Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический опыт и перспективы национального программирования
Разработка и реализация государством крупных национальных программ и проектов имеет длительную историю. По сути дела, они известны около пяти тысячелетий, с возникновения первого поколения цивилизаций и государств, одной из важнейших функций которых была концентрация ресурсов для строительства укрепленных городов, дворцов, храмов, пирамид, ирригационных систем в долинах крупных рек. Одним из первых примеров такой программы является строительство в III тыс. до н.э. центра Хараппский (Индийской) цивилизации Мохенджо-Даро с единой планировкой, водоснабжением, канализацией; в городе проживало, по оценкам археологов, от 35 до 100 тыс. человек. Другой пример — строительство фараоном Эхнатоном (1372-1354 гг. до н.э.) новой столицы Египта с богатейшими дворцами, храмами, жилыми кварталами. Можно привести также примеры строительства Кносского дворца на Крите, дворцов в Вавилоне, Великой Китайской стены, Акрополя в Афинах, сети дорог в Римской империи и в империи инков, дворцов и крепостей на Южном берегу Крыма, Софийских соборов в Константинополе, Киеве и Великом Новгороде, Московского Кремля, густой сети замков и дворцов в средневековой Европе, железных дорог в Германии и дореволюционной России (Транссибирская магистраль). В XX в. эта форма участия государства в социально-экономическом развитии приобрела более системный характер. Примером здесь стала Россия. В начале века была реализована программа переселения в Сибирь миллионов крестьянских семей. В 1912 г. подготовлена программа создания единой сети речных транспортных путей в Европейской России, разработаны предложения по электрификации страны. На их основе был создан и в декабре 1920 г. VIII Всероссийским съездом Советов принят план ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет и предусматривавший перевод экономики на новейшую для того времени технологическую базу. По сути дела, это была первая научно обоснованная долгосрочная национальная программа. Для второго пятилетнего плана национальным проектом можно считать создание Урало-Кузнецкого комбината. После Великой Отечественной войны убедительным примером эффективности национального программирования стала программа создания ядерно-ракетного щита СССР, в которую вошел ряд реализованных национальных проектов в области атомного и водородного оружия, средств доставки (баллистических и средней дальности ракет), атомной энергетики и атомного машиностроения, освоения космического пространства. Именно национальное программирование стало тем инструментом, с помощью которого государство, восстановив в кратчайшие сроки экономику, сумело обеспечить военно-технический паритет с Западом, лидерство в ряде направлений освоения четвертого технологического уклада. Национальное программирование получило широкое распространение в СССР в 70-80-е годы в форме общегосударственных программ (продовольственная программа, программа мелиорации земель, программа развития транспорта, комплексная программа научно-технического, экономического и регионального развития. Программирование — целевое планирование получило научное обоснование в ряде монографий1. Реализация национальных программ и целевых программ облегчалась тем, что государство концентрировало в своих руках основную массу инвестиций, материальных и финансовых воспроизводственных ресурсов и распределяло их в соответствии со своими приоритетами и предпочтениями. Однако росла бюрократизация этого процесса. Увеличение числа государственных программ и целевых программ (а их число только в научно-технической сфере превысило в 10-й пятилетке 200) приводило к распылению ресурсов, ослабило контроль над реализацией программ, многие из которых выполнялись неудовлетворительно. В результате качество централизованно-планового управления экономикой падало, нарастало отставание в темпах экономического роста, падала конкурентоспособность экономики. 1 Ангишкин AM. Наука-техника-экономика. 2-е изд. М.: Экономика, 1989, гл. 5; Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономический механизм. М.: Экономика. 1998, гл. 4. Во время неолиберальных реформ начала 90-х годов национальное программирование было практически ликвидировано как не отвечающее стихийно-рыночному характеру развития экономики. Лишь с 1994-1995 гг. оно начало восстанавливаться и в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» предусматривается осуществление национального программирования в двух формах: федеральных целевых программ, утверждаемых правительством (их перечень ежегодно публикуется в качестве приложения к федеральному бюджету) и программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которую должно ежегодно утверждать и публиковать Правительство РФ (что оно не каждый год делает); последняя скорее ближе к индикативному плану, чем к национальной программе. Третья форма национального программирования — принятие Правительством РФ стратегических документов по отдельным проблемам (например, Энергетическая стратегия РФ на 20 лет, программы в области вооружений и др.). Однако научная обоснованность, качество и результативность всех перечисленных программных документов недостаточны, это скорее имитация деятельности, чем реальное национальное программирование. С 2006 г. по инициативе Президента РФ в практику государственного стратегического регулирования России вошел новый инструмент — национальные проекты социальной направленности (в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, агропромышленного комплекса). Их достоинства состоят в том, что, во-первых, четко определены государственные стратегические приоритеты, реализующие социальный характер государства; во-вторых, на их осуществление выделяются значительные и из года в год растущие ресурсы; в-третьих, сформирована система управления выполнением проектов, которой руководит Совет по национальным проектам, возглавляемый Президентом РФ, его заместителем — первым вице-премьером Правительства РФ. В процесс реализации проектов вовлечены министерства и ведомства, региональные органы власти. Проекты получают всестороннюю поддержку институтов гражданского общества, СМИ. Однако это лишь первый шаг на пути становления системы национального программирования, адекватной условиям регулируемой рыночной экономики. Проекты охватывают лишь часть узловых проблем социально-экономического развития, имеют среднесрочную перспективу, не получили достаточного научного обоснования и балансовой проработки, в результате чего возник ряд проблем и диспропорций в процессе реализации проектов. Необходимы дальнейшие последовательные шаги по формированию эффективной системы национального программирования. По нашему мнению, она может включать (ðèñ. 4.1): • небольшое число (не более 5-6) национальных программ на длительную перспективу (15-20 лет), направленных на решение узловых проблем социально-экономического и инновационно-технологического развития страны, реализацию основных национальных приоритетов; • входящие в состав национальных программ либо автономные национальные проекты по решению конкретных крупных задач в той или иной сфере (социальных, инновационно-технологических, территориальных в сфере природосберегающей энергетики и т.п.). Используемые ныне целевые программы на федеральном и региональном уровнях могут либо быть поглощены национальными проектами, стать их частью, либо приобрести новый статус как часть национального программирования для решения более ограниченных перспективных задач в свободном от национальных программ и проектов пространстве. Национальное программирование получило широкое распространение за рубежом — в США, Западной Европе, Японии, других странах. Современным примером могут служить национальные программы в области водородной энергетики, нанотехнологий, освоения Луны и Марса в США, рамочные научно-технические программы, программа «Эврика» и Европейская технологическая платформа Европейского союза с горизонтом до 2050 г. (см. приложение 4), многосторонние программы по Международной космической станции и экспериментальному термоядерному реактору. Можно предвидеть, что в ближайшее десятилетие для преодоления сложных проблем переходного периода потребуется большое число национальных и международных программ, расширится поле их применения и повысится их эффективность как одного из важнейших инструментов управления социально-экономическим, инновационно-технологическим и энергоэкологическим развитием, как на государственном, так и на международном уровне.
|