Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выбор объекта программы (проекта)Обычно этому элементу уделяют недостаточно внимания. Действует интуиция или текущие интересы лица, принимающего решение, его субъективные представления об узловых противоречиях, о путях и сроках решения проблемы, желание получать побольше государственной поддержки («бюджетного пирога»). Поэтому и программ часто оказывается больше,чем может быть обеспечено ресурсами, так что не приходится рассчитывать на их эффективное выполнение. Чтобы избежать этого, необходимо опираться на долгосрочный прогноз с выявлением критических проблем, разрешение которых позволит обеспечить оптимальную общую траекторию. Предложенный набор сравнительно небольшого числа национальных программ и проектов должен быть подвергнутмногократной научной экспертизе, опубликован и публично обсужден и лишь после этого принят правительством, Федеральным Собранием и утвержден Президентом, приобретя таким образом силу закона. Конечно, жизнь меняется, и периодически в этот перечень придется вносить коррективы. Но эти коррективы не должны быть частыми (примерно раз в 4-5 лет) и должны проходить ту же процедуру. Кстати, такой порядок принят в США и в Европейском союзе. 2. «Дерево целей». Для каждой программы (проекта) необходимо построить «дерево целей»: генеральную цель, цели 1-го уровня, цели 2-го уровня, а если потребуется, то и 3-го уровня (рис. 4.3.). Причем каждая цель должна быть определена не в общих, неконтролируемых понятиях («повысить», «усилить» и т.д.), а в конкретных показателях, имеющих количественные измерения и сроки, чтобы каждый год можно было оценить степень достижения (или недостижения) поставленных целей и вовремя скорректировать либо прекратить работы, если цель окажется недостижимой. Главная задача (и трудность) при построении «дерева целей» — не допустить пропуска одной или нескольких целей, ибо это резко снизит конечный эффект всех программных работ, а также не включить ложных целей, которые уведут в сторону от логики движения по заданному пути. 3. Система мероприятий. Следующий этап — принятие по каждому элементу дерева целей последовательно или параллельно выполняемых мероприятий (работ), которые в 4. Структуризация программы. Полученный набор мероприятий необходимо структурировать, привести в удобный для дальнейшей работы и управления вид. Первичным звеном, кирпичиком каждой программы является конкретный проект — исследовательский, инвестиционный, организационно-управленческий и т.д. Группы взаимосвязанных проектов объединяются в блоки, те — в подпрограммы, и все вместе они образуют сложную матричную ткань программы. Примерная схема структуры национальной программы приведена на рис. 4.4. Она включает 5 контуров: исследова-тельско-конструкторский, инновационно-инвестиционный, организационно-управленческий, кадровый, контур межрегионального и международного сотрудничества (впрочем, последний контур может быть объединен с организационно-управленческим). Каждый контур включает определенный набор подпрограмм, блоков и проектов и имеет свою систему управления. Другой разрез структуризации программы — временной: определение и сопряжение (взаимная увязка) сроков выполнения отдельных проектов, их блоков, подпрограмм и построение этапов, очередей выполнения программы. Это предпосылка для создания в конечном счете своего рода дорожной карты выполнения программы на основе прошедших отбор проектов и подпрограмм. Подпрограммы могут строиться по матричной системе — объединяя исследовательские, инновационные и организационные проекты для достижения общей конечной цели. 5. Бизнес-планы. После прохождения указанных выше процедур наступает решающий этап: формирование бизнес-планов по каждому проекту и сводных бизнес-планов по блокам, подпрограммам и программе в целом. Бизнес-планы по конкретным проектам исследовательского и управленческого контуров, как правило, включают следующие разделы: • содержание, конкурентоспособность конечных результатов (продуктов) проекта; • исполнители и соисполнители проекта; • необходимые для выполнения проекта ресурсы; • технология выполнения проекта; • источники финансирования и финансовые потоки; • риски и их минимизация; • эффективность реализации проекта (для коммерческих проектов — срок окупаемости с учетом фактора времени). Сводные бизнес-планы представляют суммарные расчеты по проектам определенного блока, подпрограммы, контура. Интегральный бизнес-план дает итоговую оценку по национальной программе (национальному проекту) в целом.
f Исследовательско- конструкторский
■фундаментальные и поисковые исследования ■прикладные исследования ■изобретения и патенты ■опытно-конструкторские работы
Инновационный контур
• освоение новых поколений техники и технологии • распространение новых поколений техники и • инвестиции для инноваций • информационное обеспечение инноваций
Управленческий контур • долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование ■нормативно-правовое обеспечение ■управляющая компания ■экспертиза и отбор проектов ■финансовое обеспечение проектов ■реализация проектов ■мониторинг и приемка проектов
I Кадровый контур
■подготовка и повышение квалификации научных ■подготовка, переподготовка и повышение ■переподготовка и повышение квалификации ■подготовка и переподготовка квалифицирован
I Контур межрегионального и международного I сотрудничества, ■ координация региональных и межрегиональных • интеграционные программы и проекты СНГ, ЕврАзЭС, Союза Беларусь - Россия с другими странами ■ участие в международных программах и
Рис. 4.4. Структура национальной программы 6. Отбор проектов и корректировка программ. На основе информации бизнес-планов осуществляется общая оценка и отбор проектов для включения в национальную программу (национальный проект). Основными критериями являются: • технологический уровень и конкурентоспособность программных продуктов с учетом ритма смены поколений техники и технологических укладов; • наличие перспективных рыночных ниш (для коммерческих проектов) и насущных потребностей общества (для некоммерческих проектов); • обеспеченность ресурсами, прежде всего отечественными (интеллектуальными, трудовыми, материальными, природными, финансовыми); • уровень эффективности — экономической (для коммерческих проектов), социальной, экологической, оборонной, управленческой (для некоммерческих проектов). Осуществляется инновационно-технологическая, экономическая и экологическая экспертиза проектов. По ее результатам производится рейтинговая оценка сравнительной интегральной эффективности и ранжирование набора проектов по национальной программе (проекту). Проекты, получившие отрицательную оценку по одному из критериев, исключаются либо принимаются меры по их оптимизации и достижению положительной оценки или комплексированию с эффективными проектами. Могут оказаться неэффективными блоки проектов и отдельные подпрограммы. В результате осуществляется окончательный отбор проектов и корректировка по очередям. Может оказаться, что в итоге оценки будет сделан вывод о неэффективности программы в целом. В таком случае заказчику вносится предложение о прекращении работы над ней. 7. Финансирование программы. Перед утверждением программы необходимо определить источники ее финансирования. Как правило, национальные программы и проекты, исследовательские, инновационные и управленческие проекты финансируются на многоканальной основе, включающей следующие основные источники: • бюджетное финансирование (федеральный, региональные, муниципальные бюджеты) для проектов некоммерческого характера, а также для крупных проектов коммерческого характера в стартовый период; • вложения внебюджетных инвестиционных, венчурных, инновационных, экологических, социальных фондов (в том числе международных); • инвестиции заинтересованных частных отечественных инвесторов, корпораций, банков; • инвестиции заинтересованных иностранных инвесторов (с ограничениями исходя из национальных интересов); • самофинансирование участников реализации проектов(особенно на стадии диффузии) создания нового поколения техники за счет полученной инновационной сверхприбыли (технологической квазиренты). Соотношения указанных источников меняются в зависимости от характера проекта, его эффективности и во времени. 8. Управление программой. Успех реализации программы зависит от четко выстроенной, целенаправленной и ориентированной на конечный результат системы управления программой и ее элементами. Общая схема управления приведена на рис. 4.5. Она построена на принципе взаимодействия структур на всех уровнях и включает следующие элементы: • генеральный совет, включающий ведущих представителей власти, науки и бизнеса, координирующий всю деятельность по выполнению программы и несущий ответственность за ее результаты; • совет заказчиков, включающий генерального заказчика и заказчиков по отдельным подпрограммам, блокам и проектам, обеспечивает финансирование, приемку, оценку и использование полученных результатов;
|