Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исправление недостатков звукопроизношения
Прежде чем начать исправлять звукопроизношение, надо знать, какие бывают нарушения произношения звуков. Нарушения произношения звуков [с] и [з] Нарушения произношения звука [с] достаточно часто встречаются у детей даже в предшкольном возрасте. Звук этот довольно трудный по артикуляции, для его произношения требуются сложные артикуляционные движения. Поэтому нарушения произношения разнообразны: межзубное произношение — язык при артикуляции звука оказывается в положении между зубами, что придает звуку размытое, нечистое звучание, шепелявость; призубное произношение — язык при артикуляции располагается в районе щели между верхними и нижними центральными зубами, из-за чего выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствие — вместо свистящего получается шумный звук. Разновидностью этого нарушения является вариант замены звуков [с] и [з] соответственно на звуки [т] и [д] (санки — танки, зонтик — донтик). Такие замены говорят о нарушении не только произносительного процесса, но и процесса распознавания и различения звуков — фонематического восприятия. Не будучи своевременно исправленными, данные нарушения могут отразиться на письменной речи ребенка; губно-зубное произношение — в артикуляции участвуют губы, язык либо сохраняет при этом положение для свистящих звуков, либо совсем не участвует в произношении звука, в результате получается звук, похожий на [в] и [ф] (санки — фанки, зонтик — вонтик); боковое произношение — выдыхаемый воздух проходит не по средней линии к передним центральным зубам, а по одной стороне или по обеим сторонам языка, который при этом может подниматься к верхним зубам или находиться у нижних, но отклоняться в сторону. Звук при этом получается хлюпающий, клокочущий, придающий речи неразборчивое звучание; шипящее произношение — язык опущен вниз, оттянут кзади, напряжен, выдыхаемый воздух проходит не по центру языка, а по всей его поверхности, звук напоминает мягкий [шь] (У Сони зонтик — У Шёни жёнтик); Носовое произношение— язык оттянут кзади, корень напряжен, приподнят, выдыхаемый воздух проходит в нос и получается неопределенное фырканье. В последнее время это нарушение стало встречаться чаще. Обычно носовое произношение распространяется и на шипящие звуки, а иногда и на [в]и [ф]. Исправление нарушений произношения звуков [с] и [з] · При межзубном произношении подойдут упражнения, которые мы рекомендовали выше, в том числе с использованием конфет, крошек и прочих «приспособлений», упражнения для развития речевого дыхания. Помочь может артикуляция звука [и], а также сочетание ие, при котором положение языка очень похоже на требующееся для [с] и [з]. Внимание ребенка нужно обратить на то, что язык не должен высовываться между зубами, то есть на первых порах нужно даже смыкать зубы, чтобы поставить на пути языка «заборчик».
· При призубном произношении нужно попробовать черенком ложки или с помощью другого подходящего предмета опустить язык к центральным нижним зубам. Пусть ребенок почувствует новое положение языка, почувствует ощущение прохождения по нему воздуха. Если же присутствуют замены на [т] и [д], начинать нужно с развития умения различать звуки [с-т] и [з-д] на слух, а уже затем переходить к работе над легким и длительным выдохом, затем развивать умение удерживать кончик языка у нижних центральных зубов, а губы — в улыбке. Опираемся на звуки [и], [ф]. Очень полезно дать ребенку почувствовать температуру выдыхаемого воздуха (для этого поднесите ладонь ребенка вначале к своему рту и произнесите [с] длительно — воздушный поток будет холодным). · При губно-зубном произношении перед постановкой звука развиваем умение различать и сравнивать звуки [с] и [ф], [з] и [в]. Используем упражнения для губ, полезна «улыбочка». Компенсаторное движение нижней губы вверх, которым пользовался ребенок, нужно затормозить — для этого используем сочетание ИЕ и звук [и]. Одновременно учим удерживать язык у нижних центральных зубов. Иногда можно придерживать непослушную губу пальцем.
· При боковом произношении разрабатываем язык, то распластывая его, то заостряя, пытаемся удерживать широкий язык на нижней губе. Обязательно нужно тренировать выдох, идущий по центру языка. В качестве опоры можно использовать звуки [ф] и [и], звук [ф] пригодится для выработки необходимой воздушной струи, а [и] поможет отработать правильную позицию языка. Иногда продольный желобок, нужный для произношения, можно создать при помощи палочки или спички, которую располагают по центру языка и слегка надавливают. Когда желобок усвоен, потихонечку укладываем кончик языка у нижних зубов.
· При шипящем произношении вначале надо помочь ребенку различать и сопоставлять звуки [с] и [шь], [з] и [жь]. Когда это будет сделано, используем межзубное произношение для того, чтобы обратить внимание ребенка на язык. Важно вырабатывать умение удерживать широкий язык у нижних зубов. Опорой могут служить звуки [ф] и [и], например, ребенок должен произносить [ф] с языком в положении между зубами и постепенно заводить язык за нижние зубы, пока не получится [с] и [з].
· При носовом произношении учим ребенка удерживать язык широким на нижней губе, затем переходим к дутью на язык, зажатый между зубами. Постепенно отрабатываем положение губ в улыбке, а языка — у нижних зубов. Используем звуки [ф] и [и], обязательно сопоставляем [ф] и [х], так как артикуляция этих звуков позволяет ощутить разницу температуры и формы выдоха — при [ф] воздушная струя холодная, суженная, при [х] — теплая, расширенная. Обращаем внимание ребенка на то, что при носовом произношении выдоха изо рта вообще нет, только из носа. Для непосредственной постановки ребенок должен длительно произносить [ф], язык при этом будет в положении между зубами. Когда выдох получится достаточно длительным, медленно заводим язык за нижние центральные зубы. При постановке звуков используйте зеркало — зрительный контроль за произношением очень важен, не стесняйтесь много раз показывать ребенку правильную артикуляцию. При постановке мягкой пары — [с'], обратите внимание ребенка на большее, чем при [с], напряжение языка, его выгибание к нёбу, большую активность кончика языка. Закрепление (автоматизация) звуков [с] и [з] Если звук поставлен, это не означает, что теперь ребенок будет правильно произносить его в свободной речи. Постановка звука предполагает, что данный звук правильно произносится изолированно от других, т.е. вне слова и предложения. Для того чтобы закрепить произношение звука, нужно его автоматизировать. Начинать закрепление звука — или его автоматизацию — можно только после того, как мы убедились: ребенок может самостоятельно, без затруднений, свободно произнести поставленный звук. Теперь нам нужно заняться введением поставленного звука сначала в слоги, затем в слова, в предложения, потом перейти на более сложный материал — чистоговорки, потешки, языковертки, стихи, тексты. Автоматизацию звука на каждом этапе проводим последовательно, к более сложному материалу не переходим, пока не усвоим материал предыдущего этапа. Автоматизация звука ставит своей целью правильное произношение звука во фразовой речи. Закрепление (автоматизация) звука [с] Date: 2015-12-13; view: 403; Нарушение авторских прав |