Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашнее задание. Домашнее задание представляет собой ответ, на вопрос, поставленный преподавателем по теме или решение кейса в письменном виде





Домашнее задание представляет собой ответ, на вопрос, поставленный преподавателем по теме или решение кейса в письменном виде. Для выполнения домашнего задания возможно привлечение дополнительных материалов и источников информации, в том числе собранных студентов самостоятельно во время интервью или наблюдений.

Контрольная работа выполняется в ходе семинарского занятия и предполагает письменные ответы на вопросы по рассматриваемой теме. Вопросы могут быть направлены как на оценку знания пройденного материала, так и на оценку умения творчески подходить к решению предложенных задач. Критериями оценки являются точность и полнота ответов на вопросы, а также способность студента самостоятельно размышлять над предложенной проблемой и умение аргументировано излагать свою точку зрения.

Пример вопросов для контрольной работы:

1. Что такое включенное наблюдение? Дайте краткую характеристику метода.

2. Как вы думаете, может ли социолог, изучающий сообщество методом включенного наблюдения, сохранять объективность? Аргументируйте свой ответ.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Социология как наука.

Проблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место социологии в системе научного знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение.

Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.

Семинар 1.

Социология как наука. Связь социологии со смежными дисциплинами: этнография, социальная антропология, журналистика. Обсуждение работы Бергера П. Социология как способ времяпрепровождения

Социологическое воображение. Обсуждение работы Миллса Ч. Р. Социологическое воображение

 

Основная литература.

1. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.

2. Бергер П. Социология как способ времяпрепровождения // Бергер П. Приглашение в социологию. М. Аспект Пресс, 1996.

3. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. NOTA BENE, 2001.

Дополнительная литература

1. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. КДУ, 2008

2. Симонова О.А. История социологии ХХ века: Учебное пособие. М., 2008.

3. Смелзер Н. Социология. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 14-24.

4. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. С. 7-44.

 

Тема 2. Экскурс в историю социологии

Интеллектуальные предпосылки развития социологической мысли. Формирование идеи общества. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состояниях человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства.

Основные этапы развития научной социологии. Социологический проект О. Конта. Основные теоретические подходы в классической социологии (К.Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер).

Теоретические подходы в социологии. Функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон). Концепция конфликта (Р.Дарендорф). Символический интеракционизм (Дж.Мид).

Семинар 2.

Обсуждение работы Э.Дюркейма «Метод социологии». Понятие социальной реальности. Социальный факт как «вещь»? Правила различения нормального и патологического при изучении социальных фактов.

Обсуждение работы М.Вебера «Основные социологические понятия». Понятие социального действия, «смысла» социального действия. Интерпретация социального действия, понимающая социология. Идеальный тип.

 

Основная литература.

1. Дюркгейм Э. Метод социологии // http://socioline.ru/pages/e-dyurkgejm-metod-sotsiologii

2. Вебер М. Основные социологические понятия //Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 455-491. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/osn_soc.php

Дополнительная литература

1. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 5-131, 163-89.

2. Смелзер Н. Социология. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 14-24, 638-649.

3. Штомпка П. Социология: Анализ современных обществ. М., 2005.

 

Тема 3. Личность в социуме. Социальное в личности

Индивид - личность – индивидуальность: сущность и соотношение понятий. Взаимосвязь компонентов индивидуальности. Индивидуальность как поздний продукт человеческой истории. «Я-концепция»: понятие, структура, функции. Социологические теории личности: ролевая теория (Дж. Мид), диспозиционная теория (М. Рокич, В.А. Ядов), психоаналитическая теория. Теория «Зеркального Я» (Ч.Х.Кули). Социальное давление и конформизм. Инновационный и конформно-авторитарный личностные типы (Э.Хаген). «Авторитарная личность» (Т.Адорно, Э.Фромм).

Социализация как двусторонний процесс. Агенты социализации. Этапы и стадии. Ресоциализация.

Идентичность: понятие и функции. Идентичность личности и группы. Конструирование идентичности. Множественная идентичность. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.

Статусная структура личности. Социальные роли. Компоненты роли. Влияние социокультурного окружения на понимание и исполнение роли. Типы ролевых конфликтов. Разрешение ролевого конфликта (Гуд).

Семинар 3.

Идентичность: понятие и функции. Идентичность личности и группы. Конструирование идентичности. Множественная идентичность. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.

 

Основная литература

1. Гидденс, Э. Социология. М. Едиториал УРСС, 2005. Глава 3.

2. Волков Ю. Г. Социология. – М.: Инфра-М, 2010. Глава 18. Социальная роль. С. 317-322.

3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. С. 407-435.

4. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. Речь, 2000. Гл.7.

Дополнительная литература

1. Кон И.С. Социологическая психология. М., Воронеж, 1999.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. М. Академический Проект, 2007.

 

Тема 4. Социальная структура. Элементы структуры общества

Общество как система. Соотношение категорий «социальные институты», «социальные организации», «социальные группы», «социальные общности».

Социальные общности: понятие и типы. Массовые и групповые общности.

Группа: понятие и подходы к классификации. Групповые процессы. Руководство и лидерство.

Понятие социальных институтов. Понятие социальных институтов. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Социальные действия и институты. Процессы институционализации. Институты и отклоняющееся поведение. Виды социальных институтов.

Понятие социальных организаций. Формальная организация и ее структура. Коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе (М.Вебер).

Семинар 4.

1. Обсуждение работы Р.Мертона «Явные и латентные функции»// http://socioline.ru/pages/r-merton-yavnye-i-latentnye-funktsii: критика Мертоном подходов к пониманию функции, понятия функции и дисфункции, явных и латентных функций, механизмов, посредством которых функции выполняются. Правила функционального анализа. Процедуры функционального анализа социальной реальности. Примеры применения функционального анализа.
мертон.doc
2.Группа: понятие и подходы к классификации. Групповые процессы. Руководство и лидерство.

Пример творческих заданий для обсуждения в микрогруппах.

А. Подберите фотографии, демонстрирующие различные факторы и эпизоды жизни в городе и сельской местности. Обсудите на семинарах, стараясь выделить наиболее показательные моменты.

Б. Проанализируйте эффекты, характеризующие групповую динамику, а также процессы установления, смены и реализации лидерства на примере художественного текста Г.Грина «Разрушители» (http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GRIN_Grem/_Grin_G..html). Выйдите на обсуждение темы социальной ответственности лидерства.

2.Группа: понятие и подходы к классификации. Групповые процессы. Руководство и лидерство.

Пример творческих заданий для обсуждения в микрогруппах.

А. Подберите фотографии, демонстрирующие различные факторы и эпизоды жизни в городе и сельской местности. Обсудите на семинарах, стараясь выделить наиболее показательные моменты.

Б. Проанализируйте эффекты, характеризующие групповую динамику, а также процессы установления, смены и реализации лидерства на примере художественного текста Г.Грина «Разрушители» (http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GRIN_Grem/_Grin_G..html). Выйдите на обсуждение темы социальной ответственности лидерства.

Основная литература:

1. Мертон Р.К. Явные и латентные функции/ Из кн. Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. С. 379-448. (Пер. Ю. Асеева - 1968)

2. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М. 2000.

3. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

4. Штомпка П. Социология: Анализ современных обществ. М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.

2. Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 44-344.

5. Вебер М. Социология религии. М., 1991.

6. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995.

7. Липов В.В. Религиозные ценности как фактор формирования социально-экономических моделей (http://ecsocman.edu.ru/db/msg/211432.html), 2005.

8. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.

9. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.

10. Смелзер Дж. Сексуальные различия и сексуальные вознаграждения // Социологические исследования. 1992. № 10.

 

Тема 5. Массовые сообщества

Природа массового поведения и его формы. Слухи. Массовые увлечения. Мода. Массовые сообщества. Толпа и ее разновидности. Характеристики и свойства толпы. Индивид в толпе. Публика и ее типы. Общественное мнение и его роль в современных сообществах. Пропаганда, ее формы, значение, эффективность.

Семинар 5.

1. Обсуждение работ Г. Блумера «Коллективное поведение» и Г.Зиммеля «Общение. Пример чистой, или формальной социологии».

2. Явные и латентные функции и дисфункции коммуникации (П. Лазарсфельд, Р.Мертон «Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие»).

3. Обсуждение кейсов, подготовленных преподавателем.

 

Литература:

Основная литература:

1. Блумер Г. Коллективное поведение. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994. - С. 168

2. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/aver/05.php

3. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // http://www.hse.ru/data/2010/11/02/1223298194/Lazarsfeld_Merton.doc

Дополнительная литература:

  1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994. 2-е издание: М., 2000.
  2. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М., 1996.
  3. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М., 2005.
  4. Тард Г. Законы подражания. Спб, 1892

 

Тема 6. Контроль и девиация

Социальные нормы. Нормы и право. Функции социальных норм. Конформность и аномия.

Функции и основные механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции: понятие и классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное).

Девиация: социологическое и криминологическое определения. Роль девиации в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Роль девиантного поведения в экономической истории.

Социология конфликта. Социальные конфликты и их типы. Структура социального конфликта.

Виды социальных конфликтов.

Семинар 6.

Обсуждение работы Х.У.Зорбо «Золотой берег и трущобы».

Основная литература:

  1. Зорбо Х.У. Золотой берег и трущобы // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. 2004. Сер. 11. Социология. № 3. С. 115-154; № 4. С. 140-178
  2. Штомпка П. Социология: Анализ современных обществ. М., 2005.

 

Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Социальный статус человека и социальные роли. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). Концепция статуса М. Вебера: власть, богатство, престиж. Трансформация понимания социального статуса в современных теориях: Э. Гидденс, П. Бурдье. Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления.

Социальная мобильность. Типология социальной мобильности П. Сорокина. Каналы социальной мобильности. Направленность социальной мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность. Социальная мобильность в традиционном, индустриальном и постиндустиральном обществах. Особенности социальной мобильности в современной России.

Основная литература:

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 7, 8.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997.

3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. С. 347-404.

4. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Аспект Пресс, 1996, с. 222-244, 265-282, 287-298.

 

Тема 8. Социокультурные изменения.

Понятие социальных изменений. Изменения и историческое развитие. Теории социальных изменений, ведущие факторы социальных изменений.

Концепция модернизации. Традиционные, модернизированные, постмодернизированные общества. Переход от «традиционного» к «современному» типу общественного устройства. Основные аспекты модернизации: индустриализация и урбанизация, культурное влияние Запада.

Неоэволюционистское понимание модернизации. Релятивистский подход к изучению социокультурной динамики.

«Катализаторы» и «ингибиторы» модернизации (Э. Де Вре). Цена модернизации. Проблемы переходных обществ. Характер ценностных ориентаций и типы личности в традиционной и модернизированной культуре.

Информационное / постмодернизированное общество. Критерии определения и параметры описания информационного общества. Социокультурные трансформации в эпоху постмодерна. Личность в культуре постмодернизированного общества. Ценности в эпоху постмодерна (Р.Инглхарт).

Судьба локальных и этнических культур в эпоху глобализации. «Реактивное сопротивление» глобализационным процессам. Глобализация и угроза терроризма

Социальные трансформации на постсоветском пространстве: направления, факторы, социальные последствия. Травма социальных изменений (П. Штомпка).

Семинар 7.

Социология конфликта. Социальные конфликты и их типы. Структура социального конфликта. Виды социальных конфликтов.

Обсуждение работы Л.Козера «Функции социального конфликта» Межгрупповые и внутри-групповые отношения. Враждебность в близких социальных отношениях. Отсутствие конфликтов как угроза. «Вентильные обычаи» и «шутливые отношения».

 

Основная литература:

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Главы 20, 19.

2. Козер Л. Функции социального конфликта. М. «Идея-Пресс». 2000

3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. С. 455-492, 559-574.

4. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 295-311.

Дополнительная литература

1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Пособие для студентов высших учебных заведений. М. 1994.

2. Смелзер Н. Социология. М.: Аспект- Пресс, 1997. С. 576-637.

 

Тема 9. Введение в методологию социологических исследований

Понятие методологии научного исследования. Специфика методологии социальных наук. Логика социологического исследования. Качественные и количественные методы социологических исследований.

Семинар 8

Обсуждение текста Татарова Г.Г. Методология эмпирической социологии: Амбивалентность факторов развития //Социология: 4М. 2008. №27. Сс. 5-28.

 

Основная литература:

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КДУ, 2006. Глава 1. Логика социологического исследования. Сс. 5-19.

 

Дополнительная литература:

Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич Политология. Методы исследования. М.: Издательство «Весь мир», 1999.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.

Date: 2015-12-13; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию