Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Песня про татарский полон⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55
Бытовые песни. Но, не менее интересными были песни, в которых говорилось о повседневных событиях из жизни человека. Такие песни называют бытовыми. К ним причисляют лирические, колыбельные, трудовые песни. Лирические песни рассказывали о безответной любви, женской судьбе, о долгой разлуке, о мечтах и думах русского человека: «Не шуми, мати зеленая дубравушка, не мешай мне, добру молодцу, думу думати». Колыбельные песни часто звучали, когда мама укладывала ребенка спать. В них часто повторяются слова, мелодические обороты, которые успокаивают и укачивают младенца. Подрастая, он начинал понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни. Каждый из вас может вспомнить колыбельную песню, или даже красиво ее исполнить, но так, чтобы не разбудить дитя. «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, через киску упадет!» Трудовые песни. Трудовые песни помогали русскому человеку успешно трудиться. Их исполняли во время труда:
Праздничные песни. Русский человек умел не только хорошо трудиться, но и отдыхать. В это время звучали праздничные песни, которые очень часто имели шуточное содержание. И сейчас, услышав веселые слова праздничных песен, человек улыбается: «Я с комариком плясала». ??? 1. Расскажи историю возникновения исторической песни. 2. О чем повествуют бытовые и праздничные песни? *5* Духовная музыка Духовная музыка. Музыкальная культура Древней Руси до семнадцатого века состояла из народной и духовной музыки. Главным жанром народной музыки была песня. Музыка, которая звучала в храмах, называлась духовной музыкой. Она призывала человека совершать хорошие поступки и является источником самого прекрасного, что есть в музыкальном искусстве. «Царицын хор». В десятом веке князь Владимир изменил судьбу Руси. Он и его люди приняли новую веру – христианство. Но он изменил и свою судьбу. Привез на Русь новую царицу из страны, которую называли Византия. Чтобы царице не было скучно на новой Родине, вместе с ней прибыли не только царские наряды, книги, предметы быта, но и три певца. Неужели на Руси не умели петь? Конечно, умели, но в новых храмах должна звучать другая музыка. Новым песнопениям и стали учиться русские певцы, а хор из первых трех византийских певцов на Руси стали называть – «Царицын хор». Церковные песнопения. Церковные песнопения, первоначально одноголосные, без имен авторов доставляли людям высшую радость. Все мелкое, незначительное отступало перед этой музыкой, напоминающей о душе и предназначении человека. Все песнопения записывались не нотами, а особыми знаками – знаменами. Каждый крюк имел свое название, появившееся из простонародной бытовой речи. Например: дуда, крюк, паук, стрела. Иван грозный – русский песнетворец. Одним из лучших литераторов и песнетворцев на Руси в шестнадцатом веке был царь Иван Васильевич Грозный. О нем писали: «… Муж чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, к ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен». Именно он составил тропарь (песнопение), погибшему Великому князю Михаилу Черниговскому. ??? 1. Что такое «Царицын хор», знамена? 2. Расскажи об Иване Грозном.
*6* Колокола на Руси Колокольный звон. В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события. В колокольных перезвонах могли участвовать одновременно до 74 колоколов. Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов в одном из учебных сочинениях описал колокольный звон Москвы: «Москва не есть обыкновенный город, каких тысячи. У нее есть своя душа, своя жизнь. Каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, поэта и патриота!... Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена… и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму.… О, какое блаженство внимать этой неземной музыке!». Изготовление колоколов. Изготавливали колокола особые люди, колокольные мастера. За свою жизнь колокольный мастер мог отлить не более 20 колоколов. Каждому колоколу давалось свое имя. По имени дарителя колокола или по значительному историческому событию. По характерной особенности звона… Гаврила, Георгий, Лебедь, Царь-колокол, Ревун, Баран, Золотой…. Отливался колокол из меди с добавлением серебра, олова, железа. И у каждого мастера был свой, неповторимый секрет изготовления. Вес колоколов был различный. Самым большим является царь-колокол, который весит 205 тон. Каждая часть у колокола имеет свое название: «язык», «ухо», «голова», «серьга». Колокол из Углича. С колоколами иногда происходят удивительные истории. Так, в русском городе Углич в храме Димитрия-на-крови сейчас показывают набатный колокол. В него зазвонили, увидев убитого царевича Дмитрия, чтобы созвать угличан. Колокол был сброшен с колокольни. Ему оторвали «ухо», «язык» и били плетьми. Потом отправили в ссылку в Тобольск. Туда угличане целый год несли его на своих плечах. В ссылке колокол пробыл 300 лет. И только в 1892 году был возвращен в родной город. Колокола появляются и сейчас. 11 апреля 2004 года в Троице-Сергиевской лавре (под Москвой) зазвучал самый большой из современных колоколов. Вес его 72 тонны. ??? 1. Перескажи историю колокола из города Углич. 2. Почему к колоколу относились как к человеку? 3. Что М.Ю.Лермонтова привлекало в московском «гимне» колоколов?
*7* Древнерусские театрально – музыкальные представления «Пещное действо». В настоящее время нам известны лишь некоторые названия древнерусских спектаклей. Жители русских городов разговаривали на древнем русском языке, который отличался от современного русского языка. Слово печь произносилось как пещь. Слово спектакль звучало еще более странно – действо (значит действовать). Одно из самых любимых театрально-музыкальных представлений имело название – «пещное действо». Представление проходило в храме один раз в году. Спектакль рассказывал о трех мальчиках, которые не послушались царя. За это их решили казнить. Но они чудесным образом остались живы. Во время спектакля, храм освещался лишь свечами, и были слышны лишь красивые голоса певцов. Спектакль очень нравился зрителям. Вертепный кукольный театр. Другими любимыми народными представлениями были кукольные спектакли. Их разыгрывали кукловоды – скоморохи. С собой они носили большой деревянный ящик (разделенный на два яруса), в котором все было подготовлено для двух спектаклей. Один спектакль рассказывал зрителям об истории появления младенца Иисуса Христа в пещере (пещеру ранее называли вертепом), а другой спектакль повествовал о чудесном спасении младенца от смерти и жестокости царя Ирода. Все это театральное представление получило название: вертепный кукольный театр. Писатели о кукольном театре. Особым успехом пользовался вертеп у детей. «Никакая лучшая пьеса, разыгранная теперь в театре, не доставляла такого удовольствия, какое доставлял нам вертеп», - вспоминала о детских годах писательница К. А. Авдеева. У критика и драматурга девятнадцатого века Н.А. Полевого читаем: «Все, что разыгрывалось в вертепе, было хорошо известно и видено не один раз! Но – такова сила театра! – представление вновь заставляло плакать, когда звучал приказ об избиении младенцев, негодовать от жестокости вифлиемского тирана, задумываться над диалогом Ирода со смертью («Кто же может убежать в смертный час!»). Радоваться и одновременно ужасаться сценам ада, чертям, которые забирали Ирода в преисподнюю. Вторая половина представления сопровождалась дружным хохотом: смеялись над вдовой Ирода, мгновенно переходившей от горьких слез к веселью и пускавшейся в пляс вместе с генералом; смеялись над слугой с его грубыми, но остроумными шутками, над тем, как он обманывал барина». ??? 1. Перечисли названия древнерусских спектаклей. Объясни названия спектаклей. 2. Перескажи содержание «Пещного действа», «Вертепных кукольных спектаклей». 3. Подумай, и определи: какие из древнерусских спектаклей мы можем отнести к народному творчеству, а какие к духовному?
Этот раздел книги познакомит: -с некоторыми особенностями графики как вида искусства; -с творчеством русских графиков: Н. Рушевой, В. А. Фаворского; -с некоторыми особенностями сказочно-мифологического и бытового жанров; -с творчеством русских художников живописцев: В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева.
Графика……………………………………….16 Книжная иллюстрация……………. ……….17 «Рождение» печатных книг и гравюр……..18 Плакат……………………………………….....21 Сказочно-мифологический жанр…………...22 Главная картина В. М. Васнецова……….....23 Бытовой жанр…………………………………25 «Масленица»…………………………………..26
*8* Графика Графика. Каждый из вас рисовал – для дела и просто так, на чем угодно и как угодно. Но, если рисунок делает на специальном листе художник, то возникает произведение особого вида изобразительного искусства – графика. Слово это греческое и обозначает: пишу, черчу, рисую. К графике мы можем отнести рисунок, сделанный в основном на картоне, бумаге, а также рисунок, который выполнен углем, пером и воспроизведенный с помощью специальных приспособлений. Особенности графики. Главным инструментом художника – графика является всем знакомый карандаш. Рисунок художники создают при помощи угля, пастели, туши, чернил, акварели, гуаши, фломастеров. Очень часто графика бывает черно-белой. Но нередко художник использует цветную графику. Основными выразительными средствами графики являются: линия, штрих, точка, пятно, силуэт, свет и тень. Произведения графики. К произведениям графики принято относить рисунки, наброски, зарисовки, гравюры, книжные иллюстрации, этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты. Мир знает немало имен художников - графиков: И. Репин, В. Серов. Среди них имя художницы – Нади Рушевой.
Она очень рано умерла, оставив около десяти тысяч рисунков. Работы Нади Рушевой производят впечатление чего-то необыкновенного, смелого, даже дерзкого, но привлекательного. Это источник радости для тех, кто их увидит. Академик Д. С. Лихачев писал о творчестве юной художницы: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше». ??? 1. Что такое графика? Перечисли известные тебе произведения графики. 2. Перечисли выразительные средства графики.
*9* Книжная иллюстрация
Иллюстрация. По мнению великого русского поэта Н.А. Некрасова, «иллюстрированный век» настал в русской литературе в середине девятнадцатого века. Рисунок, который помогает понять текст в книге, все чаще встречается в книгах. Иллюстрации помогают читателю лучше понять происходящие события, записанные в книге. Но иллюстрации (рисунок, который сопровождает текст) были и до этого времени. Иллюстрации впервые появились в рукописных книгах. Рукописные книги. В девятом веке два греческих монаха Кирилл и Мефодий создали русскую азбуку. Не случайно, первая азбука называлась - кириллица. До шестнадцатого века записи делали в основном от руки. Известны летописи, в которых монах, в своей келье (комнате), записывал все значительные события, происходившие в стране по годам. Писали книги гусиным пером. Его затачивали специальным ножичком. Первоначально записи делались на пергаменте (выделанная особым образом телячья кожа) и лишь затем на бумаге. Заглавные буквы рисовали красной краской, с помощью тонкой кисточки с красной строки. В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле, о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом Про великий наш народ. Н. Кончаловская. Украшение рукописных книг. Страницы многих рукописных книг украшались небольшими рисунками – миниатюрами. Книг было немного. Их украшали золотом и серебром, а также драгоценными камнями. Создавались библиотеки. Собрание Софийского собора в Новгороде состояло из многих тысяч книг. Богатейшее книгохранилище было в Московском кремле. Ученые монахи занимались переводами и перепиской книг. Самая известная мастерская русской книги пятнадцатого – шестнадцатого века находилась в Троице – Сергиевском монастыре. Рукописные книги, записанные на бумаге, были великолепны, но создавались трудно. Монах трудился 5-7 лет. Часто книги украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Но книг было недостаточно, поэтому они были очень дороги. ??? 1. Объясни, что такое иллюстрация? 2. Кто создавал миниатюры в рукописных книгах? 3. Как создавались рукописные книги?
*10* «Рождение» печатных книг и гравюр Первая русская типография. Царь Иван Грозный с детства мечтал иметь много книг. Он знал, что в Германии их уже умеют печатать на станке, который изобрел Гутенберг. Царь выписал из немецких земель умелых мастеров и печатные станки, но их не пропустили рыцари Ливонского ордена. Тогда царь приказал построить в Москве «дом для печатания книг» и найти своих, русских мастеров, которые сумели бы печатать книги не хуже немецких. В 1553 году в самом центре Москвы на Никольской улице был построен первый печатный двор. Дом, где печатались книги, назвали типографией. Иван Федоров – первопечатник. Руководить типографией стал Иван Федоров и Петр Мстиславец. Федоров был человеком знающим, европейски образованным, монахом. В возрасте 22 лет он получил степень бакалавра в одном из лучших университетов Европы в Кракове. По указу царя Иван Федоров приступил к печатанию первой книги. В 1564 году была создана первая русская печатная книга – «Апостол». Но вместо славы ее создателей ждала не слава, а гонения. В народе ходили слухи, что печатники – колдуны, связанные с нечистой силой. Виданное ли дело печатать книги на печатной машине и однажды разъяренная толпа сожгла типографию. Печатникам пришлось тайно бежать из Москвы. В конце жизни он оказался в Львове, где скончался в нищете. Слава к нему пришла намного позднее. И сегодня в центре Москвы, у Печатного двора, что на Никольской улице, можно видеть памятник Федорову – первому печатнику России. Гравюра. Печатные книги также стали украшать рисунками – иллюстрациями. Но для того, чтобы такие рисунки получились не в одной книге, а во многих, необходимо было подготовить специальную доску. На этой доске художник – график острым инструментом вырезает рисунок. Затем устанавливает в печатный станок и на бумаге получается множество похожих отпечатков – это гравюра. Гравюра – рисунок, который создали при помощи печатной доски. Художник – график печатную доску может изготовить из различных материалов. Камень (литография) и линолеум (линогравюра). Металл (офорт) и деревянная доска (ксилография). И лишь затем художник может получить на бумаге большое количество отпечатков. В.А.Фаворский. В настоящее время мы очень часто представляем литературных героев такими, как их представил художник – иллюстратор. Одним из самых известных русских художников – графиков является Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964). Это художник – график, мастер черно – белой графики. Солнечный и пасмурный день, лето и осень, снег и дождь – черная краска в его руках изображала все, что он хотел. Его жизнь была нелегкой. Он потерял на войне двух своих сынов. Многие произведения исчезли, но, будучи серьезно больным, он продолжал диктовать свои мысли об искусстве. Среди его работ и этикетка для катушек ниток, и фаянсовая тарелка с замечательною простою росписью и прекрасные книжные иллюстрации. Поразительно, как при помощи лишь только двух цветов – черного и белого – художнику удается достичь объема и глубины. «Живая линия»- вот результат долгих поисков и истинного таланта Владимира Андреевича Фаворского.
??? 1. Кем и в каком русском городе была напечатана книга «Апостол»? 2. Что такое гравюра? Как она создается? 3. Расскажи о творчестве русского художника – графика В.А. Фаворского. *11* Плакат Плакат. С искусством плаката человечество знакомо очень давно. Каждый день мы выходим из дома, но как бы вы не спешили, большой, красочный и информационный рисунок заставит вас остановиться и внимательно его рассмотреть. Такие рисунки называются плакатами. Плакат всегда сообщает о чем-то новом, интересном: о только что вышедшем фильме, о спектакле. Плакаты могут напоминать о важнейших событиях в стране, например о больших праздниках, они могут призывать к каким-либо действиям. Рисунок плаката очень прост, в нем художник избегает лишних деталей, он должен быть ярким и выразительным. История плаката. Плакат имеет различные названия. Это: театральный, цирковой плакат, киноплакат и политический плакат. В настоящее время активно развивается искусство рекламного плаката… Основной целью плаката является информация. Было время, когда плакатами расписывались поезда и пароходы. Кукрыниксы. Признанными мастерами плаката в России являлся творческий коллектив графиков, получивший название: Кукрыниксы. В него входили: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович. Широкую известность получили их карикатуры и плакаты, посвященные Великой Отечественной войне. Они иллюстрировали произведения Ильфа и Петрова, Горького, Чехова. ??? 1. Что такое плакат? О чем могут рассказать плакаты? 3. Кто такие Кукрыниксы?
*12* Сказочно – мифологический жанр Что за прелесть эти сказки! А.С.Пушкин. Сказочно-мифологический жанр. Одной из самых любимых тем для художников является сказка. К сказочно – мифологическому жанру в изобразительном искусстве относятся картины, сюжет которых основан на событиях с участием волшебных и фантастических сил. Русская история, русский фольклор, то есть народное искусство, в конце девятнадцатого века привлекли особенное внимание и интерес. Исследователи стали всерьез изучать язык своего народа, его обычаи, историю, быт, собирать песни и сказания. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). На его полотнах ожили почти все герои русских народных сказок. В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями. «Будущая жизнь ваша принадлежит и Богу, и людям. Не познав божественного, вы не сможете быть полезными людям. Не познав человеческого, не сможете служить Богу». Эти слова ректора духовного училища на всю оставшуюся жизнь запали в душу мальчика. Самый любимый урок – рисование. Он старательно рисует…куб. Замечает все, какие тени на нем, какие от него. Но урок быстро кончается. Все ученики мгновенно исчезают из класса. Все кроме одного. Он снова и снова рисует. Заметил старательного ученика и ректор, вызвал к себе. «Священников на русской земле много, а Рублев один!» - сказал он, и благословил юношу на занятия живописью. Виктор покидает Вятку и едет учиться в Петербург в Академию Художеств. Но жилось ему в столице трудно. Денег было мало, и он работает как гравер и рисовальщик, сотрудничает с петербургскими журналами. Затем переезжает в Москву, где по его проекту строится дом. Именно в нем он прожил всю свою жизнь. Виктор Михайлович собирает старинные предметы быта, одежду, оружие.… Наверное, поэтому его герои на картинах поражают своей достоверностью. Васнецов написал много картин: «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Аленушка», «Иван царевич и серый волк», «Царь Иван Васильевич Грозный», панно для исторического музея «Каменный век», роспись Владимирского собора в Киеве…. Работал как архитектор. По его проекту выстроена церковь в селе Абрамцево, фасад Третьяковской галереи…. Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве. В доме, сохранившем почти полностью прежнюю обстановку открыт музей. ??? 1. Какие картины относятся к сказочно-мифологическому жанру? 2. Расскажи о жизни и творчестве В. М. Васнецова.
*13* Главная картина В. М. Васнецова.
. Виктор Михайлович Васнецов еще с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил и гордился ею. Неторопливые сказания о крестьянском сыне Илье Муромце, который «славен не ро дом, а подвигом», про Добрыню Никитича – «грамотою вострого, на речах разумного», про «пересмешника» Алешу Поповича и других богатырей навсегда пленили художника. Первоначальный замысел картины « Богатыри» зародился у В. Васнецова, когда он был в Париже. В 1880 году он делает первый эскиз, который восхитил художника В. Д. Поленова. Васнецов захотел подарить этот рисунок ему, но тот отказался: «Преподнесете, когда исполните картину». Но Васнецову еще предстояло 25 лет работы над этим произведением. «Богатыри». Застава. Хранители земли русской. Илья Муромец в седле сидит, как в кресле, основательно. Даже ногу из стремени вынул. Добрыня Никитич весь в напряжении, в возбуждении. Кажется, в любую секунду готов к схватке с врагом. И его конь грозно раздувает ноздри, того гляди, копытом бить начнет. Алеша Попович, на первый взгляд, тих и скромен. Даже застенчив. Но рука его стрелу-то в луке наготове держит. И конь такой же…голову склонил, вроде травку пощипать собрался, а сам готов сорваться с места в карьер в любое мгновенье. Вот такие они, три богатыря – три характера. Хранители земли русской! ??? 1. Сколько лет работал над своей главной картиной Васнецов? 2.Найди репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Внимательно посмотри на картину и попробуй составить свой рассказ о ней. Что ты можешь сказать о цветовом тоне, о сочетаниях теплых и холодных цветов.
*14* Бытовой жанр Бытовой жанр. Бытовой жанр - это изображение повседневной жизни людей. К этому жанру относят в изобразительном искусстве картины, сюжет которых основан на событиях из повседневной жизни человека. Большими мастерами бытового жанра были такие известные русские художники, как Г. Венецианов, П. Федотов, В. Перов, А. Пластов… На картинах этих художников можно увидеть людей, их обстановку, одежду, предметы быта, традиции и обычаи в жизни людей. Все изображаемое помогает раскрыть художнику внутренний мир, поступки, переживания героев своих произведений. Б.М.Кустодиев. Мастером бытового жанра был русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Уроженец Астрахани Борис Михайлович Кустодиев навсегда сохранил любовь к жизни провинции, ее людям. Ярмарки, балаганы, выставки, театральные представления. Вечерами ламповщики, передвигая лесенки, бежали от фонаря к фонарю и зажигали их. Мулла кричал в татарской части города. По утрам тянулись десятки подвод, груженных коврами, сыром, шерстью, арбузами и, конечно рыбой. Земля ломилась от осеннего изобилия, а какие купцы, купчихи!.. Тут и баба, огромная как каланча несет на коромысле связки сушеной рыбы. Старик – тащит гроздья лука, луковицы шуршат, блестя на солнце золотистыми боками.… На его полотнах запечатлены красочные базары, гуляния, пестрые вывески, а также портреты современников. Семья Кустодиевых снимала квартиру. Борис был дружен с сестрой и когда-то написал ей: Не хочу быть ленивым и нелюбопытным, не буду». В1898 году Кустодиев поступает в Петербургскую Академию Художеств в мастерскую И. Репина, который оказался человеком небольшого роста, подвижным, с хитринкой в глазах… Обучение шло успешно и Борис, в конце концов, полностью усвоил манеру письма своего учителя. Он уже прославился как прекрасный портретист, как мастер жанровых сцен, но, всегда воспитывал себя и считал, что надо писать совсем другое, запечатлеть увиденное в детстве, юности, на Волге. Жизнь творческая и жизнь бытовая редко находятся в гармонии. Кустодиев был человеком слабого здоровья. Болезнь позвоночника приковала его к креслу, когда ему было всего 34 года. Однако картины, написанные художником в это время, поражали своей праздничностью, сочностью красок. Картины: «Масленица», «Балаганы», «Ярмарка» - все говорит о радости жизни, в них нет и намека на болезненность. На вопросы о здоровье художник всегда отвечал: «Работаю – значит живу!». ??? 1. Что такое бытовой жанр? За что художники любят бытовой жанр. 2. Расскажи о жизни и творчестве Б. М. Кустодиева.
*15* «Масленица» Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах рассказывает нам о событиях так достоверно, что, рассматривая его работы, становишься очевидцем происшедшего. В самый трудный период своей жизни Кустодиев написал картину, которая поражает своей праздничностью и жизнерадостностью – это «Масленица». Вы, конечно, знаете, что Масленица – народный праздник, проводы зимы. На масленицу пекут блины, катаются на тройках и на снежных горках, устраивают представления. Вот и на картине Кустодиева народ гуляет на площади маленького, словно игрушечного городка. Да и люди здесь кажутся игрушечными, как в кукольном театре. На первом месте – два толстых бородатых купца в шубах, они ведут серьезный разговор, наверное, обсуждают какую-то покупку. А дальше – веселится нарядная толпа. Кто-то играет на гармошке, кто-то приплясывает, там крутится карусель, здесь продают воздушные шарики – пестро раскрашенная сцена театра, на ней афиша: «Иван Ступин, чемпион мира». На верное, какой-нибудь знаменитый силач приехал в городок показать свое ис кусство. ??? 1. Посмотри внимательно на картину Кустодиева «Масленица». Определи колорит картины. Составь свой рассказ по картине Кустодиева «Масленица».
Этот раздел книги познакомит: - с некоторыми особенностями русского градостроительства; - с историей основания русских городов: Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь – на – Волге.
Градостроительство на Руси……………………..29 Основание Москвы………………………………..30 Успенский собор в Москве……………………….33 Храм Василия Блаженного……………………….35 Храм Христа Спасителя…………………………..36 Основание Петербурга…………………………….37 Петербургские достопримечательности………...41 Основание Ставрополя – на - Волге……………..44
*16* Градостроительство на Руси Градостроительство. Согласно летописям, на Руси в девятом – десятом веках было только 26 городов. В одиннадцатом веке возникло 62 города. Двенадцатый век принес еще 120 городов, а первая половина тринадцатого – не менее 32. Западные соседи называли русские земли «страной городов». Но как возникали города? Любое поселение, город начинался с первой избы, с первого поселенца. Процесс создания новых городов и поселений принято называть градостроительством. Деревянные и каменные русские укрепления. В давние времена люди строили свои дома на удобных, защищенных природой местах. Хорошо жить на пересечении рек. И вода рядом и торговые люди заезжают. Но еще лучше построить «городни», то есть изгородь. Отсюда и слово - город. Такие крепостные стены были необходимы, чтобы защитить жителей от набегов врагов. Первоначально такое укрепление называлось кремль и строилось оно из прочного «векового» дерева. Насыпался земляной вал высотой до 16 метров, на котором строили стены из врытых вплотную друг другу мощных заостренных бревен - частокол. Впоследствии стали возводить более широкие стены: ставились срубы, которые изнутри заполнялись землей, камнями. Эти стены могли выдержать уже более продолжительную осаду. Со временем деревянную ограду стали заменять более прочной, каменной, а для пушек возводить башни. Названия русских городов и поселений. Какова история возникновения названий поселений на Руси? Она очень разнообразна. Некоторые поселения получали свое название по имени своего первого основателя. Киев - основатель Кий. Ярославль - основатель князь Ярослав. Владимир - основатель князь Владимир. Другим поселениям давали имя по названию реки: Москва, Воронеж, Иркутск, Уж, Самара. Многие названия связаны с основным занятием жителей. Соликамск - жители добывали каменную соль. Бронницы - жители изготавливали кольчуги. Есть города, которые запоминались русским людям по каким-то особенностям местности или приметам. Грязь - дорога была грязная. Липки - росли липы. Пруды - в поселении были расположено множество прудов. ??? 1. Почему Русь называли страной городов? 2. Что такое градостроительство? 3. Расскажи, как укреплялись крепостные стены городов? 4. Объясни, как возникали названия поселений и городов?
*17* Основание Москвы Основание Москвы. В старину считали, что Москва расположена на семи холмах: Боровиковский, Сретенский, Тверской, Трехгорье на Пресне, Воробьевы горы, Таганка и Лефортово. В двенадцатом веке из города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Владимирович Долгорукий. 4-й сын Владимира, внук Александра Невского – умный и энергичный правитель. Он выбрал место для заставы – крепости. Присмотрел он для обороны холм – место при слиянии лесной речки Неглинной с Москвой-рекой. Небольшая крепость в лесу должна была сторожить дальние окраины земли суздальской. 4 апреля 1147 года – считается датой основания Москвы. Москва росла и укреплялась. Постепенно торговые пути стали пролегать через Москву и ее реки. Когда на Русь напали орды кочевников, такие города как Рязань, Суздаль, Владимир – были превращены в руины и разграблены. Московский кремль. Москва же накапливала силы и собирала окрестные земли под свою еще не очень сильную и уверенную руку. Москва стала центром всей Руси, сумевшей избавиться от иноземного ига. Москва укреплялась. Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотничье. Обнесли воины холм валом, забором, а с запада и востока ворота установили. Выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Для того чтобы пройти Москву от одних ворот до других в те времена, нужно было сделать всего 300 шагов. Вскоре деревянные кремлевские стены были заменены. Поднялись стены и башни из белого камня, поэтому так часто кремль стали называть белокаменным. Но строили улицы, терема, церкви, лавки, посольские и торговые дворы. Местность вокруг кремля заселялась. Эту территорию также обнесли высокой стеной и назвали Китай – городом. Но Китай – город не вместил в себя всей Москвы. Тогда появился Белый город. Потом возник земляной город. Москва по размерам стала больше Лондона и Парижа. И только великий князь Иван III приказал построить кремлевские стены, протяженностью 2 км. 235 м. из красного кирпича. Толщина стен доходила до 6,5 м., а их высота до 17 м. Возвели 19 башен, которые сообщались между собой подземными ходами. Это было одно из лучших оборонительных сооружений пятнадцатого века. Легенда об основании Москвы. Было это много столетий тому назад. В те времена столицей Руси был город Киев, а княжил там Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал он мудрого старца – своего и говорит: «Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места, где прошли мои юные годы». Мудрец одобрил это решение и сказал: «Этим, ты платишь, свой долг благодарной Земле, которая вскормила тебя». Собрал князь Юрий Долгорукий дружину и отправился в путь. Едут через дремучие леса, через темные ельники, через светлые березовые рощи, по земляничным полянам, по топким болотам, в низины спускаются, на холмы поднимаются. И вдруг видят… между деревьями над, лесной поляной облако стало превращаться в какого-то огромного неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видела, но такого зверя не видывала; три головы, шерсть длинная, разноцветная. Только храбрый воевода не растерялся, поднял копье, замахнулся на зверя, и… чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман. Когда все пришли в себя, попросил князь мудреца объяснить, что это значит. Задумался старец и молвил: «Явление сего чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте величественному городу: град будет велик, ибо зверь огромен. Будет этот град главенствовать, ибо зверь многоголов». Задумался Юрий. Двинулась дружина дальше. Вдруг туман над болотом рассеялся, и явилось новое чудесное видение – стоит на вершине холма город, а над городом – сияние и неслыханной красоты колокольный звон. Исчезло видение. Князь с дружиной продолжали путь. Расступился лес. Поднялась дружина на холм, и перед глазами их раскинулась река, светлая, полноводная, по берегам луга заливные, поля да рощи веселые. И велел тогда князь Долгорукий на этом прекрасном месте город построить и назвал его по имени реки – Москва. А для скорейшего обустройства города созвал самых лучших мастеров со всей Руси. Вот так появился на свет этот город. ??? 1. Расскажи историю основания Москвы. 2. Прочитай легенду о Москве. Какие чудесные явления повстречал князь Юрий Владимирович со своею дружиной? 3. Расскажи, почему московский кремль считают одним из лучших оборонительных сооружений пятнадцатого века?
*18* Успенский собор в Москве Первые Успенские соборы в Москве. Несколько столетий тому назад на месте нынешнего Успенского собора стояла небольшая деревянная церковь. После обветшания церкви, было построено первое каменное здание Москвы – Успенский собор. А затем и более значительный храм. Правда, спустя 150 лет его приходилось подпирать толстыми бревнами, чтобы стены не обвалились. В 1472 году великий князь московский Иван III начал строительство нового огромного собора. Он должен был своим обликом соответствовать создаваемому им великому Русскому государству. Возведение храма было поручено мастерам Мышкину и Кривцову. За образец им было указано взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине. Новый храм уже возвели до сводов, когда он неожиданно рухнул.… Почему? Причин было несколько – и землетрясение, случившееся тогда, и жидко разведенная известь, и то, что русские мастера к тому времени уже утратили многие знания в возведении больших каменных сооружений. Возведение Успенского собора в Московском кремле. Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти вместе с сыном и помощником за баснословное жалование – 10 рублей в месяц. Деревня в ту пору вместе с крестьянами стоила 2-3 рубля. Фьораванти побывал во Владимире и Новгороде, чтобы познакомится с древнерусской архитектурой. Разобрав руины, Фьораванти в июне 1475 года заложил новый храм на Соборной площади. За образец, по настоянию Ивана III был взят Успенский собор во Владимире. Архитектор построил здание, используя передовые строительные приемы и русские художественные традиции. Во-первых, своды огромного, для того времени, торжественного зала поддерживались массивными круглыми столбами. Во-вторых, применяли для скрепления кирпичей особо крепкую известь. В-третьих, для строительства был взят кирпич, приготовленный по рецепту Фьораванти, который считался «тверже» камня. 15 августа 1479 году постройка этого величественного пятиглавого собора была завершена. Успенский собор на долгие годы на Руси стал образцом для подражания. Украшение Успенского собора. Через два года приступили к росписи собора. В работе участвовал великий русский иконописец Дионисий с учениками. Возможно, и другие иконописцы участвовали в росписи, но их труд не дошел до нашего времени, так, как пожар 1642 года уничтожил его. Но, по указу царя более ста живописцев прибыли в Москву, и заново расписали собор. Теперь все стены и своды сплошь были покрыты росписями. Было написано 206 отдельных фигур. В этом соборе проходили важнейшие государственные церемонии – венчание на царство, бракосочетание коронованных особ… ??? 1. Почему Успенский собор 1472 года в Москве разрушился? 2. Какого архитектора в 1475 году пригласили для строительства Успенского собора в Москве? Какие передовые строительные приемы применил Фьораванти при возведении Успенского собора? 3. Какой храм был взят за образец при строительстве Успенского собора в Москве Аристотелем Фьораванти? 4. Какие государственные церемонии проходили в Успенском соборе? *19* Храм Василия Блаженного История храма Василия Блаженного. Множество прекрасных зданий украшают нашу родину. Среди них: храм Покрова на рву или как его еще называют храм Василия Блаженного. В 1552 году (в день пресвятой Богородицы) царь Иван Грозный взял город Казань. В память об этом событии задумал он построить собор на красной площади – восемь башен на одном основании (русские войска одержали восемь побед на войне с казанским ханством). Русский святой Василий Блаженный. В 1558 году у стен собора был похоронен почитаемый московским народом юродивый Василий Блаженный. Это был нищий, который один не боялся говорить царю правду и даже спорил с ним. Появится царь со свитою и воинами на улице – все от страха дрожат, на колени падают. А Василий на колени не встает, да еще и скажет: «Зачем казнишь людей по одному подозрению в измене? Не вели казнить – вели миловать!» Царь рад бы от него избавится, но Василий считался Блаженным, то есть святым, а Иван Грозный боялся гнева Божьего. Возведение храма Василия Блаженного. Строили собор два зодчих (строителя) – Постник и Барма. Но мастера вместо восьми башен построили девять, так как это выглядело более красиво, чтобы придать зданию большую выразительность. Теперь храм можно было рассмотреть со всех сторон. Когда Василий Блаженный умер, то его похоронили у стен храма, а над его могилой был построен еще один придел (пристрой), давший зданию новое имя – храм Василия Блаженного. К храму были сделаны еще пристройки: колокольня, шатры над крыльцами, затейливая обработка луковичных глав. Все девять башен - церквей отличаются одна от другой и украшены куполами разнообразными по форме и окраске, а повторяющимся элементом является лишь ярусы кокошников. Он стал сказочным храмом – теремом, «райским градом», воплощенным идеалом красоты. Не случайно его называют самым русским храмом. ??? 1. Расскажи историю возведения храма Покрова на Рву. 2. Почему здание, построенное по указу Ивана Грозного, имеет два имени: храм Покрова на Рву и храм Василия Блаженного? *20* Храм Христа Спасителя Возведение храма Христа Спасителя. Символом возрождения в России является храм Христа Спасителя. Храм этот особенный. Он построен в девятнадцатом веке, как память о победе русской армии над Наполеоном. Его расписывали лучшие художники (В. Васнецов, В. Суриков, В. Верещагин, В. Маковский, И. Крамской), а деньги на строительство собирали всем миром многие годы. Но судьба у храма оказалась не совсем счастливой. Собор был заложен через пять лет после изгнания французов из Москвы, но стройку отменили. Новое строительство было предпринято лишь через 15 лет (в 1839 году). Проект составил архитектор Константин Тон. Строили храм долго – почти 50 лет. Его высота составила 103 метра, площадь – 6805 квадратных метра, диаметр центрального купола – 25,5 метра. Когда работы были завершены, архитектор был тяжело болен. В день окончания строительства его принесли к собору на носилках. И он, в слезах, попытался подняться с носилок – и не смог. Открытие храма Христа Спасителя. Только в 1883 году в присутствии царя Александра III состоялось его торжественное открытие. А.Тон уже умер. Простоял же храм Христа Спасителя менее 50 лет. 5 декабря 1931 года по указанию властей он был взорван, чтобы построить здесь Дворец Советов. Но стройке помешала война. И спустя десятилетия на этом месте сделали бассейн. Новое строительство храма. На данный момент, по всей видимости, злоключения этого храма завершились. В 1995 году было предпринято новое строительство. Но храм стали возводить по тем же чертежам, которые когда–то составил Константин Тон, восстанавливая все росписи великих русских художников. Высота пятиглавого храма примерно равна высоте тридцатиэтажного дома, толщина стен доведена, в их основании, до трех метров. Вес самого большого колокола из тринадцати – 28 тон. На стенах храма были восстановлены и мраморные плиты с именами погибших на войне. Сейчас это главный храм России. ??? 1. Расскажи историю строительства храма Христа Спасителя в Москве. 2. В честь какого события, и на какие средства был построен храм Христа? 3. Какие художники расписывали храма Христа Спасителя? *21* Основание Петербурга Основание города. Более 300 лет тому назад при впадении реки Невы в Финский залив Балтийского моря по указу Петра I началось строительство города. Он должен был защищать Россию с Севера. Царь назвал свой город «парадизом», то есть раем. Петр I солдатским штыком вырезал два куска дерна - верхний слой земли. Положил их крест – накрест. В ров поставили ящик с мощами святого Андрея Первозванного. На ящик положили каменную доску с выбитой на ней датой основания города – 16 мая 1703 года. На деревянные ворота будущего города, опасливо покружившись, сел орел. Царь взволнованно сказал: «Хороший знак!»
Почва в новом городе была болотистая, и Петр I вскоре запретил строить деревянные дома. Только из камня! Так каждый, кто прибывал в Петербург, должен был принести - 1 камень, тот, кто приезжал на телеге -3 камня, а тот, кто прибывал на судне – 10 камней. Петропавловская церковь. Строительство Санкт–Петербурга началось с крепости. На ее строительство были присланы 40 000 работников, даже из Самары. В плане крепость повторяла очертания Заячьего острова и имела форму шестиугольника с вынесенными вперед шестью бастионами - укреплениями. Строили ее из дерева. Но уже в 1706 году крепость стали перестраивать в камне. Работа эта заняла 34 года. Вокруг мощных стен (20 метров в ширину), был вырыт глубокий ров. Работами руководил Д.Трезини. Однако крепости так и не пришлось участвовать ни в одном сражении. Крепость стала главной политической тюрьмой. Но до сих пор со времен Петра I до наших времен бережно сохраняется городская традиция. Каждый день ровно в полдень с крепостных стен раздается звук выстрела. По эху выстрела, далеко разносимому над Невой, петербуржцы ежедневно сверяют часы. Удивленным гостям охотно поясняют: «это Петропавловка бьет. Полуденный выстрел». Этим выстрелом Петропавловка словно хочет напомнить, что она крепость, выросла в грозное для России время для сражений с врагом и для охраны границы города. Сейчас крепость – музей. Здесь размещены постоянные экспозиции, выставочные залы, фонды с уникальными коллекциями. Здесь же хранятся и символические ключи от Петербурга, изготовленные в царствование Екатерины II. Петропавловский собор. Первый собор города носит имя небесных покровителей Петра I – святых Петра и Павла. Заложен он был в крепости в конце июня 1703 года. Работами руководил архитектор Доменико Трезини. Внутри еще не оконченного храма была устроена деревянная церковь, в которой проходили церковные службы. Позднее деревянная церковь была разобрана, осталась только каменная. Внутреннее убранство напоминает парадный зал. Иконостас был выполнен в виде арки. Исполнил его иконописец А. М. Поспелов. Петропавловский собор вскоре стал хранителем военной славы: в нем находятся трофейные знамена, дорогое оружие, ключи от крепостей, завоеванных в победоносных войнах со Швецией и Турцией. В 1733 году состоялось торжественное открытие собора. Храм поражал стройной многоярусной колокольней, плавно переходящей в золоченый шпиль, который завершался крестом и флюгером в виде летящего ангела. Общая высота колокольни от земли до конца креста достигла 122,5 м. Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением Петербурга. Домик царя. Кроме крепости одним из первых строений вырос домик царя. Скромное строение из двух комнат. В одной Петр работал, в другой – ел и спал. Разделены они были сенями и кухней. Обстановка была более чем скромной: два шкафа, два комода, стул с кожаной подушкой – их смастерил сам император. В редкие свободные минуты Петр любил сидеть у дверей своего дома. Развевающийся на бастионе русский флаг приводил его в умиротворение. Позже Екатерина Великая позаботится о том, чтобы домик Петра сохранился для потомков. Его укрыли «каменным футляром для сбережения». Позднее у домика разбили сад и обнесли чугунной оградой. Установили бронзовый бюст Петра Первого. Сейчас это музей. В нем хранятся подлинные предметы петровской эпохи. Невский проспект. Невский проспект соединил Адмиралтейство и площадь Александра Невского. Эту улицу пересекало три реки. Мойка, канал Грибоедова и Фонтанка. Петр I приказал прорубить сквозь лес дорогу, которую назвал Невской першпективой (Невский проспект). Первоначально на самой знаменитой улице Петербурга возводили жилые дома. В основном это были лачуги мастеровых и домики рабочих. Но уже в то время она была освещена масляными фонарями. Вот так ее описывал Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц: «Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург.… С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, по справедливости названную проспектом, потому, что конца ее почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить ее), и она делает чудесный вид, какого я нигде не встречал». Но к восемнадцатому веку улица Невский проспект превратилась в торговый центр. За особую дороговизну женского платья, доставлявшегося прямо из Парижа в Петербург, петербуржцы называли ее «смерть мужьям». По проспекту в то время могли проехать одновременно сразу «двенадцать карет в ряд». В настоящее время Невский проспект – это сосредоточение музеев и общественной жизни. На нем расположены музеи и выставочные залы, театры и кинотеатры, библиотеки, гостиницы, салоны модной одежды, магазины, кафе, рестораны. Александро-Невский монастырь. Завершался Невский проспект зданием монастыря, который был назван в честь Александра Невского. Ведь именно этот князь и полководец еще в 1240 году одержал победу над шведами и возложил «печать на чело Биргера». Он был основан в 1710 году по указу Петра Первого. Над архитектурным ансамблем трудились крупные мастера. Пьетро Трезини, завершил в восемнадцатом веке работу своих предшественников. Создание монастыря продолжалось почти 90 лет. В настоящее время в этом архитектурном ансамбле расположен единственный в стране Музей городской скульптуры. В его ведении находятся некрополи и усыпальницы Петербурга. Здесь похоронены: сподвижники Петра Первого, представители аристократических родов, художники Ученые и композиторы. В.Л.Боровиковский, С.Ф.Щедрин, Ф.И.Шубин, М.В.Ломоносов, М.И.Глинка,М.П.Мусоргский,П.И.Чайковский,Ф.М.Достоевский,А.И.Куинджи,И.Н.Крамской, И.И.Шишкин, Б.М.Кустодиев и др. ??? 1. Когда и как был основан Петербург? 2. Расскажи историю строительства Петропавловской крепости и Петропавловского собора. 3. Подумай, о чем говорит скромная обстановка царского домика Петра? 4. Расскажи о самой известной улице Петербурга.
*22* Петербургские достопримечательности Петербург – «Северная Венеция». Все, кто прибывает в Петербург, никогда его не могут забыть. У города есть еще одно название – «Северная Венеция», такое имя дали ему иностранные путешественники. Потому, что в Петербурге, как и в далеком итальянском городе очень много воды и мостов. В девятнадцатом веке в Петербурге построили 181 мост, среди них: Дворцовый, Троицкий, Красный, Синий, Желтый, Банковский, Львиный и множество других. Сейчас в Петербурге насчитывается около 350 мостов. Они не только хорошо сделаны, но и прекрасно оформлены. Чугунные решетки и фонари украшают мосты Петербурга. Самый широкий мост – Синий (97,3м). Самый длинный – Александро-Невский (905,7 м). Самыми известными: Аничков и Поцелуев. Аничков мост. Он получил свое название по фамилии руководителя его строительства, которое было предпринято в 1715 году – полковника Аничкова. Его много раз перестраивали. Мост соединяет берега реки Фонтанка. Он был деревянным, подъемным, затем разводным и уже впоследствии был сложен из розового гранита. Длина его – 54,5 м, ширина – 37,5 м. Но украшением моста, бесспорно, стали скульптурные группы «укрощение коня человеком». Четыре скульптурные группы установлены были в 1849/50 гг. Им свои стихи посвятил великий русский поэт Александр Блок.
Лошадь влекли под узцы на чугунный мост Под копытом чернела вода. Лошадь храпела, и воздух безлунный Храп сохранял на мосту навсегда.
На бронзовой плите записано: - «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году». Мост не всегда был украшен скульптурами. В 1941 году, когда враг окружил город, а фашистские снаряды разрывались на улицах – было решено снять коней с пьедесталов и закопать их в саду Аничкова дворца. И не зря: в 1942 году в мост попала 250 – килограммовая бомба. Во время второй Великой отечественной войны по этому мосту, из-за его протяженности, было очень трудно перебраться на другую сторону реки. Весь мост обстреливался немецкими захватчиками. И среди жителей города укрепилось новое название этого моста – «пронеси господи!» Только в конце войны «кони» вернулись на свои места. А на гранитном постаменте одной из групп и по сей день можно прочесть: «Это следы одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941-1944 годах». Поцелуев мост. Достопримечательностью Петербурга стал и другой мост – Поцелуев. Свое необычное имя, мост получил по фамилии владельца трактира – купца Поцелуева. Очень часто петербуржцы наведывались в трактир, а мост так и стали называть: поцелуев. Но многим это объяснение не понравилось, тем более что на этом месте стали прощаться моряки со своими подругами. И поцелуев мост становится местом встреч и прощаний. Поэтому влюбленные и сейчас действительно ходят туда целоваться. Кунсткамера. Шумной популярностью в Петербурге пользовалась кунсткамера – самый первый музей нашей страны (кабинет редкостей). Но дело это было новое и посетителей в кабинете редкостей первоначально не было. Тогда Петр I повелел подавать всем приходящим угощение. И жители привыкли посещать этот кабинет. Здание состоит из 2 трехэтажных корпусов, соединенной многоярусной башней. В хорошую погоду даже издалека можно увидеть в этой башне очертания макета большого глобуса. Его диаметр – 310 см. Внутрь ведет небольшая дверца. Наружная поверхность представляет изображение земного шара. Внутренняя поверхность изображает – небесный свод со всеми созвездиями. Внутри глобуса закреплен круглый стол и скамейка вокруг него, рассчитанная на 12 человек. С помощью специального механизма глобус вращался, воиспроизводя движение небесной сферы. Много необычных экспонатов могли увидеть посетители в музее. У входа в кунсткамеру стояли чучела животных. С потолка свисали высушенные рыбы и змеи. В кунсткамере хранились различные коллекции. Среди них самая большая – зоологическое собрание редкостей. В шкафах на тонких, не равных по длине полках, в цилиндрических сосудах помещались различные препараты, в сосудах хранились «неизреченные, странные звери», диковинные рыбы, жабы, ящерицы, змеи. В музее был хороший гербарий, собрание минералов, а также большое количество редкостей привезенных с востока, из Китая и Сибири. В музее хранится необычная коллекция, собранная Петром I – зубы, которые он собственноручно удалил у своих подданных, чтобы избавить их от боли. Правда, многие зубы почему-то оказались здоровыми. В скором времени кунсткамера была разделена на несколько музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический и Минералогический. Ныне в здании располагаются Музей антропологии и этнографии, экспонаты которого позволяют представить быт и культуру многих народов мира. А также музей М.В.Ломоносова, основоположника русской науки. Сейчас собрание редкостей входит в один из самых крупных музеев нашей страны – Эрмитаж, созданный по указу императрицы Екатерины II в 1764 году. Собрание музея разместили в Зимнем дворце. Но вскоре экспонатов стало так много, что пришлось строить еще здания. Сейчас на хранении в Эрмитаже находится 2 млн. 700 тыс. экспонатов. ??? 1. Почему Петербург называют «северной Венецией»? 2. Объясни название петербургских мостов: аничков, поцелуев. Расскажи о них. 3. Перечисли: какие коллекции редкостей и диковинок хранилось в первом русском музее? 4. Кто издал указ о создании Эрмитажа? *23* История Ставрополя-на-Волге Основание Ставрополя. В 1737 году по распоряжению императрицы Анны Иоановны, для принявших христианство калмыков был основан новый город. Просьбу на имя императрицы составила калмыцкая княгиня А. Тайшина. Первоначально город хотели назвать Епифанией, что означает «просвещенная», но остановились на имени – Ставрополь (в переводе с греческого «город святого креста»), что было закреплено решением Сената в 1739 году. Город возводился в основном для защиты южных границ России. Руководил строительством Васил Date: 2015-12-13; view: 2102; Нарушение авторских прав |