Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Положительные изменения в поведении
Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя в них. Сам отмечает происходящие с ним изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок. Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. В подростковый период у такого ребенка могут наблюдаться различные негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать отрицание ценностей, обычаев усыновителей. Некоторые ученые, в частности В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова, выделили иные этапы адаптации ребенка и приемной семьи. В течение первого года приема ими выделены такие этапы: - «ориентировка» (взаимное изучение – около 2 месяцев); - «напряжение» (преобладание эмоционального дискомфорта – 3-8 месяцев); - «отвержение» (преобладание негативного фона отношений и конфликтности – 8 - 10 мес.) или первый кризис «системной перестройки». На протяжении последующих 2-3 лет после приема ребенка: - «штиль» - (осознание причастности – 11 – 24 мес.); - «депрессия» - постепенное осознание проблем, связанных с приемом (24-30 мес.) или второй кризис системной перестройки; - «принятие проблем» (принятие новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой семейной системы) Динамика процесса адаптации – фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность – определяется следующими факторами: - возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе адаптации; - характерологическими и личностными чертами детей. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к приемной семье. Эффективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка; - историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (так называемые «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. В случае, когда ребенок был «изъят» в детское учреждение из асоциальной и алкогольной семьи вследствие лишения родительских прав, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти и гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи, как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения в семье, которые «домашние дети» буквально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации; - продолжительностью знакомства с приемными родителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будет решать проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга. Аффективный и деловой опыт отношений ребенка с приемными родителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга; - психологической готовностью родителей к принятию ребенка. Очевидно, что именно приемным родителям принадлежит инициатива в создании новой семьи, как правило, именно они определяют правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителей к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будет увеличивать скорость и успешность психологической адаптации; - возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. Существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои аргументы «за и «против». Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сон, и строить новую жизнь и новые отношения с «чистого листа». Отсюда требование – прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны приемной семьи. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с ним, тем более надежно можно сохранить тайну, считают сторонники такой позиции. Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений – прежней школы и класса друзей, круга общения – в силу того, что кардинальное изменение условий жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи, делает задачу психологической адаптации ребенка крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает процесс адаптации и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям. Как мы уже отмечали выше, период адаптации в разных семьях проходит по-разному, его особенности зависят от многих причин, связанных как с членами приемной семьи, так и характером и поведением самого приемного ребенка. Специалистам при работе с семьей и ребенком в этот период необходимо учитывать все эти причины. адаптационный период Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого- и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания В Центре сопровождением и поддержкой детей и семей занимается отдел психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям и детям. Целью работы специалистов отдела в период адаптации является изучение социально-психологических особенностей развития ребенка в приемной семье, разработка модели социально-педагогического сопровождения адаптации ребенка и разработка социально-педагогических и психолого-педагогических рекомендаций для приемных родителей, учителей, воспитателей, занимающихся воспитанием и обучением ребенка. Для эффективной реализации поставленной цели специалистами отдела решаются следующие задачи:
- проводится наблюдение за ходом адаптации ребенка в приемной семье (осуществляется через посещение семьи, детского сада, школы, где воспитывается и обучается ребенок); - определяются особенности процесса адаптации ребенка в условиях воспитания и обучения в приемной семье; - анализируются результаты процесса адаптации ребенка (консилиум, ведение замещающими родителями «дневника приемного родителя»); - проводятся коррекционно-развивающие занятия с ребенком и членами приемной семьи для налаживания внутрисемейных отношений; - проводятся обучающие занятия с приемными родителями по вопросам адаптации и воспитания; - разрабатываются психолого-педагогические и социально-педагогические рекомендации для приемных родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций. В процессе сопровождения ребенка в период адаптации специалисты Центра используют разнообразные формы работы с приемной семьей, включающие в себя: посещение ребенка на дому, в образовательных учреждениях, телефонные переговоры с приемными родителями, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, беседы и индивидуальные консультации родителей, а также консультации для родителя и ребенка одновременно, психотерапевтическая работа, коллегиальное консультирование ребенка (социальный педагог, педагог-психолог, врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатр(по запросу)), проведение мониторингов развития детей, проведение консилиумов по результатам процесса адаптации. С целью наблюдения за психологическим состоянием ребенка, в первую неделю его проживания в приемной семье, специалистам Центра необходимо осуществить визит в семью. Встречу в семье специалист начинает с налаживания контакта с ребенком. Не стоит сразу же настойчиво расспрашивать ребенка о его поведении, об учебе. Необходимо деликатно попросить ребенка показать, как он устроился, где его комната, какая у него кроватка, где он рисует, играет и т.д. (очень важно, чтобы ребенок самостоятельно без «новых родителей» провел «экскурсию» по дому). Из беседы и «экскурсии» можно определить, насколько ребенок ознакомился с домом, с его правилами, со своим положением внутри семьи, и какой уровень отношений сложился между ним, приемной мамой и другими членами семьи. Катя Ч. 5 лет. При первом посещении специалистов девочка активна, немного волнуется, рада нас видеть. Ребенок бегает по дому, показывает свои игрушки, свою комнату, знакомит специалистов со всеми членами семьи. По детской комнате разбросаны карандаши, игрушки. Приемные родители рады видеть специалистов и получают удовольствие от такого поведения приемной дочери. Из увиденного можно сделать вывод о том, что в семье создана обстановка непосредственности и эмоционального комфорта для ребенка, первый этап адаптационного периода проходит успешно. Или другой пример: Кирилл С. 4 года. При первом посещении семьи ребенок замкнут, не желает общаться со специалистами, при ответе на любой вопрос смотрит на приемную маму, желая получить поддержку (как бы спрашивая разрешение отвечать на вопрос). Сразу понятно, что ребенок находится в эмоционально не комфортной обстановке. Первое посещение в семье всегда является для ребенка испытанием. Дети волнуются, ждут, переживают, некоторые думают, что их могут вернуть в детский дом. Поэтому специалистам очень важно в момент передачи ребенка в семью, договориться с ним о своем будущем визите в его новую семью. В течение первого месяца проживания ребенка в семье, специалисты Центра осуществляют постоянные телефонные переговоры с семьей, интересуются успехами и проблемами. В этот период составляется график посещения семьи, детских дошкольных и школьных учреждений (приложение № 1). Ведение такого графика позволяет специалистам четко регламентировать работу с семьей и пошагово анализировать этапы адаптации. Дальнейшее сопровождение приемных семей в адаптационный период идет по запросу. В случае возникновения кризисной ситуации, родители обращаются в Центр за помощью. Полноценная психолого-педагогическая помощь может быть оказана только тогда, когда приемный родитель осознает свою проблему и проблему ребенка, и целенаправленно приходит к специалистам, чтобы совместно её решить. Специалисты оказывают следующие виды помощи семье: телефонные консультации, коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные беседы и консультации. Помимо работы с семьей, в этот период идет постоянная работа с социальным окружением приемной семьи. Специалисты осуществляют посещения дошкольных и школьных образовательных учреждений с целью оказания консультативной помощи педагогам по особенностям обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На первых этапах проживания ребенка в семье огромную роль в успешности его адаптации играет ближайшее окружение, поэтому специалисты уделяют особое внимание работе со старшим поколением семьи, кровными детьми приемных родителей и соседями. Для такой категории участников процесса адаптации педагоги-психологи, социальные педагоги проводят индивидуальные консультации, беседы не только при посещении семьи, но и приглашают их для работы с ними в Центр. Катя С. 5 лет. Приемная мама обратилась за помощью в Центр с проблемой взаимоотношений между приемной девочкой и бабушкой. Бабушка, вначале поддержавшая маму в решении взять приемного ребенка, стала капризничать, ревновать собственную дочь к приемной девочке. Для налаживания отношений между приемным ребенком и бабушкой была искусственно создана ситуация, в которой без помощи бабушки было просто не обойтись. Бабушка стала привозить ребенка для занятий с педагогом-психологом в Центр. Специалистами велась индивидуальная работа не только с девочкой, но и с бабушкой, результатом которой явилось налаживание отношений между членами приемной семьи. Групповые формы работы с семьей на данном этапе также необходимы, именно такие формы способствуют осознанию родителями: - своих собственных проблем; - воспитательных ресурсов своей семьи; - возможности и необходимости получения помощи не только от специалистов, но и таких же приемных родителей. Такими групповыми формами работы в Центре являются: школа для приемных родителей «Родительская Академия»; тренинги по профилактике эмоционального выгорания; тренинги по эффективному взаимодействию с детьми. Во время проведения тренинга по эффективному взаимодействию с детьми Наталья К. поделилась своей проблемой о том, что не может накормить дочь. Психолог, ведущая тренинг, предложила остальным участникам рассказать о том, как они сами поступают в таких ситуациях, тем самым увеличив ресурс Натальи в решении данной проблемы. Приемная мама, во-первых, почувствовала, что она не одна столкнулась с такой проблемой, во-вторых, получила много способов выхода из данной ситуации. Да и все остальные участники тренинга приобрели новый опыт в решении похожей проблемы. Исходя из нашего опыта работы, на определенных этапах адаптации наиболее эффективной является такая форма работы с семьей, как коллегиальные консультации специалистов. Цель данной формы работы- дать комплексный анализ проблемы, которая возникла в семье. Чаще всего такая форма применяется при работе с наиболее сложными случаями адаптации, отягощенными неадекватными поведенческими реакциями ребенка. Гриша К. 5 лет. В приемной семье проживает 2 года. Семья обратилась в Центр с проблемой, связанной с «супергиперактивностью» ребенка, которого нельзя оставить без присмотра ни на одну минуту. Особенно эти проявления стали ярко выраженными после помещения в семью второго приемного ребенка. После беседы с приемной мамой и анализа медицинской карты ребенка было проведено коллегиальное консультирование семьи. Итогом проведения коллегиального консультирования стала разработка комплексной программы реабилитации данного ребенка. Протекание процесса адаптации ребенка в семье требует от специалистов постоянного наблюдения за ребенком и его психологическим состоянием в новой семье, а также оценивания некоторых промежуточных результатов адаптации и внесение корректив в реабилитационный план работы с семьей и ребенком. Промежуточные результаты адаптации и ход гармоничного развития ребенка в приемной семье оцениваются на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Консилиум по отслеживанию процесса адаптации проводится 1 раз в полугодие. В ходе проведения консилиума обсуждаются следующие показатели развития ребенка в приемной семье: 1.Здоровье ребенка, его уровень: - динамика в развитии роста и веса; - наличие частых и длительных заболеваний; - учет заболеваний и их преодоление; - несчастные случаи и их учет.
2. Развитие умственных и познавательных способностей ребенка: - развитие ребенка, посещение детского сада, согласно его возрасту и диагнозу; - освоение учебных умений и навыков согласно возрасту; - успеваемость ребенка в школе, соответствие успеваемости его способностям и диагнозу.
3. Эмоционально-волевое развитие: - наличие проблем эмоционального и поведенческого характера (агрессия, беспокойство, непослушание и т.д.); - умение сдерживаться, не выражать свои эмоции в определенных ситуациях.
4. Отношения в приемной семье: - взаимоотношения с приемными родителями; - привязанность ребенка к своим приемным родителям; - взаимоотношения с остальными членами семьи (теплые, дружественные, настороженные, напряженные и т.д.).
5. Социальное развитие: - умение общаться с чужими людьми (педагоги, соседи, специалисты Центра); - умение налаживать контакты со сверстниками; - знание правил поведения в семье и общественных местах; - умение выглядеть чистым, ухоженным по ситуации; - наличие навыков самообслуживания.
По данным показателям оценивается уровень социально - психологической адаптации ребенка в приемной семье. По итогам проведения консилиума специалисты вносят коррективы в индивидуальный план сопровождения ребенка в период адаптации, приемным родителям выдаются письменные рекомендации по воспитанию и адаптации ребенка в семье. Чем больше физическое и психическое здоровье, развитие интеллектуальной сферы, эмоционально-волевое и социальное развитие ребенка соответствуют возрастным нормам, чем гармоничнее складываются внутрисемейные отношения, тем с большей уверенностью мы можем сделать вывод об успешности процесса адаптации ребенка в замещающей семье и эффективности работы специалистов по сопровождению семьи и ребенка в адаптационный период. При сопровождении семей в период адаптации мы опираемся на стадии, выделенные нами исходя из практики своей работы. Date: 2015-12-12; view: 858; Нарушение авторских прав |