Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Менеджер. Карьера, профессионализм, успехСтр 1 из 43Следующая ⇒
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ А. Г. Валентейчик ≡ Менеджмент ≡ Конспект лекций САМАРА 2005 УДК 629.45.004.67 В 15
Рецензенты Канд. эконом. наук, профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (СамГАПС) Н. О. Михаленок
Зам. начальника Кбш. ж. д. по кадрам и социальным вопросам В. М. Брысякин
Валентейчик, А. Г. В 15Менеджмент: Конспект лекций [Текст]. – Самара: СамГАПС, 2005. – 92 с.; 20см. – Библиогр.: 90с.. – 100 экз.
Конспект содержит текст лекций на основе программы, соответствующей государственному образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования Российской Федерации. Лекции позволят быстро, в краткой и доступной форме получить основные знания по учебной дисциплине «Менеджмент». Используя этот конспект лекций по подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях. Рекомендуется студентам, обучающимся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и другим управленческим и экономическим специальностям.
Утверждено на заседании кафедры 16.05.05, протокол № 11. Печатается по решению редакционно-издательского совета академии.
Редакторы: Е. А. Краснова, И. А. Шимина Компьютерная верстка: Н. В. Чертыковцева
Подписано в печать 28.06.05. Формат 60*84 1/16. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл.п.л. 5,8. Тираж 100 экз. Заказ № 120.
ã Самарская государственная академия путей сообщения, 2005
≡ Лекция 1≡ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА И СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Основные понятия теории менеджмента В начале XX века менеджмент получил мощный импульс для развития и в качестве научной дисциплины и в организации практической деятельности промышленных организаций. В течение столетия менялось понимание сущности, структуры и содержания менеджмента. То, каким образом ученые и специалисты определяли менеджмент, во многом обусловило и ту роль, которая ему отводилась в условиях рынка. В качестве примера, иллюстрирующего различия в толковании этого понятия можно привести определения, сформулированные двумя классиками с разницей в 70 лет: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для формулирования и достижения целей организации» (А.Файоль, 1915 г.). «Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную производительную группу» (П. Друкер, 1987 г.). С развитием рыночной экономики в России термины «менеджмент» и «менеджер» быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины как «управление», «управленческая деятельность», «директор». Хотя эти слова являются синонимами, термин «управление» имеет более широкий смысл. «Управление» – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, необходимо ввести понятие «менеджмента». Этот термин произошел от американского слова management – «управление». Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы. Менеджмент в упрощенном понимании – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджмент как производное слово от «менеджер» – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Менеджмент – системное управление организацией как частью целого, и, одновременно, управление всей организацией, посредством его части. Раскрыв понятие «менеджмент» более широко, мы увидим, что в него входит: - изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование; - производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью; - управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а так же анализ информации и разработка программ для достижения поставленных целей. Объект менеджмента двойственен – это внутренняя организационная структура и внутренняя среда, с одной стороны, и внешняя организационная структура и внешняя среда, с другой стороны. Эти две стороны объекта противопоставлены друг другу по целям и процессам и в то же время едины. Между ними существует множество различных видов связей и потоков, которые есть продукт деятельности менеджмента. Объект менеджмента – это и функциональная структура (внутренняя и внешняя). Структура производит процессы, среда порождает производственные отношения. Все организации имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Неудивительно поэтому, что управленческая работа также имеет много общих характеристик.
Менеджер. Карьера, профессионализм, успех Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется по отношению к: - организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; - руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); - руководителю по отношению к подчиненным; - администратору любого уровня управления, организующему работу руководствуясь современными методами и др. К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер. Менеджер-дипломат: Среди навыков и умений менеджера способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов. Менеджер-инноватор: Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование. Менеджер-управляющий, от него в частности требуется: - наличие общих знаний в области управления предприятием; - компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится предприятие (фирма) по виду и характеру своей деятельности; - владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; - принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении. «Способность к самореализации теснейшим образом связана с самоконтролем». Это не подарок судьбы. Для этого необходимо глубокое познание собственной личности, ее сильных и слабых сторон, критическое отношение к собственным качествам, умение видеть и исправлять свои ошибки. «Первый шаг к успешной карьере – это объективная самооценка» [7]. Управленческая элита не возникает без определенных предпосылок. Представители элиты намного превосходят среднего человека по таким параметрам как сила характера, работоспособность, самоотдача, требовательность к самому себе, надежность и преданность. Успех принято рассматривать как событие, получившее социальную и общественную положительную оценку. Как правило, общество решает, что можно считать успехом, однако успех – вещь спорная. То, что один считает успехом, другие могут воспринимать как неудачу. Рецептов гарантированного успеха не бывает. Тот, кто стремится к успеху, должен считаться с тем, что ему, возможно, придется познать и темные стороны жизни. Жизненный успех явление сложное, разностороннее и весьма индивидуальное. Карьера – это успешное продвижение по иерархической лестнице организации, достижение тем самым каких-либо благ, приобретение определенных статуса и повышение самооценки. Успешная карьера менеджера целиком зависит от уровня его профессионализма. Профессионализм – совокупность качеств и навыков, используемых человеком как бы автоматически, на подсознательном уровне, т. е. совокупность характеристик, образующих индивидуальную управленческую концепцию. Каждому менеджеру присуща своя система, включающая ценности, принципы, ориентации и установки, которые он создал в мире своих интеллектуальных и волевых способностей, личного опыта и образования.
Date: 2015-12-13; view: 825; Нарушение авторских прав |