Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика логопедической работы
Природные голосовые данные можно развивать, т. е. улучшать работу голосовых связок и резонаторов. В результате такой работы развивается гибкость, выносливость голоса и способность выдерживать продолжительную речевую нагрузку без потери качества звучания. Следует особенно подчеркнуть, что недостаточно описать, объяснить приемы постановки голоса, нужно уметь показать их на себе и, кроме того, необходимо систематически проверять правильность выполнения данных установок, так как слух учащихся не всегда бывает достаточно развит для того, чтобы контролировать правильность звучания собственного голоса, а ошибки внедряются с такой же быстротой, как и правильные навыки. Вполне понятно, что сам руководитель должен обладать музыкальным слухом и поставленным голосом. Воспитание здорового голоса требует прежде всего организации и воспитания речевого дыхания, произношения, и только после этого следует приступать к собственно голосовым упражнениям. Основные требования к правильному речевому дыханию следующие: не следует добиваться какого-либо одного типа дыхания, предпочтительнее смешанный тип дыхания — диафрагмально-реберный. Участие диафрагмы и грудной полости контролируется рукой. Вдох должен происходить через рот, но к нему может присоединяться и носовой вдох. В любом случае вдох должен быть бесшумным. Количество воздуха, забираемое при вдохе, не должно быть чрезмерным, чтобы не переполнять легкие, что затрудняет выдох. Выдох должен быть задержанным, медленным и плавным (длительность его вырабатывается постепенно, одновременно с уточнением произношения звуков). В конце выдоха происходит расслабление дыхательных мышц и следует новый вдох. Во время небольших, логически обусловленных пауз можно производить добор воздуха (2—3 см3) без полного расслабления дыхательных мышц. Не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи нужно соблюдать вдыхательную установку, которая связана с ощущением полузевка (Многие авторы совсем не рекомендуют проводить специальные дыхательные упражнения, так как считают, что дозированные и правильно организованные речевые и певческие упражнения являются самой лучшей гимнастикой для дыхания.). Для укрепления и уточнения произношения как всех согласных, так и гласных звуков проводится артикуляционная гимнастика, после чего можно перейти к дыхательно-артикуляционным упражнениям, которые заключаются в произношении речевых звуков в следующей последовательности: взрывные глухие п, т, к, слоги с ними при беззвучном произнесении гласных (только артикуляцией); щелевые ф, с, ш, х, слоги и слова, состоящие из всех указанных звуков, например: пат, тот, так, кот... папа, папка, поток... касса, каска, кофта, сук, суп. шапка, штопка; фразы, состоящие из этих же звуков, например: У Паши кот, у Саши шапка и шубка; пословицы, поговорки, например: У осы не усы, а усики; Шесть шалунов несли шест; Щи да каша — пища наша; у Сени и Сани сом с усами.. Таким же образом укрепляется произношение звонких согласных б, д, г, в, з, ж, затем соноров м, н, л, р, после чего можно перейти к включению голоса и на гласные, т. е уже к полноценному звучному произношению предлагаемого материала. Непосредственная работа над голосом — это работа над всеми его качествами: силой, высотой, длительностью и тембром — и их изменчивостью в речевом процессе. Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голоса характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон высоты. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими голосами: или слишком высокими, или слишком низкими (в частности, мальчики часто подражают голосам взрослых). Особенно нужно остерегаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых, высоких звуков — они очень вредны и неприятны на слух. Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им — основная задача педагога-вокалиста и логопеда. Только на этой основе следует разрабатывать голос во всех его направлениях. Рекомендуется следующая последовательность в работе над голосом: а) улучшение тембра голоса; б) нахождение основного тона голоса и развитие его устойчивости; в) развитие силы голоса; г) развитие диапазона высоты голоса. Голос каждого человека имеет свои индивидуальные оттенки—свой тембр, который зависит как от строения всего голосового аппарата, так и от навыков пользования им. Привычное пользование своим голосом часто бывает не совсем правильным, поэтому тембр голоса может быть улучшен,— для этого нужно изжить неправильные навыки и выработать новые, правильные. К последним относятся звонкость, собранность звука. Первому качеству противопоставляется сдавленный звук, а второму — постоянная улыбка, некоторая расслабленность губ. Навести, настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком мммм, резонирующим в передней части рта, причем ощущается вибрация на протяжных слогах мммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления или зова. Собранность звука достигается тем, что перед началом речи как исходное положение губы принимают овальную установку (на гласном о). В целях улучшения тембра голоса следует также снять зажатость челюстей и напряжение в области мышц шеи, глотки и гортани. Работа над качествами голоса, над его тембром сразу облегчает голосообразование и способствует выявлению основного тона, свойственного данному человеку: голос становится звучным, свободным. Нахождению основного тона способствует также легкое свободное восклицание, окрашенное приятной эмоцией (А-а, как приятно!) или с оттенком удивления (А-ах!). Тон этот должен возникать без всякого напряжения, в частности без участия мышц корня языка, подбородка. Устойчивость полученного звука голоса достигается путем плавного, протяжного произнесения на выдохе звонких согласных, соноров и гласных; звук должен быть ровным — на одной степени громкости и одной высоте. Устойчивость звука как по силе, так и по высоте вырабатывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно вырабатывается смена силы звучания, а затем смена высоты как вверх, так и вниз. Материал для каждого из указанных упражнений усложняется постепенно: сначала на отдельных звуках слогах, затем на стихотворении с короткими строчками при переходе к речевым образцам. Важно подобрать материал так чтобы и содержание его и его эмоциональный настрой соответствовали поставленной задаче. При работе как над силой, так и над высотой голоса требуется сугубая осторожность и постепенность. Поспешность, перегрузка упражнениями обычно приносит вред, тогда как постоянная тренировка поддерживает все выработанные свойства голоса и предохраняет его от срыва. Свободная, своевременная смена силы голоса в связи со смысловым и эмоциональным содержанием речи достигается, конечно, тренировкой, специальными упражнениями. На развитие силы голоса можно рекомендовать упражнения: 1) В<В> В; 3<3> 3; Ж<Ж> Ж; М<М> М; Н<Н> Н И т. т. Созвуками л, р, о, э, и, а, ы (знак < обозначает усиление звука голоса, знак > — ослабление звука голоса); 2) счет от 1 до 10 с постепенным изменением силы голоса: шепотом—тихим голосом—громким голосом—тихим голосом — шепотом; 3) чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом: Мокнет земля, Плачут поля. Читать совсем без голоса, Дождь поливает, одной артикуляцией. Грач улетает. Солнце не греет, Поле белеет. Читать шепотом. Полоз скрипит, Речка молчит. Солнце печет, Липа цветет, Читать громко. Жар донимает Рожь поспевает. В данном стихотворении смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает правильную подачу голоса. При работе над высотой голоса очень полезны вокальные упражнения—пение слогов, а затем коротких специально подобранных песен Упражнения на развитие диапазона высоты голоса очень полезно начать под музыку или под голос руководителя, давая 2—3 ноты вверх и вниз от основного доступного тона голоса, а затем очень постепенно расширяя диапазон высоты Важно закрепить устойчивость пользования одной и той же высотой, для чего можно предложить считать от 1 и до 5 или 10 на одном заданном тоне, а затем последовательно переходя от низкого к высокому тону и обратно. В речи можно продемонстрировать движение голоса вверх на фразе, выражающей вопрос (Куда пошел?), а движение голоса вниз по интонации утвердительного ответа (Домой) (С кем ты пришел? — С мамой) и т. п Эти упражнения сначала могут производиться по подражанию, а затем и самостоятельно. Можно воздействовать на изменение высоты голоса при помощи движений диафрагмы. При интенсивном опускании диафрагмы и максимальном расширении нижнего отдела грудной клетки получается лучшее резонирование низких звуков голоса. Чем звук выше, тем выше поднимается диафрагма. Самые высокие тона требуют максимального поднятия диафрагмы и наибольшего резонирования в верхней части грудной клетки (сначала показать на себе, а затем вызвать подражательно). Кратко изложенная методика постановки и развития речевого голоса применяется и в случаях нарушения голоса, но применение только указанной методики чаще всего оказывается недостаточным и требует ряда дополнительных мероприятий и комплексного воздействия. В частности, медицинское вмешательство обычно ускоряет процесс восстановления нормального голоса, а иногда оказывается и совершенно необходимым. Медицинское воздействие может быть: а) терапевтическое — лекарственное лечение, ингаляция (вдыхание лекарственных веществ, прижигания); б) хирургическое — удаление аденоидов, папиллом, сшивание нёбных расщелин и т. п; в) применение электротерапии; г) массаж гортани при помощи ручных и электрических вибраторов; д) применение лечебной гимнастики; е) психотерапия и т. п. В зависимости от характера нарушения голоса и от этапа работы ведущее значение приобретает то одна, то другая составная часть комплексного воздействия, но применение системы дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений, так называемого ортофонического лечения, всегда оказывается необходимым. Лечение обычно начинается с ограничения пользования звучной речью, или с полного молчания, или хотя бы с временного перехода на шепотную речь. Это мероприятие ведет к уменьшению раздражения и снятию напряжения в области гортани и голосовых связок и к некоторому психическому успокоению взрослого или ребенка, обычно тяжело переживающих свой неполноценный голос. Последовательность дальнейших разделов работы остается, по существу, той же, какая рекомендуется для постановки голоса в норме, но все же следует указать и некоторые особенности ее применения в патологии. Если в норме можно говорить о необязательности специальных дыхательных упражнений, то в случаях патологии они обязательны Первые дыхательные упражнения желательно проводить в лежачем положении, а затем постепенно переходить к проведению их сидя и стоя. (Использование лежачего положения объясняется тем, что оно дает расслабление мышц всего тела, в том числе мышц живота и спины, тогда как напряжение всего тела приводит диафрагму к высокому положению, отрицательно влияющему на дыхание и голосообразование). Для укрепления диафрагмы практикуются дыхательные упражнения одновременно с движениями туловища и конечностей (наклоны туловища, поднимание и опускание рук и ног и т. п.). Для выработки длительного выдоха даются упражнения на выдох под счет с постепенным удлинением выдоха. Той же цели служит протяжное произнесение на выдохе одной из щелевых согласных (глухих, потом звонких), а в дальнейшем такое же произнесение гласных. Одним из самых трудных и ответственных моментов является вызывание произвольной подачи голоса. При афониях и дисфониях функционального происхождения, несмотря на невозможность произвольной подачи голоса, привычные автоматизмы (кашель, стон и т. д.) оказываются озвученными. Если в момент кашля или стона губы будут сомкнуты, получится некоторое подобие звука м. Сначала звук получается слабый и короткий, но в процессе повторения он становится громче и продолжительней. Звук м как исходный для дальнейшего формирования голоса удобен тем, что голосовая струя свободно проходит от гортани до переднего края ротовой полости, причем вибрация может тактильно ощущаться на губах и на зубах. Полученный звук м дает возможность произношения слогов ми, мэ, ма, мо, му, а затем и слогов с другими согласными, губными (м, б, п, ф, в) и переднеязычными (д, т, л, з), и слов, состоящих из указанных слогов (мама, муму, Мила, баба...). Если произношение напряженное, можно рекомендовать внешний массаж гортани и боковой поверхности шеи рукой и вибрационный массаж при помощи камертона или вибратора. В случаях афоний и дисфоний, органически обусловленных, вызывание произвольной подачи голоса оказывается еще более трудным. Нажим на выступающий щитовидный хрящ, а также повороты и наклоны головы одновременно с проведением вибрационного массажа парализованной голосовой связки приводят к тому, что она начинает вибрировать сначала вынужденно, а потом и самостоятельно, хотя вначале остается более твердой и менее упругой и дает не вполне чистый звук. Для того чтобы стимулировать усиление слабого звука голоса, можно применить заглушение голоса трещотками Барани или заглушителем Деражне, это рефлекторно вызывает усиление голоса и, кроме того, имеет психотерапевтическое значение, так как снимает страх перед неполноценным голосом. Очень важно создавать у занимающихся на всех этапах работы бодрое настроение и веру в успех занятий. В этом отношении большое значение имеет постоянное поощрение, объяснение целесообразности всех мероприятий. При работе в логопедических учреждениях желательна организация групповых занятий. Большое значение имеет использование игр и демонстрация речи как закончивших курс лечения, так и самих занимающихся, а также прослушивание магнитофонных записей улучшающейся голосоподачи. Следует особо отметить, что создание положительных эмоций может непосредственно влиять на нормализацию дыхания и голосообразования. Трудность работы по восстановлению голоса зависит от тяжести его поражения, а также от его давности. В случаях функциональной афонии и дисфоний требуется от 3 до 15 дней для получения первого звука голоса, а его закрепление и развитие требуют еще нескольких дней (данные А. Т. Рябченко). Для восстановления голоса при афонии и дисфоний органического характера у детей (папилломатоз и стеноз гортани) необходимая продолжительность занятий 2—3 месяца. Дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста обычно занимаются меньше — от 2—3 недель до 1,5 месяца (данные канд. пед. наук Е. С. Алмазовой). Одним из примеров компенсаторных возможностей человека является создание псевдоголоса у людей, перенесших операцию удаления гортани (экстирпацию гортани) в связи с раковым или туберкулезным ее поражением или ее ранениями. В результате операции воздушная струя, поступающая из легких, оказывается изолированной от ротовой полости и выполняет функцию только физиологического дыхания. Первое время больные как бы немеют, а затем пытаются говорить шепотом или же переходят на общение при помощи жестов, мимики или письма. Некоторым больным удается освоить недостаточно ясную шепотную речь и лишь в очень редких случаях даже овладеть звучной речью — псевдоголосом. С начала XX столетия начинаются попытки создания голоса после экстирпации гортани в Америке, Англии, Франция, Чехословакии, Германии и Советском Союзе. Для этого необходимо было создать: а) речевой выдох и б) новое место сужения на его пути — новый орган звукообразования, т. е. воспитать новый условный рефлекс голосоподачи. Первую задачу пытались решать при помощи использования воздуха, находящегося в пищеводе, и отрыжки как исходного момента для формирования речевых звуков. В настоящее время в СССР сформировались два методических направления в создании голоса после экстирпации: 1. Логопед М. М. Антонова (Томск) начинает работу с формирования гласного звука, используя произвольно вырабатываемые сужения в ротоглоточной области и соответствующие артикуляционные движения. 2. Логопед С. Л. Таптапова (Москва) начинает с формирования согласного звука с использованием сужения в верхнем отделе пищевода. Оба автора используют воздух, находящийся в ротовой полости и соприкасающийся в области сужения с воздухом, находящимся в пищеводе, горле. В процессе пользования этими методами отмечено, что одним больным легче начинать с гласного звука, другим — с согласного. Общим для обоих методов будет то, что больной должен верить в успех своей работы и активно бороться за него. На первых же занятиях следует организовать акт физиологического дыхания так, чтобы он не мешал речевому дыханию: путем показа на себе и упражнений сделать вдох и выдох более глубоким и бесшумным и укрепить диафрагму при помощи физкультурных упражнений. Чтобы выработать навык использования воздуха ротовой полости, С. Л. Таптапова рекомендует упражнять больного в игре на детской губной гармошке (звук получается как при втягивания воздуха в ротовую полость, так и при выталкивании его). М. М. Антонова подготавливает четкую артикуляцию для произношения всех шести гласных звуков и одновременно учит сближать рото-глоточные замыкатели. Некоторые больные формируют первые гласные звуки на вдохе, другие сразу на выдохе. После получения гласных звуков (от 2 дней до 1 месяца занятий) даются слова и короткие фразы. Сначала слова и фразы произносятся с членением их на слоги, а в дальнейшем больной переходит к нормальной речи. С. Л. Таптапова в качестве первых звуков дает заднеязычный к, затем т и п, с ними произносятся первые слоги и слова. Гласные первое время слышатся как призвуки, их произношение постепенно удлиняется. В конце курса применяются вокальные упражнения — пропевания звуков гаммы, а затем и маленьких песенок. В процессе обучения больные переходят на пользование звучной речью в быту. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб.: «Очерки по патологии речи и голоса», под ред. проф. С. С. Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963. Алиазова Е. С. Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройства голоса при органических заболеваниях гортани. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», вью. 219, 1964. Алмазова Е.С. Нарушения голоса у детей и подростков. В кн.: «Нарушения речи у детей и подростков», под ред. проф. С. С. Ляпидевского. М., "Медицина», 1969. 3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте, гл. IX. М., Медгиз, 1962. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. Л., «Медицина», 1970. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств. В сб.: "Очерки по патологии речи и голоса», под ред. проф. С. С. Ляпидевского, вып 2. М.. Учпедгиз, 1963.. И в а н о в с к а я Ф. А. Сборник логопедических упражнении при расстройствах голоса. М., Учпедгиз, 1961. Корсакова Е. А. и Прянишников О. В. Мастерство речи, вып. I иII. Пособие для колхозных театральных кружков. М., Изд-во Комитета по делам искусств, 1938. Митринович-Моджиевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Польское гос. мед. изд-во, Варшава, 1965. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. М.—Л., «Музыка», 1965. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., «Наука», 1967. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб.: «Очерки по патологии речи и голоса», под ред. проф. С. С. Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963. РябченкоА.Т. Функциональные нарушения голоса. М., «Медицина», 1964. Таптапова С. Л. Методика образования звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью. Дисс. М., 1962.
Date: 2015-12-13; view: 655; Нарушение авторских прав |