Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложите ребенку





договорить звук [ч]:

клю..., кала..., кума..., сургу..., вра..., гра..., кирпи..., пла...

договорить слог ча:

зада..., уда..., кля..., добы..., калан..., ветре..., ту..., бах..., кру...

договорить слог чи:

но..., да..., пе..., ре..., ку..., гра..., мело..., о..., прит..., мат...

договорить слог чок:

ба..., свер..., пята..., вну..., стари..., кула..., моря..., ди..., су..., пу...

договорить слог чка:

кли..., до..., но..., пра..., ту..., се..., ре..., ко..., бри..., злю...

договорить слог чик:

маль..., вен..., смаз..., пер..., лар..., зуб..., клю..., удар..., груз..., налад...

 
 

· Предложите ребенку договорить слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке; первую часть слова говорите вы:

 

 
 

· Предложите ребенку повторить за вами слова:

чайка, чайник, чары, чашка, чарка, чёлка, чётки, чёботы, чемодан, чек, чипсы, чугун, чуб, чудо, чулан, печёнка, крючок, ученик, чечётка, галчонок, печник, качка, мечта, почва, задачки

 

 
 

· Предложите ребенку назвать картинки:

 

· Вы произносите первое слово. Ребенок должен заменить в слове первый звук на звук [ч] и назвать новое слово:

кашка —...ашка, век —...ек, мех —...ех, шум —...ум, лад —...ад, майка —...айка, нитка —...итка, май —...ай, телка —...елка, пушка —...ушка

 

· Предложите ребенку повторить предложения:

Мы ели моченые яблочки.

Надо учиться читать четко.

На лавочке сидели четыре старичка.

Учитель читал ученикам сказку.

Румяный калач испекли в печке.

Бабушка засолила бочку огурчиков.

Светочка вяжет крючком.

В чулане лежат веточки и палочки.

Ключик упал за бачок.

Мы читали сказку про Балду и чертей.

 

· Предложите ребенку составить предложения по картинкам:

Дети качаются на качелях

Мальчик играет с мячом.

Мальчики держат удочки.

 
 

· Предложите ребенку повторить:

ча-ча, ча-ча — чайка, чары

чо-чо, чо-чо — чёлка, чётки

чу-чу, чу-чу — чудо, чуб

чи-чи, чи-чи — числа, чих

че-че, че-че — чеки, чех

ча-ча, ча-ча — печаль, печать

чо-чо, чо-чо — плечо, харчо

чу-чу, чу-чу — лечу, хочу

чи-чи, чи-чи — мячи, мечи

че-че, че-че — зачем, мечеть

ча-ча-ча, ча-ча-ча — часики, чарочка

чо-чо-чо, чо-чо-чо — чёлочка, чёртики

чу-чу-чу, чу-чу-чу — чурочка, чудики

чи-чи-чи, чи-чи-чи — чистые, чижики

ча-ча-ча, ча-ча-ча — каланча, задача

чо-чо-чо, чо-чо-чо — кулачок, пятачок

чу-чу-чу, чу-чу-чу — полечу, улечу

чи-чи-чи, чи-чи-чи — наточи, полечи

ач-ач, ач-ач — калач, кумач

ич-ич, ич-ич — кулич, кирпич

 

· Предложите ребенку повторить потешки:

ча-ча-ча, ча-ча-ча — будем пить зеленый чай

чо-чо-чо, чо-чо-чо — в кошелечке пятачок

чу-чу-чу, чу-чу-чу — я на велике качу

чи-чи-чи, чи-чи-чи — подарили нам мячи

· Разучите с ребенком чистоговорки и стихи:

— Чей ты, чей, лесной ручей?

— Ничей.

— Но откуда ж ты, ручей?

— Из ключей!

— Ну а чьи же те ключи?

— Ничьи!

— Чья березка у ручья?

— Ничья!..

О. Бедарев

 

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили,

Похвалили:

— Чай у чайки вкусный!

И. Демьянов

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

Веселых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж— поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж— водовоз,

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашу варили

Сорок четыре

Веселых чижа...

Д. Хармс, С. Маршак

 

В лесочке, над речкой,

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая Собачка.

Собачка довольна

И летом, и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачьей.

Но дайте Собачке

Кусочек печенья

И сразу окончатся

Все огорченья.

Б. Заходер

Нарушения произношения звука [щ]

Звук [щ] — по сути, длительный смягченный [ш], поэтому если звук [ш] произносится ребенком неправильно, лучше вначале исправить его произношение, а после этого переходить к звуку [щ]. Нарушения произношения могут быть разнообразными:

межзубное произношение — язык высовывается между передними зубами, вместо шипящего слышится шепелявое звучание;

призубное произношение — язык прикасается к альвеолам (области за верхними зубами), напрягается, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, может наблюдаться замена звука [щ] на [ть] (щука — тюка). Выдыхаемый воздух проходит толчками, а не длительно, как это требуется для щелевого звука;

губно-зубное произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, боковые края касаются верхних коренных зубов, а нижняя губа поднимается к верхним центральным зубам, между губой и зубами образуется щель, звук [щ] заменяется на [фь] (щит — фит). Выдыхаемый воздух проходит в виде прохладной и суженной струи;

боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам одним боком или обоими боками или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание;

шипящее произношение — язык напряжен, выгнут, приподнят, а кончик его опущен книзу, язык менее напряжен, чем при [щ], упирается в дно полости рта, выдыхаемый воздух проходит по всему языку, получается звук, похожий на [ш] (щепка — шепка);

свистящее произношение — язык прижимается к нижним центральным зубам, на спинке образуется желобок, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, губы при этом сближены, округлены, напряжены, зубы сближены, выдыхаемый воздух проходит прохладной суженной струей по средней линии языка, звук [щ] заменен на [сь] (щупальце — сюпальце);

носовое произношение — язык опущен книзу, оттянут кзади, задняя часть спинки напряжена, приподнята, касается мягкого нёба, выдыхаемый воздух проходит в носовую полость, вместо звука слышится фырканье, напоминающее [х] с гнусавым оттенком.

Исправление нарушений произношения звука [щ]

· При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. Опора — звук [с], который произносится длительно. При этом нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха и постепенно сдвигать язык кзади. Можно помочь ребенку механически — когда он будет произносить межзубный звук, черенком ложки отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться.

 

· При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные зубы. В случае замены [щ] на [ть] перед началом работы надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также по длительности потока выдыхаемого воздуха. Опорой может служить звук [с'] — подъем языка при его артикуляции приведет к получению звука [ш], поэтому просим ребенка повторять сочетание ся, механически отводя язык назад.

 

· При губно-зубном произношении начинать нужно и различения и сравнения на слух звуков [щ] и [ф']. Используем упражнения для губ. Вырабатываем движения подъема языка вверх и его удержания там, а также поочередное напряжение и расслабление языка — высовывание жалом и распластывание. Можно поставить звук по подражанию, для этого лучше посадить ребенка перед зеркалом.

При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его у нёба при полуоткрытом рте, присасывать его к нёбу и опускать. Выдыхаемый воздух должен проходить по средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдуванию и задуванию. Опорой могут быть звуки [с]и [ш],при произношении которых можно отодвигать язык вверх, поднимать его к верхним центральным зубам и продлевать выдох. С помощью палочки или ложки удерживаем язык у альвеол, ребенок в это время произносит звук [сь].

· При шипящем произношении сначала учим различать и сравнивать на слух звуки [ш] и [щ]. Затем используем упражнения для языка — вырабатываем умение делать его широким и поднимать за верхние зубы, а также удерживать там. При данном нарушении тоже удобно ставить [щ] от [сь] с механической помощью.

· При свистящем произношении начинаем с различения и сравнения на слух звуков [с'-щ]. Затем предлагаем ребенку сравнить ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — при [с'] — прохладная, при [щ] — теплая. Используем упражнения для губ и языка, учим ребенка поднимать язык к верхним зубам и за них, сдвигать язык по твердому нёбу до границы с мягким, удерживать язык в позиции на губе и за зубами и дуть на него. Рекомендуется и подражание, при этом внимание ребенка привлекается к артикуляционным движениям, упражнения выполняются перед зеркалом.

При носовом произношениипрежде всего учим выдыхать изо рта на язык, ребенок должен почувствовать разницу в ощущениях, чем отличается носовое произношение от ротового. Затем нужно освоить движение подъема языка и дутье на него — тут подойдут всяческие упражнения со сдуванием и задуванием. Опорой также служат звуки [с']и [ш].

Закрепление (автоматизация) звука [щ]

Date: 2015-12-13; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию