно-развивающей работы в процессе рисования во многом зависят от наиболее целесообразного и рационального дозирования каждого его этапа. При этом подготовительная часть урока (т. е. организационный момент и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности наступает через 5–10 минут после начала урока. Затем следует наиболее активная и продуктивная фаза деятельности учащихся (от 10-й до 30-й минуты урока). Именно в этот период важно направить деятельность школьников на всестороннее изучение и обсуждение объекта изображения и планирование работы. В этот же период, как правило, выполняется и основная — графическая — часть задания.

Примерно на 25—30-й минуте урока, когда наблюдается утомление школьников, рекомендуется вводить упражнения, восстанавливающие их работоспособность (физкультурная пауза, минутки отдыха и т. п.).

В заключительной части урока (от 30-й до 45-й минуты) производят работу, которая в меньшей степени связана с необходимостью выполнять умственные действия (раскрашивание рисунка, рассматривание готовых работ одноклассников и т. п.).

Предлагаемая структура урока рисования и примерное распределение времени на каждом из этапов в наибольшей степени отвечают психолого-педагогическим особенностям школьников с тяжелыми нарушениями речи. Кроме того, такая система обеспечивает рациональное управление деятельностью учащихся на всех этапах работы над рисунком.

Date: 2015-12-13; view: 2607; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию