Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика Павла I





5.1. Особенности внутренней политики Павла I. Сын «великой императрицы» испытывал крайнюю неприязнь по отношению к матери, ее окружению и к политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагавшей дворянство и, в итоге, ослаблявшей страну. Для Павла идеалом правителя был Петр I, к временам и порядкам которого он по-своему и пытался вернуться.

В то же время, стремление Павла укрепить самодержавие, правда иными методами, продолжение раздач помещикам государственных крестьян сближало его политику с курсом Екатерины.

Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов.

5.2. Основное содержание политического курса Павла I.

Отказ от политики «просвещенного абсолютизма» в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных «Жалованной грамотой»: разрешение подвергать дворян телесным наказаниям, отмена дворянских губернских собраний, восстановление обязанности служить, запрет свободного выезда за границу и др.).

Переход к палочной дисциплине и жесткой регламентации в армии и государственных учреждениях. Павел насаждал в армии прусские порядки и прусские мундиры. Одновременно он уволил всех малолетних дворян, формально находившихся на службе.

• Борясь с влиянием французской революции, Павел ввел жесткую цензуру, запретил все частные типографии, употребление таких слов, как «гражданин», «отечество», «общество» и др.

• В то же время он предпринял ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества: крестьяне получили право присягать императору; в 1797 г. принят указ о трехдневной барщине, носивший, правда, рекомендательный характер, но, одновременно, запрещавший барщину в воскресный день. В 1798 г. не разрешалась продажа малороссийских (украинских) крестьян без земли.

• Помня о судьбе своего отца Петра III, в 1797 г. Павел принял новый закон о престолонаследии. Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну.

5.3. Итоги правления Павла I. Политика Павла I вызвала резкое недовольство особенно среди столичного гвардейского дворянства. Постепенно в гвардейских кругах созрел заговор, порожденный:

– чрезмерной регламентацией всей государственной жизни и ограничением привилегий дворян;

– страхом и постоянными ожиданиями репрессий со стороны непредсказуемого императора;

– интригами английской дипломатии, вызванными заключением Россией союза с Францией, направленного против Англии.

Переворот был подготовлен под руководством сановников из ближайшего окружения императора – П. А. Палена и Н. И. Панина. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел был убит в Михайловском замке в Петербурге. Ему наследовал старший сын Александр, который знал о замыслах заговорщиков. Так была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России.

Вопросы и задания

1. Что такое «просвещенный абсолютизм»? Каковы предпосылки и особенности политики «просвещенного абсолютизма» в России?

2. Что в законах и деятельности российских императоров второй половины XVIII в. соответствовало, а что противоречило политике «просвещенного абсолютизма»?

3. Расскажите об отношении к крепостному праву Екатерины II и Павла I.

4. Проанализируйте содержание «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии. Как внутренняя политика императрицы соотносилась с основными идеями «Наказа»?

5. Проанализируйте содержание Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Каково историческое значение этого документа?

6. Какие изменения в управлении страной в центре и на местах произошли во второй половине XVIII в.?

7. Каково идейное основание правления Павла I? Расскажите о содержании и основных направлениях его внутренней политики.

8. Чем был вызван последний в истории России дворцовый переворот? Каковы его последствия?

Литература

История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Каменский А. «Под сенью Екатерины»: Вторая половина XVIII в. СПб., 1992.

Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – нач. XX в.). В 2-х т. СПб., 1999. Т. 1.

Козлов В. Т. Департамент фаворитов. М., 1990.

Оболенский Г. Л. Император Павел I. М., 2000.

Павленко Н. И. Екатерина Великая. М., 2000.

Три века: От Смуты до нашего времени. Т. IV. М., 1992.

Эйдельман Н. Я. Твой 18-й век. Прекрасен наш союз. М., 1991. Энциклопедия для детей. Т.5. 4.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1997.







Date: 2015-12-13; view: 514; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию