Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическое движение в Беларуси во второй половине XIX в





5.1. С избранием на трон Август III, правившего 30 лет, усиливается в стране шляхетская анархия. Право «либерум вето» позволяло срывать практически все заседания сейма Речи Посполитой, что делало невозможным проведение каких-либо реформ. В ВКЛ же полновластными хозяевами стали магнаты. К примеру, Радзивиллы имели годовой доход, превышающий государственный в 1,5 раза (соответственно 20 и 13 млн. злотых), содержали 8-тысячную частную армию и являлись некоронованными королями ВКЛ.

Слабость центральной власти не позволила ей осуществить и широкомасштабную программу вывода страны из послевоенного экономического кризиса. Принятые решения (освобождение от налогов наиболее разрушенных городов и поветов, сохранение подымной системы налогообложения, разрешение селиться в опустевших городах и местечках еврейским общинам из Западной Европы) хоть и позволили Беларуси быстро возродиться, но были всё же явно недостаточными для интенсивного хозяйственного развития. Частично это компенсировалось самими магнатами, но их усилия всё же носили локальный характер. Так, Халецкие ещё с XVII в. для восполнения убыли населения разрешали селиться на своих землях русским староверам (всего в районе Ветки на Гомельщине осело более 40 тысяч переселенцев).

С середины XVIII в. в Речи Посполитой всё возрастающее влияние стала играть так называемая «Фамилия» – группа сторонников политических и экономических реформ во главе с магнатами Чарторийскими. Заручившись поддержкой России, они сумели в 1764 г. возвести на трон своего ставленника Станислава Августа из рода Понятовских с Брестчины. При этом, воспользовавшись тем, что на электоральном сейме не действовало положение «либерум вето» они добились от депутатов принятия ряда кардинальных решений. Так, для упорядочения финансовой и налоговой системы создавались Скарбовые комиссии, которым было поручено осуществить денежную реформу (переход на европейскую систему пробы монет, сокращение числа номиналов). Новые Военные комиссии должны были ограничить власть гетманов и подготовить увеличение армии в 2 раза (до 50 тыс. человек). Были расширены права депутатов сейма. «Либерум вето» больше не действовало при обсуждении экономических вопросов. «Генеральный» налог заменил многочисленные внутренние торговые сборы. В городах же стали постепенно ликвидироваться юридики. Кроме этого, вводились единые для всей страны меры веса и длинны.

Вместе с тем, даже такие половинчатые реформы вызвали недовольство Петербурга и Берлина. Воспользовавшись отказом сейма в 1766 г. уравнять православных и протестантов в правах с католиками, они поддержали диссидентские Торуньскую и Слуцкую конфедерации (1767) и ввели свои войска на территорию Речи Посполитой. В итоге на сейме 1767 1768 гг. некатоликов не только уравняли в правах, но и отменили большинство принятых ранее реформ. Попытка же части патриотично настроенной шляхты бороться против столь явного вмешательства во внутренние дела государства закончилась поражением, созданной ими Барской конфедерации (1768) и осуществлением первого раздела Речи Посполитой, по которому восточная Беларусь отошла к Российской империи, юг Польши и западная Украина – Австрии, а Поморье – Пруссии.

Несмотря на провал первого этапа реформ, в 1775 г. была предпринята новая попытка улучшить внутреннюю ситуацию в стране. Согласно решению сейма при короле была создан орган исполнительной власти – Постоянная Рада, имевшая 5 департаментов (иностранных дел, полиции, обороны, юстиции и финансов), управляемых 36 представителями сената и сейма.

Активную деятельность в это время развернул управляющий королевскими экономиями в ВКЛ А. Тызенгауз. В окрестностях Гродно и Постав им было создано 17 мануфактур – шелковая, суконная, полотняная, оружейная, металлургическая, каретная, чулочная и пр. Также широкой известностью пользовались изделия «железоделательного завода» подканцлера ВКЛ И. Хрептовича в Вишнево и фаянсовой фабрики гетмана ВКЛ М. Огинского в Телеханах.

Вместе с тем, дальнейшее экономическое развитие всё же не было возможным без реформирования государственного строя. Новая попытка преобразований состоялась на Великом сейме (1788-1792). Согласно его решениям, во-первых, в поветах стали создаваться постоянные органы местного самоуправления (цивильно-военные комиссии). Во-вторых, мещане получили право личной неприкосновенности, возможность занимать государственные и военные должности, а также приобретать в собственность землю. Кроме этого, 24 представителя крупных городов вошли в Постоянную Раду и получили право совещательного голоса. В-третьих, численность армии возросла до 100 тысяч человек. В-четвёртых, было принято решение о создании в Речи Посполитой независимой от Москвы автокефальной православной церкви (соответствующий акт приняла Пинская конгрегация церковных иерархов летом 1791 г.). Ну и наконец, в-пятых, венцом деятельности сейма стало принятие им 3 мая 1791 г. Конституции Речи Посполитой, по которой власть монарха становилась наследственной, были расширены полномочия Рады министров, ликвидировалось право «либерум вето». Федеративная же основа нового государственного устройства была подтверждена в решении сейма от 20 октября 1791 г. В целом, принятие Конституции открывала путь буржуазным преобразованиям в стране.


Необходимо отметить, что большая часть шляхты поддержала все решения сейма (в Беларуси их одобрили 27 из 34 поветовых сеймиков). Принятие Конституции приветствовали также Англия, Франция и Ватикан. Однако, Россия и Пруссия были крайне недовольны началом возрождения своего соседа. Именно поэтому монархи этих стран решили оказать военную «помощь», противникам реформ из числа консервативной шляхты, создавшим 14 мая 1792 г. в м. Тарговицы конфедерацию. При поддержке русской армии тарговичане сумели добиться отмены Конституции 3 мая 1791 г. Ещё одним итогом этих событий стало принятое 23 января 1793 г. в Петербурге решения о втором разделе Речи Посполитой (Россия захватила центральную Беларусь и часть большую Украины, а Пруссия – запад Польши).

Реакцией на фактическое превращение Речи Посполитой в марионеточное государство стало национально-освободительное восстание, поднятое 24 марта 1794 г. уроженцем Беларуси Т. Костюшкой в Кракове. Через месяц оно охватило и западные поветы ВКЛ, где во главе повстанцев стал Я. Ясинский. Для придания восстанию всенародного характера 7 мая был издан Полонецкий универсал, по которому крестьяне получали личную свободу и наследственное право на свои наделы. Бои с русской армией с переменным успехом продолжались более полугода. Однако чрезвычайна жестокость армии А. Суворова и пленение 10 октября в битве под Матиовицами Т. Костюшко (восстание возглавил уроженец Брасловщины Т. Вовжецкий) привели к падению в начале ноября 1794 г. Варшавы. В августе 1795 г. Россия, Австрия и Пруссия осуществили окончательный раздел Речи Посполитой (к России отошла западная Беларусь и Литва), а 25 ноября 1795 г. в Гродно Станислав Август отказался от трона.

Оценивая произошедшие события, необходимо отметить, что ликвидация Речи Посполитой стала проявлением очередного переустройства мира. Глубокий кризис феодализма привёл к уничтожению некогда мощнейшую восточноевропейскую державу так же, как и Францию к буржуазной революции. При этом, включение белорусских земель в состав Российской империи не принесло долгожданных перемен.

После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земли было распространено административно-территориальное деление на губернии и уезды. В соответствии с реформой 1802 г. на территории Беларуси создавалось пять губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Виленская и Гродненская. В 1807 г. по условиям Тильзитского мира к России отошли Белосточчина (с 1843 г. в составе Гродненской губернии). Самодержавие, учитывая пограничное расположение Беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, создало здесь генерал-губернаторства: Белорусское (1772 1856 гг.), в которое вошли Витебская и Могилевская губернии, Литовское (Виленское) (1794 1912 гг.), в которое входили Минская, Гродненская и Виленская губернии. Губернии делились на уезды (примерно по 20-30 тыс. населения в каждом). Генерал губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями. Один из них граф Чернышев свое всевластие подчеркивал даже специальным троном. Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат.


Население белорусских земель на протяжении месяца после опубликования указа правительства о включении в состав России приводилось к присяге. Те, кто отказывался присягнуть, должны были в трехмесячный срок выехать за границу, распродав недвижимое имущество. Основным действующим законодательным документом в области гражданского права оставался Статут Великого княжества Литовского 1588г., так как царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения белорусских земель. Местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем занимали ставленники имперского центра.

В отношении к разным социальным группам общества новая власть проводила разную политику. Шляхте, присягнувшей царскому правительству, давались все права российского дворянства. Но правительство ликвидировало самостоятельность магнатов, лишило их права иметь свои войска, крепости, ограничила самоуправство шляхты. В целях укрепления своей социальной базы в присоединенных к России землях царизм проводил здесь политику насаждения русского землевладения. Царское правительство раздавало имения с крестьянами русским помещикам, крупным военным чинам и чиновникам. Отдавались староства и королевские экономии, секвестрированные имения магнатов и шляхты, которые выехали за рубеж, и владения некоторых ликвидированных монастырей. Крупнейшими владельцами стали князь Г.А. Потемкин, который получил Кричевское староство с 14274 крепостными, граф П.А. Румянцев-Задунайский, который стал собственником 11195 крепостных в Гомельском старостве, А.В. Суворов получил 7 тыс. крестьян в Кобринской волости Брестской экономии и др. Всего на территории Беларуси Екатерина II и Павел I пожаловали в наследственное владение 200 тыс. ревизских (мужских) душ, как крепостных, так и бывших государственных крестьян.

На белорусские города было распространено положение «Жалованной грамоты городам» 1785 г. Действием магдебургского права было отменено. Для руководства хозяйственной деятельностью городов из представителей городских сословий избиралась дума. Купечество получило право на гильдейскую организацию. Многочисленное еврейское население указом 1794 г. попало под действие закона о черте оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний. С 1795 г. сельских евреев было приказано переселить в города. С 1827 г. вместо денежного налога на евреев была распространена воинская повинность. 19 декабря 1844 г. вышел указ о ликвидации органов общинной автономии кагалов и подчинении евреев общим городским и уездным властям. Переступить эту черту разрешалось тем евреям, которые имели высшее образование, переходили в другую веру, ремесленникам, купцам первой гильдии.


Положение крестьян Беларуси почти не изменилось. На них была распространена российская налоговая система, которая сменяла подымный (хозяйственный) на подушный налог. Вначале, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления крестьян к новой налоговой системе, они получили льготы по уплате подушных налогов. Из политических соображений и хозяйственной необходимости с 1797 г. на протяжении 10 лет во всех губерниях Беларуси подушный налог с крестьян собирался в размере наполовину меньшим, чем в русских губерниях. В дальнейшем крестьянство Беларуси было поставлено в одинаковые условия с крестьянами других губерний России.

В конфессиональной сфере власти придерживались, в основном, обещаний, данных во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и униатскому духовенству склонять в свою веру православных. Во время борьбы с восстанием во главе с Костюшко Екатерина II посчитала необходимым укрепить позиции православия переводом туда униатов (указ 22 апреля 1794 г.). В православие перешло 1,5 млн. человек. При преемнике Екатерины II многие из "воссоединенных" перешли в унию. Католическая церковь утратила свое господствующее положение в Беларуси, хотя в соответствии с дарственной грамотой Екатерины II 1774 г. учреждалась Белорусская католическая епархия. Земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись.

Присоединение к России создало условия для включения территории Беларуси в общероссийскую государственную систему, оказало воздействие на все отрасли экономики, стало во многом определяющим для дальнейшей хозяйственной специализации. Создавались новые мануфактуры (полотняные, парусиновые, канатные, суконные и др.), в Кричеве была заложена судоверфь, строившая суда для Черноморского флота. В сельском хозяйстве происходило увеличение посевных площадей, в том числе под технические культуры. Сбыт сельскохозяйственных продуктов стимулировался отменой пошлин на их продажу, ликвидацией внутренних таможен. Расширились торговые связи с русскими городами. Активизация торговли способствовала реконструкции старых и строительству новых дорог. Включение белорусских земель в Российскую империю вело к искоренению на присоединенных землях традиций средневековой государственности, хотя расширяло и укрепляло крепостное право. Было положено начало переориентации экономической, политической и культурной жизни Беларуси на Восток.

 

5.2. В ноябре 1830 г. в Варшаве началось шляхетское восстание, руководители которого ставили основной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Подготовку восстания в Беларуси осуществляли польская и ополяченная шляхта, польская интеллигенция, студенты, чиновники, офицеры-поляки, католическое и униатское духовенство, эмиссары Королевства Польского. В начале 1831 г. для подготовки восстания в Беларуси был создан Виленский Центральный повстанческий комитет, который оказался малодейственным и нерешительным. Всего в северо-западных поветах Беларуси насчитывалось около 10 тысяч повстанцев.

На территории Беларуси значительных военных действий не было, хотя российским войскам и пришлось отбивать у повстанцев Свентяны, Дисну, Вилейку, Ошмяны, Лепель. В конце мая повстанческие отряды в Виленской и Минской губерниях были разгромлены. Военные действия вели только отряды, прибывшие из Польши под командованием Хлоповского и Гелгуда. Объединенные силы восставших 19 июня 1831 г. попытались захватить Вильно, но вынуждены были отступить. Летом 1831 г. отдельные выступления произошли в южных районах Беларуси, но в целом восстание пошло на спад и в августе практически было подавлено. Разгром восстания привел к отмене автономии Польши и Конституции 1815 г. Многие его участники были преданы суду. Имения шляхтичей конфисковывались. Многих участников восстания отдали в солдаты, выслали в Сибирь на поселение. На территории Беларуси (в современных границах) в 1837 г. были конфискованы 115 имений с 38544 крестьянами мужского пола.

Наряду с репрессиями российское правительство провело в Беларуси ряд политических и административных мероприятий, направленных на укрепление здесь своей власти, быстрейшее слияние западных губерний с собственно русскими губерниями под знаменем православия и единой русской народности. Конфискованные и казенные имения раздавались русским дворянам и чиновникам. В 1831 г. в Витебской и Могилевской губерниях было прекращено действие Статута Великого княжества Литовского 1588 г, а в 1840 г. он был отменен в Виленской, Гродненской и Минской губерниях. Под руководством М. Сперанского вскоре была завершена подготовка «Сбора местных законов», который стал основой усиления российского влияния. Царь утвердил также постановление о переселении в Беларусь «выходцев из внутренних губерний, которые принесут с собой в сей край, чуждающийся России, наш язык, обычаи, приверженность русскому престолу». В населении Беларуси правительство видело только «поляков», пренебрегало белорусским крестьянством и белорусской культурой. Такому подходу способствовала позиция М. Муравьева, который сумел убедить правительство в необходимости борьбы с польским «духом края» и превращении его в русский дух. Хотя основанный в Петербурге из высших сановников Комитет по делам Западных губерний был ориентирован «уравнять западный край во всех отношениях с внутренними российскими губерниями», его деятельность носила административно-полицейский характер.

В целях предупреждения возможных шляхетских волнений был проведен так называемый «разбор шляхты», эта процедура представляла тотальную проверку документальных свидетельств о шляхетском происхождении. Те, кто не мог подтвердить свое происхождение, лишался дворянского звания и переводился в непривилегированные сословия: однодворцев в сельской местности, граждан в городах. Значительное число этих семейств было переселено в южные районы России.

Одним из важнейших направлений политики царизма была борьба против католической церкви. Власти пошли по пути уменьшения количества духовенства и подрыва его экономической базы. В 1832 г. был издан указ о ликвидации некомплектных (малочисленных) католических монастырей и передачи их имений в казну. В 1841 г, ссылаясь на то «как непристойно духовной особе отрываться от ее прямых священнических обязанностей», появился ряд указов о приеме в казну собственности всех имений высшего православного и иноверческого духовенства западных губерний. В 40-е годы секуляризация церковных владений была в основном завершена, в результате чего около 100 тыс. ревизских душ пополнили ряды государственных крестьян. Таким образом, церковь ставилась в большую зависимость от государства.

Важным элементом политической стабильности в регионе власти считали консолидацию белорусского населения под эгидой православия опоры самодержавия. В 30-е годы власти склоняют на свою сторону высшее униатское духовенство во главе с епископом Иосифом Семашко. 12 февраля 1839 г. на соборе в Полоцке принимается решение о присоединении униатской церкви к русской православной. Ликвидация униатской церкви сопровождалась уничтожением ее литературы и других религиозно-культовых ценностей. На белорусских землях устанавливается господство русского православия. В 1840 г. царь распорядился не употреблять в деловых бумагах термины «белорусские» и «литовские» губернии, а перечислять их по названию. Вводилось название «Северо-Западный край».

 

5.3. Во второй половине XIX в. содержание политической борьбы было связано с развитием капитализма и сохранением многочисленных остатков феодализма в экономике, политической системе общества. Быстрый процесс перестройки всего хозяйства на капиталистический лад, определенный экономической реформой 1861, привел к значительным изменениям в социальном составе населения. Усилились позиции буржуазии, вырос и начал организационно оформляться класс пролетариата, национальной интеллигенции. С другой стороны, в государственном устройстве и социально-экономической структуре общества сохранилось много феодальных пережитков: привилегированное положение дворянства, помещичье землевладение, царское самодержавие и самовластия царской администрации, национальный гнет и др.
Общественно-политическая жизнь Беларуси во второй половине XIX в. была представлено тремя общественными лагерями: дворянско-монархическим, либерально-буржуазным и революционно-демократическим.

Социально-политическую опору самодержавия составлял дворянско-монархический лагерь, основой которого являлись дворяне, русское чиновничество, придворные круги и православное духовенство. Их политическая позиция была определена знаменитой триадой: православие, самодержавие, народность. Православие признавалось основой всей русской жизни и господствующей в стране верой. Самодержавие рассматривалось незыблемой силой общества, а за царем признавался приоритет в законодательстве. Представители этого лагеря подчеркивали необходимость сохранения неделимости России, отрицали право народов на самоопределение. После восстания 1863-1864 гг. ускорилось концептуальное оформление западноруссизма, которому способствовала развернутая русификация на Беларуси, проводимой под лозунгом «располячивания». Обоснование этой идеологии было наиболее систематизировано в работах М. Кояловича «Лекции по истории Западной Руси» (1864) и «История русского самосознания» (1884 г.), где признавалась определенная историко-этническая особенность Беларуси, но исключалась возможность ее национально-культурного и государственного самоопределения. С другой стороны, представитель консервативного великодержавного-шовинистического направления западноруссизма К. Говорский вообще отрицал этнические особенности белорусов, считал их результатом польско-католической экспансии. Пропаганда идей западноруссизма осуществлялась через журнал «Вестник Западной России», газету «День» и др.

Дворянско-монархический лагерь до октября 1905 не имел своих политических объединений: это объясняется, во-первых, позицией самодержавия, которое не позволяло создания никаких общественно-политических организаций, даже для собственной защиты. Во-вторых, многие привилегии, которыми пользовались дворяне, обеспечивали им особое положение. I пока их классовые устои и интересы охранялись самодержавием, они не стремились к созданию своих политических объединений. Представляли дворянско-монархический лагерь на Беларуси русскоязычные издания, прежде всего «Губернские ведомости», «Виленский вестник», «Сельское чтение», в которых печатались постановления властей, статьи антипольского и антисемитского направлений.
После подавления восстания 1863-1864 гг. с целью усиления позиций российского самодержавия в местной администрации увеличивается количество чиновников российского происхождения. Одновременно расширяется влияние православной церкви как опоры царской власти в западных губерниях.

Царизм, не признававший факт существования белорусской нации, делил представителей дворянского сословия на лиц «польского» и «непольского» происхождения. В правительственных документах второй половины XIX в. местное дворянство выступало как непосредственно дворянство и как знать. К первой категории относились помещики, чиновники и офицеры, чьи предки владели населенными крестьянами имениями, ко второй – все те, кто не владел земельной собственностью или имел в собственности землю, но не имел крестьян. Шляхта была неоднородной по-своему имущественному состоянию. Меньшая ее часть превращалась в зажиточных хозяев, а основная масса разорялась. Эта часть дворянства очень остро реагировала на национальный гнет правительства и находилась в оппозиции к самодержавию.

Деятельность народников на Беларуси. Организованно революционное движение в Беларуси начала возрождаться лишь в середине 70-х годов. В то время господствующим направлением оппозиционной общественной мысли в России было народничество. Идеологически оно основывалось на теории крестьянского социализма, основателями которой были А. Герцена и М.Чернышевский. Народники верили в особый путь развития России. Им не нравился капитализм, который сопровождался пролетаризацией мелких собственников. Народники надеялись, что Россия имеет возможность избежать капиталистической стадии и, опираясь на крестьянскую общину, перейти сразу к социализму. Своих сторонников народничество искало прежде всего среди разночинной интеллигенции.

С самого начала в народничестве существовали два течения – революционное и реформаторское. Представители первого основным средством достижения своих целей считали крестьянскую революцию и делали все возможное, чтобы подтолкнуть крестьян к решительной борьбе против самодержавия и пережитков крепостничества. Умеренные народники хотели перейти к социализму путем постепенного реформирования существующего строя России. В 70-е – начале 80-х годов наиболее популярным было революционное народничество, которое выработало три программы действий: пропагандистскую, бунтарскую и заговорщицкую.

– бунтарское (анархическое) – М.А. Бакунин, доказывавший, что всеобщий крестьянский бунт установит социалистическое равенство без государства и без управления людьми;

– пропагандистское – П.Л. Лавров, считавший, что Россия придет к социализму, минуя капитализм, ее судьба зависит от распространения в обществе правильных идей представителями интеллигенции;

– заговорщицкое – П.Н. Ткачев, утверждавший, что свергнуть самодержавие возможно путем заговора небольшой группы людей, партий, а после захвата власти партия должна вовлечь массы в социалистическое строительство.

Народническое движение на Беларуси был идейно и организационно связано с общероссийским. Среди известных российских народников 70-х годов были уроженцы Беларуси М.Судиловский, И.Гриневицкий, Р.Исаев, А.Бонч-Осмоловский. Во второй половине 70 – начала 80-х годов в Минске, Могилеве, Гродно, Витебске, Пинске, Орше, Слуцке и других городах Беларуси действовали народнические кружки. Их посещали в первую очередь учащиеся, которые под видом самообразования изучали запрещенную литературу. Имелись попытки вести агитацию среди крестьян. Участники их не видели особенностей исторического, социально-экономического и национального развития края, их деятельность полностью зависела от тех процессов, которые происходили в народнических организациях центра России. Если летом 1879 петербургская организация "Земля и воля" раскололась на "Народную волю" и "Черный передел", большинство народников Беларуси поддержало последнюю, которая руководствовалась старой пропагандистской тактикой. В 1879 и 1880 на Беларусь дважды приезжал лидер "Черного передела" Г.В.Плеханов. В Минске была организована центральная подпольная типография "Черного передела", которая к началу 1881 г. выпустила три номера центрального органа организации – газеты "Черный передел", столько же номеров газеты для рабочих "Зерно" и две прокламации. Между тем "Черный передел" просуществовал недолго. В 1882 г. организация распалась, ее руководители, в том числе и Плеханов, выехали за границу. Бывшие сторонники "Черного передела", оставшиеся в России, начали переходить на позиции «Народной воли».

В своей деятельности народовольцы делали ставку на индивидуальный политический террор против представителей власти. 1 марта 1881 г., после нескольких неудачных попыток, они убили Александра II. Бомбу в царя кинул уроженец Минской губернии И.Гриневицкий. Руководители «Народной воли» надеялись, что убийство царя станет сигналом к народному восстанию в России. Однако никакого восстания не произошло, а репрессии против революционеров в скором времени привели к уничтожению центральных и многих провинциальных организаций "Народной воли". Революционное народничество оказалась в глубоком идейно-организационном кризисе.
Народники на Беларуси пытались объединиться в единую организацию. В начале 1882 г. в Вильнюсе была создана Северо-западная организация "Народной воли". Правда, просуществовала она недолго. Уже в конце года полиции удалось раскрыть и арестовать членов центральной группы. В Беларуси остались действовать только некоторые местные кружки: в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Могилеве, Горках.

В первой половине 80-х годов в Петербурге существовали кружки студентов – выходцев из Беларуси народовольнитского и либерально-просветительского направлений. Подпольно они выдали несколько публицистических произведений, написанных на русском языке: воззвания "К белорусской молодежи" и "К белорусской интеллигенции", "Письма о Беларуси"," Послание к землякам-белорусам ". В 1884 г. члены группы "Гомон" (А.Марченко, Н.Ратнер и др.) Выступили с инициативой объединения всех народнических кружков Беларуси. Ими было издано два номера журнала "Гомон" (на русском языке). Гомоновцы разделяли программу «Народной воли», являлись сторонниками объединения всех революционных сил России для борьбы с самодержавием. Их идеалом была свободная от социального и национального гнета Россия, построенная на основе федерации самостоятельных областей. Гомоновцы объявили себя "Белорусской социально-революционной группой". Как и другие организации революционного народничества России, белорусские народники переживали значительный кризис. Во второй половине 80-х – 90-е годы господствующим направлением в народничестве являлся либеральный. Либеральные народники отказались от революционных методов борьбы и главное внимание обратили на реформирование земельного законодательства с целью увеличить крестьянское землевладение и сохранить общину в деревне. Этим они надеялись решить аграрную проблему. Вместе с тем белорусские либеральные народники интересовались историей и культурой своего края, способствовали развитию национального самосознания белорусов.

Эволюция рабочего движения. В 60-80-е гг. XIX в. в Беларуси велось интенсивное строительство железных дорог. На данные работы привлекались сотни тысяч крестьян. Необычайно тяжелые условия труда и быта, плохое питание, различные злоупотребления и произвол подрядчиков вызвали протест, который чаще всего проявлялось в подаче коллективных жалоб властям и в групповых побегах с места работы. Такие выступления ("волнения") весной и летом 1864 происходили на строительстве Двинско-Витебской железной дороги в Дриссенском, а через год – в Витебском уездах. С волнениями на строительстве железной дороги в Дриссенском уезде, по-видимому, были связаны побеги восьми сельскохозяйственных рабочих из поместья Заречье. В 1872 волнения наблюдались на строительстве Либаво-Роменской железной дороги в Минском уезде, в 1883 и 1884. – Виленско-Ровенской железной дороги на участке Бенякони – Вороново Лидского и в местечке Молчадь Слонимского уездов. Два волнения в 70-х гг. отмечены на промышленных предприятиях Беларуси. Всего в Беларуси в 1864-1884 гг. произошло девять волнений рабочих. Их участниками являлись фактически крестьяне, которые временно попали в положение наемных работников. Этим объясняется полное отсутствие в упомянутых выступлениях проявлений пролетарской сознательности и примитивность форм протеста. Все выступления имели оборонительный характер и являлись реакцией рабочих на чрезмерную эксплуатацию и произвол предпринимателей.

Качественные сдвиги в рабочем движении в Беларуси начались во второй половине 70-х гг. Они проявились в применении рабочими такой эффективной формы борьбы за улучшение своего положения, как забастовки (стачки). Эффективность массовых организованных забастовок к тому времени была хорошо опробована на опыте борьбы пролетариата западных стран. Первую в Беларуси стачку в марте 1876 организовали 300 рабочих минских мастерских Московско-Брестской железной дороги с требованием регулярной выдачи заработной платы. Ее поддержали железнодорожники в Столбцах (Минский район). В 1879 г. первую забастовку организовали ремесленные рабочие Беларуси. Состоялась она в Гродно и охватила несколько портняжных мастерских, рабочие которых выставили требование сокращения рабочего дня. В 1881 г. прошла забастовка в железнодорожных мастерских в Гомеле, вызванная невыдачей заработка, а в 1882 г. – в столярном цехе вагонных мастерских в Брест-Литовске, где рабочие протестовали против снижения зарплаты. Как следует из этих фактов, созидателями стачечного движения в Беларуси были рабочие железнодорожных мастерских. Показательно и то, что все их стачки имели в это время оборонительный характер.

Возникновение в 1880-х гг. первых социал-демократических кружков практически никак не повлияло на сознание рабочих. Их борьба за улучшение своего положения в это время оставалась вне пределов воздействия социал-демократов. Тем не менее, в ней заметны признаки роста классовой сознательности и организованности рабочих.
Наиболее крупные стачки во второй половине 80-х – начале 90-х гг. организовали рабочие железнодорожных мастерских. В марте 1886 бастовали столяры в Гомельских мастерских, а в июле того же года – все рабочие этого предприятия (472 человека), протестуя против снижения зарплат и ухудшения условий труда. Администрация железной дороги под натиском могилевского губернатора пошла на уступки. В начале марта 1894 г. гомельские железнодорожники (696 человек) объявили забастовку с требованием вернуть деньги, отчисленные в пенсионную кассу на крайне невыгодных для них условиях. Однако под влиянием уговоров и угроз начальства забастовка на третий день была прекращена. Наступление администрации на права рабочих и изменения правил внутреннего распорядка в худшую для них сторону вызвало в январе 1893 г. общую забастовку в мастерских Полесских железных дорог в Пинске (500 человек). Через неделю их требования были удовлетворены.

В целом за 1885-1894 гг. в Беларуси произошло 22 стачки и 4 волнения рабочих. В стачках участвовали более 1800 человек, из них приблизительно большинство составляли рабочие железнодорожных мастерских. Результаты борьбы известны в 12 случаях. В 10 из них рабочие добились успеха. В сравнение с показателями за 1885-1894 гг. с предыдущим периодом свидетельствует о заметном количественном и качественном росте рабочего движения.

Несмотря на полицейские репрессии, в Беларуси в 1898 – 1900 гг. продолжался подъем рабочего движения. Всего за эти годы учтено 178 экономических забастовок. Большинство из них было организовано рабочими Витебска (57), Гомеля (44), Минска (17), Гродно (12). Общее количество участников достигло 6,4 тыс. Наиболее активно боролись рабочие кожевенно-обувной, деревообрабатывающей, швейно-вязальной и металлообрабатывающей сфер деятельности. Так, 80% забастовок произошло в сфере ремесленной и мелко-капиталистической промышленности, но большинство выступающих (56%) составляли рабочие мануфактурных и фабричных предприятий. Сохранялся преимущественно наступательный характер рабочего движения.
В ходе экономической борьбы рабочие все чаще сталкивались с репрессиями властей и произволом полиции, к которым с жалобами и доносами обращались собственники предприятий. В ответ начались антиправительственные выступления рабочих в форме уличных демонстраций и манифестаций. 1 Мая 1900 г. Витебск рабочие отметили всеобщей забастовкой. В Минске в этот день происходила уличная демонстрация, в Сморгони в антиправительственную демонстрацию превратились похороны рабочего. В целом за 1889-1900 гг. в Беларуси были проведены три политические забастовки (все в Витебске), девять демонстраций (четыре в Витебске, по две в Гродно и Минске, одна в Сморгони). Почти все уличные выступления того времени имели стихийный характер. Они подтолкнули местные социал-демократические комитеты к расширению политической агитации. Школой политического воспитания рабочих постепенно становились маёовки (тайные сходки), проводившиеся по случаю 1 Мая, дня убийства народовольцами Александра II (1 марта), дня отмены крепостного права (19 февраля) и других событий.

Первые социал-демократические организации. В 70-х – начале 80-х гг. в практической деятельности представителей различных течений народничества проявилась несостоятельность теории крестьянского социализма: крестьянство как класс мелких собственников не воспринимало социалистических идей. Не помогало и изменение тактики. Ни мирная пропаганда "Земли и воли" и "Черного передела", ни индивидуальный политический террор "Народной воли", жертвой которого 1 марта 1881 г. стал император Александр II, не разбудили крестьянской революции. В связи с этим народничество в целом вступило в полосу глубокого идейно-организационного кризиса. В начале 1882 г. распался "Черный передел". В то же время были арестованы почти все члены Исполнительного комитета "Народной воли" и разгромлены ее центральные организации. Многие отошли от революционной деятельности. Господствующей в народничестве к концу 90-х гг. стало либерально-просветительское, реформистское течение.
Сильный удар по народнической идеологии нанесли лидеры "Черного передела" Г.Плеханов, П.Аксельрод и В.Засулич, которые в 1883 г. объявили о своем разрыве с народничеством и признали единственной научной теорией социализма учение К. Маркса и Ф. Энгельса. С целью распространения марксизма в России они основали в Швейцарии первую российскую марксистскую организацию – группу "Освобождение труда" и организовали издание произведений Маркса и Энгельса в переводе на русский язык. Одновременно в своих печатных работах они развернули острую критику основных постулатов теории крестьянского социализма. Основатели группы "Освобождение труда" доказывали, что пореформенная Россия развивается по пути капитализма, и именно с ним связывали вызревание предпосылок социалистической революции. При этом они исходили из главной идеи Маркса, что уничтожение капитализма и построение социализма является "исторической миссией" пролетариата. В то же время пропаганду марксизма начали деятели польской партии "Пролетариат", среди которых было немало уроженцев Беларуси. Они выдавали произведения Маркса и Энгельса в переводе на польский язык. Издания российских и польских марксистов в 80-х – первой половине 90-х гг. распространялись и изучались в рабочих кружках Вильнюса, Минска, Витебска, Гродно, Сморгони, Гомеля, подпольных земляческих организациях студентов – уроженцев белорусско-литовских и украинских губерний – в вузах Петербурга и Москвы. В Минске пропаганду марксизма в 1884-1885 гг. начали студенты дерптского университета Э.Абрамович и бывший чернопеределец И.Гурвич. К числу первых белорусских марксистов принадлежали В. Селицкий, С. Трусевич. Программа занятий с рабочими, разработанная Э.Абрамовичем, использовалась не только в Минске, но и в Вильнюсе и других городах края. Кружки ставили целью подготовку новых кадров пропагандистов, которые с течением времени могли бы повлиять на сознание большинства рабочих. В общем, появление первых социалистических кружков –народнических и социал-демократических имело важное значение для дальнейшей организации рабочего движения, особенно, когда появляются рабочие союзы и социал-демократические партии и организации.

Как уже отмечалось, стремление к объединению рабочих по национальному признаку проявлялось при переходе к массовой агитации в среде еврейских и национально настроенных литовских социал-демократов. Последние стремились привить ополяченным рабочим-литовцам вместе с социал-демократической идеологией национальное сознание и вели агитацию на литовском языке. Такой деятельностью в Вильнюсе занималась группа А.Домошевича. Под названием "Литовская социал-демократия" выступали также марксисты Литвы-Беларуси, которые вели агитационную деятельность в среде рабочих-христиан (белорусов, русских, поляков), пользуясь русским и польским языками. Не чурались они и рабочих-евреев. В качестве лидера этой части социал-демократов Литвы-Беларуси в середине 90-х гг. определился С. Трусевич (псевдоним – Казимир Злевский). Летом 1895 г. он переехал из Минска в Вильнюс, где вскоре создал группу из рабочих железнодорожников и кожевников. Под его руководством действовали также социал-демократические группы в Минске и Сморгони. Название "Литва" С.Трусевич и его соратники понимали в историческом значении и относили ее к Виленской, Минской и Гродненской губернии, не связывая с литовским этносом. В апреле 1896 с участием С.Трусевича состоялся съезд Литовской социал-демократии. Съезд объявил об образовании Литовской социал-демократической партии, принял ее программу и определил тактику. В первом пункте программы формулировалось требование создания самостоятельной Литовской демократической республики. В резолюциях съезда констатировалось полное совпадение политических интересов пролетариата Польши, Литвы и Руси (Беларуси и Украины) и заявлялось о том, что общими силами он сможет добиться независимой от России федерации Польши, Литвы, Беларуси и Украины.

В сентябре 1897 г. состоялся съезд представителей еврейских социал-демократических организаций Вильнюса, Минска, Витебска, Белостока и Варшавы, который принял решение об образовании Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России – Бунд. Вместе с тем съезд высказался за вступление Бунда в общероссийскую социал-демократическую партию, при условии сохранения за ним автономии в сфере обслуживания специальных нужд еврейского пролетариата, утвердил газету "Арбайтэр Штыме» («Рабочий голос") центральным печатным органом и избрал ЦК Бунда в составе А.Кремера, А.Мутника и У.Косовского. Важнейшей своей задачей Бунд считал развертывание экономической борьбы еврейских рабочих, которую признавал лучшей формой воспитания их политического сознания. Образование Бунда вызвало неоднозначную реакцию у местных рабочих организаций. В Минске значительная часть организаций ремесленных рабочих не согласилась с экономическим уклоном и национальным сепаратизмом Бунда, порвала с ним и составила ядро местной организации Рабочей партии политического освобождения России, которая стала пропагандировать идеи террористической борьбы с самодержавием. Против вступления в Бунд высказалась приблизительно 1/3 членов Гродненской рабочей организации. Они создали отдельную организацию во главе с Рабочим комитетом, которая вскоре присоединилась к ППС.

На волне подъема рабочего и социал-демократического движения в России в 1896 -1897 гг. Вызревала идея создания общероссийской социал-демократической партии. Она была реализована в начале марта 1898 г. на съезде в Минске представителей Петербургского, Московского, Киевского и Екатеринославской Союзов борьбы за освобождение рабочего класса, киевской «Рабочей газеты» и Бунда. Девять делегатов съезда приняли решение об объединении представленных ими организаций в единую Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП). При решении местных вопросов каждая организация сохраняла автономию. Делегаты приняли ряд уставных решений, выбрали ЦК РСДРП, утвердили "Рабочую газету" центральным печатным органом партии. Сформулировать идейно-тактическую платформу партии съезд поручил ЦК в форме манифеста, изданного в апреле 1898 г. в типографии ЦК Бунда в Бобруйске. В нем в общей форме определялись задачи партии в борьбе за политическую свободу и окончательное освобождение всех трудящихся от эксплуатации, отмечалось верность РСДРП основным принципам международной социал-демократии. В результате арестов в марте и июле 1898 г. РСДРП и Бунд потеряли свои руководящие центры. Бундовцы в 1899 г. смогли провести свой II съезд и восстановили центральные структуры. РСДРП же, не имея программы и центральных органов, вступила в полосу идейно-организационного кризиса. В Беларуси в конце 90-х гг. Действовал только один не бундовский комитет РСДРП – Гомельский, но и он летом 1900 г.присоединился к Бунду.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие изменения произошли в формировании и функционировании органов власти и управления на присоединенных землях? 2.Охарактеризуйте политику правительства в отношении каждой из основных конфессий в Беларуси. 3.Какой отклик нашли на территории Беларуси события польского восстания 1830-1831гг.? Как отнеслась крестьянства Беларуси к восстанию? 4.Какие факторы оказывали влияние на общественно-политическое развитие Беларуси во второй половине XIX в.? 5.Охарактеризуйте дворянско-монархический лагерь, как социально-политическую опору монархизма. 6.В чем суть идеологии "западноруссизма"? Назовите основные направления этой идеологии и их представителей. 7.Назовите фамилии известных деятелей народнического движения, выходцев из Беларуси. 8.Каковы цели ставила и каких взглядов придерживалась группа "Гомон"? 9.Охарактеризуйте деятельность наиболее крупных социал-демократических кружков на территории Беларуси в 80-начале 90-х гг. XIX в.

Темы докладов:

1. К. Калиновский и его революционная деятельность.

2. Второй Выходцы из Беларуси в народнических организациях.

3. Легальные общественные организации.

 


Темы рефератов:

1. Истоки идеологии белорусского национального движения.

2. Деятельность «Народной воли» в Беларуси.

3. Внутренняя политика царизма в Беларуси во второй половине XIX в.







Date: 2015-12-13; view: 1629; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию