Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оставшихся без попечения родителей





 

Влияние депривации на развитие особенно ярко проявляется в условиях воспитания ребенка в детском доме или подобном ему учреждении.

Одним из первых этими вопросами стал заниматься Р.Шпиц. В 40-е гг. XX в. Р. Шпиц изучал детей, потерявших в годы войны родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Результаты его исследований показали наличие у данных детей задержки когнитивного, эмоционального и социального развития. Для обозначения этого феномена он использовал понятие «госпитализм», определяя его как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома. К симптомам госпитализма у детей Р. Шпиц относит в первую очередь следующее:

- замедление психического и физического развития;

- отставание в развитии речи;

- пониженный уровень адаптации к окружению;

- слабая сопротивляемость к инфекциям и т. д.

В качестве основной причины этого явления он видел разлуку с матерью. Последствия госпитализма у детей являются долговременными и часто необратимыми. В тяжелых случаях развитие такого состояния приводит к смерти.

И в современных условиях разлука с матерью приводит к тому же эффекту госпитализма.

Психологические особенности детей, воспитывающиеся в государственных учреждениях, обусловлены рядом факторов:

- особенностями психического развития;

- влиянием прошлого жизненного опыта;

- условиями организации их жизнедеятельности в государственных учреждениях;

- обеднением характера влияния источников социализации.

Для воспитанников государственных учреждений характерно отставание в следующих областях психического развития:

 

а) в познавательной сфере: многочисленные исследования показывают, что дети из государственных учреждений демонстрируют задержку в развитии познавательных процессов.

Дефицит общения со взрослым, бедность этого общения, примитивные по содержанию контакты со сверстниками, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество - все это не требует от детей из дома ребенка хорошо развитой активной речи. Они же в большей мере ориентированы на понимание речи взрослого, точнее, его команд, распоряжений, которым подчинена их жизнь в закрытом детском учреждении.

В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается косноязычие, имеет место запаздывание в области синтаксиса и скудость содержания высказываний. Дети испытывают затруднения в описании происходящего на картине, поскольку им трудно соотнести реальность и графическое изображение. В дальнейшем это приводит к ошибкам при чтении и письме. Неграмотности также способствует несформированность фонематического слуха, развитие которого непосредственно связано с качеством эмоционального общения на ранних стадиях.

В целом интеллектуальный статус детей из закрытых детских учреждений снижен относительно нормы, что связывают именно с ситуацией депривации. В частности, у них отмечается отставание в области развития восприятия: дети испытывают затруднения при использовании сенсорных эталонов и перцептивных действий.

Присутствуют затруднения и в области мышления. Дети демонстрируют отставание в сфере общей осведомленности. Для дошкольников типично, например, незнание своего дня и года рождения, времен года и месяцев. Вызывает затруднение выполнение операций обобщения, классификации, сравнения. Классифицируя, дети испытывают трудности с вербальным обозначением групп предметов. В целом наблюдается отставание в развитии как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и элементов словесно-логического мышления.

В сфере памяти для большинства детей характерно нарушение опосредованного запоминания, что говорит об общем интеллектуальном отставании.

У них также существуют трудности в организации произвольного внимания. Дети, развивающиеся в условиях закрытых образовательных учреждений, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Для многих из них характерна быстрая утомляемость, что может быть связано с общей психоастенизированностью, а у некоторых детей — и с органической патологией;

 

б) в эмоционально-волевой сфере: жизнь в государственном учреждении накладывает свой отпечаток на развитие эмоциональной сферы. У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, слабое дифференцирование положительных и отрицательных эмоциональных воздействий.


Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования -«прилипчивость» к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

У воспитанников государственных учреждений наблюдается задержка в развитии эмоционально-волевой сферы из-за недостаточного опыта совместных эмоциональных переживаний.

Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта (неумение и нежелание признать свою вину), не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами. Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей.

У воспитанников государственных учреждений не формируется положительное эмоциональное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих, открытость людям и окружающему миру.

Пребывание в государственном учреждении также накладывает свой отпечаток и на двигательную сферу. В раннем возрасте нередки так называемые тупиковые движения - раскачивание тела, сосание пальцев, стереотипные нецеленаправленные движения рук.

Уровень овладения двигательными навыками здесь ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Для детей из детского дома характерны малоподвижность, невыразительность мимики, двигательная неловкость, нарушение координации движений. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредоточивается на выполнении действия, постоянно перемещается, хватается за различные предметы. Движения нескоординированы, беспорядочны.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить, о том, что эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется:

- пониженным фоном настроения;

-бедной гаммой эмоций;

- склонностью к быстрой смене настроения;

- однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;

- эмоциональной поверхностностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;

- неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;

- повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;

- чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;

- непониманием эмоционального состояния другого человека;

 

в) в самосознании: нарушение в самосознании у ребенка-сироты проявляется уже на первом году жизни при формировании «образ себя». В доме ребенка в связи с отсутствием общения и игр со взрослыми происходит искажение «образа себя». Здесь уместно вспомнить известное выражение Л. С. Выготского: «Только через других мы становимся самими собой». Возникшее искажение «образа себя» в дальнейшем ведет к различным отклонениям в поведении и формировании черт личности.


Развитие всех аспектов самосознания (познавательного - образ Я, эмоционального - самооценка, поведенческого – рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Воспитанникам государственных учреждений свойственно нарушение половой идентификации. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. Мальчики лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что мало мужчин, не с кого брать пример. Девочки в силу группового «мы» часто заимствуют агрессивные формы поведения. А также отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер;

 

г) в сфере общения со взрослыми: потребность в общении у детей-сирот появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого.

Можно говорить о том, что у воспитанников государственных учреждений отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение со взрослыми, задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве с ними, присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.

Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества.

У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, специфические условия жизни приводят к вынужденной поверхностности чувств. Стремление к сотрудничеству и совместной деятельности со взрослыми у них выражено крайне слабо, а при взаимодействии отсутствует эмоционально-окрашенная мимика. Как следствие этого потребности во взаимопонимании со взрослыми и сопереживании с их стороны развиты у детей явно недостаточно.

От качества общения со взрослыми зависит и активность ребенка. Оно определяет отношение ребенка к себе, через которое преломляется отношение ко всему окружающему. У ребенка из государственного учреждения низкая активность проявляется во всех сферах отношений: к окружающим людям, к себе и к предметному миру. При этом прослеживается тенденция: относительно быстрее позитивные изменения наступают в сфере предметных действий, медленнее — в сфере отношений с другими людьми, еще медленнее — в отношении к самому себе.


Данная ситуация, по мнению М. И. Лисиной, объясняется следующим:

- общение воспитанников государственных учреждений отличается низкой эмоциональностью;

- взрослые не очень заинтересованно следят за достижениями ребенка, не слишком радуются или огорчаются его действиям, не торопятся поддержать его инициативу;

- взрослые достаточно редко оценивают результаты достижений ребенка в предметной сфере. Оценки в большей степени носят дисциплинарный характер, к тому же, как правило, отрицательный.

Результатом такой организации общения является пассивная позиция, вялость познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, искажение «образа себя», задержка в становлении отношения к самому себе и замедленное, неполноценное развитие активности как личностного образования.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. На фоне ярко выраженного стремления к общению со взрослыми и одновременно повышенной зависимости от взрослых особенно проявляется агрессивность в межличностных отношениях. Сочетание агрессивности с неумением взять на себя ответственность развивает своего рода «потребительское» отношение ко взрослым, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих.

 

д) в сфере общения со сверстниками: дефицит общения со взрослым может в некоторой степени компенсироваться контактом со сверстниками. Формирование общения со сверстниками у ребенка-сироты, воспитывающегося в интернатном учреждении, во многом обусловлено его обедненными эмоциями и незначительной потребностью в таком общении. Картина личностного общения со сверстником в этом случае достаточно бедная, как правило, дети обращаются к сверстнику только для того, чтобы завладеть его игрушкой.

В государственном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, то есть принадлежность к определенной группе сверстников оказывается «безусловной». При этом происходит формирование личности с таким типом отклонения в поведении, который характеризует недоразвитие внутренних механизмов, создающих возможность перехода ребенка от реактивного поведения, зависящего только от состояния ребенка и ситуации, к активному, свободному поведению. Недоразвитие этих внутренних механизмов компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Например, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности (спонтанности) поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуаций – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.

Как показывают исследования Мухиной, в условиях государственного учреждения формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях, хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены.

У таких детей дружба со сверстниками носит в основном ситуативный характер.

Необходимо учитывать перечисленные выше особенности развития личности приемных детей по принципу компенсации «проблемных» сторон развития.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить индивидуально-психологические особенности детей-сирот: негативизм, проблемы в общении, отсутствие ориентации на сотрудничество, агрессивность, пассивность, эмоциональная несдержанность, неуверенность в себе, страхи, недоверие к окружающему миру, неорганизованность, неумение презентовать себя. Все эти особенности, впоследствии, затрудняют адаптацию ребенка к жизни в приемных семьях. Каждая из этих особенностей имеет ряд характерных признаков, по которым её легко диагностировать.

 

Негативизм:

- противодействия требованиям окружающих;

- отвечает «нет» на все предложения, просьбы;

- когда предлагают помощь – отказывается, говорит «я сам»;

- делает вопреки просьбам;

- вредничает.

 

Проблемы в общении (низкая коммуникативная компетентность)

Отсутствие ориентация на сотрудничество:

- тихий, спокойный ребенок (чрезмерно);

- боятся чужих (незнакомых) людей;

- когда все играют – сидит в стороне, или играет с одним хорошо знакомым ребенком;

- мало друзей;

- боится проявлять себя;

- трудно входит в коллектив;

- может быть изгоем в группе;

- не умеет отстаивать свою точку зрения.

 

Агрессивность:

- разрушительное отношение к вещам (рвет книги и т.д.);

- причинение боли окружающим (кусать, царапать, бить и т.д.);

- причинение боли себе;

- вербальная агрессия (оскорбление других);

- не умеют сдерживать негативные эмоции.

 

 

Пассивность:

- «тихоня»;

- отличается хорошим поведением;

- подавленный;

- застенчивый;

- не предпринимает действий самостоятельно;

- не берет инициативу на себя;

- уходит от конфликтов, а не решает их.

 

Эмоциональная несдержанность:

- по незначительному поводу устраивает истерики;

- часто плачет;

- моментальная непосредственная реакция на все;

- все эмоции очень ярко выражены;

- когда увлечен разговором, не контролирует громкость голоса;

- не может сдерживать волнение.

Неуверенность в себе:

- не может выделиться в обществе остальных детей;

- мало верит в свои силы («я не смогу это сделать»);

- стеснительный;

- скромный;

- тихий голос.

 

Страхи:

- говорит, что боится;

- плачет;

- не хочет оставаться один в темной комнате и т.д.;

- не расстается с какой-то вещью;

- просит присутствия взрослого рядом;

- прячется.

 

Недоверие к окружающему миру:

- мало общается;

- боится делать что-либо в новой обстановке;

- ведет себя слишком осторожно;

- боится знакомиться с новыми людьми, замкнут в присутствии незнакомых;

- агрессивная реакция;

- плохо общается (из-за нежелания).

 

Неорганизованность:

- не успевает делать порученные дела;

- часто опаздывает (на занятие, встречи и т.д.);

- забывает делать нужные дела;

- не доделывает до конца дела;

- беспорядок в его вещах;

- нет распорядка дня (ест, когда получится и т.д.).

 

Неумение презентовать себя:

- не умеет рассказать о себе;

- неуверенность во время рассказа;

- мнется;

- мямлит;

- неадекватный внешний вид.

Итак, мы видим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями. Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, в частности, с матерью (материнская депривация), негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда (сенсорная депривация), отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире (когнитивная депривация), узкий круг общения (социальная депривация).

Психологические особенности детей - сирот и факторы, обуславливающие их, несомненно, требуют коррекции со стороны специалистов, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их адаптацию (приспособление) к жизни в новых условиях замещающей семь







Date: 2015-12-12; view: 935; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию