Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: социалистические культурные преобразования





План

1. Ленинская концепция культурной революции.

2. Очевидцы 20-30-х годов о культурной революции в Кузбассе.

3. Политика советской власти в отношении отечественной интеллектуальной элиты.

4. Мнимые и действительные достижения культурной революции в СССР в свете формационной теории К.Маркса и цивилизационной теории А.Тойнби.

По первому вопросу выяснить:

· Ленинскую интерпретацию культурной революции, имевшей цель воспитание нового человека, человека в котором доминируют общественные (государственные) и интернациональные интересы над личными и национальными.

· Ленинское положение о бескомпромиссности в борьбе с буржуазной идеологией.

· Установку XIII съезда ВКП(б) (1924 г.) на ликвидацию неграмотности населения в качестве основного звена в проведении культурной революции, на развитие сети клубов, изб-читален.

По второму вопросу установить мнение очевидцев 20-30-х годов по вопросам:

· Эффективности, с их точки зрения, работы ликбезов.

· Дифференцированного отношения крестьян к образованию в зависимости от качественного уровня своих хозяйств (бедняков, кулаков, середняков).

· Причин пассивного отношения крестьян к работе изб-читален, клубов.

· Значения в доколхозной жизни крестьян старинной праздничной обрядовости и причин её утраты.

· Отношения крестьян к священникам и религии в целом, причин и последствий политики советской власти в отношении религии.

· Динамику образованности крестьян в 30-50-е годы (они научились писать и читать, но стали ли они образованнее?).

· Причин роста пьянства, воровства, тунеядства, негативизма к старшим.

По третьему вопросу изучить:

· Трактовку понятия интеллигенции, как страты российского общества конца XIX в., представители которой отличались образованностью, нравственностью и высокой гражданственностью.

· Причины большевистских гонений на интеллигенцию, как носительницу «буржуазной» культуры.

· Методы преследования интеллигенции в виде заложничества, изолировании в специальные лагеря (Соловки), насильственного выселения за пределы страны («философские пароходы» 1922 г.), физического истребления священников и офицеров.

· Фальсификацию «Шахтинского дела» (1928 г.), дела «Промпартии» (1930 г.), дела «Крестьянской партии» (1931 г.) с целью формирования воспитания советских людей негативизма и отчужденностью к интеллигенции.

· Политику подготовки специалистов из рабочих и крестьян, при резком ограничении доступа к образованию из «буржуазных элементов» (к которым отнесли детей интеллигенции).

· Репрессии священников, творческой и научной интеллигенции, военных и хозяйственных специалистов, как закономерный результат монополии коммунистической идеологии.

· Отрицательное влияние на духовность нации «оккупационной» политики уничтожения культовых храмов, икон, разграбление 100 тыс. помещичьих имений с их библиотеками, картинами, реализации практики выплаты зарплаты чиновникам конфискованными ювелирными изделиями и переплавки произведений ювелирного искусства в лом (для внешней торговли).

· Специальные постановления ЦК ВКП(б) 1946-48 г. в области литературы, драматургии, музыки, языкознании, экономики, философии, биологии, медицины, ставившие людей науки и искусства в полную зависимость от идеологических установок коммунистической партии.

· Воспитание в интеллигенции чувства всепоглощающего страха за слово, которое может быть интерпретировано властью за «контрреволюционное проявление» (синдром красных флажков, поэтически изображенный В.Высоцким).

По четвертому вопросу показать, что культурная революция была успешно проведена. Если её трактовать в соответствии с ленинским положением о создании нового человека. Уже первое советское поколение (к концу 50-х годов) значительно отличалось от царского. Тем более оно стало непохожим на своих предков к концу социализма (1991 г.) сл. чертами:

· Работать плохо уже не считалось безнравственным.

· Приворовывание стало обыденностью.

· Пьянство превратилось в образ жизни очень многих граждан.

· Хамство стало нормой сначала для большевистских вождей, не имевших достойного образования и воспитания, затем хозяйственников («командиров производства»), чиновников, торговых работников, работников сферы быта. Потом очередь дошла до учителей и даже врачей.

· Массовое хулиганство и даже убийство на бытовой почве стали заурядным явлением.

· Народные традиции и обычаи не соблюдались.

· Бескорыстная взаимопомощь друг другу (воспитанная общиной) стала редким явлением.


· Родственные связи даже на семейном уровне резко ослабли.

· Неуважение к старшим стало распространенным явлением.

· Доносительство друг на друга не считалось зазорным.

· Ложь и обман перестали восприниматься как постыдность.

· В элитарных слоях общества утрачено чувство чести и достоинства.

· Исчезла утонченность манер интеллигенции.

· Цинизм в отношении к государству и граждан друг другу становились нормой.

· Коррупция (в виде блата) воспринималась моральной нормой.

Понять, что такое стало возможным в связи с тем, что:

· Изменены традиционные (вековые) материальные и материальные стимулы к труду.

· Человек поставлен на грань физического выживания, вынужден, походя, воровать или приворовывать.

· Фактически запрещена религия как мощнейший канал формирования нравственности.

· Формировалось негативное отношение к старшему поколению, как будто бы носителю «буржуазных пережитков».

· Целенаправленно создавалось предубеждение против народных обычаев и традиций.

· Воспитывалось убеждение, что советскому человеку достойнее заботиться о положении негров в США и бедственной жизни индуса, чем о собственных деде, отце, брате, соседе, россиянине (в соответствии с лозунгом на национальном знамени «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).

· Интернациональная политика СССР проводилась в ущерб советскому народу.

· Циничная ложь государственных лиц и пропаганды воспитывала у граждан политический цинизм.

· Мощно, на всех уровнях жизни, поощрялось доносительство на соседа.

· Перманентное насилие государство вызывало насилие человека к человеку, хроническую привычку обманывать государство.

· В обстановке всеобщего страха перед государством, сохранившейся до 1989 г., формировалась ущербная личность, с почти нулевым уровнем гражданственности.

Подчеркнуть, что большие достижения советских людей в области литературы, музыки, хореографии кинематографии, изобразительного искусства стали возможны благодаря таланту и творческому потенциалу россиян, проявились не благодаря руководящей деятельности КПСС, а вопреки её установкам. Вопреки репрессиям. Вопреки страху. Вопреки волюнтаризму вождей.

Сделать вывод, что ликвидация неграмотности населения, преподносимая советской историографией в качестве главного показателя успеха культурной революции, не могла компенсировать утрату традиционных каналов духовного формирования личности (религиозного и народных обычаев). Для подавляющей массы народа умение читать использовалось властями лишь в качестве информационно-пропагандистского канала. Школьное и вузовское образование было примитивизировано, далеко не соответствовало уровню гимназий и царских вузов. Тем более, что российская интеллектуальная элита покинула страну в начале 20-х годов. Кризис культуры, торможение отечественной науки, а то и их деградация, стали неизбежны.

Темы рефератов:

1. Реформирование российской образовательной системы в советское время.

2. Роль советской литературы и искусства в формировании «нового человека».

Литература (основная):

1. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003.

2. Кушникова, М., Тогулев, В. Плач золотых звонниц. - Кемерово, 1997.

3. Лопатин, Л.Н. Кузбассовцы при социализме. Как мы жили.- Кемерово, 1996.

4. Лопатин, Л.Н., Лопатина, Н.Л. Социализм глазами современников. - Кемерово, 1996.

5. Лопатин, Л.Н., Лопатина, Н.Л. Антилиберализм и либерализм в Кузбассе. - М., 2003.

6. Лопатина, Н.Л. Коллективизация 30-х годов ХХ века и её влияние на изменение социокультурного облика российской деревни (по воспоминаниям очевидцев). - Кемерово, 2005.

7. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006.

8. Хоскинг, Джефри. История Советского Союза 1917-1991. - М., 1995.

Литература (дополнительная):

1. Карр, Э. История Советской России. - М., 1990.

2. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до Великой Победы.- М., 2002.

3. Миронов, Б. Семья семье рознь. Российское общество в зеркале семейных отношений. //Родина. - 2001. - №8. - С.60 - 66.

4. Янковская, Г. «Коекакеры». Повседневная жизнь художников сталинской эпохи. //Родина. - 2003. - №7.

 







Date: 2015-12-13; view: 457; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию