Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек как высшая форма организации материи
Человек как высшая ступень эволюции жизни. Человек в системе животного мира. Основные этапы эволюции человека. Нервная система человека как основа высшей психической деятельности (разума). Специфические особенности нервной ткани. Строение и функции нейрона. Природа нервного импульса. Строение нервной системы как системы обработки информации и управления. Эволюция системы нервного управления. Безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, разумное поведение. Появление речи и формирование человеческого общества как социальной формы организации материи. Мышление образное и абстрактное. Скорости и дальнейшие пути развития человеческой цивилизации.
6. СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ материальных систем Природа сложной организации живых систем. Комбинаторика как раздел математики, раскрывающий сложность биосистем. Математическая теория графов и её применение в описании сложных систем. Системный подход как средство преодоления сложности. Общая теория систем Л. Берталанфи. Тектология А.А. Богданова. Кибернетика как наука об управлении сложными системами. Принцип «чёрного ящика». Понятия «вход» и «выход» системы, обратная связь Биологические системы как объекты управления и самоуправления. Управление и информационные процессы. Общая характеристика информационных процессов, их соответствие основным фундаментальным законам природы - законам сохранения и превращения энергии. Живые организмы как энерго-информационные системы. Измерение количества информации. Роль математики в создании теории информации. Формулы Хартли и Шеннона. Примеры использования теории информации в биологии. Передача информации в системах нервного и гуморального управления организмом. Информационные процессы в экосистемах. Проблемы развития теории информации. Виды информации. Статистическая, семантическая и прагматическая информация.
Содержание семинарских занятий
У студентов заочного обучения проводятся только семинары 1 и 2.
Семинар 1. МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА, ЕГО ПОЗНАВАЕМОСТЬ, 1. Материальность мира. Виды материи. Движение материи. Эволюция материи. Познающая материя. 2. Развитие знания в истории человечества. Религиозный и научный подходы к познанию. 3. Парадигмы и научные революции 4. Бесконечность процесса познания. Принцип иерархии как средство преодоления бесконечности. Современная система научного знания как отражение иерархии уровней организации материи. Физическая, химическая, биологическая и социальная формы организации материи. 5. Возникновение математики. Познавательная роль принципа иерархии на примере десятичной и других систем исчисления в математике. 6. Место математики в системе научных знаний. Источники возникновения и развития математических теорий. Значение математики в процессе познания. 7. Основные количественные характеристики материального мира: масса, пространство, время, сила. Единицы измерения. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 2. физические концепции естествознания 1. Строение материи. Атомистические представления, их возникновение и развитие. 2. Современное представление о строении атома. Элементарные частицы. 3. Энергия как важнейшая характеристика материальных процессов. 4. Виды сил и виды энергии. 5. Классификация материальных систем по отношению к потокам вещества и энергии. Открытые, закрытые и изолированные системы. 6. Первый закон термодинамики. Определение и примеры. Справедливость для всех форм организации материи. 7. Второй закон термодинамики. Определение и примеры. 8. Энтропия как мера рассеивания энергии и мера необратимости процессов. 9. Практические следствия законов природы. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 3. химические концепции естествознания 1. Химические элементы и их классификация. Изотопы. 2. Принципы взаимодействия атомов. Виды химических связей. Валентность. Молекулы и ионы. 3. Минеральные вещества и органические вещества. 4. Пространственная организация молекул. 5. Химические реакции. Скорость химических реакций. Влияние температуры и катализаторов. 6. Углеводороды. Строение, распространение в природе. Значение. 7. Углеводы, строение, свойства и значение. 8. Жиры и липиды, строение, свойства и значение. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 4. строение живых организмов 1. Живая форма организации материи с точки зрения витализма и физикализма. Атомарный состав живых организмов. Химические элементы клетки и окружающей неживой среды. Классификация элементов. 2. Доказательство справедливости первого закона«термодинамики для живых организмов. 3. Антиэнтропийность» жизни, её уникальность и сложность организации. 4. Основные положения теории клеточного строения живых организмов. Клетка как элементарная единица жизни. 5. Многообразие типов клеток живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Неклеточные формы жизни. 6. Строение и значение неорганических веществ в живой клетке. 7. Белковые молекулы как основа жизни. Аминокислоты. Строение, свойства и функции белков. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖИВОГО 1. Нуклеиновые кислоты, строение и функции. ДНК, нуклеотиды, матричный синтез, репликация. Жизнь как космическое явление. Гипотезы возникновения жизни. 2. Наследственность как передача способности синтезировать специфически белки. Кодирование строения белка в ДНК. Редупликация. 3. Синтез белка в клетке. Транскрипция и синтез информационной РНК. Трансляция - сборка белковой молекулы при участии иРНК, тРНК и рибосом. 4. Организация и упорядоченность процессов в клетке. Биологические мембраны как важнейшие структурные элементы. Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны. Функции мембран. 5. Энергетические процессы в клетке. Способы получения энергии. Гетеротрофное питание. Дыхание и роль митохондрий. 6. Автотрофное питание. Фотосинтез и хлоропласты. 7. Изменчивость организмов, механизмы изменчивости. Мутация как предпосылка эволюционного процесса. Естественный отбор как важнейший фактор эволюции. 8. Размножение организмов. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 6. Вселенная, ЗВЁЗДЫ, ПЛАНЕТЫ 1. Внегалактическая астрономия. Вселенная, её происхождение и строение. 2. Звёзды и звёздные системы. Характеристика галактики «Млечный путь». 3. Солнечная система, планеты солнечной системы. 4. Строение Земли и биосферы. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ 1. Жизнь как космическое явление. Гипотезы возникновения жизни. 2. Условия на первобытной Земле. Эксперименты по зарождению жизни. 3. Зарождение и первые этапы развития жизни. 4. Геохронология эволюции жизни. 5. Система органического мира. Классификация живого. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 8. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ 1. Человек в системе животного мира. Основные этапы эволюции человека. 2. Нервная система человека как основа высшей психической деятельности (разума). Специфические особенности нервной ткани. Строение и функции нейрона. 3. Природа нервного импульса. Строение нервной системы как системы обработки информации и управления. 4. Эволюция системы нервного управления. Безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, разумное поведение. 5. Появление речи и формирование человеческого общества как социальной формы организации материи. 6. Мышление образное и абстрактное. 7. Скорости и дальнейшие пути развития человеческой цивилизации. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Семинар 9. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ 1. Природа сложной организации систем. 2. Комбинаторика как раздел математики, раскрывающий сложность биосистем. 3. Математическая теория графов и её применение в описании сложных систем. 4. Системный подход как средство преодоления сложности. Общая теория систем Л. Берталанфи. 5. Тектология А.А. Богданова. 6. Самоорганизующиеся системы и синергетика. 7. Кибернетика как наука управления сложными системами. Принцип «чёрного ящика». Понятия «вход» и «выход» системы, обратная связь 8. Биологические системы как объекты управления и самоуправления. Литература: Золотухин, И.А. Концепции современного естествознания: конспект лекций / И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 150 с. Концепции современного естествознания:сборник тестовыхзаданий для самостоятельной работы студентов / сост. В.И. Якушин (отв. ред.), А.Л.Жуланов, И.А. Золотухин, Н.А. Литвинов, С.Б. Шатунов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 96. Интернет. Date: 2015-12-13; view: 733; Нарушение авторских прав |