Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое искусство?
Что такое искусство. Сколько лет занимается человек искусством? Наверное, столько, сколько существует сам человек, который стремился украсить свою жизнь и показать все прекрасное, что удивляло и радовало его. Искусство – это художественное отражение жизни. К нему мы относим: литературу, музыку, изобразительное, хореографическое и театральное искусство… Кто такой художник. Всем известно слово « художник ». Так называют всех, кто является творцом: поэтов, писателей, музыкантов, художников и актеров… Художник смотрит вокруг себя и умеет внимательно вглядываться в жизнь. Художник изображает не только то, что видит, но и то, что ему подсказывает воображение. Умение внимательно вглядываться в жизнь, воображение, фантазия и многое другое помогает художнику понимать окружающий мир, и в первую очередь людей. Зачем необходимо искусство? Искусство призвано научить человека: наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в совершенно другом. Искусство призвано научить понимать то, что мир един. Задания №1. Нарисуй предметы искусства, с которыми ты познакомился летом: красивый дом, картину с выставки или запомнившийся номер концерта.
№ 2. Прочти внимательно фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Сапожник» и ответь на вопрос. Правильно делал замечания сапожник художнику?
№ 3. Ты уже знаком со многими видами искусства: музыкальное, изобразительное, хореографическое. Внимательно рассмотри рисунки и подпиши, какой вид искусства изобразил художник.
*2* Волшебная сила музыки Что такое музыкальное искусство. Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышны на улице, в транспорте, в школе, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко и безошибочно выделяет особые звуки – музыкальные. Музыкальное искусство передает действительно бесконечно подвижный и изменчивый мир чувств. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Музыкальное искусство – это художественное отражение жизни в звучании. Как проявляется «волшебная сила музыки». Волшебная сила музыка огромна, об этом рассказывают: легенды, рассказы, повести. Силу музыки люди знали еще давно. Еще боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Именно музыкант, речной бог - Орфей так пел и играл на золотой лире, что вся природа затихала, слушая его божественный голос... Об Орфее сложена интересная история, в которой не войско, не оружие, не титаническая физическая сила открыли Орфею ворота Аида - подземного мира. Их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. Легенда об Орфее и Эвридике. История любви Орфея и Эвридики интересна. Орфей встретил прекрасную девушку – Эвридику. Они полюбили друг друга и сыграли свадьбу. Однажды Эвридика гуляла в саду и не заметила в густой траве змеи. Она наступила на нее. Укус змеи был смертельным… Орфей так любил Эвридику, что решил отправиться в страну мертвых, чтобы вернуть возлюбленную на землю. Он преодолел все препятствия и попал в страну мертвых, где стал играть на своей лире. Когда звуки лиры затихли, Орфей услышал слова: «Идите на землю, но не оглядывайтесь». Счастливый Орфей пустился в обратный путь. Неожиданно Эвридика вскрикнула, Орфей оглянулся….. и увидел, как тень Эвридики стала удаляться и исчезла во мраке». Конечно, завершается история грустно. Но только волшебная сила музыки помогла Орфею попасть в царство мертвых и попытаться вернуть свою возлюбленную. Задания. № 1. Прочитай внимательно текст рассказа и допиши предложение. Музыкальное искусство – это художественное отражение жизни в………….. № 2. Вспомни рассказы о волшебной птице Сирин, которая своим необыкновенно прекрасным пением увлекала мореходов на скалы. Это и предание о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном, где моряки пригласили с собой в путешествие Орфея, где в пути их ждала встреча с сиренами, обитательницами морских островов. Эти полуженщины – полуптицы, обладали божественным голосом, на зов которого моряки, не помня себя, бро сались в море, и погибали. Орфей смог заглушить своей игрой на лире и пением голос Сирен, что помогло аргонавтам избежать гибели. В другой истории, герой мифа - Одиссей, приказал привязать себя к мачте корабля, а своим спутникам велел закрыть уши воском, чтобы они спаслись от гибельного призыва Сирен. Как ты думаешь, можно ли в рисунке передать «волшебную» красоту птицы Сирин? Как они выглядят? Нарисуй одну из сцен с участием птицы. № 3. Запиши названия сказок, преданий или рассказов в которых с помощью музыкального искусства происходили чудеса. ……………………………………………………………………………………… *3* Выразительные средства музыкального искусства Что такое мелодия. Музыкальное искусство разговаривает с нами особым, музыкальным языком. Оно может передать ощущение света и тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады. К выразительным средствам музыки относится мелодия. Мелодия – это осмысленная последовательность звуков. Мелодии различаются по своему характеру. Одни грустные или печальные, а другие веселые, радостные или даже солнечные. Если мелодия понятна нам, то мы ее запоминаем. Грустные мелодии рассказывают о переживаниях человека, о том, как много печали вокруг нас. Но, немало и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или в дни праздников. Нередко мелодии человек сравнивает с пением птицы, журчанием ручья, а иногда с плавно изогнутой линией реки или далеких гор. Мелодия – это музыкальный язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на различных языках, детям и взрослым. Мелодии композиторов. Каждый композитор, сочиняя свои музыкальные произведения стремиться передать его содержание понятным для людей языком. Даже в тех случаях, когда композитор обращается к сюжету из зарубежного искусства. Среди таких произведений находится и чудесный балет, написанный П. Чайковским по сказке немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана. Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская. И новогодние танцы, и волшебные картины природы – все в этом балете проникнуто интонациями, понятными русскому человеку. Не случайно, П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки, ибо, где как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…» Задания. № 1. Прочитай внимательно текст рассказа и допиши предложение. Мелодия – это осмысленная последовательность………………….. № 2. Мелодии различны, они бывают веселыми и грустными. Представь выражение своего лица, когда слушаешь такие мелодии. Нарисуй их. № 3. Сегодня на уроке ты прослушал разные мелодии. Нарисуй свое настроение, передав его с помощью линии и цвета.
*4* Русская народная песня Что такое песня. На свете немало песен, и написано о них немало. И это понятно: ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, вдохновляет во всех начинаниях, утешает в трудную минуту.
Так писал о песне русский поэт В. Хлебников. Русская народная песня. Имена тех, кто сочинил слова и мелодии народных песен, давно забылись, а сами песни живут до сих пор. Со сцены и сейчас звучат русские народные песни: «Во кузнице», «как под горкой под горой», «Ладушки», «Во поле береза стояла»… Народная песня ярко и полно отражала образы природы. О быте, чувствах и переживаниях людей их праздниках и буднях рассказывают песни. Народная песня давала настолько выразительную картину русской жизни, что композиторы и писатели вводили их в литературные и музыкальные произведения. Например, народный обряд масленицы дан в опере Н. Римского – Корсакова «Снегурочка». В словах и мелодическом строе русских песен запечатлен образ времени и своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, ее природы, уклада жизни, характеров людей… Задания. № 1.Вспомни известные тебе русские народные песни. О чем в них поется? Как в музыке передается их содержание? № 2. Вспомни и запиши названия русских народных песен.……………………………………………………………………………………………………... № 3. Запиши слова любимой русской народной песни на альбомном листе и нарисуй одну из ее сцен.
*5* Русские народные инструменты Изготовление Русских народных инструментов. Русские люди любили петь и плясать, водить хороводы и играть на музыкальных инструментах. Ни один праздник не проходил без музыкального инструмента. Кто мастерил их? Может быть фабрики? Нет, наши предки изготавливали музыкальные инструменты сами. Для этого у них было все. Дерево, глина, кожа, кора деревьев, кость, тростинки, металл…. Ударные русские народные музыкальные инструменты. Многие народные музыкальные инструменты звучат после удара по ним. Такие музыкальные инструменты называют ударными. К этой группе инструментов относятся: ложки, колокольчики, трещотки… Существуют музыкальные инструменты, которые находятся в любом доме. И специально мастерить их не надо было. Это - ложка, даже сейчас мы без нее обойтись не можем. Еще одним музыкальным ударным инструментом является колокольчик. Его привязывали к веревочке и одевали на шею домашним животным. Говорят, что колокольчик появился впервые на Валдае. Как-то везли царские слуги колокол, да не удержали его. Упал колокол и разбился. Из этих небольших кусочков крестьяне стали мастерить колокольчики. Струнные русские народные музыкальные инструменты. Иногда на инструменте звучат струны, поэтому эту группа инструментов получила название – струнные. Это знакомые тебе инструменты: гусли, балалайка, домра. К струнным народным инструментам относится и прабабушка скрипки – гудок. Вспомни слова из русской народной песни «Во поле береза стояла»: «срежу я три пруточка, сделаю я три гудочка». Гудок, не случайно так прозванный, издавал гудящие звуки, которые были прекрасным сопровождением при исполнении песен. Духовые русские народные музыкальные инструменты. Третья группа инструментов называется – духовыми. Слова: дух, духовые, дыхание – однокоренные. Звук в этих музыкальных инструментах получается при вдувании воздуха. Рожок, дуда, свистулька – эти инструменты мог сделать любой житель деревни. Если взять бересту, березовую кору дерева и свернуть ее в виде воронки, вставить «пищик», то появится музыкальный инструмент – дуда. Взяв рог животного, следует подровнять внутреннюю сторону рога, вставить «пищик» и зазвучит еще один неповторимый голос народного инструмента – рожок. Ну, а свистулька и поныне являются любимой детской забавой, которая радует не только разнообразием форм, но и яркими, звонкими красками. Ансамбли русских народных инструментов. В истории народной русской культуры известны ансамбли, которые состояли из русских народных инструментов: владимирский ансамбль рожечников, ансамбли ложкарей…… В этих ансамблях показывалась вся красота звучания инструмента и мастерство владения им. Задания. № 1. Расскажи историю создания некоторых русских народных инструментов. № 2. Нарисуй русские народные инструменты по группам: ударные, струнные, духовые. № 3. Кот-баюн, один из любимых персонажей русских народных сказок. Внимательно рассмотри рисунок. Художник не успел дорисовать его, оставив подсказку. Соедини точки по порядку. Запиши название русского народного музыкального инструмента. Раскрась рисунок.
*6* Русский народный оркестр Что такое балалайка. Часто страны или даже целые континенты ассоциируется у нас с определенными музыкальными инструментами. Мы говорим «Африка», и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию и тут же перед нашими глазами возникает гитара. Музыкальным символом России является балалайка. Вслушайся в звучание слова «балалайка», оно напоминает другие слова: балакать, балаболить, балагурить, что означает болтать, разговаривать попусту, совсем как ребенок, который весь день веселится и балуется. На балалайке играют пальцами и всей кистью правой руки, левой при этом зажимают струны. Что такое домра. Другим известным русским народным инструментом является домра. Голос у домры звонкий и певучий. Играют на ней не всей рукой, как на балалайке, а маленькой пластинкой, которую мастера изготавливали из рыбьей косточки или перышка. Исполнителя на домре называли: домрач. Ее округлый корпус, длинная шейка, поделенная ладами – вот и все строение этого инструмента. В.В.Андреев. Однако ни о балалайке, ни о домре 200 лет тому назад никто уже не слышал. Трудно сказать, как сложилась судьба задорной трехструнной балалайки и певучей домры, если бы не нашелся человек, который не только возродил балалайку и домру, но и улучшил их. Имя этого музыканта – Василий Васильевич Андреев. Этот молодой музыкант, скрипач, однажды услышал, как играют на балалайке в деревне у его мамы. И он полюбил инструмент всей душой, решив возродить этот никому неизвестный инструмент. Оркестр Русских народных инструментов. В. В. Андреев создает «Кружок любителей игры на балалайке». А вскоре организует оркестр русских народных инструментов, в состав которого вошли: домры, балалайки, баяны, жалейки, гусли. Оркестр народных инструментов имел большой успех, как на родине, так и за ее пределами. Оркестр выезжает во Францию, Германию, Англию, Америку. Во многих странах стали возникать оркестры русских народных инструментов. Так примерно 100 лет тому назад англичане выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение на этих инструментах. И вскоре число привезенных из России в Англию балалаек перевалило за 40 тысяч. Все избранное общество английской столицы считало правилом хорошего тона играть на балалайках. Теперь у нас в стране сотни таких оркестров. Лучшие мастера и целые фабрики работают над созданием звонких балалаек и домр. Задания. № 1. Внимательно прочти текст рассказа и допиши предложение. Андреев В. В. создал «Кружок любителей игры на ……………………». № 2. Русские народные инструменты часто украшали резьбой, наносили рисунок, вставляли небольшие деревянные кусочки различного цвета. Нарисуй русские народные инструменты, которые Андреев В. В. восстановил около 100 лет тому назад и укрась их по-своему. Подпиши названия инструментов: балалайка, домра. № 3. Рассмотри внимательно рисунок. Раскрась и запиши название музыкальных инструментов.
1. Что такое музыкальное искусство?.......................................................... 2. Почему музыкальное искусство часто называют «волшебным»? В чем «сила» музыки?................................................................................... 3. Допиши предложение. Мелодия – выразительное средство……………………. искусства. 4. Составь словосочетания, соединяя стрелочками слова правого и левого столбиков по смыслу.
5. Кто является создателем русского народного оркестра? Запиши………………………………. 6. Внимательно рассмотри рисунки и вспомни, какие музыкальные инструменты ты знаешь? Раскрась рисунки и подпиши их. Слова для справок: гармошка, домра, трещетка и ложки, дуда, рожок, балалайка.
Этот раздел книги познакомит: - с некоторыми выразительными средствами изобразительного искусства; - с творчеством русских живописцев: К. А. Коровина, В. А. Серова, В. А. Тропинина, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, И. Т. Хруцкого, В. А. Ватагина, Е. М. Рачева. Виды изобразительного искусства и архитектура………………………..17 Колорит в изобразительном искусстве………………………………..18 Русский художник - колорист Константин Коровин …………………….20 Картина – особый мир………………………………………………………..22 Художественные краски……………………………………………………..24 Как художники пишут картины……………………………………………26 Композиция в изобразительном искусстве………………………………..28 Портрет………………………………………………………………………....29 Крепостной художник Василий Тропинин………………………………...31 Русский портретист Валентин Серов………………………………………32 Пейзаж………………………………………………………………………….35 Маринист Иван Айвазовский……………………………………………….37 Певец русской природы Иван Шишкин…………………………………...39 Натюрморт – мир на столе…………………………………………………..41 Анималистический жанр…………………………………………………….43 Проверь себя!.....................................................................................................45 *7* Виды изобразительного искусства и архитектура Что такое вид. Оглянись вокруг себя! Ты заметишь много произведений искусства. Это рисунки карандашом и углем на бумаге, а так же картины, написанные красками на холсте. Памятники – гранитные или мраморные, расписные глиняные игрушки, здания храмов и музеев – это достояние страны. Все это – произведения изобразительного искусства различных его видов. Вид - это ряд предметов с одинаковыми признаками. Изобразительное искусство. Рисовать люди научились еще в глубокой древности. Постепенно стало развиваться искусство, которое могло рассказать об окружающем мире, появилось изобразительное искусство – художественное отражение жизни в цвете, объеме и форме. Живопись. Это один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий при помощи красок предметы и явления окружающего мира. Живопись – это художественные образы в цвете. Главные художественные средства живописи – краски, цвет. Графика. Это рисунок на бумаге или картоне карандашом, пером, углем. Главные художественные средства графики – линия, штрих, тон. Если перед тобой рисунок, в котором главенствует линия, а не цвет, то, скорее всего – это графическое произведение. Скульптура. Это объемное изображение человека, животных, выполненных в каком – либо материале. Это: дерево, глина, гипс, камень, металл. Декоративно – прикладное искусство. Это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту. К произведениям декоративно – прикладного искусства относятся: украшенная домашняя утварь (посуда, предметы быта), ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия… Архитектура (зодчество). Здания и сооружения, целые ансамбли сооружений, площадей и проспектов, парки и стадионы. Все это построено для человека и человеком. Часто здания и сооружения выделяются необычной формой, цветом или красиво украшены скульптурами, мозаиками, росписью… Задания. № 1. Запиши, какие виды изобразительного искусства ты видишь. № 2. Реши задачу. Художник Виктор Васнецов писал картину «Иван Царевич на сером волке» 1 год, а картину «Ковер – самолет» на 2 года дольше. Сколько лет художник писал картину «Ковер – самолет»…………………….
*8* Колорит в изобразительном искусстве Теплые и холодные цвета. Если ты оглянешься вокруг, то заметишь, что все имеет цвет. Художник, создавая картину, часто поражает нас красотой цвета, его яркостью, нарядностью. Цвет и цветовые сочетания очень важны в живописи. Цвета делятся на теплые и холодные. В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного. Теплые цвета напоминают нам тепло, огонь. К ним относятся: красный, желтый и оранжевый. Холодные цвета напоминают о холоде, снеге. К ним относятся: синий, голубой и фиолетовый. Цветовой круг. Некоторые цвета принято располагать в цветовом круге. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения – радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Колорит. Сочетание различных цветов принято художниками называть латинским словом – Колорит. Он – одно из важнейших средств художественной выразительности в живописи, цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным…. Чувство колорита – очень ценный дар. Выдающимся русским художником колористом был К. Коровин. Задания. № 1. Внимательно прочти текст рассказа. Нарисуй картину только холодными или только теплыми цветами.
№ 2. Раскрась цветовой круг. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
№ 3. Принеси на урок произведение живописи и определи его колорит. *9* Русский художник-колорист К.Коровин (1861-1939) К.А.Коровин. Константин Алексеевич Коровин учился в Московском училище ваяния и зодчества. Он был необычайно разносторонним художником. Писал портреты, пейзажи, бытовые сцены, сказочные картины, натюрморты, придумывал костюмы и декорации для театра. Художник стремился передать в своем искусстве собственный взгляд на модель. Коровин часто бывал за границей в Испании, Италии, Франции. В 1923 году он переезжает во Францию для устройства выставки, лечения жены и сына. С 1929 года Коровин становится литератором. Он опубликовал 360 очерков и рассказов, которые в основном были посвящены воспоминаниям об известных русских деятелей искусства. Во Франции Коровин К.А. был удостоен 11 наград и орденом Почетного легиона. Умер художник в Париже 11 сентября 1939 года. Особенности творчества К.А.Коровина. Художник брал на кисть только чистые цвета, не смешивая, их друг с другом. Коровин любил яркие и сочные краски, обилие света. Он умел показать в своих произведениях и игру солнечных лучей, и красоту человека, и жизнь природы во всем ее богатстве. Русский художник К. Ф. Юон писал о Коровине, что ему «улыбались все краски мира». За любовь к цвету художника Коровина называли колористом. Он стремился в своих картинах передать свое впечатление от окружающего мира, изменчивое его состояние. Это был удивительно русский по духу художник. Когда в мастерскую к художнику приходил великий русский певец Федор Шаляпин, то он говорил, обращаясь к художнику: «Когда я вижу тебя, я всегда живу душой в России». Картины Константина Коровина написаны легко и живо, они как будто переливаются, как драгоценные камни. Наиболее известны картины: «Северная идиллия», «Зимой», «Портрет Ф. И. Шаляпина», «Цветы и фрукты», «Розы и фиалки»…
№ 2. Прочти внимательно текст рассказа и ответь на вопрос. Почему русского художника К. Коровина называют колористом? Что он стремился передать в своих картинах?
*10* Картина – особый мир Что такое картина. Картина – это произведение изобразительного искусства. В своем творчестве художник изображает мир так, как он его видит и представляет. Если чувства и мысли художника, отраженные в картине будут интересны многим людям, то эта картина будет произведением искусства. На чем может написать свою картину художник? Произведения создаются на плоскости. Это бумага, картон, дерево, стекло, металл, подготовленная стена. А также на холсте… Холст. Что это такое? В Италии есть удивительный город, который стоит на воде - Венеция. Люди передвигаются по нему на лодках, а не на машинах. Жителям этого города нравилось украшать стены зданий. Но, из-за большой влажности этого сделать нельзя было. И, однажды, какой-то художник взял грубую льняную ткань - холст. Ткань он натянул на деревянную основу. Теперь холст, излюбленный материал, на котором пишут художники свои творения. Рама для картины. Свое произведение художник одевает в раму, ведь картина похожа на окно в мир, созданный творцом. Он передает свое отношение к окружающей жизни. Он одевает ее в раму. Но, зачем она? Рама не только украшает, но и помогает сохранить картину для будущих зрителей. Рама помогает нам выделить картину из окружающего мира. Третьяковская галерея. Лучшие произведения собраны у нас в стране в музеях. В прошлом веке жил в Москве Павел Михайлович Третьяков. Был он человеком состоятельным, образованным, любил изобразительное искусство. И не просто любил, но и оказывал помощь и поддержку художникам. Таких людей называют меценатами. В 1856 году П.М.Третьяков – ему было тогда 24 года, начал собирать произведения русского изобразительного искусства. Картин в скором времени стало так много, что Третьяков решил подарить свою коллекцию городу Москве. Сейчас Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших музеев мира. Русские музеи. Музеи бывают разные. Одни из них хранят искусство своего народа. В нашей стране это Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге. Самые большие коллекции зарубежного искусства – в Эрмитаже (Петербург) и в Музее изобразительного искусства имени А.С.Пушкина (Москва). Художественные музеи с их коллекциями произведений всех времен и народов – это своеобразные «машины времени». Находясь в музее человек, как бы отправляется в интересное путешествие в прошлое. Музей – это хранитель нашей памяти. Задания. № 1. Допиши предложение. Картина – это………………………… …………………………………………………………………………………… № 2. Запиши. Чей особый мир отражается в картине?...................................
*11* Художественные краски Изготовление художественных красок. Одним из средств художественной выразительности является выбор краски. Художник, задумывая свою картину, принимает очень важное решение: с помощью каких красок будет передан образ. В древности художники сами делали для себя краски. Основа любой краски – пигмент (краситель). Черный пигмент получали из древесного угля, красный и желтый из глины, белый – из мела, зеленый – из малахита. Пигмент очень похож на цветную «муку». Чтобы изготовить из пигмента хорошую краску его необходимо тщательно растереть. Чем мельче будет «мука», тем лучше краска. В цветную краску добавляют мед, яйцо растительное масло…. Современному живописцу не требуется самому готовить краски. Их делают на фабриках. К художникам они попадают в тюбиках, баночках, коробочках Акварельные краски. Часто художники выбирают акварель. Это краска, с которой ты знаком уже давно. Ее разводят водой. Название свое краска получила от латинского слова «аква», что означает – вода. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачными слоями, и эта прозрачность составляет одну из главных прелестей акварели. Русский художник Н. Петрашкевич писал: «Акварель – это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала – насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенком переживания». Акварельными красками писали многие русские художники: М. Врубель, К. Брюллов, А. Иванов, В. Серов… Масляные краски. Многие лучшие картины написаны масляными красками. Они появились тысячу лет тому назад. Очень долго художники не хотели ими писать картины, потому что после высыхания цвет изменялся, становясь тусклым и некрасивым. Но, 500 лет тому назад в небольшой стране - Нидерланды, два художника (они были братья) получили заказ: расписать церковь. Братья Ван Эйк вспомнили о масляных красках и приступили к опытам. Они долго экспериментировали и определили, что лучше всего смешивать цветной порошок с льняным или ореховым маслом. Теперь красками можно было долго работать, краски высыхали медленно, а поверхность картины не теряла своего блеска и цвета. Когда люди впервые увидели расписанные стены церкви, они были восхищены работой художников. С тех пор, масляные краски используются многими художниками в своем творчестве, в том числе, и русскими: И. Репин, К. Коровин, В. Серов, В. Тропинин…. Пастельные краски. Неповторимую красоту и мягкость придает картинам пастель. Это необычный карандаш, для изготовления которого берут разноцветные порошки, мел и смолу. Не случайно, на итальянском языке слово «пастель» обозначает – тесто. Иногда пастель называют «танцующей». Это означает, что краски выглядят живыми, стремящимися вырваться за пределы картины. Для пастели художники используют специальную бумагу. Она обладает особым строением (фактурой) с зубчиками. Чтобы удерживать частицы краски. Это позволяет накладывать мягкую пастель слоями. Если легко провести палочкой пастели по цветной бумаге. Сквозь краски будет просвечивать цвет, в который она окрашена. Это создает интересные цветовые эффекты. Среди русских художников пастелью любил писать И. Левитан. Задания. №1. Допиши предложения. Акварельными красками писали многие художники:…………………………... …………………………………………………………………………………….. Масляными красками писали многие русские художники:………………….. …………………………………………………………………………………… Среди русских художников любил писать пастелью………………………….. № 2. Составь слова с корнем «аква» и запиши, добавив различные слога: ланг, рель, тория, риум, парк, марин, релист. ……………………………………………………………….. *12* Как художники пишут картины Замысел. Свою картину художник начинает с того, что обдумывает ее содержание, прислушиваясь к своим чувствам. Перед ним встает вопрос: что должно быть изображено на картине? Может быть, сказочный лес, небольшая река или человек…. Это называется замыслом. Замысел – это заложенный в произведении смысл будущей картины. Этюд. Но, даже тогда, когда все уже обдумано, художник не сразу приступает к картине. Первоначально он пишет этюды. Этюд – обычно часть будущего произведения. Зачастую только после этой предварительной работы художник приступает к написанию картины. В этюде идет работа над отдельными частями будущей картины. А.А.Иванов - великий русский художник. Пример упорного и длительного труда показал великий русский художник Иванов Александр Андреевич (1806-1858 гг.). Когда-то, поздней осенью 1817 года в младшем классе Академии художеств появился новый ученик. Это был мальчик небольшого роста, коренастый, широкоплечий, с вьющимися волосами и голубыми глазами. Звали новичка Александром. Иванов работал с исключительным трудолюбием. Преподаватели сразу заметили, что он прошел основательную подготовку по рисованию. Первым учителем мальчика был отец – известный художник А.Иванов. В 1828 году Иванов блестяще закончил Академию и получил право на стажировку в Италии для совершенствования мастерства. Он работал увлеченно и много. В Италии он завершил главную работу своей жизни – картину «Явление Христа народу». Вскоре после возвращения на родину Иванов умер. История создания картины. В 1837 году в Риме Иванов начал огромный, почти непосильный труд. Он решил написать картину из жизни Христа – «Явление Христа народу». Путь художника от замысла до картины иногда бывает долгим. У Иванова он занял свыше 20 лет. Прежде чем приступить к работе он перечитал много священных книг, искал модели для будущих героев картины. Всего художник написал свыше 600 этюдов. Иванов остановился на известном эпизоде из Евангелия. Собравшиеся на берегу реки Иордан люди впервые увидели Христа. В 1858 году картина была завершена и привезена в Петербург. Многие встретили ее с восторгом. В настоящее время картина А. Иванова находится в новом зале Третьяковской галереи. По обе стороны от нее помещены многочисленные этюды к ней. Описание картины «Явление Христа народу». В своей картине он хотел представить «лица всех безутешных». Иоанн со своими учениками крестит людей. В это время появляется Христос, который спасет человечество. В одних это известие зажгло надежду, в других вселило уверенность, в-третьих, зародило сомнение. Фигура Христа помещена в глубину картины и сильно уступает по размерам остальным персонажам. Она привлекает внимание лишь потому, что на нее указывает стоящий на первом плане Иоанн Креститель. Необычно и цветовое решение картины. Одежда персонажей окрашена в самые разные цвета. Холст был огромных размеров: высота более 5 метров, а ширина более 7 метров. Задания. № 1. Ответь на вопрос. Сколько этюдов создает к картине «Явление Христа народу»?............................................ № 2.Запиши, сколько лет прошло у А. Иванова от замысла до завершения картины?................................. №3.Запиши, кто был первым учителем А.А.Иванова?.........................................
*13* Композиция в изобразительном искусстве Композиция. Художник, приступая к написанию картины, очень тщательно обдумывает построение картины. Необходимо так написать ее, чтобы показать самое главное и важное. Художник как бы «сочиняет» картину. Продуманное построение изображения на картине называют композицией. Схемы композиций. Художник, во время работы, наиболее важные элементы картины располагает не беспорядочно. Он строит изображение по простым геометрическим фигурам. Треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и др.…. Композицию можно вытянуть в прямоугольник (по вертикали и по горизонтали), можно написать в квадрате, круге, овале. Художники используют композицию при создании произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно – прикладного искусства. Композиция важна для передачи замысла художника. Задания. № 1. Внимательно прочти текст рассказа. Принеси на урок любимое живописное произведение и составь рассказ о нем. Обрати внимание · на цвет и формы нарисованных предметов, · на расположение предметов и людей (справа, слева, сверху, снизу, выше, ниже, далеко, близко, над, под, между…), · на количество изображенных людей или персонажей, · на соотношение…размера предметов (этот большой, этот маленький…). № 2. Нарисуй картину, составив композицию по любой схеме. *14* Портрет Портрет. Это – это образ человека, созданный художником так, как он его видит. Это - один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. А.Веницианов любил писать портреты крестьян, сценки из жизни, крестьянский быт. На картине «Девушка в платке» ты видишь портрет миловидной крестьянки. Она одета в скромный костюм, только более темный платок оттеняет красоту лица – «будто рама для картины». И ты можешь заглянуть в глаза девушки. Художник восхищается привлекательностью и трогательностью персонажа. Автопортрет. Довольно часто художники рисуют себя – это называется автопортретом. Интересен автопортрет В. Серова. И, хотя он выполнен простыми средствами (карандашом), художнику удалось передать свой характер и пытливое отношение к окружающему миру. Групповой портрет. На портрете может быть изображен один или несколько человек. Картина кисти Серебряковой «За обедом» - типичный пример группового портрета. Многие художники изображают свою семью, своих детей, передавая в картинах любовь, нежность к своим близким, родным. На этой картине изображены дети художницы. Все они привлекательны, сидят за красиво накрытым столом. Серебрякова тщательно выписала все детали портрета, которые помогают понять зрителю – счастливы – ли они? Но в этой в картине существует загадка. Еще раз внимательно посмотри. Сколько персонажей изображено на ней. Может быть три? Но, обрати внимание на того человека, который наливает суп – наверное, это мама. Двое детей пристально смотрят на нас. Кто же зашел в комнату? Таким образом, на картине, где изображено трое детей присутствуют еще два человека. Вся композиция картины, колорит помогают почувствовать глубокую любовь, которой овеян этот портрет. Когда мы смотрим на это произведение искусства, нам ближе становится и сама художница, ее мысли, переживания, отношение к окружающим людям, различным явлениям жизни. Задания. № 1. Запиши, о портретах, каких художников ты узнал?.................... ……………………………………………………………………………………… № 2. Допиши предложение. Портрет - …………………………………………. № 3. Нарисуй портрет близкого тебе человека. Покажи чем тебе дорог этот человек. С помощью мимики и жеста передай характер и душевное состояние персонажа. Используй также выразительные возможности цвета и тени. Постарайся, чтобы костюм и фон соответствовали внешнему и внутреннему облику героя. Найди в нем главную черту и постарайся ее подчеркнуть.
*15* Крепостной художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) Василий Андреевич Тропинин. Тропинин жил и работал в Москве. Из московских художников он был самым любимым и самым популярным. Василий родился крепостным человеком графа Миниха. В 10 летнем возрасте мальчика определили в народную школу. Там он изучал арифметику, чтение, письмо, чистописание, рисование и священную историю. После обучения Василия взяли в господский дом для работы. Его могли продать или подарить. Старшая дочь графа просила отца отдать живописца ей в приданное, но отдали в приданное младшей дочери. Она вышла замуж за графа Моркова. Когда ему исполнилось 22 года, по приказу графа, его отправили учиться в Петербург, в Академию художеств. Однако граф Морков вскоре отзывает его в деревню, где он не только пишет портреты, но и прислуживает за столом, красит кареты и украшает торты. Такова была жизнь крепостного в России, своей воли у него не было, приходилось делать так, как приказывают. Когда Василию Андреевичу Тропинину исполнилось 47 лет, ему присвоили звание академика, и он получил вольную, стал свободным человеком (правда, семья осталась в неволи). Художник переезжает в Москву. Тропинин много работает. За свою долгую жизнь художник создал более 3 тысяч портретов. Он умер 3 мая 1857 года. В 1971 году в Москве был открыт музей В.А.Тропинина. Творчество художника. Его лучшие произведения были написаны Тропининым уже свободным человеком: «Кружевница», «Портрет сына», «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль». В его произведениях можно увидеть маленьких детей, хорошеньких девушек, молодых людей из простого народа. Глядя на портреты, написанные Тропининым, легко представить себе, что люди, которых он изображал, живут тихой, размеренной жизнью, в уютном и спокойном мире – читают, вышивают, выращивают цветы. И та душевная гармония, в которой жили герои тропининских портретов, передается и нам. Задания. № 1. Запиши, художником, какого жанра является В. А. Тропинин? …………………………….. № 2. Запиши, сколько картин написал художник В.А.Тропинин?....................... № 3. Внимательно рассмотри картину В. А. Тропинина «Портрет сына» и составь рассказ по ней.
*16* Русский портретист Валентин Серов (1865 –1911) В.А.Серов. Среди русских портретистов особое место занимает Валентин Александрович Серов. Валентин Александрович Серов получил очень хорошее воспитание в доме своих родителей, известных музыкантов, но в их доме бывали художники, которые заметили его способности. Серов сначала учится у И. Репина, а затем поступает в Академию Художеств к педагогу П. Чистякову. Педагог о своем ученике говорил: «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – все было у Серова, и было в превосходной степени». Он создал целую галерею портретов своих современников. Каждое произведение отличается своей композицией, колоритом, игрой светотени, прекрасным рисунком. «Девушка, освещенная солнцем». Среди портретов выделяется портрет его двоюродной сестры Марии Симанович – «Девушка, освещенная солнцем». Вспоминая, как она позировала Серову, Симанович пишет: «Мы работали запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок». На картине все находится в состоянии покоя. Здесь все в молчании, спокойствии, где сидящая девушка, как бы «купается» в солнечном свете. «Девочка с персиками». Картина Серова «Девочка с персиками» навсегда заняло свое место среди лучших образов, созданных русскими поэтами и художниками. Милое смуглое лицо девочки (Веры Мамонтовой) с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, отброшенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно лежащие на столе руки незабываемы и дороги каждому любящему искусству человека. Девочка, в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытой белой скатертью. На столе лежит нож, персики и листья брошены на стол. Выписаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. Внимательно посмотри на картину. Белый цвет скатерти, белый цвет стены и белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы. Свет льется из окна и наполняет всю комнату, создавая единство в картине, что было высшим достижением живописи молодого Серова. Когда через несколько лет художник подошел к своей картине, он с восхищением сказал: «Неужели это я написал?» «Мика Морозов». Это - один из самых трогательных, правдивых и поэтических детских образов в русской живописи. Стремительность и неуемность, выявленные художником в четырехлетнем человеке, остались на всю жизнь определяющими чертами его характера. Михаил Михайлович Морозов сын московского промышленника, коллекционера прожил творческую жизнь. Он стал знатоком английской литературы, переводчиком и профессором. В картине художник раскрыл богатый мир переживаний маленького героя. Обуявшее мальчика любопытство вынуждает его приподняться, вытянуться, напрячься – и образ маленького Мики становится ярким примером детской любознательности и непосредственности. Достоинство живописи Серова в этом портрете не броскость и цветистость красок, а тонкое сочетание серебристо-серых и розово-коричневых оттенков красок лица и рук в общей холодной гамме полотна. Почти квадратная композиция картины придает ей исключительную цельность и гармоничность. Задания. № 1. Запиши, с какими портретами В. Серова ты познакомился? …………………………………………………………………………………………………… № 2. Запиши, кто были родителями В.А.Серова?............................................ *17* Пейзаж Пейзаж. Французское слово «пейзаж» означает «природа». В изобразительном искусстве, пейзаж – это картина, на которой изображена природа. Героем такого произведения является природа. Отдельные фигурки людей или животных, а также небольшие сюжетные сценки являются лишь средством дополнения для придания жизненной правды. Пейзажи сродни музыке или стихам. Они выражают состояние души. История пейзажа. Уже первобытный человек изображал деревья, камни, водная гладь. А в искусстве Древнего Востока встречаются изображения охоты фараонов или диких животных в зарослях. Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае еще в шестом веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны. Широкое распространение получил пейзаж в русском изобразительном искусстве. Многие картины являются шедеврами. Сельский и городской пейзаж. Различают пейзажи сельские и городские. Прекрасным образцом сельского пейзажа является картина К. Юона «Русская зима», где художник постарался найти и передать часто повторяющийся в русской природе образ. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – великий русский пейзажист мастер света и цвета. Этот художник по-новому использовал возможности света и тени в живописи. На своих картинах он добивается выразительной передачи световых и цветовых оттенков природных явлений (солнечного и лунного освещения). А. Куинджи по праву считается волшебником света и цвета. Сын грека сапожника из слободы Карасевка в Мариуполе, Куинджи провел безрадостное детство. Он пас гусей, работал у подрядчика, служил мальчиком у хлеботорговца, и мечтал поступить в Академию художеств. У него было трудное детство, поэтому, когда Архип вырос, он был добрым человеком. Художник очень любил птиц, и каждый день выходил на улицу с целым мешком корма. Птицы его «узнавали» и стаями слетались при его появлении. В 26 лет он поступает учиться. Выдерживает при этом большой конкурс (приняли его одного, хотя поступало 30 человек). Но он не завершил обучение и стал сам писать картины так, как умел это делать. Краски Куинджи готовил сам, смешивая сложные составы. На беду они оказались непрочными. Уже сейчас мы видим картины Куинджи не такими, какими создал их художник. Время продолжает свою разрушительную работу, и возможно, когда-нибудь эти картины померкнут совсем. «Березовая роща». Посмотрите внимательно на картину «Березовая роща». Она завораживает удивительной солнечностью. Передний план картины погружен в холодно – изумрудную тень. И, совсем рядом, находится желтовато – зеленый, залитый солнцем луг. Легкая голубоватая дымка на массивах дальнего леса создает ощущение воздуха. Картина полна свежести и прелести. «Лунная ночь на Днепре». Одной из лучших его работ является картина «Лунная ночь на Днепре». На индивидуальной выставке художника была показана только эта картина. Ее повесили в отдельном зале с зашторенными окнами и осветили при помощи электрической лампы. Успех был огромным. О ней говорили везде, ее воспевали в стихах. В этой картине с огромной поэтической силой показана удивительная красота природы. Перед нами раскрывается широкое пространство, уходящее вдаль. Равнина, пересечена зеленоватой лентой тихой реки, которая почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких, стелющихся облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшее окно, глянула полная луна, осветив Днепр, хаты и паутинку тропинок на ближнем берегу. Все притихло, словно завороженное чудесным сиянием неба и вод. Всеобщий восторг выразил в своей статье поэт Я. П. Полонский: «Что это за такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эту темную даль, «эти дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую тихую, величавую ночь?» Картина продолжает удивлять зрителей и сейчас, спустя сто с лишним лет. Если будешь в Русском музеи, своими глазами убедись в том, что руки мастера с помощью простых красок могут творить настоящие чудеса. Задания. № 1. Запиши, что такое пейзаж?............................................................ ……………………………………………………………………………………… № 2. Запиши, в каком возрасте А.И.Куинджи поступает в Академию Художеств?....................................... № 3. Нарисуй сельский или городской пейзаж. Придумай название своей картине. № 4. Внимательно рассмотри картину К. Юона «Русская зима» и городской пейзаж Ю. Пименова «Новая Москва». Составь рассказ по ним.
*18* Маринист Иван Айвазовский (1817 – 1900) И.К.Айвазовский. Вся жизнь Ивана Константиновича Айвазовского прошла у моря. Родившись в Феодосии в семье небогатого купца, Айвазовский еще мальчиком проявлял исключительные способности к рисованию. Но первые рисунки не сохранились…. Не могли сохраниться. Они были…на песке. Ранним утром мальчик вскакивал с постели и бежал к морю. Там, стоя на песчаном пляже, он впервые увидел… алые паруса! Первые лучи солнца будто вынырнули из толщи воды и пронизали насквозь паруса корабля на горизонте. И они стали ярко – алыми. Он тут же бросался рисовать картину на песке. Но, через минуту волны смыли рисунок. Сам губернатор подарил ему краски, кисти и маленькую палитру. Большое участие в его судьбе принял городской архитектор Феодосии Кох. Он выхлопотал для него разрешение на обучение в гимназии. В 16 лет он становится учеником Петербургской Академии художеств. В 1837 году за картину «Спокойное море» ему присудили золотую медаль и бесплатную поездку в Италию. Во многих итальянских городах Неаполь, Париж, Рим, Лондон, Гамбург, Брюссель… с большим успехом проходят его выставки. Вскоре художник возвращается в Феодосию и участвует в военных походах. В 1844 году его избирают официальным художником Адмиралтейства. Всю свою жизнь живописец занимался благотворительностью. Большую часть денег, полученных от продажи картин, он тратил на приобретение произведений искусства. Их Айвазовский жертвовал музеям Феодосии. Это - картинная галерея и Археологический музей. Умер Айвазовский в своем доме в Феодосии. Сейчас в нем открыт музей художника. Айвазовский – художник-маринист. Художников, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами. Айвазовского всегда привлекала романтика моря, и свои картины он писал по памяти. Иван Константинович Айвазовский работал 60 лет и написал более 6 тысяч картин. Одна из самых известных - картина «Девятый вал» (1850). Ослепительное солнце над бушующим океаном. Еще час назад ночной мрак скрывал разыгравшуюся трагедию. Чередой вздымаются яростные волны. И одна из них, самая высокая и беспощадная, уже нависает над горсткой несчастных людей, судорожно вцепившихся в обломок мачты. Это девятый вал! Такая волна способна раздавить даже большие корабли. А тут лишь горстка несчастных людей…. Всю страшную, безумную ночь моряки боролись со стихией. И благодаря титаническим усилиям они смогли дожить до рассвета. Теперь они не одни: дружелюбное солнце укротит бешеный напор стихии. И этим отважным храбрецам, отдавшим все силы в ночной схватке с самой судьбой, предстоит выдержать последнюю, самую страшную волну. Задания. № 1. Запиши, каких художников называют маринистами?................ …………………………………………………………………………………….. № 2. Запиши, сколько картин за свою жизнь написал И.Айвазовский……… № 3. Попробуй представить море: ласковое, разбушевавшееся или тихое и нарисуй свой образ морской волны.
*19* Певец русской природы Иван Шишкин (1832-1898) Иван Иванович Шишкин. Он родился в небогатой купеческой семье в Елабуге – маленьком городке на берегу реки Камы, в самом сердце дремучих северных лесов Вятской губернии. Для Ивана жизнь леса была связана с поэтическими легендами: непроходимые чащобы, клады, спрятанные разбойниками, сундуки, качающиеся на железных цепях… Чуть повзрослев, юноша научился видеть кипучую жизнь леса, скрытую от невнимательных глаз, подмечать изменения, происходящие при смене времени года. Кроме чтения, он с детства любил рисовать, за что его в доме называли «мазилкой». Отец хотел дать сыну хорошее образование, нанимал ему частных учителей, определил в казанскую гимназию. Но Иван не хотел становиться купцом. Отец предоставил будущему художнику самому определить свою судьбу. Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще с юности он избрал себе девиз: «Образование, труд, любовь к занятиям» - и неуклонно следовал ему. Затем Иван Иванович поступает в Петербургскую Академию художеств. После окончания ее с малой серебряной медалью отправляется в заграничную командировку, для совершенствования своего умения. Иван Шишкин автор замечательных картин – пейзажей «Рожь», «Утро в сосновом лесу»… Все они посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем ее величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полей, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно – загадочных дремучих лесов. Мастерство этого живописца неизменно вызывает чувство восхищения, не случайно его называют «царем леса». Художник много работал, участвовал в выставках. В конце жизни Шишкин много болел. В марте 1898 году он умер прямо перед мольбертом. «Рожь». В русской пейзажной живописи нет более яркого полотна, отражающего широту и приволье русских просторов, чем картина «Рожь». Словно Date: 2015-12-13; view: 645; Нарушение авторских прав |