Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От научного редактора
Выход настоящего, пятого издания учебника «Логопедия» приурочен к двум датам: в 2003 году исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Хватцева, а в 2004 году — 45 лет с момента последнего выхода в свет его учебника «Логопедия». Перед научным редактором юбилейного издания «Логопедии» Л.С. Волковой, ученицей профессора Хватцева, долгое время работавшей под его руководством, стояла задача кардинальной переработки содержания и структуры учебника с учетом требований современной науки и практики. В работе приняли участие многие авторы, представляющие разные научные школы и направления, но объединенные общим стремлением — создать учебник нового поколения. Научный редактор выражает им всем искреннюю признательность. Перечень внесенных в учебник изменений может быть представлен следующим образом: В целях снятия неоправданного дублирования систематизированы задачи логопедии, многие из которых являются крайне актуальными. Систематизированы общедидактические и специфические принципы — в главе 1 учебника они рассматриваются как теоретическая и методическая основа науки, а также анализа речевых нарушений и логопедического взаимодействия. Даны методические рекомендации относительно особенностей логопедической работы с детьми, имеющими детские церебральные параличи и задержку психического развития, в главах «Дизартрия» и «Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности». Данные о распространенности речевой патологии сведены до минимума, так как они очень быстро устаревают. В главе 1 показана общая тенденция резкого роста различной речевой патологии. Причины же такого роста рассматриваются в главе 2 «Этиология нарушений речи». Изменена последовательность глав о речевой патологии. В соответствии с логикой изложения материала о речевых нарушениях и организации работы переструктурированы III и IV разделы, главы «Нарушения голоса» и Внесены изменения и дополнения в трактовку уровневого подхода речевой сформированности у детей с глубокими дефектами зрения. Они унифицированы с общепринятыми в науке уровнями, но сохраняют свою Изменены вопросы и задания к материалу глав, в списки В словаре рассматриваются понятийно-категориальный Учебник предназначен студентам дефектологических факультетов (факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов и направлен на совершенствование качества подготовки учителей-логопедов, на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем собраны материалы, позволяющие сделать вывод, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Книга отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия. С выходом учебника и комплекта методических пособий «Логопедия. Методическое наследие»* решаются следующие фундаментальные задачи: • обеспечение учебного процесса учебниками и методическими материалами, которые не только расширяют круг знаний студентов, но и являются условием для формирования навыков самостоятельной работы; • совершенствование уровня квалификации преподавателей, способных создавать фундаментальные учебники и учебные пособия. Все это в целом отвечает задачам модернизации и развития высшей школы. Материалы учебника представлены в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по данной специальности, учебными планами отделений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии. При его подготовке учитывалось, что усвоение логопедии предваряется знаниями, полученными студентами при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, комплекса биологических и медицинских научных дисциплин, исходя из которых речь рассматривается под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами этой науки. Также использованы сведения из ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, — от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы настоящего учебника стремились к тому, чтобы и преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолении были интегрированные психолого-педагогический и психолингвистический подходы, учитывая при этом, что логопедия является специальной педагогической наукой, которая имеет свой предмет исследования, и не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках. Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав (21). В разделе I рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь. В каждой главе о нарушениях речи и путях их преодоления даны характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевых нарушений. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы. В учебнике приведены наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом. Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В отдельных главах учебника рассматриваются и вопросы коррекции нарушений речи у взрослых. Авторский коллектив выражает надежду, что материалы учебника будут способствовать повышению культуры речи студентов-дефектолов, так как роль современного логопеда чрезвычайно значима в социокультурном совершенствовании речевого развития каждого индивидуума и общества в целом. Особую благодарность научный редактор выражает людям, способствовавшим качественному улучшению материалов учебника, прежде всего профессору С.Н. Шаховской, доценту Т.В. Тумановой. Профессор Л.С. Волкова
Date: 2015-12-13; view: 736; Нарушение авторских прав |