Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов по дисциплине





«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Юридическая наука – это система принципов, идей, представлений о государстве и праве, о государственно-правовых явлениях.

 

Теория государства и права – это наука, изучающая фундаментальные (общие и специфические) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

 

Предмет теории государства и права – фундаментальные (общие и специфические) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

 

Метод – это инструмент познания, способ, прием изучения предмета или явления, в том числе государства и права.

 

Власть (в политологии) – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, насилия, права и других средств.

Власть – это насилие одной части общества над другой с помощью правовых средств. Борьба за власть, столкновение из-за обладания ею получило в литературе название «феномен власти».

В цивилизованном государстве власть должна получить не только юридическое провозглашение (в декларациях, конституциях), но и признание населением её законной обоснованности, что получило в литературе название легитимности власти (легитимность – законность).

 

Государство – это публично-правовой союз народа (населения), созданный на определенной исторической территории и обладающий публичной государственной властью в целях решения общих задач в интересах этого народа. (Евграфов П.Б.)

 

Суверенитет – это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве этой власти над всякой иной властью в обществе; независимости этой власти от всякой иной власти как внутри государства, так и за его пределами.

Функции государства это основные направления деятельности государства в интересах общества, в которых выражается его сущность.

Правовые формы осуществления функций государства – это организационные формы деятельности государства, которые основаны на праве и влекут правовые последствия.

Общество – это человеческая общность, которая характеризует совместность жизнедеятельности людей, совокупность социальных связей индивидов.

Гражданское общество – это ассоциация равноправных свободных граждан, функционирующая на началах самоуправления, саморегулирования и саморазвития.

Личность – это человек, включенный в систему общественных (социальных) связей. Личность, взятая по отношению к государству, приобретает качество гражданина. Личность, вовлеченная в сферу правовых отношений, становится субъектом права.

Правовой статус личности – это определённая система эталонов поведения, сформулированная в виде прав и обязанностей.

Основные права человека (личности) – это определенные возможности человека, которые необходимы для его существования и развития. Они объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими, равными для всех членов общества.

Обязанности человека (личности) – необходимость определённого поведения личности.

Политическая система – это совокупность государственных организаций и негосударственных объединений, участвующих в осуществлении политической власти.

Форма государства – это способ существования государства как единого целого; способ организации и осуществления государственной власти.

Форма правления – этоспособ организации высших органов государственной власти.

Республика – такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются непосредственно народом путем выборов.

Монархия (от лат.«моно» - один, «архе» - власть, т.е. единовластие) – такая форма правления, при которой высшая государственная власть формируется наследственно правящей особой (фамилией).

Форма государственного устройства – это то, как государство устроено изнутри (способ территориальной организации государственной власти).

Унитарное государство (от лат. «унус» – один) – это форма государственного устройства, при которой государственное единство основано только на административно-территориальном делении (районы, области). Такие государства называются едиными, неделимыми (например, Украина, Финляндия).

Федеративное государство (от лат. «федус» – союз) – форма государственного устройства, при котором несколько государств или государственных образований составляют одно союзное государство.

Конфедерация (от лат. «конфедерацио» – сообщество) – временный союз двух или более государств для достижения определенных целей.

Режим – это совокупность приёмов и методов осуществления власти. (Данная категория появилась в научном обороте в 60-е годы ХХ века). Поскольку выделяют государственную и политическую власть, различают государственный и политический режим. Политический режим – понятие более широкое, чем государственный режим.

Политический режим – это совокупность форм деятельности не только государства и его органов, но и различных общественных объединений.

Государственный режим – это совокупность форм деятельности государства и его органов.

Демократия – народовластие, такая форма осуществления политической власти, которая основана на признании принципов свободы и равенства граждан.

Формы демократии – это способы её внешнего проявления.

Институты демократии – это легитимные элементы политической системы, непосредственно создающие демократический режим в государстве.

Референдум – это принятие населением страны окончательных решений по вынесенным на голосование вопросам.

 

Ценность – значимость вещи или явления. Учение о ценностях называется аксиологией.

Механизм государства – это совокупность государственных органов, государственных предприятий и учреждений и иных государственных институций, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Государственный аппарат – организация специального разряда людей (государственных служащих), которые осуществляют функцию управления на профессиональных началах, наделены юридически властными полномочиями.

Орган государства – составная часть механизма государства и госаппарата, обладающая определенной компетенцией и призванная в объеме предоставленных ей полномочий осуществлять задачи и функции государства.

Государственная служба – это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств.

Должностное лицо – это гражданин государства, избранный (назначенный) соответствующим органом государства для выполнения государственных полномочий.

Правовое государство – это такая форма государственной организации, при которой деятельность государственной власти в её взаимодействии с гражданским обществом основывается на праве и ограничивается им.

Социальное государство – это такая модель организации государственной власти, в основе которой лежит обеспечение социальной безопасности личности.

Право – это установленная в законе мера социальной справедливости и свободы, обеспеченная государством.

Объективное право - это выраженная в законе совокупность норм, установленных государством (позитивное право). Например, Закон Украины «О собственности».

 

Субъективное право – это мера возможного (дозволенного) поведения управомоченного лица. Например, право на собственность, т.е. право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим лицу имуществом. Субъективное право выражает социально оправданную свободу поведения.

 

Ценность права – это его способность служить целью и средством удовлетворения общечеловеческих интересов.

 

Принципы права – это основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права как социальной ценности.

 

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения.

 

Источник (форма) права – это форма выражения (закрепления) норм права в результате правотворчества государства либо санкционирования норм, созданных без участия государства (обычай, доктрина и т.д.).

Нормативно-правовой акт это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

 

Закон нормативно-правовой акт, принимаемый органом законодательной власти, содержащий нормы права и обладающий высшей юридической силой.

Конституция – это основной закон государства, нормы которого имеют учредительный характер и верховенствующую силу.

Сущность Конституции отражение баланса интересов различных социальных слоёв и групп общества.

Подзаконные нормативно-правовые акты это акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему; они призваны конкретизировать основные положения закона применительно к определённой социальной ситуации.

Политика – это отношения людей по поводу власти, форм и методов её осуществления.

Экономика – отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Социальные нормы – это правила поведения общего характера, которые складываются в обществе между людьми и регулируют их поведение.

Технические нормы – это правила обращения людей с предметами природы, орудиями труда.

Мораль – это представления людей о добре и зле, долге и справедливости и других общечеловеческих ценностях.

 

Система права – это его внутреннее строение, деление его на взаимодействующие отрасли и институты.

 

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих определённую юридически однородную сферу общественных отношений.

 

Институт права – это совокупность правовых норм, часть отрасли права, регулирующая определённую сторону качественно однородных общественных отношений.

В рамках института права различают субинститут – это определенная часть правового института, регулирующая специфическую совокупность общественных отношений в пределах предмета регулирования данного правового института. Например, в гражданском праве в институте возмещения вреда выделяют субинститут возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности.

 

Предмет правового регулирования – это круг общественных отношений, регулируемых той или иной отраслью права.

 

Метод правового регулирования – это совокупность приёмов и средств, с помощью которых отрасль права регулирует общественные отношения.

 

Публичное право – совокупность отраслей права, устанавливающих ответственность за нарушения существующей системы общественных отношений, регулирующих устройство и деятельность государства как публичной власти, аппарата государства и его институтов. Например, конституционное право, административное право, уголовное право.

Частное право – совокупность отраслей права, которые защищают частные интересы отдельных лиц. Использует диспозитивный метод: автономия субъектов, равенство сторон, отношения координации: «по горизонтали». Например, гражданское, семейное, трудовое право.

Система законодательства – это совокупность всех нормативно-правовых актов данного государства.

 

Правовая система – совокупность всех юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения (совокупность всех существующих правовых явлений в государстве).

Норма права – это исходящее от государства и обеспечиваемое им общеобязательное, формально определённое правило поведения, которое наделяет участника общественных отношений юридическими правами, обязанностями и в случае его нарушения предусматривает вид и меру юридической ответственности.

 

Структура нормы права – это её внутреннее строение.

Классическая модель структуры нормы права:

ЕСЛИ (гипотеза) – ТО (диспозиция) – ИНАЧЕ (санкция)

 

Гипотеза – это часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма (диспозиция).

 

Диспозиция – это часть юридической нормы, которая предусматривает, каким должно быть поведение субъектов при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

 

Санкция – это часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

 

Правотворчество – это специфическая государственно-властная деятельность уполномоченных субъектов, направленная на создание норм права.

 

Систематизация законодательства это упорядочение действующего нормативно-правового материала, приведение его в единую, согласованную систему.

 

Кодификация – это такое упорядочение нормативного материала, при котором создается принципиально новый акт, отличающийся логической последовательностью и согласованностью.

 

Инкорпорация это вид систематизации, в процессе которого нормативные акты объединяются полностью или частично в сборники, собрания (без изменения и переработки их содержания).

Консолидация в процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Консолидация представляет собой промежуточное звено между кодификацией и инкорпорацией.

Date: 2015-12-13; view: 7281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию