Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсорная алалия





Сенсорная алалия является нарушением понимания речи вследствие недостаточности работы речеслухового анализа­тора при преимущественном поражении височной доли до­минантного полушария.

Отмечается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга. Вслед­ствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не по­нимает обращенную речь, так как у него не развиваются фонематические дифференциации в воспринимающем ме­ханизме речи.

Возникающие под влиянием звучащего слова возбужде­ния не передаются в другие анализаторы из-за недоразви­тия мозговых клеток, и вся сложная динамическая струк­тура, связанная со словом, не возбуждается. При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализа­тора (в клетках верхневисочной извилины — петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово це­ликом, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию ре­чевых звуков.

Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная алалия. В неко­торой степени это связано с тем, что количество детей с таким нару­шением относительно невелико, а его распознавание и дифференци­альная диагностика с другими видами нарушений затруднены. Проблема сенсорной алалии на протяжении всей истории ее изуче­ния вызывала острые дискуссии. С течением времени менялись тре­бования к диагностике, понимание нарушения то сужалось, то нео­правданно расширялось. Существование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз ставится без не­обходимых оснований.

При отсутствии или недостаточности понимания речи, прежде всего, возникает вопрос о состоянии слуха челове­ка. Как показали многократные специальные исследова­ния, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсор­ной алалией имеют некоторое незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не столь серьезно, чтобы быть тормозом в развитии понимания речи.

Например, Н. Н. Трауготт сообщает о детях, которые слы­шали обращенную к ним речь на расстоянии 6 м — это нор­мальный уровень восприятия речи средней громкости при нормальном слухе, но смысл слышимого оставался детям непонятным, хотя при этом они не были умственно отста­лыми. По мнению исследователей, если и есть при сенсор­ной алалии снижение слуха, оно не является ведущим в кар­тине речевого недоразвития. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоя­нием коры головного мозга.

Ю. А. Флоренская отмечала, что при сенсорной алалии (сенсорно-акустическом синдроме) имеется особое состояние акустической невозбудимости и истощаемости слуховой функции. Это приводит к неустойчивости слуховых реак­ций, трудностям образования слуховых дифференцировок, неполноценности слухового анализа и синтеза.

Проверка слуха у детей с сенсорной алалией очень труд­на, при исследовании на специальной электроакустической аппаратуре обнаруживается слуховая неустойчивость: сиг­налы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то не воспринимаются.

Особенности слухового внимания и восприятия при сен­сорной алалии, их замедленность, неустойчивость, коле­бания (непостоянство слуховых реакций ребенка на звуко­вые раздражители) затрудняют правильную оценку состояния слуха. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности. Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в зву­ки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается. Аудиометрические исследования бывают более убедительными, когда их проводят неоднократно и только после того, как ребенок свыкнется с ситуацией и правильно будет понимать задания.

Окончательный вывод о состоянии слуха ребенка дела­ют только после сопоставления нескольких аудиограмм, взяв за предполагаемые показатели наиболее близкие совпа­дения данных 8-10 исследований.

При сохранности звукопроводящей функции слухового анализатора у детей отмечается неспособность локализовать звук в пространстве, выявляется нарушение слуховой па­мяти, индифферентность к звуковым раздражителям. Об­ращенный сигнал (речь взрослого) оказывается слишком слабым, чтобы вызвать понимание, интерес и ответ. Невклю­чение внимания и его быстрая истощаемость — типичные проявления в картине недостаточности.

Н. Н. Трауготт, С. И. Кайданова (1975) отмечают у детей с сенсорной алалией понижение слуха на тоны высокой час­тоты и своеобразие нарушения тонального (неречевого) и речевого слуха: у них избирательно затруднено образование условных связей на звуковые раздражители достаточной для ребенка громкости.

При нормальном развитии понимание начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узна­вание, при этом вырабатываются нервные связи, благодаря которым разные звукосочетания связываются в слова. Зву­ки произносятся и воспринимаются в слове в определенном порядке. Между звучанием и значением устанавливаются связи, вырабатывается система связей. Постепенно возни­кают и закрепляются ассоциации звуковых комплексов со зрительными, осязательными и другими ощущениями.

При сенсорной же алалии связь между словом и предме­том (действием), который он обозначает, не формируется. Это явление исследователи называют замыкательной аку-патией. Неполноценность слуха при сенсорной алалии ис­следователи объясняют обширностью очага недоразвитых или пораженных клеток коры головного мозга, отсутстви­ем узколокализованного характера поражения в детском мозгу.

Иногда дети с сенсорной алалией безосновательно направ­ляются в специальные учреждения для глухих и слабослышащих детей. Н. Н. Трауготт (1940), исследовав 200 глухих учащихся специальной школы, у 8 из них обнаружила сенсорные нарушения, которые ошибочно квалифицировалась как нарушения слуха.

Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бы­вает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия» ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается ОТ сниженного слуха отсутствием четкого порога восприятия, у ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой фун­кции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются', то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния, от психической активности, особеннос­тей окружающей среды, обстановки обследования, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Недоразвитие или раннее поражение мозга приводит к снижению работоспособ­ности незрелых мозговых клеток, в которых не могут нормально протекать высшие нервные процессы.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после ночного сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастающего утомления понимание речи ухудшается. В дру­гих случаях дети лучше воспринимают речь вечером, так как, види­мо, утром еще продолжает действовать тормозной фон после ночного сна, а к вечеру, по мере тренировки, восприятие несколько улучшается, клетки мозга как бы включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание сла­бослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей с сенсор­ной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельно ох­ранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки впадают при этом в состояние функциональной блокады, повышается тормозной процесс, клетки выключаются из деятельности. Более ти­хую спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно вос­принимает лучше, чем речь повышенной громкости, крик. Использо­вание слуховых аппаратов улучшает восприятие слабослышащих и не приводит к улучшению восприятия при сенсорной алалии.

Хотя однозначного мнения о состоянии слуха у детей с сенсорной алалией нет, в отдельных исследованиях установ­лено, что может отмечаться незначительное снижение слу­ха на всем диапазоне частот, повышенная истощаемость слу­хового внимания и восприятия.

Возможность восприятия при сенсорной алалии находит­ся в зависимости от темпа поступления звуковых раздра­жителей, наличия интервала между ними, качества звуков, предъявляемых для восприятия. Чистые тоны воспринима­ются обычно хуже.

В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию — повышенную чувствитель­ность к звукам, безразличным для окружающих: шум сми­наемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капаю­щей воды, тихий скрип и т. д. Слабослышащие эти сигналы не воспринимают. Здоровые люди слышат такие звуки, но относятся к ним индифферентно, не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения, психи­ческой дискомфортности, повышенной нервозности. Дети с сенсорной алалией воспринимают такие звуки обострен­но, дают на них болезненную реакцию: проявляют беспо­койство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения. Это является лишним сви­детельством сохранности у ребенка слуха и показателем того, что непривычные звучания иногда становятся сверх­сильным раздражителем для незрелых клеток коры моз­га. Иногда на незнакомые звуки любой громкости дети с сенсорной алалией не реагируют совсем.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить от­дельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, хотя повторение их является нестойким. Дети с нарушенным слухом в тяжелой степени самостоятельно обычно почерпнуть слова и фразы из окружающего не мо­гут. Подражание звукам при сенсорной алалии непостоян­но и во многом зависит от ситуации. Сенсорное нарушение характеризуется тем, что дети не могут образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых ими слов. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно от­стает от активного. Часто ребенок называет предмет в лю­бой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях. У детей с нарушением слуха в ре­зультате специального обучения быстро устанавливается связь между словом и предметом и эта связь устойчивая.

Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсор­ной алалией различно. Так, у слабослышащих он лишен звучности, звонкости, громкости, речь их недостаточно ин­тонирована, лишена эмоциональной выразительности. А у детей с сенсорной алалией голос нормальный, они продуци­руют звуки и слова с нормальными модуляциями и интона­циями.

Слабослышащие дети более контактны, чем дети с сен­сорной алалией. Эти и некоторые другие признаки помога­ют педагогам правильнее квалифицировать имеющееся у детей нарушение. Правильное диагностирование обеспечи­вает выбор наиболее действенных методических средств в системе коррекционно-воспитательного воздействия.

Date: 2015-12-13; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию