Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оставшихся без попечения родителейСтр 1 из 15Следующая ⇒
Влияние депривации на развитие особенно ярко проявляется в условиях воспитания ребенка в детском доме или подобном ему учреждении. Одним из первых этими вопросами стал заниматься Р.Шпиц. В 40-е гг. XX в. Р. Шпиц изучал детей, потерявших в годы войны родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Результаты его исследований показали наличие у данных детей задержки когнитивного, эмоционального и социального развития. Для обозначения этого феномена он использовал понятие «госпитализм», определяя его как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома. К симптомам госпитализма у детей Р. Шпиц относит в первую очередь следующее: - замедление психического и физического развития; - отставание в развитии речи; - пониженный уровень адаптации к окружению; - слабая сопротивляемость к инфекциям и т. д. В качестве основной причины этого явления он видел разлуку с матерью. Последствия госпитализма у детей являются долговременными и часто необратимыми. В тяжелых случаях развитие такого состояния приводит к смерти. И в современных условиях разлука с матерью приводит к тому же эффекту госпитализма. Психологические особенности детей, воспитывающиеся в государственных учреждениях, обусловлены рядом факторов: - особенностями психического развития; - влиянием прошлого жизненного опыта; - условиями организации их жизнедеятельности в государственных учреждениях; - обеднением характера влияния источников социализации. Для воспитанников государственных учреждений характерно отставание в следующих областях психического развития:
а) в познавательной сфере: многочисленные исследования показывают, что дети из государственных учреждений демонстрируют задержку в развитии познавательных процессов. Дефицит общения со взрослым, бедность этого общения, примитивные по содержанию контакты со сверстниками, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество - все это не требует от детей из дома ребенка хорошо развитой активной речи. Они же в большей мере ориентированы на понимание речи взрослого, точнее, его команд, распоряжений, которым подчинена их жизнь в закрытом детском учреждении. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается косноязычие, имеет место запаздывание в области синтаксиса и скудость содержания высказываний. Дети испытывают затруднения в описании происходящего на картине, поскольку им трудно соотнести реальность и графическое изображение. В дальнейшем это приводит к ошибкам при чтении и письме. Неграмотности также способствует несформированность фонематического слуха, развитие которого непосредственно связано с качеством эмоционального общения на ранних стадиях. В целом интеллектуальный статус детей из закрытых детских учреждений снижен относительно нормы, что связывают именно с ситуацией депривации. В частности, у них отмечается отставание в области развития восприятия: дети испытывают затруднения при использовании сенсорных эталонов и перцептивных действий. Присутствуют затруднения и в области мышления. Дети демонстрируют отставание в сфере общей осведомленности. Для дошкольников типично, например, незнание своего дня и года рождения, времен года и месяцев. Вызывает затруднение выполнение операций обобщения, классификации, сравнения. Классифицируя, дети испытывают трудности с вербальным обозначением групп предметов. В целом наблюдается отставание в развитии как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и элементов словесно-логического мышления. В сфере памяти для большинства детей характерно нарушение опосредованного запоминания, что говорит об общем интеллектуальном отставании. У них также существуют трудности в организации произвольного внимания. Дети, развивающиеся в условиях закрытых образовательных учреждений, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Для многих из них характерна быстрая утомляемость, что может быть связано с общей психоастенизированностью, а у некоторых детей — и с органической патологией;
б) в эмоционально-волевой сфере: жизнь в государственном учреждении накладывает свой отпечаток на развитие эмоциональной сферы. У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, слабое дифференцирование положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования -«прилипчивость» к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности. У воспитанников государственных учреждений наблюдается задержка в развитии эмоционально-волевой сферы из-за недостаточного опыта совместных эмоциональных переживаний. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта (неумение и нежелание признать свою вину), не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами. Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей. У воспитанников государственных учреждений не формируется положительное эмоциональное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих, открытость людям и окружающему миру. Пребывание в государственном учреждении также накладывает свой отпечаток и на двигательную сферу. В раннем возрасте нередки так называемые тупиковые движения - раскачивание тела, сосание пальцев, стереотипные нецеленаправленные движения рук. Уровень овладения двигательными навыками здесь ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Для детей из детского дома характерны малоподвижность, невыразительность мимики, двигательная неловкость, нарушение координации движений. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредоточивается на выполнении действия, постоянно перемещается, хватается за различные предметы. Движения нескоординированы, беспорядочны. Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить, о том, что эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется: - пониженным фоном настроения; -бедной гаммой эмоций; - склонностью к быстрой смене настроения; - однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений; - эмоциональной поверхностностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию; - неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания; - повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности; - чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью; - непониманием эмоционального состояния другого человека;
в) в самосознании: нарушение в самосознании у ребенка-сироты проявляется уже на первом году жизни при формировании «образ себя». В доме ребенка в связи с отсутствием общения и игр со взрослыми происходит искажение «образа себя». Здесь уместно вспомнить известное выражение Л. С. Выготского: «Только через других мы становимся самими собой». Возникшее искажение «образа себя» в дальнейшем ведет к различным отклонениям в поведении и формировании черт личности. Развитие всех аспектов самосознания (познавательного - образ Я, эмоционального - самооценка, поведенческого – рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Воспитанникам государственных учреждений свойственно нарушение половой идентификации. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. Мальчики лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что мало мужчин, не с кого брать пример. Девочки в силу группового «мы» часто заимствуют агрессивные формы поведения. А также отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер;
г) в сфере общения со взрослыми: потребность в общении у детей-сирот появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. Можно говорить о том, что у воспитанников государственных учреждений отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение со взрослыми, задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве с ними, присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, специфические условия жизни приводят к вынужденной поверхностности чувств. Стремление к сотрудничеству и совместной деятельности со взрослыми у них выражено крайне слабо, а при взаимодействии отсутствует эмоционально-окрашенная мимика. Как следствие этого потребности во взаимопонимании со взрослыми и сопереживании с их стороны развиты у детей явно недостаточно. От качества общения со взрослыми зависит и активность ребенка. Оно определяет отношение ребенка к себе, через которое преломляется отношение ко всему окружающему. У ребенка из государственного учреждения низкая активность проявляется во всех сферах отношений: к окружающим людям, к себе и к предметному миру. При этом прослеживается тенденция: относительно быстрее позитивные изменения наступают в сфере предметных действий, медленнее — в сфере отношений с другими людьми, еще медленнее — в отношении к самому себе. Данная ситуация, по мнению М. И. Лисиной, объясняется следующим: - общение воспитанников государственных учреждений отличается низкой эмоциональностью; - взрослые не очень заинтересованно следят за достижениями ребенка, не слишком радуются или огорчаются его действиям, не торопятся поддержать его инициативу; - взрослые достаточно редко оценивают результаты достижений ребенка в предметной сфере. Оценки в большей степени носят дисциплинарный характер, к тому же, как правило, отрицательный. Результатом такой организации общения является пассивная позиция, вялость познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, искажение «образа себя», задержка в становлении отношения к самому себе и замедленное, неполноценное развитие активности как личностного образования. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. На фоне ярко выраженного стремления к общению со взрослыми и одновременно повышенной зависимости от взрослых особенно проявляется агрессивность в межличностных отношениях. Сочетание агрессивности с неумением взять на себя ответственность развивает своего рода «потребительское» отношение ко взрослым, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих.
д) в сфере общения со сверстниками: дефицит общения со взрослым может в некоторой степени компенсироваться контактом со сверстниками. Формирование общения со сверстниками у ребенка-сироты, воспитывающегося в интернатном учреждении, во многом обусловлено его обедненными эмоциями и незначительной потребностью в таком общении. Картина личностного общения со сверстником в этом случае достаточно бедная, как правило, дети обращаются к сверстнику только для того, чтобы завладеть его игрушкой. В государственном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, то есть принадлежность к определенной группе сверстников оказывается «безусловной». При этом происходит формирование личности с таким типом отклонения в поведении, который характеризует недоразвитие внутренних механизмов, создающих возможность перехода ребенка от реактивного поведения, зависящего только от состояния ребенка и ситуации, к активному, свободному поведению. Недоразвитие этих внутренних механизмов компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Например, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности (спонтанности) поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуаций – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других. Как показывают исследования Мухиной, в условиях государственного учреждения формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях, хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены. У таких детей дружба со сверстниками носит в основном ситуативный характер. Необходимо учитывать перечисленные выше особенности развития личности приемных детей по принципу компенсации «проблемных» сторон развития. Обобщая все вышесказанное, можно выделить индивидуально-психологические особенности детей-сирот: негативизм, проблемы в общении, отсутствие ориентации на сотрудничество, агрессивность, пассивность, эмоциональная несдержанность, неуверенность в себе, страхи, недоверие к окружающему миру, неорганизованность, неумение презентовать себя. Все эти особенности, впоследствии, затрудняют адаптацию ребенка к жизни в приемных семьях. Каждая из этих особенностей имеет ряд характерных признаков, по которым её легко диагностировать.
Негативизм: - противодействия требованиям окружающих; - отвечает «нет» на все предложения, просьбы; - когда предлагают помощь – отказывается, говорит «я сам»; - делает вопреки просьбам; - вредничает.
Проблемы в общении (низкая коммуникативная компетентность) Отсутствие ориентация на сотрудничество: - тихий, спокойный ребенок (чрезмерно); - боятся чужих (незнакомых) людей; - когда все играют – сидит в стороне, или играет с одним хорошо знакомым ребенком; - мало друзей; - боится проявлять себя; - трудно входит в коллектив; - может быть изгоем в группе; - не умеет отстаивать свою точку зрения.
Агрессивность: - разрушительное отношение к вещам (рвет книги и т.д.); - причинение боли окружающим (кусать, царапать, бить и т.д.); - причинение боли себе; - вербальная агрессия (оскорбление других); - не умеют сдерживать негативные эмоции.
Пассивность: - «тихоня»; - отличается хорошим поведением; - подавленный; - застенчивый; - не предпринимает действий самостоятельно; - не берет инициативу на себя; - уходит от конфликтов, а не решает их.
Эмоциональная несдержанность: - по незначительному поводу устраивает истерики; - часто плачет; - моментальная непосредственная реакция на все; - все эмоции очень ярко выражены; - когда увлечен разговором, не контролирует громкость голоса; - не может сдерживать волнение. Неуверенность в себе: - не может выделиться в обществе остальных детей; - мало верит в свои силы («я не смогу это сделать»); - стеснительный; - скромный; - тихий голос.
Страхи: - говорит, что боится; - плачет; - не хочет оставаться один в темной комнате и т.д.; - не расстается с какой-то вещью; - просит присутствия взрослого рядом; - прячется.
Недоверие к окружающему миру: - мало общается; - боится делать что-либо в новой обстановке; - ведет себя слишком осторожно; - боится знакомиться с новыми людьми, замкнут в присутствии незнакомых; - агрессивная реакция; - плохо общается (из-за нежелания).
Неорганизованность: - не успевает делать порученные дела; - часто опаздывает (на занятие, встречи и т.д.); - забывает делать нужные дела; - не доделывает до конца дела; - беспорядок в его вещах; - нет распорядка дня (ест, когда получится и т.д.).
Неумение презентовать себя: - не умеет рассказать о себе; - неуверенность во время рассказа; - мнется; - мямлит; - неадекватный внешний вид. Итак, мы видим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями. Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, в частности, с матерью (материнская депривация), негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда (сенсорная депривация), отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире (когнитивная депривация), узкий круг общения (социальная депривация). Психологические особенности детей - сирот и факторы, обуславливающие их, несомненно, требуют коррекции со стороны специалистов, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их адаптацию (приспособление) к жизни в новых условиях замещающей семь Date: 2015-12-12; view: 935; Нарушение авторских прав |