Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: реформирование России в 1900-1917 гг





План

1. Характер российских противоречий с позиции формационной теории К.Маркса, цивилизационной теории А.Тойнби, теории пассионарности Л.Гумилева.

2. Значение «Манифеста 17 октября 1905 г.» в изменении политического климата в России.

3. Столыпинская реформа 1906-1911 гг. как модернизация аграрных отношений.

4. Превращение России в демократическую республику в феврале 1917 г.

По первому вопросу показать:

· Общемировой (стандартный) характер российских социальных, экономических, политических проблем.

· Страну со средним уровнем экономики, но мощной европейской державой, без которой не решался ни один значимый международный вопрос.

По второму вопросу раскрыть:

· Случайность «Кровавого воскресенья», как начала первой русской революции.

· Политическую радикальность основных положений «Манифеста 17 октября 1905 г.», превращающих Россию в конституционную монархию.

· Бессмысленность большевистской затеи с декабрьским вооруженным восстанием (1905 г) как фактора насилия, отрицательно повлиявшего на реформирование страны.

По третьему вопросу выяснить:

· Остроту неразрешенного крестьянского вопроса («отрезки», выкупные платежи, земельный дефицит, запрет на выход из общины).

· Значение переселенческой политики правительства, хуторного хозяйствования и распада общины для модернизации производительных сил не только деревни, но и города.

· Значение Столыпинской аграрной реформы для развития России.

По четвертому вопросу изучить:

· Первую мировую войну как фактор, обостривший российские противоречия.

· Содержание большевистской тактики в годы войны: 1) поражение своего правительства; 2) превращение империалистической войны в войну гражданскую; 3) крах Второго Интернационала.

· Случайность событий 23 февраля – 3 марта 1917 г.

· Двоевластие.

· Позиции эсдеков, эсеров, кадетов, октябристов по вопросам: власти, земли, мира.

Сделать вывод об эволюционном характере радикальных экономических и политических преобразований и открывшейся возможности для России быть участником мирового цивилизационного процесса (по Тойнби), стать типичной капиталистической страной (по Марксу), избежать насилия и агрессии россиян по отношению друг к другу. Но политическая элита (пассионарии по Л.Гумилеву) тогдашней России не смогла договориться. Верх взяла партия, которая сделала ставку на использование социальных инстинктов и утопических представлений.

Темы рефератов:

1. История четырех Государственных дореволюционных Дум.

2. Сравнительная характеристика российской и зарубежной медицины периода Первой мировой войны.

Литература (основная):

1. Аврех, А. Царизм накануне свержения. - М., 1989.

2. Бокарев, Ю. Ещё раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX- начале XX в. // Отечественная история. - 2006. - №1.

3. Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа. //Вопросы экономики. - 1990. № 10.

4. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 8. - Томск, 2006.

5. Столыпин, П. Нам нужна Великая Россия. - М., 1991.

6. Туманова, А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний. //Отечественная история. – 2005. - № 5.

7. Эклитуп, С. Карьера Петра Столыпина. //Родина. - 2006. - № 9.

Литература (дополнительная):

1. Верт, Н. История советского государства 1900-1991. - М., 1998.

2. Витте, С. Избранные воспоминания. - М., 1991.

3. Дан, Ф. К истории последних дней Временного правительства. - М., 1990.

4. Карелин, А. П. С.Ю.Витте: от славянофильского традиционализма к реалиям российского капитализма //Отечественная история. - 2005. № 4. - С. 68 - 77.

5. Милюков, П. Воспоминания. - М., 1991.

6. Столыпин, П.А. Программа реформ. Документы и материалы. - М., 2003.

7. Тютькин, С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие.// Отечественная история. - 2004. - №6.

8.Уткин, А.И. Первая мировая война. - М., 2001.

9. Шелохаев, В.В. П.А. Столыпин – синтез интеллекта и воли.// Отечественная история. - 2005. - №4.

 

ТЕМА: НАЧАЛО БОЛЬШЕВИСТСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ (1917-1921 гг.)

План

1. Попытка военных «навести порядок» в августе 1917 г. и захват большевиками власти в октябре 1917 г.

2. Преобразования РКП(б) (большевиков) в экономической и политической жизни в соответствии с марксистской теорией.

3. Гражданская война, как следствие этих преобразований.

По первому вопросу показать:

· Июльскую попытку большевиков вооруженным путем захватить власть.


· Корниловский мятеж как проявление кризиса реформаторских партий, кризис российской властной элиты.

· Большевизацию Петроградского совета в сентябре и захват ими власти в октябре.

· Разгон Учредительного собрания в январе 1918 г. как показатель отказа большевиков от эволюционного преобразования страны.

По второму вопросу изучить революционные преобразования большевиков, вызвавших разруху:

· Обобществили собственность, передали управление предприятиями директорам из рабочих, получив некомпетентный менеджмент, приведший к банкротству заводов и фабрик.

· Заменили денежную оплату труда выдачей продуктами и товарами обихода, получив бегство рабочих в деревню и остановку производств. Не помогла трудовая повинность и трудовые мобилизации.

· Обязали крестьянин бесплатно сдавать «излишки» своей продукции городу (продразверстка), получив сокращение сельскохозяйственного производства.

· Уничтожили помещичьи хозяйства, получив сокращение товарной продукции (51%), уничтожение барских усадьб как форпоста стыка культуры народной и культуры господ.

· Разогнали полицию, суды и другие правоохранительные органы, отказались от правового наследства, получив массовую преступность.

· Распустили армию, получив немецкую оккупацию западных территорий.

Подчеркнуть безосновательность мифа советской историографии о том, что военный коммунизм – это будто бы вынужденная гражданской войной политика.

По третьему вопросу показать:

· Гражданскую войну 1918-1920 гг. как следствие политики советской власти по практической реализации марксистских положений о социализме.

· Значение тех трех исторических лет для демонстрации практической несостоятельности марксистской модели справедливого общества.

· Правоту булгаковского героя (Преображенского), считавшего, что разруха начинается в головах.

· Источники победы большевиков (дали землю 2/3 населению; удовлетворили психологию толпы: «грабь награбленное, «отобрать и разделить»; выступили в качестве единственной национальной силы «за единую и неделимую Россию»; хорошо поставили пропаганду в духе мечты крестьян о равенстве и богатстве; установили террор; централизовали ресурсы).

Сделать вывод об антицивилизационных действиях советских руководителей, которые инициировали гражданскую войну, нанеся катастрофический России. С того времени, насилие власти по отношению к обществу было возведено в ранг государственной политики. Россия резко затормозила на пути цивилизационного развития. Подумать над возможностью датированияокончания Гражданской войны не 1920 г., а 1953 г., когда государство перестало физически открыто истреблять своих граждан (буржуазию, помещиков, священников, интеллигенцию, кулаков, «расхитителей государственной собственности», «нарушителей трудовой дисциплины», «троцкистов», «зиновьевцев», «бухаринцев», «контрреволюционных агитаторов», «трусов», «пленных», «националистов» и пр.)

Темы рефератов:

1. Материальное положение дореволюционных рабочих и крестьян в Кузбассе.

2. Иммиграционные процессы в дореволюционной России как доказательство недостоверности пропагандистского мифа о царской России как «тюрьме народов».

Литература (основная):

1. Боффа, Дж. История Советского Союза. В 2 т. – М., 1990. - Т. 1.


2. Булдаков, В. Кабанов, В. Военный коммунизм: идеология и общественное развитие. - М., 1998.

3. История России с начала ХVIII до конца Х1Х века (под ред. А. Сахарова) - М., 2006.

4. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003.

5. Карр, Э. История советской России. Большевистская революция 1917-1923. - М., 1990.

6. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. - Томск, 2006.

7. Цветков, В. Белогвардейская альтернатива. Как собирались обустроить Россию Колчак, Деникин, Врангель. //Родина. - 2004. - № 4.

8. Хоскинг, Джефри. История Советского Союза 1917-1991. - М., 1995.

Литература (дополнительная):

1. Деникин, А. Очерки русской смуты. - М., 1991.

2. Гражданская война в России: перекресток мнений. - М., 1993.

3. Иоффе, Г.З. Долой Временное правительство! //Отечественная история. - 2006. - №5.

4. Павлюченков, С. Военный коммунизм в России: Власть и массы.- М., 1997.

5. Петрушин, А. Сокровища епископа Гермогена. //Родина. - 2003. - № 4.

6. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. Деникин, Юденич, Врангель. - М., 1991.







Date: 2015-12-13; view: 523; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию