Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моторная (экспрессивная) алалия





Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрес­сивной речи центрального органического характера, обуслов­ленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной со­хранности смысловых и сенсомоторных операций.

Сторонники данной концепции объясняют речевую не-сформированность моторной недостаточностью (Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, Ф. К. Орфинская и др.). Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.

При афферентной алалии механизм нарушения речи сводится к кинестетической апраксии, при эфферентной — к кинетической апраксии (по аналогии с афазией). Есть све­дения, что последняя из названных форм является преобла­дающей в 9—10 раз.

В свете современных представлений о речи как о много­уровневой деятельности моторные концепций вызывают определенные возражения. Апраксией можно объяснить различного рода артикуляционные расстройства (нару­шения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова). Однако языковые нарушения, которые являются веду­щими при алалии, не могут быть объяснены моторной недостаточностью. Кроме того, и моторная недостаточность отмечается только у половины детей с алалией.

Согласно психологическим концепциям, механизм мо­торной алалии составляют нарушения психических процес­сов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности.

И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981) подчеркивают, что выявляется диссоциация между структурными компо­нентами, составляющими речевую деятельность таких дет тей: у одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает и кон­трольное звено за исполнительской деятельностью; нет воз­можности сличения результатов с исходными установками;

Современный психолингвистический подход нашел отра­жение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ков­шиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева и др.).

В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимуще­ственно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глу­бинных синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.

Е. Ф. Соботович (1985) отмечает, что основным при мо­торной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируют­ся операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и опе­рации комбинирования, следствием чего оказывается нару­шенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грам­матическое маркирование и звуковое оформление высказы­вания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.

У ребенка с алалией заметно ограничены возможности овладения системой языковых знаков и самим инвентарем языковых средств различных уровней. Оказываются не­сформированными операции порождения, оформления выс­казывания, в частности, наряду с отбором фонем, наруша­ется внутрислоговое и межслоговое программирование (т. е. артикуляторная программа), и операции, реализующие глу­бинно-синтаксический и глубинно-семантический уровень, т.е. уровень внутренней речи.

В работах нейрофизиологического плана анализируется взаимосвязь нарушений субстрата мозга с характером рече­вого недоразвития. В работах психологического и лингвис­тического плана анализируются взаимоотношения наруше­ний речевых и общепсихологических функций, а также состояние речевой деятельности в структуре проявления нарушения. В связи с различиями в подходах одни и те же явления получают различную интерпретацию.







Date: 2015-12-13; view: 658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию