Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы голосообразования и их нарушения





Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.

В основе громкой речи и пения лежит образование гласных звуков. Гласные звуки обеспечивают голосовую звучность речи, но возможность понимания ее смыслового содержания зависит в основном от согласных. Поэтому в устной речи главную роль играет артикуляция, обеспечивающая устойчивость и определенность звуков, в основном согласных звуков речи, и второстепенное место принадлежит интонации, а в пении — голос; фиксированная мелодия является одним из существенных признаков, тогда как произношение отходит на второй план,— словом, гласные звуки начинают превалировать над согласными.

Показательными в этом отношении являются следующие факты: когда взрослому, нормально говорящему человеку случается неправильно произнести тот или иной звук в слове, он ощущает какую-то неловкость во рту; если же певец фальшивит, то он может чувствовать непривычное ощущение в гортани.

Диапазон певческого голоса всегда шире, чем диапазон речевого, который лежит обычно в нижней части певческого диапазона. Для бытовой речи оказывается достаточно 4—7 тонов.

Самые элементарные проявления голоса мы обнаруживаем в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех и даже звучный кашель. По качеству этих реакций можно судить о состоянии голосовых связок у маленького, еще не говорящего ребенка и у взрослого человека при нарушениях голоса.

Физическими свойствами всякого звука являются: сила, обусловливаемая величиной амплитуды колебаний; высота, зависящая от частоты колебаний; длительность звучания и тембр, определяемый примесью к основному тону добавочных обертонов с различными частотами (некоторые из них улучшают тембр голоса, а другие могут ухудшать его).

Сила звука голоса зависит от силы выдыхаемой воздушной струи и силы смыкания истинных голосовых связок.

 

Высота звука голоса определяется степенью натяжения, длиной и толщиной голосовых связок: на низких и средних тонах вибрирующие голосовые связки удлиняются и утолщаются, они имеют в это время вид двух толстых напряженных мышечных валиков, плотно прижатых друг к другу, раскрытие их происходит на короткий момент, колебания происходят в перпендикулярном направлении к току воздуха, звук получается богатый обертонами (тонами, дополнительными к основному тону), металлический. При повышении тона голоса связки укорачиваются и становятся тоньше; при фальцетном звучании голосовые связки имеют вид плоских, сильно растянутых широких и тонких пластинок, причем полное закрытие их не имеет места даже во время наибольшего сближения голосовых связок (рис. 10).

Тембр — окраска, качество звука голоса. Тембр характерен: а) для голоса каждого человека; б) для каждого речевого звука, произносимого с голосом В первом случае он зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата, во втором случае — от артикуляционного уклада, свойственного каждому звуку.

Координированная и сложная изменчивость всех этих свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает все богатство интонации и выразительности как устной речи, так и пения человека.

В настоящее время есть две теории голосообразования. Более старая, так называемая миоэластическая (она существует уже около 100 лет), считает, что голосовая мышца колеблется пассивно, голос образуется при совместном действии двух факторов: а) подсвязочного давления воздуха и б) действия массы и натяжения голосовой мышцы.

Более новая — нейрохронаксическая теория. Автор ее—французский физиолог Юссон считает, что при образовании голоса края голосовой мышцы расходятся активно в результате нервного импульса на сокращение этой мышцы. Число импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному нерву (возвратному), в точности соответствует частоте основного тона голоса человека. Последние годы усиленно обсуждается правильность этих теорий.

Тонкое различение речевых звуков и речевых интонаций и способность воспроизводить их устанавливаются не сразу, а только в процессе развития речи в целом; в речевой и певческой практике создается так называемое кинестезии-мышечное чувство движений в гортани, но только при наличии слуха голос может получить свое полное развитие — только слышащий ребенок научается полноценно говорить и петь: при нарушениях слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр. Среди речевых звуков больше и прежде всего страдают гласные (они звучат неясно, глухо), затем свистящие звуки, страдает ударение.

Хорошее восприятие как речи, так и пения обеспечивается средней силой голоса, ясностью произношения, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушателя, т. е. направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора.

Резкая, пронзительная громкость голоса оказывает влияние на произношение, ухудшая его.

Все сказанное говорит о том, что как речевой, так и певческий голоса представляют собой сложнейшие, чрезвычайно разнообразные условнорефлекторные функции мозга человека, формирующиеся под влиянием окружающей социальной среды.

Детский голос отличается от голоса взрослого во всех своих компонентах: в силе, высоте, тембре.

В целом детский голос характеризуется следующими качествами: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик (не более 1—2 звуков одной октавы), сила голоса небольшая. Его грудной резонатор мал по объему (в частности, емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое, оно еще близко по своим механизмам к жизненному дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.

Гортань маленького ребенка в 2—2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются главным образом только краями, так как мышцы (вокальные), заложенные в толще голосовых связок, еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки голоса, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни.

Младенец часто подолгу кричит в связи с неприятными соматическими ощущениями (голода, холода, боли), при форсировании голоса звуки получаются напряженными, причем более низкие звуки становятся крикливыми, а более высокие — визгливыми. Напряжение передается и в артикуляционный аппарат, в частности отмечается напряжение нижней челюсти.

К концу второго месяца издаваемые младенцем малооформленные гласные приобретают различную эмоциональную окраску в связи с его общим состоянием. После полутора месяцев жизни в криках, выражающих недовольство, остается твердое голосоначало, во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса.

В этом же периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление произнесения как глухих, так и звонких согласных. При развитии словаря дифференцировки между звонкими и глухими согласными не представляют особых затруднений.

В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания легко осваивает ударение, как словесное, так и фразовое, и интонации окружающих, а дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают и напевать, правильно передавая голосом музыкальный мотив услышанного.

Ребенок-дошкольник любит подражать голосам животных, гудкам, звонкам и другим резким звукам, хотя это не соответствует его голосовым возможностям.

Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего его организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.

Наиболее заметное и резкое изменение голоса наблюдается в возрасте от 12 до 15 лет, т. е. в период полового созревания. В это время гортань у мальчиков в течение полугода увеличивается в размерах в 1 1/2—2 раза, а у девочек—на 1/3. Голосовые связки увеличиваются в длину, ширину и утолщаются, и совершается переход от колебания краев голосовых связок к колебанию всей их массы. В это же время наблюдается увеличение объема языка и его «затяжеление», т. е. чрезмерное напряжение его корня. Положение корня языка оказывает влияние на положение гортани, она переходит из высокого, свойственного детям положения в более низкое. Благодаря всем этим изменениям утрачивается фальцетное звучание (краями голосовых связок), т. е. происходит утрата верхних частей диапазона и появление более низких звуков — у мальчиков голос понижается почти на октаву, у девочек изменение голоса происходит менее резко.

Изменение в положении языка, гортани, увеличение всей массы голосовых связок создает непривычные кинестетические ощущения у говорящего и поющего подростка, ему не сразу удается перестроить взаимоотношения всех частей аппарата голосообразования, в частности правильное соотношение между силой выдоха и напряжением голосовых связок. Этим, по-видимому, объясняется и то, что голос в этом периоде делается хриплым, иногда дает резкие переходы с высокого тона на низкий и наоборот.

Острый период держится около трех месяцев, а в отдельных случаях 1—2 года. На слизистой гортани в это время наблюдается более интенсивная окраска—так называемая физиологическая гиперемия. Этим периодом заканчивается переход детского голоса к взрослому.

К старости у женщин голос грубеет, а у мужчин делается выше.

Кроме указанных возрастных физиологически обусловленных изменений голоса, меняется нагрузка, падающая на него в разные периоды жизни человека.

В ясельном и дошкольном возрасте общение с окружающими происходит в семье или небольшом замкнутом коллективе ясельного или дошкольного учреждения и носит характер бытовой речи. В школьном возрасте к этому прибавляется пользование развернутой громкой речью в учебном процессе и уроки пения. Взрослый человек пользуется своим голосом в различной степени в зависимости от своей профессии и общественной нагрузки: при некоторых профессиях эта нагрузка оказывается особенно большой. Таковы профессии артиста, педагога, пропагандиста, руководителя шумных цехов на заводе и многие другие.

Одновременно с речевым голосом часто развивается и певческий. Развитие последнего происходит как организованно (на уроках пения, в кружках самодеятельности), так и неорганизованно (в домашней или товарищеской обстановке при подражании пению окружающих, услышанному по радио или на концертах). Образцы, выбранные для подражания, часто не соответствуют голосовым данным того, кто им подражает.

Необходимость охраны голоса. Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредностей.

При многократном и длительном влиянии они могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса.

Родители, воспитатели детских садов, учителя школ, пионервожатые и даже детские врачи очень мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений.

Вот несколько примеров. Некоторые матери спокойно относятся к крику новорожденного младенца, основываясь на предрассудке, что крик чуть ли не необходим для развития голоса; учителя требуют от учащихся громких ответов в шумном классе, при этом не считаются с тем, что ученик говорит тихим хриплым голосом после только что перенесенного гриппа; репертуар детских песен часто подбирается без соответствия диапазону среднего детского голоса, воспитатель или пионервожатый, для того чтобы организовать ребят, запевает песню, несмотря на мороз или сильный ветер,— ее подхватывают разгоряченные быстрым шагом ребята.

Многие педагоги после нескольких лет работы говорят сиплыми голосами и жалуются на то, что сорвали голос, так как вынуждены ежедневно говорить громко по нескольку часов подряд.

Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны: это афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройство голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктомированных.

Отдельно следует рассматривать нарушения голоса, связанные с той или иной степенью снижения слуха, и голос затянувшегося периода мутации.

Причины возникновения нарушения голоса можно разделить на функциональные и органические (Необходимо помнить, что разграничение функционального и органического нарушения не всегда удается.). Последние могут быть периферически и центрально обусловленными.

В основе органических нарушений голоса периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как певческие узелки на голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок (бородавчатые опухоли), стеноз гортани (сужение гортани) после дифтерии, ранения, ожога. Они ведут к деформации гортани и голосовых связок и, следовательно, к ограничению их подвижности. К органическим нарушениям относится и голос ларингоэктомированных (перенесших удаление гортани при раке или туберкулезе гортани).

Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрий. В зависимости от формы дизартрии — паретической или спастической — в основе нарушения голосообразования будут лежать различные механизмы: при паретической форме подвижность голосовых связок ограничена, недостаточна, что мешает их полному смыканию; при спастической форме спастическое напряжение гортанных мускулов может приводить к перекрыванию голосовых связок или к сближению ложных голосовых связок, в результате голос или совсем не будет звучать (афония), или будет грубым, хриплым (дисфония).

И афония и дисфония могут быть обусловлены функциональными причинами.

Неправильное пользование голосом, однажды или многократно возникшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса, фиксации неправильных механизмов, что и будет служить основой для функциональных нарушений голоса.

Необходимо помнить и о роли психических травм: сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании. Патологические механизмы особенно легко закрепляются у невротиков. Крайней формой функционального нарушения голоса является истерический мутизм — внезапная и полная потеря голоса и невозможность даже шепотной речи, что может быть связано с сильным испугом. Истерическая немота часто переходит в дальнейшем в заикание.

При функциональной афонии наблюдается полное отсутствие голоса, больной говорит только шепотом, но при кашле слышен громкий звук голоса.

Различают следующие виды функциональных афоний: а) паретическая афония, которая характеризуется внезапной потерей голоса, отмечается функциональная дряблость мышц гортани;

б) спастическая афония — резкое перенапряжение всего голосового аппарата; в) паретикоспастическая афония — наблюдается повышенная деятельность ложных связок и пониженная деятельность истинных связок или наоборот.

Дисфония характеризуется грубым, глухим, сдавленным голосом при напряжении дыхательного аппарата, а также мышц глотки, гортани, шеи.

Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; характерны быстрая утомляемость и прерывание звучания голоса или же некоторые изменения силы, высоты (затрудняют высокие звуки), тембра голоса — его охриплость. Все эти явления имеют преходящий, неустойчивый характер.

Фонастения развивается чаще всего вследствие неправильного пользования голосом у людей, имеющих большую голосовую нагрузку. Она может возникать и у школьников при чрезмерном и частом напряжении голоса.

Проявления неправильного звучания голоса гораздо разнообразнее, чем только отсутствие голоса и хриплый голос.

Для характеристики уклоняющегося от нормы звучания голоса существует большое количество определений: слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерывистый, глухой, закрытый, носовой, гнусавый, монотонный и др. В основе каждого из указанных оттенков качеств голоса лежит определенный, не свойственный нормальному звучанию голоса механизм, понимание которого может помочь исправить дефект.

Определения слабый, форсированный, крикливый, визгливый говорят об изменении силы голоса.

Слабость голоса может зависеть или от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточно энергичного смыкания голосовых связок; последнее чаще всего бывает при паретичности их (так называемая гипокинезия). Если смыкание замедленное, запаздывает, то происходит утечка воздуха до начала речи— получается голос с придыханием.

Форсированный, резкий звук говорит об излишнем напряжении (гиперкинезии) голосовых связок или даже о настоящих гиперкинезах в области гортани; если напряжение падает на низкие тона, голос звучит крикливо, если же на высокие тона, то получается визгливый голос.

При сдавливании гортани наружными мышцами (что может быть связано с подъемом гортани, корня языка) или мышцами плечевого пояса (при переполнении легких воздухом), к чему иногда присоединяется пересмыкание голосовых связок, получается сдавленный горловой звук; длительное пользование им ведет обычно к утомлению голосовых связок, а иногда и к срыву голоса.

Определение прерывистый, дрожащий указывает на нарушения плавности звучания, причинами чего могут быть гиперкинезы, судороги в области мышц гортани или дыхательных мышц. Захлебывающийся голос обычно бывает при речи на вдохе, т. е. при дискоординации дыхания и голосообразования, что наблюдается при волнении, торопливости, а также при тахилалии, баттаризме.

Приглушенно звучит голос, застревающий в задней части ротовой полости и потому быстро затухающий. В противоположность приглушенному голосу отличают звонкий, т. е. правильно направляемый в переднюю часть ротовой полости и там резонирующий. При речи со сжатой, малоподвижной, артикуляцией, особенно губ и челюстей, получается закрытый звук голоса. Так называемый белый звук является результатом постоянной, малоподвижной улыбки на лице говорящего. Трескучий голос зависит от сокращенного звучания гласных и утрировки согласных, что наблюдается у заикающихся и глухих.

Носовой, гнусавый оттенки голоса являются показателями попадания части воздушной струи в носоглотку. Гнусавый оттенок считается более значительной степенью носового звучания, притом большинства звуков. Он наблюдается при расщелинах мягкого и твердого нёба, а также при параличах мягкого нёба после дифтерии, при псевдобульбарной и бульбарной дизартрии.

При раздражении и набухании как всей гортани, так и самих голосовых связок и даже только при скоплении слизи в гортани смыкание голосовых связок неполное, неплотное, чеоез них прорывается так называемый дикий воздух, в результате голос звучит сипло. Сиплый голос наблюдается также в период мутации голоса. Хриплый голос — следующая, более сильная степень сиплого голоса. Причинами его могут быть отеки, опухоли в гортани, папилломатоз, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых связок, т. е. парезы и параличи мышц гортани и голосовых связок. Иногда в случае затруднения колебания истинных голосовых связок появляется колебание ложных голосовых связок, их колебание более грубое. Ложносвязочный голос характеризуется иногда как квакающий, наблюдается как при органических нарушениях голоса, так и при невротических. При сужении диапазона голоса как по силе, так и по высоте он делается монотонным.

Первичное обследование при жалобах на нарушение голоса должно по возможности иметь комплексный характер, т. е. включать обследование отоларинголога, невропатолога и логопеда. Такое всестороннее обследование поможет раскрыть причину возникшего нарушения, выбрать наиболее правильный метод воздействия.

Для этих целей очень важно собрать сведения о причинах возникновения нарушения, его течении, о состоянии самого больного в настоящее время, в частности о состоянии слуха, гортани, голосовых связок, всей речи в целом и об отношении его к состоянию своего голоса.

Врач-отоларинголог решает вопрос о необходимости и характере лечения ушей, гортани, голосовых связок. Врач-невропатолог в случае необходимости назначает общее лечение, а логопед намечает объем и план необходимого логопедического воздействия.

Анализ закономерностей развития голоса, а также многообразие причин его нарушения приводят к признанию очень важного значения профилактики голоса. Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса.

Профилактика должна включать следующие разделы: собственно профилактика, воспитание здорового голоса и постоянная тренировка его.

Собственно профилактика заключается в соблюдении общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппаратов; в разгоряченном состоянии не следует пить холодной воды, купаться, петь, особенно на морозе.

Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь я кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию. Кроме того, есть правила, игнорирование которых может непосредственно привести к срывам голоса: не следует допускать постоянный громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Очень большое отрицательное значение имеет пользование как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием или подражания голосу другого диапазона, или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения, руководителем самодеятельного кружка.

В период полового созревания подростку рекомендуется до установки голоса совсем прекратить занятия пением, хотя имеются наблюдения, что период мутации, ломка голоса, проходит естественно, постепенно и незаметно у тех, кто до того пользовался и в речи и в пении естественным, не форсированным голосом. Крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко поводом к преждевременной и трудной смене голоса. Охрана голоса необходима на всех возрастных этапах жизни человека. В частности, женщинам не рекомендуется петь во время менструальных периодов и во время беременности.

Date: 2015-12-13; view: 1025; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию