Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста





Работа со школьниками имеет свои особенности.

1. Меняется тип ведущей деятельности. Главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью, воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление
дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используют­ся виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий
сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикаю­щемуся, постепенно подводит его к самостоятельным отве­там у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с лого­педом и семьей заикающегося. В случае подавленного настроения ученика он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на ин­тересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикаю­щегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основ­ной интерес заикающегося к работе над речью и способству­ет развитию ребенка. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться формальными упражнениями. Не­обходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикаю­щегося школьника.

В логопедических занятиях с заикающимися школьни­ками в настоящее время используются методические реко­мендации, предложенные для работы или с детьми дошколь­ного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников).

Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I-IV классов в процессе ручной деятель­ности. Принципиально эта методика мало отличается от предложен­ной ранее системы логопедических занятий с заикающимися деть­ми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соот­ветственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода пос­ледовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навы­ков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе руч­ного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьника­ми в условиях логопедического кабинета поликлиники, специали­зированного стационара или санатория, предложенная В. И. Сели­верстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в не связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровне их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознател ную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяв три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расе ряют свои знания в области языка как путем целенаправленных: блюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активе упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова).

Во втором, периоде занятий активизируются полученные уча­щимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, рит­мичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области. фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.


Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразви­тия речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы:

• целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью;

• тесную взаимосвязь речевого материала логопедичес­ких занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы;

• развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопе­дические санатории и лагеря санаторного типа для заикаю­щихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оз­доровительная работа с заикающимися школьниками проводится в свободное от учебы в школе время и совмеще­на с отдыхом. При этом широко используются климатичес­кие и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреж­дений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепле­ния их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализирован­ные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в сово­купности с другими дефектами речи. В лагеря дети направля­ются после проведенного курса лечения заикания, а также имеющие легкие формы заикания и другие формы расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заи­кающихся детей дополняют друг друга.







Date: 2015-12-13; view: 642; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию