Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: эпоха нового времени. Начало Российской





Дневной формы обучения.

Составители:

Л.Н.Лопатин,

М.И.Агибалова,

Н.Л.Лопатина,

А.Н.Чернышев

 

Рассмотрены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № 2 от 19.09.07 г.

Рекомендованы к печати

факультетским методическим советом

стоматологического факультета

Кемеровской Государственной

Медицинской Академии

от 18 октября 2007 г.

 

Рецензент:

 

кандидат философских наук,

доцент КемГМА Косачева В.И.

 

 

Кемерово 2008

 

 

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX – XXI вв.) студентам КемГМА

дневной формы обучения.. Л.Н.Лопатин, М.И. Агибалова, Н.Л.Лопатина, А.Н.Чернышев – Кемерово, 2008, 48 с.

Методические рекомендации по курсу «История России» для студентов дневной формы обучения Кемеровской государственной медицинской академии подготовлены в соответствии с государственным стандартом РФ по высшей школе. В рекомендациях представлен перечень тем и вопросов по курсу «История России». Даны рекомендации по изучению, предложены темы рефератов, минимальный информационный материал по каждой теме курса. Рекомендованный список литературы ориентирован, в том числе и на наличие ее в читальном зале гуманитарных наук библиотеки КемГМА.

 

Рецензент:

кандидат философских наук, доцент КемГМА Косачева В.И..

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ И МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

План

1. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.

2. Характеристика цивилизационного развития мира.

3. Место России в системе мировых цивилизаций.

4. Некоторые особенности цивилизационного развития России. Вопрос о достойности Ответа России на Вызов истории (по А.Тойнби).

По первому вопросу выяснить:

· Определение истории (по В.Ключевскому).

· Методологию и теорию исторической науки.

· Сущность, формы, функции исторического знания.

· Методы и источники изучения истории.

· Понятие и классификацию исторического источника.

· Особенность советской историографии.

По второму вопросу следует знать:

Содержание понятия «цивилизация» и основные её признаки, определение цивилизации, данное английским историком и философом А.Тойнби («цивилизация есть равновесие в развитии материальных и духовных сторон жизни»).

Основные концепции цивилизационного подхода к истории.

Характеристику истории как многовариантного и многолинейного процесса.

Типы цивилизаций. Основные признаки древневосточных, античных и древнезападной цивилизаций, их преемственность.

Характеристику современных локальных цивилизаций. Три типа их развития, сходство и различия:

а) непрогрессивные формы существования;

б) восточного типа, (исламская, латиноамериканская, индийская, дальневосточная);

в) современная западная.

· Концепцию конфликта цивилизаций. Террористический ислам как реакция на глобальные тенденции модернизации и как средство радикального переустройства мира

· Перспективу цивилизаций. Возможно ли создание мировой цивилизации на базе европейской?

По третьему вопросу выяснить:

· Точки зрения «западников», «славянофилов», «евразийцев» на место России в цивилизационном мире.

· Основные цивилизационные ступени в истории России:

а) IX-XII вв. – относительная синхронность развития Руси и Западной Европы. Киевская Русь – европейское государство.

б) XIII-XVII вв. – период изоляции России от Европы, столкновения, синтеза двух цивилизаций – Востока и Запада.

в) XVIII-XIX вв. – дрейф России в сторону Европы, перенимание, копирование Европы в экономической, политической и культурной сферах, хотя и не совсем удачно.

г) ХХ в. – век отхода России от цивилизации, неудачного эксперимента с социализмом, когда усилились восточные черты (государственная форма собственности, неограниченная власть номенклатуры, беззаконие).

д) Конец ХХ в. – возврат на общецивилизационный путь развития, «дрейф» в сторону Европы. Будет ли Россия точной копией современных стран Запада?

По четвертому вопросу показать роль географического фактора, повлиявшего на формирование российской цивилизации:

· Что включает в себя понятие «географический фактор» России? (по В.Ключевскому)?

· Какое значение для славян было их нахождение на географическом перекрёстке цивилизаций (Восток – Запад)?

· Что означает выражение Н.Бердяева: «Русь была «ушиблена ширью»?

· Как соседство кочевых племен отразилось на истории России?

· Как суровые климатические условия повлияли на жизнь россиян?


· Почему географическое положение диктовало и принуждало к образованию огромного государства с жесткой централизацией?

· Каковы отрицательные последствия широкомасштабной колонизации?

· Как географический фактор повлиял на формирование российского менталитета?

· Означают ли всё это, что Россия «отсталая», «немытая», «варварская» страна?

· В чем причина устойчивости мифов об отсталости России?

· Насколько достойно русские пассионарии (по Л.Гумилеву) давали Ответ на Вызов истории (по А.Тойнби)?

· В какое время и насколько Россия «вписывалась» в европейскую схему общественно-экономических формаций (по К.Марксу)?

· Почему проблема цивилизационной оценки России носит не только теоретический, но и практический характер?

Темы рефератов:

1. Мифологизация истории в советской историографии.

Литература (основная):

1. Бердяев, Н. Судьба России - М., 1996.

2. Тойнби, А. Постижение истории - М., 1991.

3. Ключевский, В. Полный курс лекций. - М., 1997. - Кн.1

4. Лопатин, Л.Н., Лопатина, Н.Л. Антилиберализм и либерализм в Кузбассе. - М., 2003 г. (Предисловие).

5. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс лекций. - Томск, 2006.

6. Семеникова, Л. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

Литература (дополнительная):

1. Всемирная история (под ред. Поляка) - М., 1997.

2. Гайдар, Е. Государство и эволюция. Гл. 1. - М., 1995.

3. Пайпс, Р. Россия при старом режиме. Гл.1, 11. - М., 1993.

4. Сергеева, А. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность - М., 2006.

5. Хачатурян, В. История древних цивилизаций. - М., 1996.

6. Яковец, Ю. История цивилизаций. - М., 1997.

 

ТЕМА: КИЕВСКАЯ РУСЬ (X-XII вв.)

План

1. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

2. Образование Древнерусского государства

3. Политический и экономический строй Киевской Руси.

По первому вопросу выяснить:

· Когда и почему происходило Великое переселение народов?

· Где «застаёт история» славян в начале первого тысячелетия?

· Куда и когда расселялись славяне?

· Культура славян. Язычество.

· Роль общины в жизни славян.

По второму вопросу усвоить:

· Понятие «государства» и государственности.

· Элементы государства.

· Проблему разделения властей.

· Понятие демократии и охлократии.

· Версию варяжского происхождения Древнерусского государства.

· Роль торгового пути «из варяг в греки» в русской государственности.

· Перемещение столицы из Новгорода в Киев.

· Временные рамки династии Рюриковичей.

По третьему вопросу знать:

· Хронологическую последовательность правления первых князей на Руси от Рюрика до Ярослава Мудрого. Краткую характеристика их деятельности.

· Систему управления и право наследования Великого Киевского престола и удельных княжеств до Ярослава Мудрого, после него и после Всеволода Большое гнездо.

· «Русскую Правду» как юридический документ.

· Формирование русской аристократии (князей, бояр) как относительно независимого от власти сословия.

· Формирование русского крестьянства как независимого класса.

· Сравнительные характеристики русской аристократии и крестьянства по сравнению с западно-европейскими.


· Принятие христианства и распространение ислама.

· Византийско-древнерусские связи.

· Восприятие Западом Киевской Руси как равного государства.

· Память истории о Владимире Мономахе и Андрее Боголюбском.

Темы рефератов:

1. Культура славян.

2. Особенности славянской общины.

3. Медицинская практика в Киевской Руси.

Литература (основная):

1. Гумилев, Л. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989

2. История России. Учебник для вузов (под ред. Зуева М. и Чернобая А.) - М., 2003.

3. Ключевский, В. Полный курс лекций. - М., 1997. - Кн. 1.

4. Семеникова, Л. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

5. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. - Томск, 2006

Литература (дополнительная):

1. Арцибашева, Т. Славяне, русы, варяги – кто они? //Вопросы истории. – 2004. - № 4.

2. Заичкин, И., Толкаев, И. Русская история. Популярный очерк. - М., 1992.

3. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. - М., 2002.

4. Карамзин, Н. История государства российского. - М., 2003. - Т. 1.

5. Кондаков, И. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

6. Культура России: смысл, символы, ценности. Учебное пособие - Томск, 1996.

7. Левин, И. Двоеверие и народная религия в истории России. - М., 2004.

8. Лихачев, Д. Культура Руси. - Киев, 1990.

9. Рыбаков, Б. Язычество древних славян. - М., 1994.

10.Сахаров, А. Древняя Русь на путях к «Третьему Риму». - М., 2006.

11. Семенихина, Л. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

12.Соловьев С. История России с древнейших времен. - М., 2001. -Т.1.

13. Христианство и Русь. - М., 1997.

14. Янин В. У истоков новгородской государственности.// Отечественная история. - 2000. - №6.

 

ТЕМА: РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (втор. половина XII – пер. половина XV вв.)

План

1. Причины распада Киевского государства и основные направления миграционных потоков его жителей.

2. Этнокультурные, экономические и политические особенности в основных политико-географических центрах компактного проживания русских в:

а) Литве,

б) Великом Новгороде,

в) Верхневолжской Руси.

3. Русь между Западом и Востоком. Критика односторонней трактовки роли «татаро-монгольского ига».

По первому вопросу:

· Перечислить основные причины распада Киевского государства, показав объективный характер и подчеркнув непричастность в этом процессе монголо-татар.

· Указать три направления миграции от Великой степи.

По второму вопросу рассмотреть:

· Историю Литовского государства в XIII-XIY вв., как государства на 70% русского (по С.Платонову, который считал, что «Литва была вполне русским государством»).

· Узость решения религиозного вопроса в унитарном государстве Литва-Польша.

· Экономические особенности Великого Новгорода как типично западного государства.


· Политические особенности Великого Новгорода, опережающие западную государственность (кроме Генуи, Венеции).

· Ассимиляционные процессы в Верхневолжской Руси, приведшие к формированию нового антропологического типа русских (великоросса).

· Отличительные особенности формирования великих и удельных княжеств в Северо-Восточной Руси.

· Дезинтеграционные типично феодальные процессы и их влияние на культуру Удельной Руси.

По третьему вопросу проанализировать:

· Вызов Запада и отражение русскими княжествами натиска рыцарей-крестоносцев (Ледовое побоище, Грюнвальдская битва).

· Вынужденный Ответ на Вызов Востока и виде монголо-татарского нашествия.

· Влияние монголо-татарского ига на русскую аристократию (татарофильская политика в ХШ – первой половине ХIV вв. и антитатарская политика в первой половине ХIV - ХVвв.), крестьян и ремесленников.

· Отличительные особенности в оценке «татаро-монгольского ига» русскими историками XIX в. (Ключевский, Соловьев), советскими историками (кроме Платонова и Гумилева).

· Экзотичность или научность концепции современных историков Фоменко и Носовского о Золотой Орде как собственно русском государстве.

· Оценку исторических последствий ига с точки зрения темпов исторического развития; цивилизационного слома; разрушения производительных сил (упадок городов, многих ремесел, утечка серебра); увеличения холопства; исчезновения веча; становления деспотизма; упрочения церкви и княжеской власти; ухудшения международного положения.

Темы рефератов:

1. С.Ф.Платонов о Литве как русском государстве.

2. Л.Н.Гумилёв о монголо-татарском иге.

3. Культура Руси XII-XV веков.

Литература (основная):

1. Гумилев, Д. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

2. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003.

3. Платонов, С. Лекции по русской истории. - М., 1993.

4. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006.

Литература (дополнительная):

1. Вернадский, Г. Монголы и Русь. - М., 2001.

2. Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М., 1994.

3. Горский, А. «Здесь конец нашему рабству». Когда Москва освободилась от власти Орды.//Родина. – 2003. - № 11. - С. 98 -105.

4. Карамзин, Н. История государства российского. - М., 2003. -Кн. 2.

5. Ключевский, В. Полный курс лекций. - М., 1997. - Кн.1.

6. Кучкин, В. Русь под игом: как это было? - М., 1991.

7. Соловьев, С. История России с древнейших времен. - М., 2001. - Т. 3.

8. Филюшкин, А. Сказки о Литалии. Легендарные родословия великих князей Литовских и русских. //Родина. – 2003. - № 11. - С. 51 - 54.

 

ТЕМА: РОССИЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ПЕРВЫХ ШАГОВ САМОДЕРЖАВИЯ (XV-XVI вв.)

План

1. Выдвижение Московского государства в качестве политического центра Северо-Восточной Руси. Иван I (Калита).

2. Специфика становления единого русского государства. Иван III. Василий III

3. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России (Избранная Рада. Опричнина).

По первому вопросу показать:

· Соотношение объективного и субъективного факторов в выдвижении Москвы в качестве объединительного центра.

· Роль Ивана Калиты в упрочении московской династии.

· Татарофильская политика московских князей.

· Значение Куликовской битвы (1380) в объединении русских земель.

По второму вопросу изучить:

· Полицентрический характер объединительного процесса. Русь Литовская и Тверь как возможные субъекты объединения русских земель.

· Различие объединительных процессов на Руси и в Европе (Соотношение политического и экономического факторов).

· Союз великокняжеской власти с церковью. Его роль в ходе борьбы за объединение русских земель.

· Роль Сергея Радонежского.

· Роль Ивана Ш в переходе от политики удельной к политике национальной.

· Судебник Ивана Ш – первый свод законов единого государства.

· Подлинное и мнимое значение положения Судебника о «закрепощении крестьян».

· Систему управления при Иване Ш. Складывание классической модели восточной деспотии: абсолютная власть с опорой на служилое сословие при доминировании государственной формы собственности. Власть как продолжение права собственности.

· Введение государственного церемониала и этикета. Атрибуты государственной власти.

· Постулат о Москве – третьем Риме и центре православного мира. Религиозная изоляция Московского государства.

По третьему вопросу показать:

· Отличие единого государства от централизованного.

· Пережитки феодальной раздробленности, мешавшие централизации: а) местничество; б) сохранение уделов (два слоя московского боярства к началу XVI в); в) феодальное ополчение.

· Два периода царствования Ивана IV (1-й период (1547-1564гг.) – создание сильного централизованного государства, структурные реформы; 2-й период (1565-1584гг.) - неограниченная власть, террор и насилие.

· Сущность и содержание структурных реформ, проводимых «Избранной Радой» (созыв первого в истории России Земского Собора (1549г.) - всесословного, совещательного, временного органа; установление в России сословной монархии; Судебник 1550г.; ограничение власти наместников; создание системы специализированных (по отраслям) приказов; реформа местного самоуправления; военная реформа; церковная реформа (Стоглав 1551 г.).

· Введение опричнины (1565г.): раздел государства на две части (земскую и «опричь»); специализированное войско (госполиция); насилие; государственный террор.

· Против кого более всего была направлена опричнина?

· Была ли альтернатива опричнине?

· Оценка опричнины в исторической литературе (Карамзин Н.,

Соловьев С., Ключевский В., советская и российская историография).

Темы рефератов:

1. Медицина, врачевание и особенности ухода за больными в Московской Руси.

2. Культура средневековой Руси.

Литература (основная):

1. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003.

2. Карамзин, Н. История государства российского. - М., 2003. - Кн. 1.

3. Ключевский, В. Полный курс лекций. - М., 1997. - Кн. 1.

4. Пайпс, Р. Россия при старом режиме. Гл.III, IV. - М., 1993.

5. Платонов, С. Лекции по русской истории. - М., 1993.

6. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006.

Литература (дополнительная):

1. Борисов, Н. Иван III - М., 2000.

2. Бушуев, С., Миронов, Г. История государства российского. - М., 1999. - Т. 2.

3. Вернадский, Г. Московское царство. - М., 2001.

4. Горский, А. О происхождении «холопства» московской знати. //Отечественная история. - 2003. - №3.

5. Гумилев, Л. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

6. Зимин, А. Россия на рубеже XV-XVI столетий: очерки социально-политической истории. - М., 1992.

7. Сахаров, А. Древняя Русь на путях к «Третьему Риму». - М., 2006.

8. Сахаров, А. Исторические особенности развития государственности в Московской Руси. //Отечественная история. – 2000. - № 5. - С. 187

9. Соловьев, С. История России с древнейших времен. - М., 2001. - Т.3.

10. Юрганов, А. У истоков деспотизма. История Отечества - М., 1991.

 

ТЕМА: НАЧАЛО ПЕРЕХОДА К АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVII в.)

План

1 Социокультурные, экономические и политические последствия правления Ивана Грозного.

2. Смута как социальная катастрофа.

3. Первые Романовы. Оформление крепостного права и начало становления абсолютизма в России.

По первому вопросу показать в «постивановской» России:

· Падение экономики.

· Падение нравственности.

· Рост преступности.

· Обострение классовой борьбы (восстание Хлопка).

· Нестабильность государственности в условиях решения проблемы соотношения власти и общества в пользу государства.

· Прекращение династии Рюриковичей.

· Оформление рабской покорности аристократии к царской власти как следствие террора и подрыва вотчиной собственности.

По второму вопросу изучить:

Характерные черты русских Смут (1598-1613 гг.; 1917 – 1922 гг.; 1990-х годов).

Три периода первой Смуты: годуновский (1598-1605гг.); самозванский (1605--1609гг.); польской интервенции (1610-1613гг.).

· Правление Федора Ивановича.

· Правление Бориса Годунова как реформатора.

· Самозванство как исторический феномен.

· Попытку поляков через Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, скрытую и открытую интервенцию реализовать упущенный шанс XV века о присоединении земель Северо-Восточной Руси.

· Историю второго народного ополчения и освобождение Москвы.

· Земский Собор 1613 г., воцарение Романовых.

По третьему вопросу раскрыть:

Политические портреты Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Ликвидацию интервенции и потерю выхода в Балтийское море.

Стабилизацию экономики, появление первых мануфактур, расширение домашних промыслов, специализацию районов страны как основы формирования единого, всероссийского рынка.

Содержание «Соборного Уложения» 1649 г. Окончательное оформление крепостного права.

Критику концепции об «извечном рабстве» русского крестьянина.

Ликвидацию представительных органов власти (Боярской Думы, Земских Соборов).

Сожжение «Разрядных книг» как сокрушительный удар по боярству и как непоправимая катастрофа для источниковедения по Древней и Средневековой Руси.

Никоновский церковный раскол и русская культура.

Начало перехода от средневековой культуры, преимущественно религиозной, к культуре нового времени – светской.

Принятие Украины в состав России.

Темы рефератов:

1. Никоновский раскол. Какую культуру мы потеряли?

2. История закрепощения российских крестьян. Критика концепции об «извечном рабстве» русских.

Литература (основная):

1. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003.

2. Ключевский, В. Полный курс лекций. - М., 1998. Кн. 2.

3. Платонов, С. Лекции по русской истории. - М., 1993

4. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006.

Литература (дополнительная):

1. Бушуев, С., Миронов, Г. История государства российского. - М., 1999. - Т. 2.

2. Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М.,1994.

3. История династии Романовых – М., 1991.

4. Заичкин, И., Толкаев, И. Русская история. Популярный очерк. - М., 1992.

5. Нефедов, С. Первые шаги по пути модернизации России: реформы середины ХVII века. //Вопросы истории. – 2004. - № 4.

6. Петрухинцев, Н. Причины закрепощения крестьян в конце ХVII в. //Вопросы истории. - 2004. - № 7.

7. Попов, Г. Как Россия выходила из смуты. //Аргументы и факты. - 2003. - № 19.

8.Скрынников, Р. Лихолетье. - М., 1998.

9. Скрынников, Р. Россия в начале ХVII века «Смута». - М., 1988.

10. Станиславский, А. Гражданская война в России ХVII в. Казачество на переломе истории. - М., 1990.

 

 

ТЕМА: ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ. НАЧАЛО РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ (XYII и XYIII вв.)

План

1. Несовпадение российских реформ XVII и XVIII вв. с цивилизациоными процессами в Западной Европе.

2. Реформы Петра I.

По первому вопросу показать?

Реформы XVII - XVIII в. как Ответ на Вызов истории, как отражение логики мирового исторического развития, как попытка России осуществить модернизацию в условиях феодализма.

Сущность процессов Нового времени в Западной Европе под влиянием Великих Географических открытий и промышленного переворота:

а) расширение внутреннего и внешнего рынка как толчка для развития производительных сил;

б) замена цеховой организации на мануфактурную, а затем фабричную;

в) раскрепощение работника и утверждение наёмного труда;

г) замена собственности феодальной на предпринимательскую;

д) формирование представительной власти и введение элементов демократии.

Сущность основных направлений деятельности Романовых (от Михаила до Петра I включительно):

а) закрепощение работника (в том числе и в промышленности: приписные крестьяне);

б) отмена представительной власти и оформление самодержавия;

в) укрепление феодальной собственности в виде поместного землевладения;

г) превращение пассионариев неаристократического происхождения в дворян и консервация через них феодализма (ещё на 150 лет).

· Два взгляда («западников» и «славянофилов») на реформы Петра I в качестве достойного или недостойного Ответа на Вызов истории (по А.Тойнби).

По второму вопросу изучить:

· Формирование личности Петра I под влиянием «бурного детства», «потешных игр», самообразования, контактов с московскими иноземцами (как правило, авантюристами) и поездки инкогнито за границу.

· Значение Северной войны (1700-1721 гг.) в реформировании России. Превращение России в империю в результате победы над Швецией.

· Складывание абсолютной монархии. Её опора на бюрократию, армию и органы политического сыска.

· Содержание, методы проведения петровских реформ: военной, народно-хозяйственной, сословной, государственного управления, просвещения, церковной, в сфере русской культуры и быта.

· Табель о рангах.

· Петровское насилие в экономической области: приписные крестьяне; подушная подать, экзотические налоги, отработочная повинность, принудительное предпринимательство, ужесточение крепостного права.

· Политика этатизма и насилия как главный стержень петровских преобразований.

· Отношение к Петру I его современников (как Антихристу).

· Отношение к Петру I потомков в XIX и в XX вв.

Темы рефератов:

1. Медицинская практика на «петровской» Руси.

2. Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» через петровский «Табель о рангах».

Литература (основная):

История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003.

Ключевский, В. Полный курс лекций. - М., 1998. - Кн. 2.

Павленко, Н. Петр Великий. - М., 1990.

Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006.

Литература (дополнительная):

1. Алексеева, Е. Использование европейского опыта управления государством при Петре I //Вопросы истории. - 2006. - № 2.

2. Анисимов, В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

3. Валишевский, К. Петр Великий. - М., 1995.

4. Волкова, И. Военные строительства Петра I и перемены в системе социальных отношений в России //Вопросы истории. – 2006. - № 3.

5. Гайдар, Е. Государство и эволюция. Гл.11. Разд. 5., - М., 1995.

6. История династии Романовых. - М., 1991.

7. История России с начала ХVIII до конца ХIХ века. (под ред. Сахарова А.) - М., 2006.

8. Писарькова, Л. Российская бюрократия в эпоху Петра I //Отечественная история. - 2004. - № 1. - № 2.

9. Соловьев, Е. Петр Великий и русская историческая мысль ХIХ - нач. ХХ вв. //Отечественная история. - 2006. - № 4.

 







Date: 2015-12-13; view: 553; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.089 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию