Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Алалия





Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного моз­га во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio — гово­рю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье — встре­чается в литературе, посвященной нарушениям речи, с дав­них пор. Кроме термина «алалия» для обозначения этого нарушения речи в литературе (особенно в медицинской и зарубежной) используются и многие другие термины: врож­денная афазия, онтогенетическая афазия, афазия разви­тия, дисфазия, задержка речевого развития, конституци­ональная задержка речи, нарушенное усвоение языка, слухонемота и т. д.

А. Куссмауль (1877) отмечал, что большая часть врачей прежних веков и до начала XIX соединяли все формы потери речи под термином алалия и говорили о них наряду с афони­ей, но постепенно эти формы стали разграничивать. Одним из первых различие между этими формами вводит И. Франк, который рассматривает алалию как немоту вследствие пол­ной невозможности артикулирования и противопоставляет ее магилалии как нарушению произношения вследствие зат­руднений в артикуляции. И алалию, и магилалию (на рус­ский язык это слово было переведено как косноязычие) И. Франк рассматривал как степени дислалии, под которой он подразумевал нарушение произношения, обусловленное артикуляционными (артикуляторными) трудностями.

В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдель­ное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ее в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия про­тивопоставляется дислалии как полная невозможность ар­тикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией. В классификации А. Куссмауля для общего наименова­ния расстройств артикулирования (дизартрия и дислалия, а также расстройства дикции — дисфазия) вводится понятие «лалопатия». При этом алалию А. Куссмауль, как и его пред­шественники, относил к нарушениям речи, связанным с ар­тикуляционными расстройствами, и полагал для нее равно­значным термин anartria literalis (отсутствие артикуляции звуков). К алалии, таким образом, А. Куссмауль относил слу­чаи нарушения, для которых характерна полная невозмож­ность произносить членораздельный звук; в дальнейшем для обозначения такого состояния стал использоваться термин «анартрия», наряду с названными артикуляторными нару­шениями. А. Куссмауль выделяет нарушения, которые он назвал расстройствами дикции. К ним он относит наруше­ния грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями.

В 60-е годы XIX в. Труссо предложил термин «афазия», который сменил используемый Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи утраты речи. Термин «афазия» закрепился в медицине и получил широкое распростране­ние. Некоторые зарубежные авторы (Orton, Travis) объеди­няют понятия «алалия» и «афазия» общим термином «дет­ская афазия», или «афазия развития», подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличие от утраты речи взрослыми.

В работах фониатра Р. Коэна (1888) термин «алалия» применяется для характеристики немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глу­хонемоты, т. е. немоты при отсутствии слуха) или идиопати-ческой алалией (безречие неясного происхождения).

В последующих работах разных авторов термины «ала-лия» и «афазия» («дисфазия) еще длительное время упот­ребляются без достаточного разграничения, только к 30-м годам XX столетия в отечественной логопедии понятия «ала-лия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия — недо­развитие речи, афазия — ее утрата, распад. В 50—60-е годы это разграничение утвердилось, и в настоящее время оно признается подавляющим большинством исследователей, хотя терминологическая избыточность иногда все еще про­должает иметь место.

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутц-ман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовс­кий (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробь­ева и другие исследователи.

В работах разных авторов выявлены особенности рече­вого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, кли­нических, психологических, лингвистических, психолингвистических и др. Описаны различные формы алалии, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи.

Успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей дея­тельности стали широко опираться на методологию комп­лексного синдромального подхода к анализу дефекта. До­минирующим при этом является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Собото­вич, В. А. Ковшикова, Б. М. Гриншпуна и других исследо­вателей. Не все проблемы изучения алалии в настоящее вре­мя раскрыты. Но в отличие от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской, спорных вопросов и рас­хождений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее про­является в основных, принципиальных установках на по­нимание дефекта, его механизма, путей преодоления.







Date: 2015-12-13; view: 1143; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию