Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научные основы национального программированияСтр 1 из 6Следующая ⇒ Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется в двух основных взаимосвязанных формах: • нормативного регулирования самостоятельной деятельности агентов рынка, производителей товаров и услуг, создания благоприятных условий для их свободной конкуренции, препятствия тенденциям к монополизации, защиты национальных интересов; • непосредственного участия государства с помощью национальных и целевых программ и проектов, адресного финансирования в изменении траектории движения, осуществлении инновационного прорыва, обеспечении национальной безопасности, решении крупных социальных и экономических проблем. Обе эти формы дополняют друг друга в единой экономике и меняются в пространстве и времени. В социально-экономическом пространстве можно с этой точки зрения выделить три сектора. • рыночный сектор, где миллионы производителей товаров и услуг, десятки миллионов наемных работников за счет доходов от продажи на рынках товаров, платных услуг и рабочей силы возмещают издержки воспроизводства, получают прибыль, удовлетворяют свои потребности и отдают часть своих доходов государству для выполнения им функций, необходимых обществу; • нерыночный сектор, в котором находятся миллионы организаций и семей, которые не могут жить за счет продажи товаров и платных услуг и нуждаются в постоянной поддержке государства за счет части доходов, полученных от рыночного сектора; это дети, пенсионеры, инвалиды, ученые, занятые фундаментальными исследованиями, педагоги, школьники и студенты, военнослужащие, государственные служащие, работники культуры; сюда относятся также финансирование крупных экологических мероприятий, меры по укреплению обороноспособности страны и т.п. Хотя часть этих услуг и затрат принимает товарную форму, в конечном счете существование сектора зависит от поддержки государства; • стратегически-инновационный сектор, в котором инициируются и осуществляются инновационные прорывы, обеспечивающие конкурентоспособность экономики в условиях цикличной динамики и глобальной зависимости. Этот сектор развивается «на паях», в партнерстве: государство инициирует и вкладывает ресурсы в стартовое освоение базисных инноваций с участием бизнеса; 1 См. Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-циви-лизационном измерении. М.: Академкнига, 2003. Гл. I. затем бизнес берет на себя распространение новых поколений техники на основе улучшающих инноваций и засчет отчислений от инновационной сверхприбыли (технологической квазиренты) возвращает государству его вложение с избытком1. Тем самым обеспечиваются повышение конкурентоспособности национальной экономики, высокие темпы экономического роста. Соотношение указанных выше двух форм государственного регулирования меняется во времени, по фазам экономических и кондратьевских циклов. В фазах распространения (диффузии) новых поколений техники, сравнительно эволюционного развития (подъема и зрелости) преобладает косвенное регулирование государством социально-экономических процессов. В кризисных ситуациях, в периоды депрессии и начала оживления экономики важнейшее значение приобретает выполнение государством стратегически-инновационной функции. Оно играет роль капитана (с командой) огромного корабля, переполненного пассажирами, плывущего в бушующем море среди подводных рифов, айсбергов и мелей. Оно использует весь арсенал средств, включая прогнозирование, стратегическое планирование и программирование, чтобы выбрать правильный стратегический курс и уверенно повести по нему корабль. Необходимость усиления регулирующей роли государства в кризисных ситуациях раскрыта Питиримом Сорокиным, обосновавшим социальный закон флуктуации тоталитаризма и свободы: «Всякий раз, когда в определенном обществе возникает значительный кризис в форме войны или угрозы войны, большого голода, большой экономической депрессии, опустошительной эпидемии, землетрясения или наводнения, анархии, беспорядков и революции или в виде какой-либо другой критической ситуации, тогда масштабы и суровость правительственной регламентации увеличиваются и экономика общества, политический режим, образ жизни и идеологии испытывают тоталитарную трансформацию; и чем сильнее кризис, тем значительнее эта трансформация. Напротив, каждый раз, когда сильный кризис в обществе уменьшается, масштабы и суровость правительственной регламентации уменьшаются и экономические, политические, идеологические и культурные изменения общества развертываются в мирном, менее регламентированном и более свободном образе жизни, и чем больше спадает кризис, тем больше свободная реконверсия»1. Несоблюдение этого закона ведет к тяжелым негативным последствиям. Так, отказ российского государства от стратегически-инновационного регулирования в 90-е годы стал одним из факторов углубления затяжного, рекордного для мирного времени цивилизационного кризиса. 1 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. Ñ. 124. Вторая форма государственного регулирования социально-политической динамики находит свое выражение в национальном программировании, которое осуществляется в четырех основных формах: • национальные антикризисные программы, позволяющие мобилизовать ресурсы страны для прохождения кризисной фазы в более короткие сроки и с меньшими потерями; такие программы обширны, но ограничены во времени; • национальные программы, концентрирующие ресурсы государства и общества на одном или нескольких узловых направлениях инновационного прорыва; • национальные проекты, имеющие более ограниченную сферу действия, чем национальные программы, и выступающие самостоятельно или как элементы программ; • целевые программы федерального, регионального или корпоративного уровня, обеспечивающие решение конкретных проблем в той или иной сфере. Наиболее яркий пример программы первого вида — «новый курс» Франклина Рузвельта, выработанный и эффективно реализованный им в период глубочайшего за всю историю США экономического кризиса 1929-1933 гг. Опыт реализации этой программы был обобщен и развит Дж.М. Кейнсом, а затем одним из классиков кейнсианства Э. Хансеном1. Многие элементы этой программы были использованы Р. Никсоном во время кризиса 70-х годов, обусловленного очередной сменой кондратьевских циклов. Примером эффективных национальных программ второго вида может служить план ГОЭЛРО, провозглашенный в России в разгар Гражданской войны и ориентированный на выход экономики из разрухи путем перехода к вершине третьего технологического уклада — электрификации страны. Удачные примеры третьего вида национальных программ — ракетно-океанические программы СССР и США и их совместная программа «Союз-Аполлон», позволившие человечеству осуществить прорыв в космическое пространство. Что касается целевых программ, то их десятки и сотни в России и в зарубежных странах, немало успешных, но и много не достигших своей цели. 1 Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход/Классики кейнсианства. Т. 2. М.: Экономика, 1997.
|