Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитвенные бдения





 

В Рождество Христово, в соборе.

В Богоявление (Крещение), в соборе.

В День святого Иоанна, в церкви Святого Мартина.

В престольный день Святого Петра[304], в церкви Святого Петра.

В праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, 27 марта, в церкви Святого Мартина.

В день Пасхи, в соборе.

В день Вознесения (на 40-й день после Пасхи), в церкви Святого Мартина.

На Троицу, в соборе.

В День усекновения главы святого Иоанна Предтечи – в баптистерии церкви Святого Иоанна.

В праздник апостолов святого Петра и святого Павла[305], в церкви их имени.

В День святого Мартина[306], в церкви Святого Мартина.

В День святого Симфориана[307], в церкви Святого Мартина.

В День святого Литория – в храме его имени.

В День святого Мартина[308], в церкви Святого Мартина.

В День святого Брикция[309], в церкви Святого Мартина.

В День святого Илария[310], в церкви Святого Мартина.

 

Епископ Перпетуй возвел церковь Святого Петра, в которую встроил свод прежней церкви, ее можно увидеть и сегодня. Он также построил церковь Святого Лаврентия в Мон-Луи и много других храмов. Перед смертью он завещал всю свою собственность нескольким церквам, находившимся в разных городах, а значительную сумму передал церкви Тура. Перпетуй занимал престол в течение тридцати лет, его похоронили в церкви Святого Мартина.

В качестве седьмого епископа посвятили Волузиана, также происходившего из сенаторской семьи, весьма благочестивого и очень богатого, близкого родственника Перпетуя, своего предшественника. В его время Хлодвиг уже правил несколькими городами в Галлии. В результате готы заподозрили епископа в том, что он хочет подчиниться правлению франков. Его отправили в изгнание в город Тулузу, где он и умер. В его время было основано селение Мантелан, в Великом монастыре построили церковь Святого Иоанна. Волузиан был епископом в течение семи лет и двух месяцев.

Восьмым епископом был поставлен Вер[311]. Он также вызвал подозрение у готов, и по этой причине его отправили в изгнание, где он и умер. Вер оставил всю свою собственность церкви и нуждающимся. Он был епископом в течение одиннадцати лет и восьми дней.

Девятым епископом стал Лициний из Анже[312]. Во имя любви к Господу он путешествовал по Востоку и посетил святые места. Вернувшись, он основал собственный монастырь на своих землях близ Анже. Позже его поставили аббатом монастыря после смерти святого аббата Венанция, а уже оттуда избрали епископом. В его время король Хлодвиг посетил Тур после победы над готами (в 508 г., а готов победил в 507 г. – Ред.). Лициний был епископом двенадцать лет, два месяца и двадцать пять дней. Его похоронили в церкви Святого Мартина.

Теодор и Прокул стали десятыми, их назначили на кафедру по распоряжению набожной королевы Хродехильды (Клотильды)[313]. Они прибыли вместе с ней из Бургундии, где уже были рукоположены как епископы, их изгнали из собственных городов, жители которых испытывали к ним враждебные чувства. Тогда оба были достаточно старыми людьми, они управляли епископством Тура в течение всего двух лет, затем их похоронили в церкви Святого Мартина.

Динифий, ставший одиннадцатым епископом, также происходил из Бургундии и стал епископом по желанию вышеупомянутой королевы. Она наделила его некоторой собственностью, принадлежавшей королевской семье, разрешив ему делать с ней все, что тот захочет. Большую часть он завещал родной церкви, что, впрочем, оказалось мудрым решением. Остальную оставил нуждающимся. Динифий занимал престол в течение десяти месяцев, после смерти его похоронили в церкви Святого Мартина.

Двенадцатым епископом стал Оммаций, житель Клермона, также происходивший из сенаторской семьи. Он владел обширными земельными владениями. В завещании он отказал свою собственность храмам городов, близ которых были его земли. В Туре он восстановил церковь близ городской стены, поместив в нее мощи святых Гервасия и Протасия. Он начал строить базилику Святой Марии внутри городских стен, но так и не закончил. Оммаций занимал кафедру в течение четырех лет и пяти месяцев. Когда он умер, то его похоронили в церкви Святого Мартина.

Тринадцатым епископом был Леон, ранее служивший священником в церкви Святого Мартина. Он был искусным мастером по дереву, любил в часы досуга вырезать что-либо из дерева и сделал несколько пирамидальных покрытий для купели, которые затем позолотил. Некоторые из них сохранились до наших дней. Он отличался мастерством и в других ремеслах. Леон занимал престол лишь шесть месяцев, его похоронили в церкви Святого Мартина.

В качестве четырнадцатого епископа назначили Францилиона из Пуатье, из сенаторского рода. У него была жена по имени Клара, но не было сыновей. Им принадлежали большие земельные владения, которые они в основном принесли в дар церкви Святого Мартина, некоторую их часть завещали своим родственникам. Францилион занимал престол в течение двух лет и шести месяцев. Когда он умер, его похоронили в церкви Святого Мартина.

Пятнадцатым епископом был Иньюриоз, житель Тура. Он происходил из бедной семьи, но родился свободным. Королева Клотильда (Хродехильда) умерла во время его епископата[314]. Он закончил строитьство церкви Святой Марии внутри стен Тура. Именно в его время построили церковь Святого Германа и основали селения Нейи и Люзиль. Он установил, чтобы в соборе совершались третья и шестая молитвы. Иньюриоз был епископом в течение шестнадцати лет, одиннадцати месяцев и двадцати шести дней. Когда он умер, его похоронили в церкви Святого Мартина.

Шестнадцатым епископом рукоположили Бавдина, бывшего рефендария короля Хлотаря. У него были собственные сыновья, он много занимался благотворительностью, распределяя среди бедных деньги, оставленные его предшественниками, отдав более двадцати тысяч золотых. В его дни построили второе селение Нейи. Именно он учредил общую трапезу для каноников. Бавдин занимал престол в течение пяти лет и десяти месяцев. Когда он умер, его похоронили в церкви Святого Мартина.

Семнадцатым епископом рукоположили Гунтара, аббата монастыря Святого Венанция. Он был весьма находчивым и разумным человеком, из-за чего еще в должности аббата часто отправлялся с посольскими поручениями, улаживая отношения между различными франкскими королями. После своего рукоположения в качестве епископа Гунтар начал пить и почти помешался. Напившись, он не узнавал даже тех, кого очень хорошо знал, и мог оскорблять их и упрекать невесть в чем. Гунтар был епископом в течение двух лет, десяти месяцев и двадцати двух дней. Когда он умер, то был похоронен в церкви Святого Мартина. Место епископа после него оставалось свободным в течение года.

В качестве восемнадцатого епископа рукоположили священника Евфрония[315]. Он отличался удивительной святостью и уже в молодости стал духовным лицом. В его дни большая часть города Тура сгорела во время большого пожара, в том числе и все церкви. Ему удалось восстановить две из них, но третью, старейшую, он оставил так, как есть.

Позже церковь Святого Мартина сгорела по вине Вилиахара, укрывавшегося там от преследований Храмна. Евфроний покрыл ее оловом на средства короля Хлотаря. Церковь Святого Винцента выстроили в его время, как и церкви в селениях Туре, Сере и Орбиньи. Он был епископом в течение семнадцати лет, умер в возрасте семидесяти лет, похоронен в церкви Святого Мартина. Тогда место епископа оставалось свободным в течение девятнадцати дней.

Девятнадцатым епископом был назначен я, недостойный Григорий[316]. Турский кафедральный собор, в котором святой Мартин и все другие служители Господа нашего были посвящены в сан епископа, был разрушен огнем и находился в весьма плачевном состоянии[317]. Я перестроил его, сделав больше и выше, чем прежде, и на семнадцатом году своего епископства снова освятил.

В сокровищнице церкви Святой Марии я нашел ковчежец. Почтенные священники рассказали мне, что в нем хранились мощи мучеников, много лет назад принесенные из Акавна[318]и сохранившиеся благодаря чудесной силе мучеников. Сами же мощи оказались в ужасном состоянии.

Пока в канун праздника им воздавались соответствующие почести, я решил снова осмотреть их при свете свечи. Когда я внимательно разглядывал реликвии, церковный ризничий сказал мне: «Здесь находится камень с крышкой. Не знаю, что под ней находится. Я выяснил, что те, кто был до меня ризничими, также ничего не знают. Я принесу его, чтобы вы осмотрели его и узнали, что находится внутри».

Он принес камень, и я, конечно, вскрыл его. Внутри я нашел серебряный ковчежец, содержащий не только мощи названных святых, но и останки многих святых, мучеников и исповедников. Я стал заботиться обо всем этом и в то же время принял на заметку ряд других выдолбленных изнутри камней, в которых сохранились мощи других святых апостолов и мучеников.

Я был восхищен даром, посланным мне Господом. Воздавая благодарение Ему, я отслужил несколько служб, после чего поместил в собор все, что я нашел. Только мощи святых Космы и Дамиана[319]я поместил в часовню Святого Мартина, примыкавшую к собору.

Поскольку стены церкви Святого Мартина сильно обгорели, я приказал мастерам, чтобы они расписали их и украсили столь же искусно, как и прежде. Кроме того, я обустроил баптистерий, примыкавший к церкви, куда я поместил мощи святого Иоанна и мученика Сергия, а в старый баптистерий поместил мощи святого мученика Бенигна. Во многих других местах Тура и в окрестностях города я освятил церкви и часовни, которые я прославил мощами святых, о чем не буду рассказывать подробно.

Я, Григорий, написавший десять книг этой «Истории»[320], семь книг о Чудесах[321]и одну «Жизнеописания Отцов Церкви»[322], составил книгу «Комментариев к Псалтири»[323]. Я написал эти книги простым языком, и мой стиль далек от совершенства. Тем не менее я заклинаю вас всех, тех епископов Господа, что примут на себя управление церковью Тура после меня, недостойного, я заклинаю вас всех грядущим пришествием Господа нашего Иисуса Христа и днем Страшного суда, которого боятся все грешники, чтобы вы не дали уничтожить эти книги и не позволили переписать их с изменениями и с опущенными частями.

В противном случае вы попадете в неловкое положение в день Страшного суда, когда вы будете осуждены вместе с дьяволом. Сохраните их нетронутыми, неправлеными и точно такими, какими я вам их оставляю.

Кто бы ты ни был, епископ Господа, даже если сам Марциан наставил тебя в семи искусствах, если он научил тебя грамматике, так что ты сможешь читать, если он показал тебе, как с помощью диалектики вести споры, с помощью риторики – знать размеры стиха, с помощью геометрии исчислять размеры поверхностей и линий, с помощью астрономии наблюдать движение звезд, складывать и умножать числа с помощью арифметики, согласовывать модуляции сладкозвучных звуков посредством гармонии; даже если ты станешь искушенным во всех этих вещах, даже если язык, которым я написал, покажется грубым, не принимай это во внимание, умоляю тебя, не стремись после этого уничтожить написанное мною. Ты можешь изложить мои книги стихами, если захочешь, но сохрани мои книги в целости.

Я закончил писать эту историю на двадцать первом году моего епископства. Выше я перечислил епископов Тура, отмечая годы их службы. Я не обозначил годы в том же порядке, как в хронике, поскольку не смог обнаружить точные интервалы между посвящениями в епископы.

Общее число лет, начиная от Сотворения мира, следующее.

С Сотворения до потопа – 2242 года.

С потопа до перехода через Красное море сынов Израиля – 1404 года.

С перехода Красного моря до Воскресения Господа – 1808 лет.

С Воскресения нашего Господа до смерти святого Мартина – 412 лет.

Со смерти святого Мартина до года, упомянутого выше, то есть на двадцать первом году моего служения епископом, что произошло на пятом году правления Григория, папы римского, на тридцать третьем году правления Гунрама и девятнадцатом Хильдеберта II, – 197 лет.

Все вместе составляет 5792 года.[324]

Во имя Христа здесь заканчивается книга X моей «Истории».

 

 


[1]Григорий рассказывает, что родился в День святого Андрея. Он сообщает также о том, как мать пришла в Тур после его посвящения и была исцелена святым Мартином от мышечных болей, которые беспокоили ее тридцать четыре года, начиная со дня его рождения.

 

[2]Григорий приводит очаровательное описание самого себя и церковного служителя, обследующих с зажженной свечкой усыпальницы в церкви Святого Мартина.

 

[3]Предшественники Григория в Туре непрерывно строили: Евфроний выстроил четыре церкви, Бавдин две, Перпетуй семь. Если взять в качестве примера другой период, то окажется, что между 1050 и 1350 гг. только во Франции выстроили 80 соборов, 500 больших церквей и десятки тысяч сельских церквей.

 

[4]Известно, что в 573 г., всего за два месяца до своего посвящения, он серьезно заболел дизентерией и почти отчаялся, думая, что умрет. Тогда Григорий прибег к своему любимому лекарству, potio de pulvere sepulchi, изготовленному из настоя пыли, взятой с гробницы святого Мартина, и когда он его выпил, то тотчас поправился.

 

[5]Обширно, обильно. (Примеч. пер.)

 

[6]Исключительной книгой, где сам автор не менее интересен, чем те великие люди, которые появляются на сцене (фр.).

 

[7]Вестготы – представители западной ветви готов – германского племени, происходившего с о. Готланд, затем со II в. переселившегося в Северное Причерноморье, откуда после разгрома в 375 г. гуннами началась новая история готов, приведшая вестготов через победу при Адрианополе в 378 г. и захват в 410 г. Рима в Южную Галлию и Испанию. (Примеч. ред.)

 

[8] Gregoire de Tours. Histoire des Francs / Trad. du latin par R. Latouche. P., 1963. Т. 1. Introduc. P. 5.

 

[9]В 325 г. н. э. в Никее (совр. Изник, Турция, Малая Азия) заседал первый Вселенский собор епископов христианской церкви Римской империи, созванный императором Константином. Собор объявил арианство ересью и выработал так называемый символ веры, где было кратко сформулировано вероучение ортодоксальной (православной) христианской церкви, обязательное для всех христиан.

 

[10]Григорий основывается на ложной, но оригинальной этимологии греческого имени Зороастр, которое происходит от иранского Заратуштра.

 

[11]Хевроном ошибочно назван Нимрод, см.: Быт., 10: 8—10.

 

[12]В своем тексте Григорий опустил Неффалима, который, как и Дан, от Валлы (наложницы и служанки).

 

[13]Вавилон, в данном случае крепость в Нижнем Египте, расположен напротив пирамид.

 

[14]Григорий принял за хранилища пирамиды.

 

[15]Григорий опустил последних четырех правителей – это были Иоахаз, Елиаким (Иоаким), Исхония и Седекия. Правление Давида и первые семь лет жизни Соломона описаны дважды, хотя они уже перечислены в главе 13.

 

[16]Иосиф – тринадцатый; возможно, называя его четырнадцатым, Григорий ведет свой отсчет от Иисуса.

 

[17]Согласно современным археологическим свидетельствам, Авраам существовал на самом деле, действительно жил в XIX—XX вв. до н. э. Приблизительную дату жизни Нина, мифологического основателя Ниневии, определяют 800 г. до н. э.

 

[18]Находится всего в нескольких милях от Коринфа.

 

[19]Слово «династия» греческого происхождения, но не египетского. Шестнадцатая династия называлась «гиксосской», или «династией пастухов».

 

[20]Навуходоносор правил в Вавилонии с 605 по 562 г. до н. э.

 

[21]Сервий Туллий, шестой царь римлян, правил, согласно традиционной точке зрения, с 578 по 535 г. до н. э.

 

[22]Формально Юлий Цезарь не был императором.

 

[23]Лион был основан в 43 г. до н. э. Луцием Манацием Планком, одним из военачальников Юлия Цезаря, как Копиа Лугдунум – на горе, расположенной над слиянием рек Роны и Соны. В 43 г. Августу, тогда звавшемуся Октавианом, было двадцать.

 

[24]В 177 г. до н. э. христианское сообщество Лиона преследовалось императором Марком Аврелием, в 197 г. н. э. город сожгли, и большую часть его уничтожил император Септимий Север. Григорий вновь возвращается к данной теме в 29-й главе своей «Истории».

 

[25]Об Иосифе из Аримафеи см. у Мф., 27: 57—60.

 

[26]Отчеты, посылавшиеся Пилатом, находятся в апостольской книге Gesta Pilati, или «Деяния Пилата».

 

[27]Содержание главы взято из книги святого Иеронима De vribus illustribus.

 

[28]Факты снова взяты из «Деяний Пилата».

 

[29]Полагают, что Понтий Пилат совершил преступление во время правления императора Калигулы (37—41). Мани, персидский основатель секты манихеев, жил гораздо позже, в III в. (в 216 или 217—276 гг. замучен в тюрьме), то есть после Христа.

 

[30]Веспасиан – римский император в 69—79 гг. н. э., в 67 г. подавил восстание евреев.

 

[31]Домициан – римский император в 81—96 гг. н. э. Об изгнании Иоанна на остров см.: Апок., 1: 9.

 

[32]Адриан – римский император в 117—138 гг. н. э. После строительства храма, посвященного Юпитеру Капитолийскому, на месте разрушенного иудейского храма Иерусалим переименовали, назвав его Элия Капитолина.

 

[33]Веттий Эпагатус был отдаленным предком самого Григория.

 

[34]Место галльской святыни, называвшееся Вассо-Галате, – этот храм, расположившийся у Клермона, отождествлялся с богом Меркурием.

 

[35]Стола – женское платье в Древнем Риме и Древней Греции. (Примеч. пер.)

 

[36]Евгений стал епископом Карфагена в 479 г. Его сослали в Галлию, и он умер в Альби в 505 г.

 

[37]Перед нами первый пример традиционной для Григория привычки комментировать документы, которые он приводит практически в полном виде. Заметим, что сам текст полностью сохранился.

 

[38]Уточним сказанное автором: Гунерих умер в 484 г., Хильдерик стал королем вандалов только в 523 г., Гелимер сменил Хильдерика в 530 г.

 

[39]Преторианский – относящийся к эскорту императора или полководца. (Примеч. пер.)

 

[40]Книга утрачена.

 

[41]Произошло данное событие в 496 г.

 

[42]Меровинги заявляли, что происходят от германского племени сигамбров.

 

[43]Текст письма сохранился.

 

[44]В 507 г.

 

[45]Известно два «Жизнеописания святого», но, кажется, ни одно из них не соотносится со временем жизни Григория.

 

[46]В 507 г. Во многих источниках эта битва называется битвой при Вуйе.

 

[47]Леуды относились к знати, которая давала особую клятву верности королю, из нее составляли его личных телохранителей.

 

[48]Илария, епископа Пуатье, отправили в ссылку в Фригию в 356 г. Он вернулся в Пуатье в 360 г. и умер в 368 г.

 

[49]Годегизил, Гундобад и Годомар были арианскими королями Бургундии. Григорий опускает Сигимунда, правившего между Гундобадом и Годомаром, который был ортодоксальным христианином, потерпел поражение в битве и был убит Хлодомером в 523 г.

 

[50]Liber vitae Patruum.

 

[51]Тюрингская принцесса Радегунда впоследствии стала первой женой короля Хлотаря I, но она предпочла вести религиозный образ жизни и основала знаменитую обитель Святого Креста в Пуатье. Она умерла в 587 г., и Григорий отправился на ее похороны, о чем рассказал в книге IX. Упомянем также о восстании в обители Клотильды и Базины во времена правления Левбоверы, второй аббатисы. Иезуитский колледж, Кембридж, построил на месте, предназначенном для монастыря, около 1157—1164 гг., посвятив его святой Радегунде, король Шотландии и граф Хантингтон Малькольм IV. Малькольм сражался вместе с Генрихом II против французов в районе Пуатье. Йезус-Лейн в Кембридже раньше называлась Радегунда-Лейн.

 

[52]У Цюльпиха, civitas Tulbiacensis, не было епископства, и он не считался городом.

 

[53]Барселона.

 

[54]В 534 г.

 

[55]В 532 г.

 

[56]Liber de passione et vittutibus Sancti Juliani martyris.

 

[57]Аттал являлся родственником самого Григория, что объясняет пространный и подробный характер его рассказа.

 

[58]Юный принц, ставший священником, был позже канонизирован, он известен во Франции под именем святого Клода.

 

[59]Он был прадедом Григория Турского.

 

[60]Река Сюзон.

 

[61]Макон – сорт красного вина. (Примеч. пер.)

 

[62]Короля лангобардов Вахона.

 

[63]В 534 г.

 

[64]В соответствии с «Хроникой» Фредегара, это произошло в лесу Арелаун, позже отождествлявшемся с лесом Форе-де-Бротон, расположенным на южной стороны реки Сены напротив Кодебека.

 

[65]Хильдеберт принес с собой эту реликвию и поместил ее в церковь, основанную им в Париже и посвященную им святому Винценцию.

 

[66]Теода был королем вестготов с 531 по 548 г., его убили в Севилье.

 

[67]Был убит в Мериде в 554 г.

 

[68]И Теодорих, и его жена Авдофледа, сестра Хлодвига, умерли в 526 г. Впоследствии, через десять или одиннадцать лет, Амаласунта вышла замуж.

 

[69]Рассказанное не соответствует истине, Амаласунта была добродетельной женщиной, ее умертвили по наущению императрицы Теодоры.

 

[70]Выкуп назывался вергельд.

 

[71]В 539 г.

 

[72]Экспедиция Букцелена состоялась в 553—554 гг., задолго до смерти Теодеберта.

 

[73]Это не соответствует истине.

 

[74]В 548 г.

 

[75]Liber vitae Patruum.

 

[76]Святой Галл умер в 551 г.

 

[77]Liber in Gloria Martyrum Beatorum.

 

[78]Агила был королем вестготов в 549—554 гг.

 

[79]В 555 г.

 

[80]В 555 г.

 

[81]Sidonius Apollinaris, полное имя Caius Sollius Sidonius Apollinaris.

 

[82] Саллюстий. Заговор Катилины.

 

[83]В 555 г.

 

[84]На самом деле все они: брат Хлотаря Теодорих, племянник Теодеберт и внучатый племянник Теодебальд – являлись королями и рипуарских франков.

 

[85]В 555 г.

 

[86]Святой Григорий – епископ Лангрский.

 

[87]Конечно, ведь это была та семья, из которой происходил и сам Григорий Турский.

 

[88]Хальда.

 

[89]В 558 г.

 

[90]Позже Сен-Жермен-де-Пре.

 

[91]В 560 г.

 

[92]В 561 г.

 

[93]В 561 г.

 

[94]В 562 г. Но это не гунны, а авары, которые обосновались после 557 г., придя из Центральной Азии, на Нижнем и Среднем Дунае. (Примеч. ред.)

 

[95]Это была Адельберга, известная как Берта, вышедшая замуж за Этеберга, короля Кента (Британия).

 

[96]В 567 г.

 

[97]Королева Брунгильда надолго пережила Григория, умерла позорной смертью в 613 г. Хлотарь II, сын Хильперика и Фредегунды, велел тащить ее по земле необъезженной лошадью, пока та не испустила дух.

 

[98]В Бордо.

 

[99]Святой Авит умер в 594 г. как раз перед кончиной Григория Турского.

 

[100]В 551 или 552 г.

 

[101]Liber vitae Patruum.

 

[102]«Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми» (Рим., 12: 18).

 

[103]В 573 г.

 

[104]Liber vitae Patruuum.

 

[105]Антиохия стоит на реке Оронт в Сирии, теперь находится в Турции (Антакья).

 

[106]В 572 или 573 г.

 

[107]В 568 г.

 

[108]Розамунда, дочь Кунимунда, короля гепидов.

 

[109]Клеф, его убили в 574 г.

 

[110]Епископы городов Амбрён и Гап.

 

[111]В 572 г.

 

[112]В 574 г.

 

[113]В 574 г.

 

[114]В 575 г.

 

[115]Имеются в виду крестильные источники, наполняющиеся водой чудесным образом.

 

[116]Пс., 77: 31.

 

[117]См. кн. V, гл. 27.

 

[118]Подобное высказывание есть и в предисловии к книге V. Здесь, по всей вероятности, слова самого Григория, а не Фредегунды.

 

[119]Имеются в виду гонения на католиков со стороны вестготов-ариан.

 

[120]Имеется в виду г. Шалон на р. Марне.

 

[121]Стихи короля Хильдеберта не сохранились.

 

[122]Седулий был христианским поэтом, жившим в V в.

 

[123]Что это за остров, определить не удалось. Может быть, на одной из рек (Клён, Вьенна и др.).

 

[124]Перед нами весьма примечательный случай, поскольку о подобном, самом тяжелом моменте за всю жизнь Григория, когда он находился в величайшей опасности, накануне смещения и ссылки, если даже не большего, он предпочел не говорить в первой версии «Истории». Затем настолько переменил свое решение, что решил рассказать о нем столь подробно, но уже во втором издании.

 

[125]Похоже, что в заговоре было замешано два человека по имени Рикульф, священник и иподьякон.

 

[126]Ригунта, дочь короля Хильдеберта и королевы Фредегунды, должна была выйти замуж за Рикареда. Похоже, что, когда ее надежды оказались обманутыми, она впала в депрессию.

 

[127]Святой Сальвий – епископ Альби (ок. 571—584), друг Григория и весьма прямой человек.

 

[128]В 581 г.

 

[129]Гогон был гувернером или наставником юного Хильдеберта II.

 

[130]В Константинополь.

 

[131]В Септимании (юг Галлии).

 

[132]Принадлежит Тиберию, императору Константинополя, пусть он живет вечно (лат.).

 

[133]Слава римлянам (лат.).

 

[134]Луп, герцог Шампани, оказался преданным сторонником короля Хильдеберта II, его матери королевы Брунгильды и их партии. Урсион и Бертефрид являлись лидерами аристократической партии, намеревавшейся не допускать никаких перемен в королевском правлении.

 

[135]«Иисус же, отвечая, сказал: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?..» (Мф., 17: 17).

 

[136]Австадий – епископ Ниццы.

 

[137]До нас не дошли другие жизнеописания святого Госпиция.

 

[138]Письма не сохранились.

 

[139]Сидоний Аполлинарий, епископ Клермона (472 – ок. 488).

 

[140]Предполагают, что перед нами первое упоминание о должности майордома. Пипин Короткий был майордомом двора, когда в 751 г. сместил Хильдерика III, последнего из Меровингов, его отцом был Карл Мартелл (в 732 г. разгромивший арабов при Пуатье), а дедом – Пипин Геристальский (в 687—712 гг. единовластный правитель Франкского государства). (Примеч. ред.)

 

[141]Теодор – епископ Марселя (566—594).

 

[142]Святой Капразий был замучен в Ажене вместе со святым Фо в 303 г.

 

[143]В 582 г.

 

[144]В 582 г.

 

[145]В 582 г.

 

[146]Теодорих, умер спустя два года.

 

[147]Гунтрамн Бозон и был тем человеком, который пригласил претендента на престол Гундовальда в Галлию. За ним стояли другие представители знати, хотевшие сместить франкских королей.

 

[148]Епифаний был епископом города Фрежюс.

 

[149]В 583 г.

 

[150]В Париже до сих пор сохранилась церковь, посвященная святому Лаврентию.

 

[151]Гундульф – дядя матери Григория, Арментарии.

 

[152]Таковыми оказались послы, которых король Хильперик отправил к королю вестготов Леовигильду, намереваясь осуществить свои планы в отношении замужества своей дочери Ригунты и второго сына Леовигильда по имени Реккаред.

 

[153]Герменегильд.

 

[154]Обитель Святого Креста была основана святой Радегундой, именно там случился бунт Клотильды и Базины, вызвавший такое напряжение в обществе.

 

[155]Речь идет о фрагменте Истинного Креста Господня, посланного святой Радегунде императором Юстином и его супругой, императрицей Софией.

 

[156]В 583 г., но император Тиберий II умер в 582 г.

 

[157]Будущий император Маврикий.

 

[158]Южная Аквитания.

 

[159]Дай один и тот же хороший совет тому, кто любит тебя, и тому, кто ненавидит тебя, – твой друг примет его, даже если твой враг с презрением к нему отнесется (лат.).

 

[160]В 584 г.

 

[161]Карпетания (по имени жившего здесь древнего иберийского племени карпетанов) располагалась вокруг Толедо, столицы вестготов в Испании.

 

[162]Нарбон находился в Септимании, принадлежавшей вестготам.

 

[163]Теодорих.

 

[164]Речь идет о префекте Муммоле, а не о Муммоле, герцоге Осерском, вельможе короля Гунтрамна.

 

[165]Ингунда.

 

[166]Ингунда.

 

[167]В 584 г.

 

[168]В 584 г.

 

[169]Позже Сен-Жермен-де-Пре.

 

[170]В 584 г.

 

[171]«И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома» (Откр., 14: 2).

 

[172]Сравним с Бытием: «И возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт., 28: 15).

 

[173]Галсвинта.

 

[174]Король Сигиберт.

 

[175]Король Хильперик.

 

[176]Меровей и Хлодвиг, сыновья Хильперика.

 

[177]Короли Хильдеберт II и Хлотарь II.

 

[178]Септимания.

 

[179]Год начинался 1 марта, так что десятый месяц был декабрем.

 

[180]Франкское слово ballomer, видимо, означало «претендент».

 

[181]Они говорили странные вещи, оба, и Сигиберт и Хильперик, были заколоты. Традиционно франки казнили именно ударом топора по голове.

 

[182]На совете в Париже в 573 г.

 

[183]Это сделало необходимым восстановление Претекстата.

 

[184]Если ему действительно мешали, он должен был настаивать на этом как на доказательстве того, что был в святом месте.

 

[185]В 584 г.

 

[186]В 585 г.

 

[187]Епископ Хартерий.

 

[188]Ригунта.

 

[189]Все сказанное имело место в 585 г., когда Гундовальд говорил это. Когда он прибыл в Галлию в 582 г., Хильперик еще был жив.

 

[190]Это другой Гунтрамн Бозон. Этот Бозон являлся одним из военачальников короля Гунтрамна.

 

[191]Сенувия, место, где все это произошло, современный Шенов.

 

[192]Ее звали Сидония.

 

[193]В 585 г.

 

[194]«Omnes gracias agents… surreximus». Снова имеем дело с проявлением скромности Григория, если бы он написал surrexerunt, нам никогда не стало бы известно, по крайней мере из этой главы, что он присутствовал во время вхождения короля Гунтрамна в Орлеан 4 июля 585 г.

 

[195]В галисийской мессе во времена Меровингов Responsorium или Psalmus responsorius следуют сразу же за Benedictio. Обычно их пели мальчики из хора, но вовсе не дьякон. После их исполнения дьякон также пел и читал отрывок из Евангелия.

 

[196]Именно он поддержал претендента Гундовальда и австразийскую знать, поддерживавшую его.

 

[197]Тетрик – епископ Лангра (539—572). Он был братом деда Григория.

 

[198]Агрикола – епископ города Шалон-сюр-Сон (ок. 532—580).

 

[199]Ницетий – епикоп Лиона (552—573). Он был братом бабушки Григория.

 

[200]Гарахар ранее не упоминался.

 

[201]В католической мессе во времена Меровингов, когда вступал священник, отправляющий церковную службу, три мальчика из хора пели три канта, Aios, Kyrie Eleison и Kyrie Eleison, затем епископ, как и в данном случае, пел Prophetia или Benedictus.

 

[202]Теодор – епископ Марселя (566—594), умер за несколько месяцев до Григория.

 

[203]Святой Магнерих – епископ Трира (570—596).

 

[204]Святой Максимин, епископ Трира, умер в 349 г.

 

[205]Известен во Франции как святой Вальфруа.

 

[206]Святой Симеон Столпник, умерший в 460 г., стоял на верху высокой колонны в Антиохии примерно тридцать лет. Как обратили внимание епископы, подобные действия, без сомнения, воспринимались в Средние века как надо, но климат Северной Галлии вряд ли подходил для того же.

 

[207]Знать покойного короля Хильперика с большими оговорками воспринимала попытки короля Гунтрамна править ими с помощью своих ставленников.

 

[208]Например, мужчина женился и затем стал клириком. Ему разрешено жить со своей женой, но при условии, что их сексуальные отношения прекращаются и они относятся друг к другу как брат с сестрой.

 

[209]Приск – епископ Лиона (573—586).

 

[210]Таковыми были епископы, поддерживавшие Гундовальда.

 

[211]Беслинген (Нидер-Беслинген) сегодня находится в Великом герцогстве Люксембург около Дикирха.

 

[212]Церковь Святого Ремигия (Сен-Реми) в Меце была extra murus (вне городских стен).

 

[213] Вергилий. Энеида. III, 56—57.

 

[214]Разве это не был сам Григорий? Снова он проявляет свою скромность.

 

[215]В Карфагене.

 

[216]Амелий – епископ Бигора, Тарб.

 

[217]Ним и Каркасон находились в Септимании и, таким образом, были под властью королевства вестготов.

 

[218]Святой Симфориан подвергся мученичеству в Отёне около 180 г. Король Гунтрамн как раз и был в Отёне, когда войско вернулось.

 

[219]Епископа Претекстата убили 24 февраля 586 г.

 

[220]Леодовальд – епископ Байё.

 

[221]В 585 г.

 

[222]Теодеберт был сыном наложницы. Его убил вместе с его двумя маленькими детьми его сводный брат Теодорих в 612 г. Согласно «Хронике» Фредегара, его отцом на самом деле являлся один из садовников Хильдеберта II, то есть в его жилах не текла королевская кровь.

 

[223]В 586 г.

 

[224]В 587 г.

 

[225]Возможно, имеется в виду один из островов в проливе Ла-Манш.

 

[226]В 587 г.

 

[227]Король Испании умер в 586 г.

 

[228]Сказанное вряд ли имело место.

 

[229]В 586 г.

 

[230]В 587 г.

 

[231]Святой Марцелл принял мученическую смерть близ Шалона около 178 г.

 

[232]Перед нами складная и слишком сложная речь для наемника, которого ожидала страшная казнь и который должен был быть подвергнут безжалостной пытке.

 

[233]В 587 г.

 

[234]Турский явно подражает Вергилию (Энеида. VII, 148). «Postera cum prima lustrabat lampade terras Orta dies» («Только лишь свет озарил лучами первыми землю»).

 

[235]В 582 г. Бладаст напал на горные крепости басков и «потерял большую часть своего войска». Тогда баски спустились со своих гор и Аустровальд «не смог ничего сделать для их наказания, о чем можно рассказать». Сказанное напоминает о битве при Ронсевале, случившейся 15 августа 778 г., и о смерти Роланда. «В тот момент, когда на марше армия Карла Великого растянулась колонной на всю длину горного прохода и эти баски, что устроили засаду на самом верху одной из гор, в стремительном броске обрушились на последние части армии, состоявшие из обозов, тогда войска арьергарда вступили в бой, прикрывая армию, продолжавшую идти вперед.

Баски вынудили арьергард войска Карла Великого переместиться в лежавшую внизу долину, вступили с ними в битву и убили всех, не оставив никого в живых. Затем они похитили кладь и, защищенные покровом наступившей ночи, мгновенно рассеялись. Совершить содеянное баскам помогло их легкое оружие и привычка сражаться в данной местности.

С другой стороны, тяжелое вооружение и пересеченная местность помешали франкам, и они не смогли оказать должное сопротивление баскам. В этой битве пали такие знатные рыцари, как Ансельм, Роланд и многие другие. Более того, никто не отомстил нападавшим, и затем, когда все закончилось, армия была дезорганизована».

 

[236]Два брата, уроженцы Рима, были замучены во времена Диоклетиана в 289 г., их бросили в котел с расплавленным свинцом.

 

[237]Договор в Андело 28 ноября 587 г., текст приведен далее.

 

[238]Проще говоря, установить, что он был невиновен.

 

[239]В третий раз. (Примеч. пер.)

 

[240]В 587 г.

 

[241]Септимания, бывшая Галлия Нарбонская.

 

[242]В 587 г.

 

[243]Святой Аниан, епископ Орлеана, умер в 453 г.

 

[244]В 588 г.

 

[245]В 588 г.

 

[246]Святой Виктор, христианский воин в римской армии, умер мученической смертью в 303 г.

 

[247]Король Хильдеберт II ранее обещал отдать свою сестру Хлодосинду за короля лангобардов в Аутари.

 

[248]В 589 г.

 

[249]Река Од.

 

[250]В обители позже она приняла имя святая Мария де Скриниоло.

 

[251]Монастырь Святого Креста, основанный святой Радегундой.

 

[252]Святой Цезарий – епископ Арля в 502—542 гг. Правила (Уставы) святого Цезария использовались повсеместно, пока несколько лет спустя не заменились правилом святого Бенедикта.

 

[253]Император Юстин II и императрица София передали частицу древа Истинного Креста Господня представителям святой Радегунды, когда те прибыли в Константинополь. Он находился в небольшом золотом триптихе 2,15 × 2,25 дюйма, сохранившемся в обители и в наши дни.

 

[254]Агнесс.

 

[255]2 Тим., 4: 2.

 

[256]1 Тим., 4: 8.

 

[257]Ср.: Лк., 15: 5.

 

[258]Деян., 5: 1—11.

 

[259]В 590 г.

 

[260]Во время морского путешествия из Портуса, порта Рима, в Марсель вместе с мощами святых, которые Агиульф привез домой, оказался и инструмент для спасения судна от разрушения во время кораблекрушения.

 

[261]Папу обслуживали семь дьяконов, каждый управлял своим районом, на которые делился Рим согласно церковному управлению. Григорий, которому вскоре было суждено стать папой Григорием Великим, управлял самым небольшим из них.

 

[262]То есть в своем дворце, расположенном на холме Челио, теперь монастырь Святого Григория.

 

[263]Он был префектом города.

 

[264]Григорий был нунцием в Константинополе с 579 по 585 г.

 

[265]Плач, 3: 41.

 

[266]Иез., 33: 11.

 

[267]Пс., 50: 19.

 

[268]25 апреля 590 г. Когда процессия приблизилась к мосту над рекой Тибр, на куполе мавзолея Адриана появился архангел Михаил с горящим мечом в руке. Он защитил людей своим мечом и тем самым положил конец чуме, поэтому мавзолею дали новое имя, замок Святого Ангела.

 

[269]Агиульф видел это своими глазами.

 

[270]Префектура Африки располагалась в Карфагене.

 

[271]Обычно известен под именем Аутари.

 

[272]Аптахар (Аутари), король лангобардов, умер в 590 г. Его сменил Агилульф, герцог Турина. Об упоминаемом Григорием Павле ничего не известно.

 

[273]Это был клан бывших саксонских пиратов, поселившихся в районе, известном как Бессен, около Байё.

 

[274]Он пытался спастись на острове Бель-Иль или других небольших островах, расположенных у берега современного департамента Морбиан.

 

[275]В 590 г.

 

[276]«Верующий в Него не сердится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин., 3: 18).

 

[277]К королю Гунтрамну и королю Хильдеберту II.

 

[278]Теодеберт.

 

[279]Королева Брунгильда.

 

[280]Отсылка на Cursus pashalis, написанный в 541 г. Викторием по просьбе папы Илария I.

 

[281]26 марта 590 г.

 

[282]2 апреля 590 г.

 

[283]Расположенные в Осере около Севильи источники действительно начинают бить в день Пасхи.

 

[284]591 г.

 

[285]Антиохия была захвачена и частично разрушена в 573 г. войсками Адармана, полководца шаха Хосрова I Ануширвана. Поскольку епископ Симон рассказывает свою историю в 591 г., то, скорее всего, его удерживали в плену в Иране длительное время.

 

[286]Нет сомнения, что это землетрясение произошло в 589 г.

 

[287]Посланники ссылаются на условия Договора в Андело.

 

[288]Имя Хлотарь («знаменитый, славный воин») родственно с прилагательным lauter – «чистый». Здесь также имеется в виду Хлотарь I, дед мальчика. Хлотарь I в 558 г. вторично после Хлодвига объединил Франкское государство.

 

[289]Аредий – это французский святой Сент-Ирье.

 

[290]591 г.

 

[291]Пелагия умерла в 572 г.

 

[292]Монастырь Сент-Ирье в Лимузене.

 

[293]Перед нами один из первых примеров определения наличия воды в почве с помощью лозы.

 

[294]591 г.

 

[295]Святой Катиан умер около 301 г. Деций являлся императором с 249 по 251 г. (погиб в бою при Абритте), так что святой Катиан управлял епископством Тура около пятидесяти двух лет.

 

[296]Констант стал править вместе со своим братом Константином в 337 г.

 

[297]Предположительно в 370 г.

 

[298]Святой Мартин – епископ Турский (371—397).

 

[299]De vita Beati Martini, написанное Сульпицием Севером, умершим в 410 г.

 

[300]Святой Перпетуй был епископом Тура с 460 по 490 г.

 

[301]14 июня.

 

[302]11 ноября.

 

[303]13 января.

 

[304]22 февраля.

 

[305]29 июня.

 

[306]4 июля.

 

[307]22 августа.

 

[308]11 ноября. Всего отмечалось два поста в честь святого Мартина.

 

[309]3 ноября.

 

[310]13 января.

 

[311]Вер был еписком Турским с 498 по 508 г.

 

[312]Святой Лициний был епископом Турским с 508 по 520 г. Он известен во Франции как Сен-Леже.

 

[313]Святая Клотильда (Хродехильда) вышла замуж за короля Хлодвига I в 493 г. Она умерла в Туре в 545 г. Теодор и Прокул были, вероятно, епископами Тура с 520 по 521 г.

 

[314]Королева Хродехильда (Клотильда), сегодня святая Клотильда, умерла в Туре в 545 г.

 

[315]Святой Евфроний являлся епископом Турским с 555 по 573 г. Его род связан с родом Григория и с родом Оммация.

 

[316]Григория рукоположили 24 августа 573 г.

 

[317]Собор Тура, построенный епископом Литорием в 337—371 гг., был уничтожен огнем во время епископства предшественника Григория епископа Евфрония. Он перешел к Григорию с условием восстановить его. Вероятно, он завершил его новую постройку в 580 г. Венанций Фортунат послал ему поэму с поздравлениями по сему поводу: Ad ecclesiam Toronicam quae per Episcopum Gregorium renovata est.

 

[318]Император Диоклетиан отправил Фиванский легион в Галлию в 287 г., чтобы подавить мятеж. Эти воины под командованием Маврикия были христианами. Они отказались принимать участие в официальных языческих жертвоприношениях и были замучены. Выстроенный на этом месте в IV в. монастырь называется Сен-Морис (кантон Вале, Швейцария). Его современное здание ведет свою историю с 1701—1713 гг. Сен-Морис находится на левом берегу реки Роны, ниже она впадает в восточную часть Женевского озера. Раньше здесь был кельтский город Акавн. Сигизмунд, король Бургундии, восстановил монастырь, где сам скрывался в 523 г.

 

[319]Святые Косма (Козьма) и Дамиан (Демьян) были замучены в Киликии (юг Малой Азии) в III в.

 

[320]Под «Историей» имеется в виду «История франков».

 

[321]Liber in gloria Martyrum Beatorum, Liber de passione et virtutibus Sancti Juliani martyris, De virtutibus beati Martini episcope в четырех книгах, Liber in Gloria Confessorum, вместе они и составляют семь книг о Чудесах.

 

[322]Liber vitae Patruum.

 

[323]In Psalterii tractatum commentarius. Утрачена, сохранились только вступительная часть и названия глав.

 

[324]Если подсчитать все данные, то получится 6063. Цифры приведены в римской нумерации, и писцы часто ошибались.

 

Date: 2015-12-13; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию