Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Великая Отечественная война
План 1. Достижение советского народа к концу 30-х годов качественного уровня производства вооружения. 2. Вступление СССР во Вторую мировую войну 17 сентября 1939 г. 3. Основные военные операции Великой Отечественной войны. 4. Победа, как подвиг всего советского народа. 5. Кузбасс – фронту. Все вопросы темы следует интерпретировать через тезис победы народа, а не власти (Сталина, коммунистической партии). Организующую роль власти, конечно, показать (особенно ГКО, Ставки). Но не забыть, что благодаря советской власти: · СССР оказался ещё в 1939 г. в международной изоляции, исключен из Лиги Наций. · СССР начал Вторую мировую войну на стороне Германии. · Красная армия к началу войны была обезглавлена. · В первые месяцы войны миллионы красноармейцев и командиров оказались в плену. · Советское довоенное техническое преимущество над Германией в артиллерии, танках, самолетах уже в первые недели войны было утрачено. · За каждого убитого немца мы положили жизни пятерых своих соотечественников (в Первую мировую войну - одного). · Героический труд женщин и детей в тылу был столь регламентирован, что за его нарушение следовали уголовные сроки. · Миллионы людей не смогли вернуться домой в 1945 г. (из плена или Действующей армии). По первому вопросу показать: · Высокий уровень материально-технической базы СССР, достигнутый к концу 30-х годов в виде индустриального комплекса, в том числе и на востоке страны (Кузбассе, Урале). · Высокий уровень танкостроения, самолетостроения, производства артиллерийских систем. · Лживость тезиса об устаревшем вооружении Красной армии. · Фактический перевод страны на режим военного положения в 1940 г. По второму вопросу понять: · Интернациональную (революционную) сущность советской внешней политики в 30-е годы. · Достоверен ли тезис об идеологической однородности режимов Гитлера и Сталина? · Пакт о ненападении (август 1939 г.) как союзнический договор с фашистской Германией о переделе Европы. · Оккупацию Европы Германией как мировой урок в вопросе борьбы с международным терроризмом. · Советские военные и политические действия в 1939-1941 гг. в отношении Польши, Финляндии, Прибалтики, Бессарабии и др. По третьему вопросу выяснить: · Почему СССР, имея качественное вооружение, опыт ведения современной войны, прекрасную разведку, понес огромный урон в первый период войны («период временных неудач»)? · Насколько качественно власть выполнила свои управленческие функции накануне Великой Отечественной войны и в первый период её ведения? · Каково значение и откуда взялись силы для победы под Москвой, Сталинградом, Курском и в других военных операциях? · Мифическое и подлинное значение природных российских факторов в поражении Германии. По четвертому вопросу изучить: · Роль патриотических чувств в победе, а вовсе не воспитуемого большевиками интернационализма,. · Причины роспуска Коминтерна в 1943 г., отказа от гимна на музыку и слова «Интернационала», введения офицерских званий и погон, учреждения полководческих орденов по именам российских национальных героев. · Роль тружеников тыла (на примере Кузбасса), поняв степень важности энтузиазма на фоне законодательно оформленных обязанностей мужчин, женщин, детей трудиться на оборонных предприятиях. · Функционирование репрессивных органов в отношении «нарушителей трудовой дисциплины», «трусов», узников фашистских концлагерей, «сотрудничавших» с немцами и др. · Практика советской власти превращения узников фашистских лагерей в зэков коммунистического ГУЛАГа. · Роль советских медиков. Почему процент восстановленных советских раненых был самым высоким в мире? · Мировое значение победы советского народа. · Значение победы советского народа для укрепления тоталитаризма в СССР. Темы рефератов: 1. Медицина в годы Великой Отечественной войны. 2. Преподаватели КемГМА – участники ВОВ. 3. Роль Кузбасса в победе над Германией. Литература (основная): 1. Боффа, Д.Ю. История Советского Союза в 2 т. - М., 1990. -Т.2. 2. Данилов, В. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. - 1995. - № 3. 3. Дейтон, Л. Вторая мировая война: ошибки, промахи, потери.- М., 2000. 4. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. - М., 2002. Кн. 1. 5. Малиа Мартин. Советская трагедия: История социализма в России. 1917-1991. - М., 2002. 6. Мировая война: Взгляд побежденных, 1939-1945гг. - М., СПб, 2003. 7. Наджафов, Д. Советско-германский пакт 1939г. и его исторические последствия. //Вопросы истории. - 2006. - № 12. 8. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006. 9. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003. Литература (дополнительная): 1. Безыменский, Л. Советско-германские переговоры 1939г.: новые документы и старые проблемы //Новая и новейшая история. - 1998. - № 3. 2. Бонвеч, Б. За кулисами «рельсовой войны». Советские партизаны в 1941-1944 годах (мнение германского профессора). //Родина. - 2003. - № 7. - С.72-76. 3. Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? - М., 1995. 4. Ермачев, С., Почтарев, А. Последний поход власовской армии //Вопросы истории. - 1998. - №8. 5. Карель, Пауль. Восточный фронт. Гитлер идет на Восток. 1941-1943.- М., 2003. - Кн.1. 6. Карель, Пауль. Восточный фронт. Выжженная земля. 1943-1944. М., 2003. Кн. 2. 7. Кураев, М. Кусочек ада или Мать неизвестного блокадника. //Родина. - 2003. - № 1. С. 140 - 143. 8. Первышен, В. Людские потери в ВОВ //Вопросы истории. - 2000. № 7. 9. Печенкин, А. Была ли возможность наступать. //Отечественная история. - 1995. - № 3. 10. Соколов, В. Новые данные о подготовке германского вторжения в СССР в 1941г. //Новая и новейшая история. - 2000. - № 1. 11. Тамерман, Х. Россия и Германия.//Полис. - 1995. - № 5. 12. Уткин, А.Н. Вторая мировая война. - М., 2002. ТЕМА: РАЗВИТИЕ ВГЛУБЬ И ВШИРЬ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (1945-1991 гг.) План 1. Послевоенное укрепление тоталитарной сущности политической системы и первая попытка её реформирования (1945-1964 гг.). 2. Сохранение ленинско-сталинской внешнеполитической стратегии (развитие мировой социалистической революции). 3. Кризис советской политической системы. По первому вопросу понять, что благодаря войне советская власть укрепилась, так как: · Все тяготы социалистического эксперимента (голод, репрессии, нищету, насилие) люди почти забыли, психологически «списав» их на войну. · В памяти советских людей репрессии сталинского режима перекрылись зверствами гестапо. (Хотя издевательства фашистов над советским народом, их геноцид были меньшими по сравнению с коммунистическими.) · Пропаганда сумела внушить, что Победа состоялась благодаря мудрому Сталину, коммунистической партии и советской власти, предвоенные репрессии, голод и лишения были оправданы подготовкой к войне. · Степень контроля советского государства над всеми областями жизни человека ещё более усилилась. · Режим личной власти Сталина ужесточился. Выяснить: · Как проходила борьба за власть после смерти Сталина? · Феномен ХХ съезда КПСС о критике культа личности Сталина. · Почему Хрущев и его окружение не смогли выйти на уровень критики не просто личности Сталина, а созданной при нем политической и экономической системы? · Почему хрущевская оттепель была столь кратковременной? · Почему в июне 1957 г. Хрущеву удалось взять верх над своими политическими противниками? · Почему при таких же условиях Хрущеву не удалось удержать власть в октябре 1964 г.? · Значение советской политической практики бороться не с идеями, а с личностями, дискредитируя их или физически уничтожая. По второму вопросу изучить: · Возвращение к концепции мировой социалистической революции, формулируемой в решениях всех съездов КПСС (кроме 27-го в 1986 г.) · Успешный экспорт социалистической революции в 40-е годы в Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию, Югославию, Китай, Северный Вьетнам, Северную Корею. · Функционирование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавского договора (военно-политического союза соцстран Европы), как структур, использующих экономический и военный потенциал СССР для решения интернациональных революционных задач. · Развязывание «холодной войны». · Соперничество в гонке вооружения с развитыми капиталистическими странами, богатство каждой из которых несопоставимо с советской нищетой. Создание ядерного и ракетного (космического) оружия. · Установление «железного занавеса». · Осуществление военной и экономической поддержки стран «третьего мира» в ущерб советскому народу. · Подготовка в советских лагерях революционеров (террористов) для осуществления революций (переворотов) в развивающихся странах. · Силовое подавление попыток восстановления демократии в Германии (1953 г.), Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), Польши (1972 г.). · Подведение Земного шара к термоядерной катастрофе в результате осуществления авантюрных действий по защите мировой социалистической революции (Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.) · Агрессивная война СССР в Афганистане (1979-1987 гг.). · Уничтожение южнокорейского пассажирского самолет в 1983 г. как демонстрация агрессии против цивилизованного мира. · Заслуженное вручение М.С.Горбачеву Нобелевской Премии мира. Показать, что результатом внешней политики СССР стало: · Формирование в сознании обывателей цивилизованных стран пугливо-пренебрежительно-негативного отношения к россиянам (русским). · Воспитание ненависти к России у народов стран бывшего соцлагеря, Балтийских стран, среднеазиатских стран, республик РФ за отставание от цивилизации, за массовое переселение чеченцев, калмыков, крымских татар и др. · Отставание российского народа от мирового прогресса, цивилизации. По третьему вопросу понять неизменность тоталитарной сущности советской политической системы при всех попытках её реформирования: · формальная демократия при фактической диктатуре группы лиц; · отсутствие не только политического выбора, но и выбора личностных предпочтений, в том числе в семейной жизни; · отсутствие свободы слова, цензура; идеология обмана на уровне краеугольного камня внутренней и внешней политики; репрессии (от массовых сталинских до психбольниц периода «застоя»); · доносительство граждан друг на друга; · циничное игнорирование прав человека; · формирование у людей всепоглощающего чувства страха перед государством. (Стоило лишь в незначительных размерах уменьшить роль страха и обмана (конец 80-х), социализм и рассыпался.) Раскрыть содержание: · Диссидентства. · «Кухонного» протеста как свидетельство успешного воспитания советской властью пугливых, граждански инертных людей. · Геронтологических особенностей советского руководства и смену лидеров в 1964 г., 1982 г., 1984 г., 1985 г. Понять: · Почему все Генеральные секретари ЦК КПСС возвеличивались до интеллектуальных личностных высот, которым они не соответствовали? · Почему с объявлением гласности в 1985 г. (но ещё не свободы слова) стала «рассыпаться» политическая система, и социализм закончился «нежными революциями»? · Почему забастовка в Кузбассе в 1989 г. вызвала эффект домино, как в СССР, так и других социалистических странах? · Какова роль М.С.Горбачева как исторической личности? · Как самодемонтировалась тоталитарная система ещё при социализме (гласность, альтернативные выборы, возвращение из ссылки А.Д.Сахарова, отмена конституционного положения о руководящей роли КПСС, начало перехода власти от парткомов к советам народных депутатов)? Темы рефератов: 1. Советская культура в годы «оттепели». 2. «Дело врачей». 3. Влияние «холодной войны» на развитие медицины Кузбасса. Литература (основная): 1. Аджубей, А. Те десять лет //Знамя. – 1988. - № 6. № 7. 2. Бурлацкий, Ф. После Сталина. //Новый мир. – 1988. - № 10. 3. Волкогонов, Д. Триумф и трагедия. И.В.Сталина. Кн.1. Гл.2. - М.,1989. С. 5 - 79, 99 - 178, 193 - 292.; Кн.2. Ч.1. С. 5 - 125, С.149 - 243.; Кн.2. Гл.2 С. 5 - 88, 111 - 221. 4. Гимпельсон, Б. Формирование советской политической системы: 1917-1922гг. - М., 1995. 5. Дети Гулага. - М., 2002. (Документы: № 72, 78, 79, 80, 128, 129, 130, 139, 143-153, 199, 200, 202, 208, 234, 235, 253, 264). 6. Рабочее движение Кузбасса. Документы и материалы. / Л.Н. Лопатин и др. - Кемерово, 1993. 7. Лопатин, Л.Н. История рабочего движения в Кузбассе. - Кемерово, 1995. 8. Папков, С.А. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941 гг. - Новосибирск, 1997. 9. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006. 10. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003. Литература (дополнительная): 1. Бруке, Д. Спасибо, товарищ Сталин! Кумиры советского общества от революции до холодной войны. //Отечественная история. - 2004. - № 4. 2. Бутенко, А.П. О социально-классовой природе сталинской власти.// Вопросы философии. – 1989. - № 3. 3. Гертер, М. Судьба Хрущева. История одного неусвоенного урока //Октябрь. – 1989. - № 1. 4. Максименков, Л. Кто Вы, мистер Хрущев? Субъективные заметки на фоне протоколов Политбюро. //Родина. - 2004. - № 3. 5. Медведев, Ж.А. Сталин и дело врачей. //Вопросы истории. - 2003. - № 1. 6. Павлова, И.В. Понимание сталинской эпохи и позиция историка. //Вопросы истории. - 2002. - № 10. 7. Пихоя, Р. Советский Союз: история власти 1945-1991. - М., 1998. 8. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал - М.,1997. Т.1, Т. 2. 9. Сопельняк, Б. Профессия - убивать. Палачи сталинской эпохи.// Родина. - 2003. - № 9. 10. Сопельняк, Б. Пуля для Михаила Ефимовича. //Родина. - 2004. - № 6. 11. Таубман, У. То взлет то падение. Личность Хрущева в истории. //Родина. - 2004. - № 3. - С.10 - 19. 12. Химеры темного царства. «Стукачество» полувековой давности. //Родина. - 2003. - № 9. 13. Черкашин, Н. Бетонные доспехи вождей. Попытка сравнительного бункероведения. //Родина. - 2003. - № 5, № 6.
Date: 2015-12-13; view: 459; Нарушение авторских прав |