Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дислалия функциональная и механическая
Среди нормальных детей дошкольного и школьного возраста неправильное звукопроизношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь и грамматический строй. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Термин «дислалия» означает расстройство речи. При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях амбулаторных занятий через день. (Исключение составляют тяжелые случаи механических дислалий.) Термин «дислалия» был введен в 30-х годах XIX столетия Шультессом, который противопоставил ее алалии — полному отсутствию речи. Дислалии делятся на органические (так называемые механические) и функциональные. К функциональным дислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют), от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка. что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера. Наиболее легкие (так называемые стертые) и поэтому нераспознанные случаи дизартрий, алалий, афазий и даже тугоухости также часто ошибочно относят к дислалии. Последнее объясняется тем, что установить принципиальную разницу между органическими и функциональными явлениями очень трудно, так как органические изменения тканей могут быть настолько незначительными, что, с одной стороны, они проявляются лишь функционально, а с другой — далеко не всегда могут быть выявлены при существующей в настоящее время методике обследования. Таким
образом, нарушения, длительно рассматривавшиеся как чисто функциональные, нередко при более тщательном изучении оказываются органическими. Кроме того, в такой сложной системе, как речь, органические изменения в одном звене обычно вызывают функциональные изменения в других частях системы. Например, органически обусловленное снижение слуха у маленького ребенка приводит к недоразвитию моторной стороны речи. С другой стороны, длительное функциональное нарушение может обусловить или углубить органическое нарушение. (Так, при ранениях ротовой полости и последующих операциях больной во избежание болезненных ощущений при движении старается избегать этих движений, в результате чего рубцы плохо рассасываются, и, таким образом, подвижность артикуляционных органов нарушается еще больше.) При этом необходимо помнить, что анатомические дефекты имеют чаще всего значение только предрасполагающего момента, так как здоровый физически и психически человек в большинстве случаев находит пути компенсации такого дефекта, и только при наслаивании дополнительных трудностей чисто речевого и общего развития выявляется значение анатомических дефектов для произношения. Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба. Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком массивная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта. Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними). Аномалии прикуса могут иметь различный вид. Прогнатия (рис. 11, а)—верхняя челюсть сужена и сильно вытянута вперед, вследствие этого нижние передние зубы не смыкаются с верхними. Прогения — нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти (рис. 11, б). Открытый прикус — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; в одних случаях промежуток бывает только между передними зубами, тогда как задние смыкаются нормально — передний открытый прикус (рис. 12); в других случаях (рис. 13)передние зубы смыкаются нормально, а промежуток получается между боковыми зубами — боковой открытый прикус: он может быть двусторонним, левосторонним или правосторонним. Регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах при помощи наложения на зубы специальных шин. Регуляция оказывается наиболее эффективной в возрасте от 5 до 6 лет и от 10 до 12 лет, когда кости наиболее пластичны. В результате челюстнолицевых травм с раздроблением костей и разрывом мышц и последующими рубцами, а также в результате различных болезненных процессов, поражающих иннервацию речевых мышц, возникают нарушения в артикуляционных органах в любом возрасте,— это приобретенные дефекты. Расщелины и ранения мягкого и твердого нёба имеют очень большое значение для всего произношения (страдают все звуки). Все остальные перечисленные нарушения строения артикуляционного аппарата могут иметь только узкое, местное значение. На-
Рис. 12. Передний открытый прикус. Рис. 13. Боковой открытый прикус. пример, дефекты губ отражаются на произношении губных и гласных звуков, изменение формы челюстей — на произношении свистящих и шипящих, массивные подъязычные уздечки — на произношении р и шипящих (Таким образом, совершенно неправильно имеющееся до сих пор представление о том, что массивная уздечка может задерживать все развитие речи ребенка). Date: 2015-12-13; view: 363; Нарушение авторских прав |