Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика Павла I
5.1. Особенности внутренней политики Павла I. Сын «великой императрицы» испытывал крайнюю неприязнь по отношению к матери, ее окружению и к политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагавшей дворянство и, в итоге, ослаблявшей страну. Для Павла идеалом правителя был Петр I, к временам и порядкам которого он по-своему и пытался вернуться. В то же время, стремление Павла укрепить самодержавие, правда иными методами, продолжение раздач помещикам государственных крестьян сближало его политику с курсом Екатерины. Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов. 5.2. Основное содержание политического курса Павла I. • Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных «Жалованной грамотой»: разрешение подвергать дворян телесным наказаниям, отмена дворянских губернских собраний, восстановление обязанности служить, запрет свободного выезда за границу и др.). • Переход к палочной дисциплине и жесткой регламентации в армии и государственных учреждениях. Павел насаждал в армии прусские порядки и прусские мундиры. Одновременно он уволил всех малолетних дворян, формально находившихся на службе. • Борясь с влиянием французской революции, Павел ввел жесткую цензуру, запретил все частные типографии, употребление таких слов, как «гражданин», «отечество», «общество» и др. • В то же время он предпринял ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества: крестьяне получили право присягать императору; в 1797 г. принят указ о трехдневной барщине, носивший, правда, рекомендательный характер, но, одновременно, запрещавший барщину в воскресный день. В 1798 г. не разрешалась продажа малороссийских (украинских) крестьян без земли. • Помня о судьбе своего отца Петра III, в 1797 г. Павел принял новый закон о престолонаследии. Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну. 5.3. Итоги правления Павла I. Политика Павла I вызвала резкое недовольство особенно среди столичного гвардейского дворянства. Постепенно в гвардейских кругах созрел заговор, порожденный: – чрезмерной регламентацией всей государственной жизни и ограничением привилегий дворян; – страхом и постоянными ожиданиями репрессий со стороны непредсказуемого императора; – интригами английской дипломатии, вызванными заключением Россией союза с Францией, направленного против Англии. Переворот был подготовлен под руководством сановников из ближайшего окружения императора – П. А. Палена и Н. И. Панина. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел был убит в Михайловском замке в Петербурге. Ему наследовал старший сын Александр, который знал о замыслах заговорщиков. Так была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России. Вопросы и задания 1. Что такое «просвещенный абсолютизм»? Каковы предпосылки и особенности политики «просвещенного абсолютизма» в России? 2. Что в законах и деятельности российских императоров второй половины XVIII в. соответствовало, а что противоречило политике «просвещенного абсолютизма»? 3. Расскажите об отношении к крепостному праву Екатерины II и Павла I. 4. Проанализируйте содержание «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии. Как внутренняя политика императрицы соотносилась с основными идеями «Наказа»? 5. Проанализируйте содержание Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Каково историческое значение этого документа? 6. Какие изменения в управлении страной в центре и на местах произошли во второй половине XVIII в.? 7. Каково идейное основание правления Павла I? Расскажите о содержании и основных направлениях его внутренней политики. 8. Чем был вызван последний в истории России дворцовый переворот? Каковы его последствия? Литература История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000. Каменский А. «Под сенью Екатерины»: Вторая половина XVIII в. СПб., 1992. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – нач. XX в.). В 2-х т. СПб., 1999. Т. 1. Козлов В. Т. Департамент фаворитов. М., 1990. Оболенский Г. Л. Император Павел I. М., 2000. Павленко Н. И. Екатерина Великая. М., 2000. Три века: От Смуты до нашего времени. Т. IV. М., 1992. Эйдельман Н. Я. Твой 18-й век. Прекрасен наш союз. М., 1991. Энциклопедия для детей. Т.5. 4.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1997. Date: 2015-12-13; view: 514; Нарушение авторских прав |