Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплекс основных движений
Губы: оскал, вытягивание в трубочку. Челюсти: открывание и закрывание рта. Язык: а) вперед—назад, б) вправо—влево, в) вверх— вниз, г) распластывание—суживание. При коррекции отдельных звуков, помимо общего комплекса артикуляционных движений, проводятся специальные комплексы Иногда они касаются только одного органа и даже одного какого-либо вида движений данного органа (например, при рубцах на губе проводятся только упражнения губ, при постановке смягчения согласных — упражнения на выгибание средней части спинки языка). Чаще всего требуется проводить более сложные и разнообразные комплексы движений, например при коррекции гортанного произношения звука р, свистящих, шипящих звуков и т. п. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить своего ученика правильно применять соответствующие движения, т.е. предъявить определенные требования к качеству движений. Необходимо выработать следующие качества всех движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Точность движения определяет правильный конечный результат его, что оценивается конечным местоположением и формой органа. Плавность и легкость движения предполагает движения без толчков, подергиваний, дрожания органа. (Напряжение мышцы всегда нарушает плавность и легкость движения.) Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах. Темп — вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух. Затем темп движения должен стать произвольным—быстрым или медленным. Устойчивость конечного результата — полученное положение органа должно удерживаться без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к другому движению и положению должен также совершаться плавно, достаточно быстро. Движение каждого органа должно происходить симметрично по отношению к правой и левой стороне, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна сторона — более слабая, и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т.е. с преодолением сопротивления. Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений и их разовая дозировка зависят от характера, от тяжести речевого нарушения. Так, при функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчивается с переходом к автоматизации. При дизартриях проводить ее рекомендуют длительно—тем длительнее, чем тяжелее поражение. Весь процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: а) постановка звука; б) автоматизация звука и в) дифференциация смешиваемых звуков. Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука — создание нового условного рефлекса. У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию (усилив и выделив его) и артикулированию. Постановка звука производится последовательными приемами: 1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более элементарные артикуляционные движения, которые и тренируются у косноязычного путем подготовительной артикуляционной гимнастики. После многократного повторения вырабатывается кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить его быстро и правильно. 2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается правильный артикуляционный уклад нужного звука. 3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. Затем предъявляется и прямое требование произнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться законченной. В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходными с ними, близкими по артикуляции (например, к на т, л на в и т. д.), правильный уклад оказывается частично уже сформированным в дефектном произношении звука. Можно и должно использовать готовые механизмы. В этих случаях уже на этапе постановки включается частично работа по дифференциации (разделению) двух сходных звуков. Для иллюстрации разберем два примера. 1. Звук к заменяется звуком т. Проанализируем оба звука в их нормальном произношении: — согласный — согласный — ротовой — ротовой — взрывной — взрывной к — заднеязычный т — переднеязычный — глухой — глухой — твердый — твердый Разница в артикуляции этих звуков заключается в месте их образования, все остальное совершенно одинаково. Задачей логопеда будет передвинуть преграду, образуемую языком, из передней части ротовой полости в заднюю. 2. Звук л заменяется звуком в: — согласный — согласный — ротовой — ротовой — щелевой — смычно-проходной в — губно-зубной л — переднеязычный — звонкий — звонкий — твердый — твердый Различие в артикуляции этих двух звуков не только по месту образования, но и в способе образования. Задачей логопеда будет затормозить подтягивание нижней губы к верхним резцам (дающее щель между ними) и включить положение языка, дающее смычку середины передней части языка с верхними альвеолами (смычно-проходной звук). Деятельность голосовых связок и мягкого нёба остается той же, что и в звуке заменителе. Во многих случаях используются еще более сокращенные приемы постановки звуков, основанные на использовании здоровых, близких по артикуляции звуков, хотя в речи они и не заменяют дефектного звука. Эти примеры излагаются при описании методики постановки различных звуков. Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком), слоги со стечением согласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова. При автоматизации звука в слогах очень полезно упражнять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма: та-та, та-та...; или та-та, та-та; та-та-та, та-та-та...; та-та-та, та-та-та...; или та-та-та, та-та-та. Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в разных частях слова. В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком. На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, используется дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи. У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и ее воспроизведения). Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное. Различение звуков устанавливается в следующей последовательности: сначала появляются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам (м — ш, р — с и т. п.); затем становятся возможными более тонкие дифференцировки — различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе (ш — с, п — б и т. д.). Частично дифференциация смешиваемых звуков имеет место при постановке звука и автоматизации его. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Часто в пределах одной и той же фразы смешиваемые звуки могут быть употреблены то правильно, то неправильно, например: Миша и Саса ушли в школу. Даже одно и то же слово может произноситься то правильно, то неправильно (зубы — жубы). Ребенок должен приобрести не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. Каждый из этих разделов работы имеет свои особенности. Как известно, в создании тех или иных дифференцировок самым трудным оказывается самый первый шаг. Таким шагом в логопедической работе по дифференциации будет работа над слогами. Для работы над дифференциацией в слогах любых двух смешиваемых звуков предлагается таблица в двух вариантах следующего типа: Для звуков т и д
Для звуков р и л
В каждой из таблиц стоят параллельные слоги с дифференцируемыми согласными в последовательном соединении с четырьмя гласными звуками. Прежде всего следует убедиться в умении правильно произносить (прочесть или повторить за логопедом) сначала один из смешиваемых звуков в соединении с различными гласными, а затем и другой. Это самый легкий вид дифференциации, который должен быть достигнут уже на этапе автоматизации. После проверки предлагается сопоставление двух сходных слогов с одной и той же гласной, т. е. произнесение (прочтение или повторение за логопедом) слогов таблицы (вариант А) построчно, а затем то же сопоставление, но в обратном порядке (вариант Б). Произношение слогов в указанном порядке практикуется до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно произносить слоговые строчки в обоих вариантах. После этого можно быть уверенным, что дифференциация между артикулированием сходных слогов установилась (у грамотного ребенка закрепилась и связь произношения звука с его зрительным образом — буквой). Но это еще не значит, что эти звуки различаются и на слух хотя бы в таких простых звуковых комплексах, как слоги однородной структуры. Эту таблицу необходимо проработать в целях дифференциации звуков со слуха. Если при дифференциации артикуляции мы предъявляли требование: «Прочти данный слог, данную строку» или: «Повтори…», то при дифференциации слогов со слуха предъявляется противоположное требование: «Послушай, что я тебе скажу, и покажи, где это написано». Логопед произносит сначала отдельные слоги то из правой, то из левой колонки, вразбивку (та, до, ды, то...), а затем строчки то из одного, то из другого варианта таблицы (та-да, ду-ту, да-та, то-до...). Сначала предъявляются пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком, причем отличные звуки в этих словах и есть дифференцируемые звуки. Такие слова можно подобрать на любые пары звуков (том-дом, суп-зуб, свет-цвет, мишка-миска, рак-лак и т. д.). При дифференциации произношения этих слов обращается внимание на изменение смысла слова с изменением одного звука: прослушав слово, ребенок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов (см. приложения 8, 11 и 12) В дальнейшем можно дать ряд предметных картинок, названия которых включают то один, то другой из дифференцируемых звуков, и предложить разложить их соответственно на две группы (можно под соответственными буквами). Хорошее упражнение—придумывание слов, начинающихся или вообще включающих то один, то другой из смешиваемых звуков, и т. п. Словарный материал можно усложнять, предлагая слова, в которых одновременно имеются оба звука, а затем можно перейти к произнесению, чтению, придумыванию и записыванию постоянно усложняющихся фраз и, наконец, к развернутой речи. Очень большое значение имеет в этих случаях работа с разрезной азбукой, так как здесь звуковой анализ не подменяется привычным написанием слова. Крайне важен вопрос о формах работы по дифференциации звуков с дошкольниками, не умеющими ни читать, ни писать. Откладывать эту работу до поступления в школу нецелесообразно, так как неумение различать сходные звуки будет препятствовать обучению грамоте, создаст основу для второгодничества. Этот вопрос можно решить двумя способами. Первый — использование разнообразных настольных игр со специально подобранным речевым материалом — лото (причем на карточках изображены предметы, названия которых включают дифференцируемые звуки), картинных домино, построенных по тому же принципу. Второй — включение в логопедическую работу с детьми 4—4,5 лет элементов обучения грамоте, начиная знакомство с гласных и со смешиваемых пар согласных звуков (Воспитание фонематического слуха в полном объеме проводится при обучении грамоте). Значимость каждого из трех этапов работы при исправлении звуков у ребенка может значительно изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом. В частности, очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затрудняет и замедляет работу на этапах автоматизации и дифференциации, так как все вновь создаваемые навыки требуют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации. Если данный звук ребенок совсем не произносит, нужна помощь логопеда. Если звук изолированно (хотя бы и по подражанию) или в отдельных словах произносится правильно, постановка звука отпадает. В работе с дошкольниками этап автоматизации часто может быть совсем опущен, так как неправильное произношение звука в речи еще не носит устойчивого характера, а следовательно, не автоматизирован. Поэтому поставленный звук часто автоматизируется самостоятельно, что характерно для нормального развития речи. В тех случаях, когда было искаженное произношение звука, а не замена его другим звуком речи, дифференциация бывает не нужна. Дифференциация звуков особенно трудна и длительна у детей с нарушениями слуха и у умственно отсталых, а также у детей, дефекты произношения которых обусловлены парезами артикуляторных мышц. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных категорий однотипна, но требует использования различного речевого материала, насыщенного тем или иным звуком, а методика постановки разных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от характера нарушения (вида и его варианта). Date: 2015-12-13; view: 516; Нарушение авторских прав |