Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация алалии





Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлени­ям и степени выраженности речевого (языкового) недораз­вития. На основе выбранного подхода к ее изучению и раз­личий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют несколько разновидностей нарушения.

В связи с тем что в основание различения форм положе­ны разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так, А. Либманн (1925) выделил следующие фор­мы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую клас­сификацию нарушения, выделяя группы детей с неполно­ценным слуховым (фонематическим) восприятием, с на­рушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности.

В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем десять форм алалии с первичным или вто­ричным нарушением языковых систем: четыре формы моторной, четыре формы сенсорной недостаточности и две формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внеш­не с сенсорной афазией.

Авторы подчеркивают существенное отличие афазии дет­ского возраста (алалии) от афазии взрослых: у детей нару­шения не столь частые и постоянные, так как детский мозг находится в постоянном развитии и в нем быстрее возника­ют новые связи и формируются замещающие функции.

По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивныв (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в не­возможности грамматических, лексических и фонематичес­ких операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций.

Е. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой дея­тельности, выделяет алалии: с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной алалии, по мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи). Разделение форм алалии на сен­сорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выделить ве­дущий компонент нарушения. В ряде новейших исследова­ний это деление проводится в терминах экспрессивной и ре­цептивной алалии (по аналогии с таким же делением афазии). Этими терминами подчеркивается не физиологический, а пси­хологический подход к квалификации нарушения.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли, 1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной для последней формы является неспособность создавать и вос­производить словесные символы, образцы.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользовать­ся разговорной речью.

Таким образом, литературные данные по проблеме ала­лии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функ­циональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры моз­га вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строе­нию речевой процесс не сводится исключительно к моторно­му уровню. Для детей с алалией типичны не только запазды­вания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.







Date: 2015-12-13; view: 1123; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию