Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предложите ребенку
договорить звук [ч]: клю..., кала..., кума..., сургу..., вра..., гра..., кирпи..., пла... договорить слог ча: зада..., уда..., кля..., добы..., калан..., ветре..., ту..., бах..., кру... договорить слог чи: но..., да..., пе..., ре..., ку..., гра..., мело..., о..., прит..., мат... договорить слог чок: ба..., свер..., пята..., вну..., стари..., кула..., моря..., ди..., су..., пу... договорить слог чка: кли..., до..., но..., пра..., ту..., се..., ре..., ко..., бри..., злю... договорить слог чик: маль..., вен..., смаз..., пер..., лар..., зуб..., клю..., удар..., груз..., налад... · Предложите ребенку договорить слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке; первую часть слова говорите вы:
· Предложите ребенку повторить за вами слова: чайка, чайник, чары, чашка, чарка, чёлка, чётки, чёботы, чемодан, чек, чипсы, чугун, чуб, чудо, чулан, печёнка, крючок, ученик, чечётка, галчонок, печник, качка, мечта, почва, задачки
· Предложите ребенку назвать картинки:
· Вы произносите первое слово. Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [ч] и назвать новое слово: кашка —...ашка, век —...ек, мех —...ех, шум —...ум, лад —...ад, майка —...айка, нитка —...итка, май —...ай, телка —...елка, пушка —...ушка
· Предложите ребенку повторить предложения: Мы ели моченые яблочки. Надо учиться читать четко. На лавочке сидели четыре старичка. Учитель читал ученикам сказку. Румяный калач испекли в печке. Бабушка засолила бочку огурчиков. Светочка вяжет крючком. В чулане лежат веточки и палочки. Ключик упал за бачок. Мы читали сказку про Балду и чертей.
· Предложите ребенку составить предложения по картинкам: Дети качаются на качелях Мальчик играет с мячом. Мальчики держат удочки. · Предложите ребенку повторить: ча-ча, ча-ча — чайка, чары чо-чо, чо-чо — чёлка, чётки чу-чу, чу-чу — чудо, чуб чи-чи, чи-чи — числа, чих че-че, че-че — чеки, чех ча-ча, ча-ча — печаль, печать чо-чо, чо-чо — плечо, харчо чу-чу, чу-чу — лечу, хочу чи-чи, чи-чи — мячи, мечи че-че, че-че — зачем, мечеть ча-ча-ча, ча-ча-ча — часики, чарочка чо-чо-чо, чо-чо-чо — чёлочка, чёртики чу-чу-чу, чу-чу-чу — чурочка, чудики чи-чи-чи, чи-чи-чи — чистые, чижики ча-ча-ча, ча-ча-ча — каланча, задача чо-чо-чо, чо-чо-чо — кулачок, пятачок чу-чу-чу, чу-чу-чу — полечу, улечу чи-чи-чи, чи-чи-чи — наточи, полечи ач-ач, ач-ач — калач, кумач ич-ич, ич-ич — кулич, кирпич
· Предложите ребенку повторить потешки: ча-ча-ча, ча-ча-ча — будем пить зеленый чай чо-чо-чо, чо-чо-чо — в кошелечке пятачок чу-чу-чу, чу-чу-чу — я на велике качу чи-чи-чи, чи-чи-чи — подарили нам мячи · Разучите с ребенком чистоговорки и стихи: — Чей ты, чей, лесной ручей? — Ничей. — Но откуда ж ты, ручей? — Из ключей! — Ну а чьи же те ключи? — Ничьи! — Чья березка у ручья? — Ничья!.. О. Бедарев
Заварила чайка чай Из морской капусты. Рыбы пили, Похвалили: — Чай у чайки вкусный! И. Демьянов Жили в квартире Сорок четыре, Сорок четыре Веселых чижа: Чиж-судомойка, Чиж— поломойка, Чиж-огородник, Чиж— водовоз, Чиж за кухарку, Чиж за хозяйку, Чиж на посылках, Чиж-трубочист. Печку топили, Кашу варили Сорок четыре Веселых чижа... Д. Хармс, С. Маршак
В лесочке, над речкой, Построена дачка. На дачке живет Небольшая Собачка. Собачка довольна И летом, и дачей, Но есть огорчения В жизни собачьей. Но дайте Собачке Кусочек печенья И сразу окончатся Все огорченья. Б. Заходер Нарушения произношения звука [щ] Звук [щ] — по сути, длительный смягченный [ш], поэтому если звук [ш] произносится ребенком неправильно, лучше вначале исправить его произношение, а после этого переходить к звуку [щ]. Нарушения произношения могут быть разнообразными: межзубное произношение — язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание; призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [щ] на [ть] (щука — тюка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, как это требуется для щелевого звука; губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [щ] заменяется на [фь] (щит — фит). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи; боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам одним боком или обоими боками или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание; шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, язык менее напряжен, чем при [щ], упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на [ш] (щепка — шепка); свистящее произношение — язык прижимается к нижним центральным зубам, на спинке образуется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом сближены, округлены, напряжены, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [щ] заменен на [сь] (щупальце — сюпальце); носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком. Исправление нарушений произношения звука [щ] · При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. Опора — звук [с], который произносится длительно. При этом нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха и постепенно сдвигать язык кзади. Можно помочь ребенку механически — когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться.
· При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные зубы. В случае замены [щ] на [ть] перед началом работы надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также по длительности потока выдыхаемого воздуха. Опорой может служить звук [с'] — подъем языка при его артикуляции приведет к получению звука [ш], поэтому просим ребенка повторять сочетание ся, механически отводя язык назад.
· При губно-зубном произношении начинать нужно и различения и сравнения на слух звуков [щ] и [ф']. Используем упражнения для губ. Вырабатываем движения подъема языка вверх и его удержания там, а также поочередное напряжение и расслабление языка — высовывание жалом и распластывание. Можно поставить звук по подражанию, для этого лучше посадить ребенка перед зеркалом. При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его у нёба при полуоткрытом рте, присасывать его к нёбу и опускать. Выдыхаемый воздух должен проходить по средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдуванию и задуванию. Опорой могут быть звуки [с]и [ш],при произношении которых можно отодвигать язык вверх, поднимать его к верхним центральным зубам и продлевать выдох. С помощью палочки или ложки удерживаем язык у альвеол, ребенок в это время произносит звук [сь]. · При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ш] и [щ]. Затем используем упражнения для языка — вырабатываем умение делать его широким и поднимать за верхние зубы, а также удерживать там. При данном нарушении тоже удобно ставить [щ] от [сь] с механической помощью. · При свистящем произношении начинаем с различения и сравнения на слух звуков [с'-щ]. Затем предлагаем ребенку сравнить ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — при [с'] — прохладная, при [щ] — теплая. Используем упражнения для губ и языка, учим ребенка поднимать язык к верхним зубам и за них, сдвигать язык по твердому нёбу до границы с мягким, удерживать язык в позиции на губе и за зубами и дуть на него. Рекомендуется и подражание, при этом внимание ребенка привлекается к артикуляционным движениям, упражнения выполняются перед зеркалом. При носовом произношениипрежде всего учим выдыхать изо рта на язык, ребенок должен почувствовать разницу в ощущениях, чем отличается носовое произношение от ротового. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него — тут подойдут всяческие упражнения со сдуванием и задуванием. Опорой также служат звуки [с']и [ш]. Закрепление (автоматизация) звука [щ] Date: 2015-12-13; view: 320; Нарушение авторских прав |