Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: реформирование России в 1900-1917 гг
План 1. Характер российских противоречий с позиции формационной теории К.Маркса, цивилизационной теории А.Тойнби, теории пассионарности Л.Гумилева. 2. Значение «Манифеста 17 октября 1905 г.» в изменении политического климата в России. 3. Столыпинская реформа 1906-1911 гг. как модернизация аграрных отношений. 4. Превращение России в демократическую республику в феврале 1917 г. По первому вопросу показать: · Общемировой (стандартный) характер российских социальных, экономических, политических проблем. · Страну со средним уровнем экономики, но мощной европейской державой, без которой не решался ни один значимый международный вопрос. По второму вопросу раскрыть: · Случайность «Кровавого воскресенья», как начала первой русской революции. · Политическую радикальность основных положений «Манифеста 17 октября 1905 г.», превращающих Россию в конституционную монархию. · Бессмысленность большевистской затеи с декабрьским вооруженным восстанием (1905 г) как фактора насилия, отрицательно повлиявшего на реформирование страны. По третьему вопросу выяснить: · Остроту неразрешенного крестьянского вопроса («отрезки», выкупные платежи, земельный дефицит, запрет на выход из общины). · Значение переселенческой политики правительства, хуторного хозяйствования и распада общины для модернизации производительных сил не только деревни, но и города. · Значение Столыпинской аграрной реформы для развития России. По четвертому вопросу изучить: · Первую мировую войну как фактор, обостривший российские противоречия. · Содержание большевистской тактики в годы войны: 1) поражение своего правительства; 2) превращение империалистической войны в войну гражданскую; 3) крах Второго Интернационала. · Случайность событий 23 февраля – 3 марта 1917 г. · Двоевластие. · Позиции эсдеков, эсеров, кадетов, октябристов по вопросам: власти, земли, мира. Сделать вывод об эволюционном характере радикальных экономических и политических преобразований и открывшейся возможности для России быть участником мирового цивилизационного процесса (по Тойнби), стать типичной капиталистической страной (по Марксу), избежать насилия и агрессии россиян по отношению друг к другу. Но политическая элита (пассионарии по Л.Гумилеву) тогдашней России не смогла договориться. Верх взяла партия, которая сделала ставку на использование социальных инстинктов и утопических представлений. Темы рефератов: 1. История четырех Государственных дореволюционных Дум. 2. Сравнительная характеристика российской и зарубежной медицины периода Первой мировой войны. Литература (основная): 1. Аврех, А. Царизм накануне свержения. - М., 1989. 2. Бокарев, Ю. Ещё раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX- начале XX в. // Отечественная история. - 2006. - №1. 3. Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа. //Вопросы экономики. - 1990. № 10. 4. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 8. - Томск, 2006. 5. Столыпин, П. Нам нужна Великая Россия. - М., 1991. 6. Туманова, А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний. //Отечественная история. – 2005. - № 5. 7. Эклитуп, С. Карьера Петра Столыпина. //Родина. - 2006. - № 9. Литература (дополнительная): 1. Верт, Н. История советского государства 1900-1991. - М., 1998. 2. Витте, С. Избранные воспоминания. - М., 1991. 3. Дан, Ф. К истории последних дней Временного правительства. - М., 1990. 4. Карелин, А. П. С.Ю.Витте: от славянофильского традиционализма к реалиям российского капитализма //Отечественная история. - 2005. № 4. - С. 68 - 77. 5. Милюков, П. Воспоминания. - М., 1991. 6. Столыпин, П.А. Программа реформ. Документы и материалы. - М., 2003. 7. Тютькин, С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие.// Отечественная история. - 2004. - №6. 8.Уткин, А.И. Первая мировая война. - М., 2001. 9. Шелохаев, В.В. П.А. Столыпин – синтез интеллекта и воли.// Отечественная история. - 2005. - №4.
ТЕМА: НАЧАЛО БОЛЬШЕВИСТСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ (1917-1921 гг.) План 1. Попытка военных «навести порядок» в августе 1917 г. и захват большевиками власти в октябре 1917 г. 2. Преобразования РКП(б) (большевиков) в экономической и политической жизни в соответствии с марксистской теорией. 3. Гражданская война, как следствие этих преобразований. По первому вопросу показать: · Июльскую попытку большевиков вооруженным путем захватить власть. · Корниловский мятеж как проявление кризиса реформаторских партий, кризис российской властной элиты. · Большевизацию Петроградского совета в сентябре и захват ими власти в октябре. · Разгон Учредительного собрания в январе 1918 г. как показатель отказа большевиков от эволюционного преобразования страны. По второму вопросу изучить революционные преобразования большевиков, вызвавших разруху: · Обобществили собственность, передали управление предприятиями директорам из рабочих, получив некомпетентный менеджмент, приведший к банкротству заводов и фабрик. · Заменили денежную оплату труда выдачей продуктами и товарами обихода, получив бегство рабочих в деревню и остановку производств. Не помогла трудовая повинность и трудовые мобилизации. · Обязали крестьянин бесплатно сдавать «излишки» своей продукции городу (продразверстка), получив сокращение сельскохозяйственного производства. · Уничтожили помещичьи хозяйства, получив сокращение товарной продукции (51%), уничтожение барских усадьб как форпоста стыка культуры народной и культуры господ. · Разогнали полицию, суды и другие правоохранительные органы, отказались от правового наследства, получив массовую преступность. · Распустили армию, получив немецкую оккупацию западных территорий. Подчеркнуть безосновательность мифа советской историографии о том, что военный коммунизм – это будто бы вынужденная гражданской войной политика. По третьему вопросу показать: · Гражданскую войну 1918-1920 гг. как следствие политики советской власти по практической реализации марксистских положений о социализме. · Значение тех трех исторических лет для демонстрации практической несостоятельности марксистской модели справедливого общества. · Правоту булгаковского героя (Преображенского), считавшего, что разруха начинается в головах. · Источники победы большевиков (дали землю 2/3 населению; удовлетворили психологию толпы: «грабь награбленное, «отобрать и разделить»; выступили в качестве единственной национальной силы «за единую и неделимую Россию»; хорошо поставили пропаганду в духе мечты крестьян о равенстве и богатстве; установили террор; централизовали ресурсы). Сделать вывод об антицивилизационных действиях советских руководителей, которые инициировали гражданскую войну, нанеся катастрофический России. С того времени, насилие власти по отношению к обществу было возведено в ранг государственной политики. Россия резко затормозила на пути цивилизационного развития. Подумать над возможностью датированияокончания Гражданской войны не 1920 г., а 1953 г., когда государство перестало физически открыто истреблять своих граждан (буржуазию, помещиков, священников, интеллигенцию, кулаков, «расхитителей государственной собственности», «нарушителей трудовой дисциплины», «троцкистов», «зиновьевцев», «бухаринцев», «контрреволюционных агитаторов», «трусов», «пленных», «националистов» и пр.) Темы рефератов: 1. Материальное положение дореволюционных рабочих и крестьян в Кузбассе. 2. Иммиграционные процессы в дореволюционной России как доказательство недостоверности пропагандистского мифа о царской России как «тюрьме народов». Литература (основная): 1. Боффа, Дж. История Советского Союза. В 2 т. – М., 1990. - Т. 1. 2. Булдаков, В. Кабанов, В. Военный коммунизм: идеология и общественное развитие. - М., 1998. 3. История России с начала ХVIII до конца Х1Х века (под ред. А. Сахарова) - М., 2006. 4. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003. 5. Карр, Э. История советской России. Большевистская революция 1917-1923. - М., 1990. 6. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. - Томск, 2006. 7. Цветков, В. Белогвардейская альтернатива. Как собирались обустроить Россию Колчак, Деникин, Врангель. //Родина. - 2004. - № 4. 8. Хоскинг, Джефри. История Советского Союза 1917-1991. - М., 1995. Литература (дополнительная): 1. Деникин, А. Очерки русской смуты. - М., 1991. 2. Гражданская война в России: перекресток мнений. - М., 1993. 3. Иоффе, Г.З. Долой Временное правительство! //Отечественная история. - 2006. - №5. 4. Павлюченков, С. Военный коммунизм в России: Власть и массы.- М., 1997. 5. Петрушин, А. Сокровища епископа Гермогена. //Родина. - 2003. - № 4. 6. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. Деникин, Юденич, Врангель. - М., 1991. Date: 2015-12-13; view: 523; Нарушение авторских прав |