Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформация и Контрреформация в ВКЛ. Создание униатской церкви





3.1. Основу экономического развития ВКЛ в ХIV – ХVII вв. составляло сельское хозяйство. Основным средством производства являлась земля. Она принадлежала государству, светским феодалам и церкви. Феодальная собственность на землю была сословной и носила иерархический характер. Верховным собственником земли, ее распорядителем был великий князь. Существовали две формы феодальной собственности на землю – условная (поместная) и безусловная (вотчинная), или ограниченная и неограниченная.

Рядом с великокняжеским доменом (в конце XIV в. он занимал примерно 70% территории ВКЛ) существовало большое количество независимых имений. Великий князь сохранял по отношению к ним только право верховного правителя государства. Их владельцы распоряжались своими землями самостоятельно, раздавали их своим слугам. Это были в основном владении потомков бывших удельных князей. За ними было признано право вотчинного землевладения. Многие из них потом пополнили свои владения за счет "подарков" великих князей. Одинаковыми правами с владениями бывших удельных князей пользовались земли, которые принадлежали епископским церквям и монастырям.

Земельное имущество средних и мелких феодалов находилась в зависимости от великого князя и носила первоначально условный и ограниченный характер. Князь регулировал сферу их действия в своих военно-политических и финансовых целях. Своими поместьями эта категория феодалов владела только при условии службы верховному собственнику земли – великому князю. Поместье изымалось от владельца, если он не являлся на службу или выполнял ее недобросовестно. Такое положение не устраивало феодалов. Они вели борьбу за передачу им земли в безусловное владение. Первыми такого права добились от Ягайлы католики. Православные феодалы получили такие привилегии только в 1432 г. В середине XVI в. католическая шляхта, которая владела землей в ВКЛ, составляла около 162 тыс. человек (9% всего населения).
Феодал-землевладелец не мог обойтись без крестьян. Землю надо было обрабатывать, чтобы получить от нее необходимое количество продуктов. Обрабатывали ее крестьяне. Лишенные права собственности на землю, они получали ее из рук феодала, но не в собственность, а в пользование. За пользование землей крестьянин всегда при любых условиях должен был нести в пользу собственника различные повинности. Это и определило различные формы зависимости крестьянства. Они складывались в процессе эволюции помещичьего хозяйства.

Получение всеми категориями феодалов земли в вотчинное владение создала у них заинтересованность в том, чтобы иметь на своей земле постоянную рабочую силу в виде уже не только экономически, но и лично зависимых от господина крестьян. Поэтому упомянутые привилегии создали предпосылки для начала наступления феодалов на личную свободу крестьян.

Первым законодательным шагом в закрепощении крестьянства стал Привилей Казимира 1447 г., которым ограничивались крестьянские переходы из государственных на индивидуальные земли феодалов. Следующим этапом был Судебник 1468 г. В нем в качестве юридического обоснования прикрепления крестьян к земле вводился принцип земской давности, – правило, согласно которому проживание крестьян на земле феодала в течение одного или нескольких поколений делало их «непохожими», т.е., утратившими право перехода. Первый Статут ВКЛ 1529 определил давность проживания уже десятилетним сроком. Устав ограничивал и срок отхода от феодала для крестьян, имевших на это право – за неделю до дня всех святых (Юрьев день на Руси) и в течение недели после него, когда закончатся все сельскохозяйственные дарственные работы. Устав установил также для крестьян плату феодалу при выходе – "пожилое", размер которого определялся в 5 коп литовских грошей. Это очень большая на то время сумма – за 1 копу литовских денег можно было купить четыре коровы.
В 1557 Сигизмунд II Август провел в своих великокняжеских владениях аграрную реформу, которая имела целью упорядочить крестьянское землепользование, чтобы увеличить свои доходы. Проект реформы был разработан управляющим королевы Боны, мать короля, которая осуществила эту реформу в своих владениях (Кобринская и Пинская экономии) еще в 30-40-е гг. XVI в. Результатом реформы было широкое распространение нового вида феодального хозяйствования – фольварочно-барщинной системы. Основанные на труде крепостных крестьян, фольварки были уже ориентированы на рынок. Фольварки постепенно появлялись на белорусских землях со второй половины XV в., что было связано с резким ростом спроса на зерно на рынках Западной Европы, на которую была ориентирована экономика ВКЛ, и желанием феодалов получить как можно больше прибыли от посевов зерновых культур путем совершенствования дворового хозяйствования.

Согласно "Уставу на волоки" (документ о проведении реформы), проводилось новое землеустройство. За единицу измерения земли и в то же время за единицу налогообложения принималась волока, почему реформа называется еще "волочная помера". Лучшая земля отводилась под хозяйский двор (фольварок). Размеры фольварков были разными – от 8 до 15 волок (от 200 до 400 гектаров) земли и больше. Крестьянский надел составлял волоку размером в 21, 36 га, морги (морг равнялся 0,71 га), или 23,43 га. Сильные крестьянские хозяйства брали и по две волоки, малые – половину, 1/3 волоки – тогда пропорционально уменьшался и размер крестьянских повинностей. На одну волоку фольварочной земли относилось семь крестьянских волок. Кроме этого были и подворные владения, крестьянам отводились земли общего пользования: сенокосы, выгоны, леса, озера.

Насильственно переселенные на новые участки крестьяне делились на два разряда – людей "тяглых" и "осадных". Тяглые крестьяне должны были своим инвентарем и тяглой (рабочей скотиной) силой обрабатывать фольварочную землю. Их основной повинностью была барщина – два дня в неделю с волоки. Кроме того, они выполняли большой объем других повинностей: 4 дня толок в год, платили военные налоги – серебщизну и поголовщину, жерновой и др.

Остальных крестьян великий князь селил на "колонии". Осадные крестьяне должны были платить в год, в зависимости от качества земли, от 66 до 106 грошей. Все остальные повинности они выполняли в таких же размерах, как тяглые: платили оброк, давали овес, сено, гусей, яйца и т. д. В результате осуществления реформы 1557 г. в Великом княжестве Литовском появилась еще одна категория крестьян – «огородники». Они наделялись небольшими участками земли по 3, 6, 9 и более моргов в зависимости от состава семьи и наличия свободной земли. С участка размером в 3 морга его владелец должен был отработать в усадьбе один день барщины. С большего надела повинности пропорционально увеличивались.

Сначала аграрная реформа была проведена только в великокняжеских поместьях и только в западных воеводствах. В восточных белорусских воеводствах она не проводилась. Одной из основных причин являлось то, что там были худшие условия для развития зернового хозяйства: болотистые и песчаные почвы, удаленность от балтийских портов. Не способствовали и внешнеполитические обстоятельства: власти ВКЛ боялись, что любые перемены, реформы в восточных регионах княжества будут использованы православными сепаратистами для отделения и перехода под власть Москвы. С того времени восточная часть Беларуси постепенно отставала от западной в развитии сельского хозяйства.

Реформа распространилась и на феодальные владения в западных уездах ВКЛ. Ее главным результатом было наведение порядка в аграрных отношениях, укрепление крупной частной собственности на землю. ВКЛ сравнялась в этом деле с передовыми странами Западной Европы.

3.2. В XIV – XVII вв. на белорусских землях интенсивно развиваются города и поселки, которые все в большей степени концентрировали ремесленничество, торговлю, становились центрами оживленной политической и культурной жизни населения Беларуси. В источниках XIV – первой половины XVII вв. упоминается примерно 350 городских поселений на территории современной Беларуси, из которых подавляющее большинство составляли поселки в 200-300 домов, с несколькими улицами и 2-3 тыс. жителей. В середине XVII в. с 2,8-3 млн. жителей Беларуси в городах и местечках проживало 350-400 тыс. человек, или 12-13%. Городское население формировалось за счет бегства крепостных крестьян, переселения свободных крестьян, естественного прироста. Но частые войны и массовые эпидемии сводили естественный прирост к минимуму.
80% горожан составляли белорусы. Этнический состав городского населения существенно дополнялся русскими, литовцами, евреями, поляками, украинцами, латышами, немцами и татарами, которые составляли от 20, а в некоторых городах – до 40% населения. Разнообразным был конфессиональный состав горожан: православные, католики, униаты, иудеи, мусульмане, кальвинисты и другие, но преобладали христиане.
Города имели неоднородную социальную структуру. Верхушку составляла богатая часть купечества и ремесленнические мастера, которым принадлежала вся власть в городе. Влиятельный слой составляли также представители военно-служилого сословия – бояре. Среди городской верхушки была и шляхта, которая массово переселялась в города в течение XVI – первой половины XVII вв. Городской патрициат составлял около 25% их населения. Наиболее многочисленную группу горожан составляли мелкие торговцы, рядовые ремесленники, подмастерья и их семьи. Этот средний слой составлял 40-50% населения, учитывая, что часть их составляло также духовенство, чины правительственной администрации и др. Наиболее обездоленной частью городского люда были так называемые "гультяи" – разоренные и обезземеленные крестьяне, вынужденные покинуть свое хозяйство и не нашедшие приюта в городе. В начале XVII в. их количество доходило до одной трети городского населения. Города и городки существовали как на государственных великокняжеских, так и частновладельческих землях. Больше 40% всех городских поселений Беларуси в первой половине XVI в. подчинялись юрисдикции крупных магнатов (Слуцк, Старый Быхов, Клецк, Копысь, Туров, Шклов, Зельва, Молодечно, Сморгонь, Логойск и др.). Жители поселков и небольших городов рядом с ремеслом и торговлей занимались обработкой земли и сельскохозяйственными промыслами.

Небольшими тогда были и города. Города с населением до 10 тыс. жителей и больше считались крупными. К ним относились Полоцк, Витебск, Слуцк, Могилев, Пинск. Источники XVI в. упоминают около 200 ремесленных профессий и специальностей. К числу наиболее развитых видов ремесел относились добыча и обработка металлов (около 40 профессий), деревообработка (27 специальностей), кожевенное и меховое производство (свыше 25 профессий), производство волокнистого сырья и одежды (26 профессий), продукты питания и напитков (21), обработка минерального сырья (12) и т.д. Не менее 80% ремесленников работали или на рынок, или сочетали работу на заказ и на рынок. Для защиты своих интересов ремесленники создавали свои собственные корпорации. Такими объединениями стали цеховые организации. Цеха в белорусских городах были трех типов: специализированные (входили ремесленники одной профессии); объединенные (входили ремесленники двух и более близких профессий) и сборные (входили представители разных профессий). Последние корпорации возникали тогда, когда в том или ином городе было мало ремесленников одной специальности.

Объединенные в цеховые организации, ремесленники делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Во главе стоял цеховой староста, который единогласно избирался цеховыми мастерами. При выборе учитывались его возраст, профессиональные качества, имущественное и личное юридическое положение. Мастера нанимали подмастерьев и учеников. Количество членов цеха колебалось в пределах 60-150 человек, из которых подмастерьи составляли от 40 до 60%. Подмастерье был обязан пройти курс обучения мастерству в течение 2-3 и больше лет совершить "путешествие" в другой город или даже страну с целью перенятия опыта у мастеров. Условием избрания в цеховые мастера, кроме голосования, была хорошо и качественно сделанная "штука" или "шедевр" (профессиональное изготовление), "угощение", для всех членов цеха и предусмотреный уставом вступительный взнос в цеховую кассу. Срок ученичества составлял 3-5 лет, в течение которых ученики очень эксплуатировались. Деятельность цеха и каждого его члена регламентировалась уставом. Устав охранял городской рынок от конкурентов и был направлен как против нецеховых ремесленников – "портачей", так и против приезжих ремесленников и купцов.

Рост ремесла способствовал развитию торговой деятельности. В крупных городах торги устраивались дважды, в небольших городах и поселках – раз в неделю. В предпраздничные дни в крупных городах организовывались ярмарки, которые могли длиться несколько дней.

Торговые связи связывали город с деревнями и городками, а крупные города – между собой. Крупнейшими торговыми центрами Беларуси были Витебск, Полоцк, Минск, Могилев, Брест. Города торговали также с Россией, Польшей, Турцией, Молдавией. 20 крупных "путей " связывали белорусские города как между собой, так и с ярмарками Варшавы, Люблина, Литвы, Венгрии, Смоленска, Украины. Белорусские купцы выполняли посредническую роль в торговых связях России с Польшей. Купцы объединяются в братства, охранявшие монопольное положение местного купечества на торговлю в своем городе. Большой обязанностью для купечества были таможенные сборы, которые они обязаны были платить не только при провозе товара в другую страну За разрешение на его продажу в другом городе, он и платить феодалам за проезд по возведенным ими мостам, насыпям, а то и просто по дороге, которая проходила через их владения.

С укреплением экономической и общественной роли городов росло их стремление расширить свои права и привилегии. С конца XIV в. государственная власть ВКЛ пошла на передачу городам самоуправления на основе магдебургского права. В 1390 такое право было дано Бресту, в 1391 г. – Витебску и Могилеву, в 1496 г. – Гродно, 1499 – Минску, и др. К середине XVII в. его получила большинство крупных городов, около половины средних городов Беларуси, в том числе и частновладельческих. Городом, который получил магдебургское право, руководил магистрат, что состоял из рады и лавы. Рада осуществляла функции городской власти и суда по имущественным и гражданским делам, лава судила горожан по уголовным делам. Члены совета (советники, старейшины) и городского суда (присяжные) выбирались исключительно из зажиточной верхушки, советники – ежегодно, присяжные – на более длительный период. Во главе магистрата стоял войт, которому принадлежала высшая судебная и исполнительная власть. Сначала войты, как правило, назначались в города большим князем из числа крупных феодалов, а со второй половины XVI – первой половины XVII вв. – все чаще войты выбирались самими горожанами, а после утверждались королем. Повседневное рассмотрение за деятельностью магистрата осуществлял заместитель войта – лентвойт. Советники из своей среды выбирали 3-4 бурмистра, которые поочередно председательствовали на заседаниях совета, контролировали деятельность коммунальных служб, наблюдали за общественным порядком, расходами городской казны и т.д. Заседания магистрата проходили в здании ратуши, которая возводилась в центре города, получившего магдебургское право.
Жители таких городов освобождались от власти и суда государственной администрации и от выполнения феодальных повинностей (по ремонту замка, оборонительных укреплений и др.). Что давало им возможность больше времени заниматься своей профессиональной деятельностью. Повинности были заменены единым ежегодным денежным налогом.

 

3.3. В XVI в. на территории почти всей Европы распространяется реформационное движение – массовое религиозное движение, направленное против вероучения и культа католической церкви, на основе восстановления принципов первоначального христианства согласно Библии. Предпосылкой Реформации стало преобразование католической церкви в мощную социально-экономическую организацию в Европе, богатство которой основывалось на крупном землевладении, сбору десятины, торговли индульгенциями (грамотами об отпущении грехов за деньги), поборами за исполнение определенных обрядов. Вероучение и культ католицизма все больше отдалялась от первоначальных принципов христианства. Это вызвало недовольство среди широких слоев общества.

Формальным началом Реформации считается оглашение германским монахом Мартином Лютером в 1517 г. в Виттенберге "95 тезисов", которые были направлены на реформу католической церкви. Результатом Реформации стало формирование ряда реформационных или протестантских конфессий (лютеранство, кальвинизм, баптизм).

Протестанты объявили Библию главным авторитетом в делах веры, разработали новые доктрины вероучения и культа, которые, по их мнению, соответствуют принципам раннего христианства, заложенным в Библии. Представители реформационных конфессий выступали за дешевую церковь, против индульгенций, за право светских лиц в религиозной общине избирать и контролировать деятельность духовных лиц, конфискацию церковного имущества, использование народного языка в богослужениях, не на латыни, отрицали культ икон, святых, большинство католических обрядов. Протестанты, особенно кальвинисты, постулировали принцип строгого главенства Писания в церковной и светской жизни.

Для борьбы с Реформацией католическая церковь активно использовала инквизицию, а также специально созданный в 1540 орден Иезуитов. Однако на протяжении XVI в. северогерманские княжества, ряд городов-государств в Швейцарии, Швеция, Дания, Англия, Шотландия, Пруссия официально поддержали протестантизм. В некоторых европейских странах противоречия между католиками и протестантами привели к длительным религиозным войнам (Франция, Нидерланды).

Реформация в ВКЛ начинается в середине XVI в. Результатом стало возникновение следующих конфессий:

- лютеранство,

- кальвинизм,

-антитринитаризм (радикальное Реформационное течение, которое отрицало догматы о триединстве Бога и божественности Христа).

Реформация в ВКЛ имела ряд особенностей:

1) Она не была спровоцирована желанием феодалов получить имущество католической церкви. Главным мотивом принятия Реформации знатью было стремление поставить под свой контроль деятельность духовенства и ограничить влияние Рима.

2) Реформация распространялась, в основном, среди шляхты (Радзивиллы, Воловичи, Пацы и т.д.) и части мещанства, и почти не затронула крестьянские массы. Реформационные пасторы и проповедники находились в фактической зависимости от шляхты.

3) Наиболее влиятельными направлениями реформационного движения стали кальвинизм и антитринитаризм.

4) На территории ВКЛ Реформация была направлена ​​не только против католической, но и против православной церкви.

Основными путями распространения Реформации было обучение шляхты в протестантских университетах Западной Европы, иммиграция иностранных учителей и мещан, тесные политические и экономические контакты с протестантами Пруссии и Ливонии. Первой известной общиной протестантов ВКЛ считается лютеранская в Слуцке, которая в 1535 году получила участок земли в городе от князя Юрия Олельковича. Наибольшее развитие реформационного движения в ВКЛ получило с 1553 г., когда канцлер ВКЛ Николай Радзивилл "Черный" на свои средства построил кальвинистский сбор и типографию в Бресте. Расширение Реформации было стремительным. В 1550-1560-е гг. в ВКЛ уже возникло 85 кальвинистских и 7 антитринитарных общин. На 1569 г. в составе Панов Рады ВКЛ было 15 протестантов, 2 католика (епископы), 5 православных. Для координации действий различных реформационных групп ВКЛ в 1557 г. создан синод в Вильнюсе.

Деятельность одновременно нескольких конфессий в ВКЛ приводила к установлению относительно мирных взаимоотношений между ними, религиозной толерантности. По Виленскому привилею 1563 г. было объявлено об уравнивании в политических правах шляхты ВКЛ всех христианских вероисповеданий. После создания Речи Посполитой в 1573 г. был провозглашен акт Варшавской конфедерации, который продублировал Статут ВКЛ 1588 г., согласно которому вся христианская шляхта Речи Посполитой независимо от вероисповедания получала равные гражданские и политические права. Преступления на религиозной почве приравнивались к уголовным.

Религиозная терпимость предусматривалась в ВКЛ для представителей нехристианского вероисповедания (евреев, мусульман), что было закреплено специальными привилеями.

XVII – первая половина XVIII вв. отмечаются в религиозной жизни ВКЛ существенным ростом политического, экономического и идеологического влияния римско-католической церкви. Этому способствовала Контрреформация – движение, охватившее все католические страны Европы, которое было направлено на усиление роли и значения католической церкви во всех сферах общественной жизни, а также на борьбу с вражескими относительно церкви учениями, особенно протестантскими.

Главной силой в осуществлении Контрреформации становится, созданный в середине XVI в., монашеский орден Иезуитов. На территории ВКЛ иезуиты появляются в 1569 г. Уже вначале 1770-х гг. здесь действовало около 90 иезуитских учреждений. Также расширялась деятельность и других католических монашеских орденов (доминиканцев, францисканцев, кармелитов, бернардинцев, августинцев и др.).

Основные направления Контрреформации:

- активная пропаганда среди населения, особенно знати, в пользу католицизма;

-политическая и экономическая поддержка католической церкви со стороны государства;

-организация сети католических, прежде иезуитских, учебных заведений;

-организация при католических монашеских орденах благотворительной и культурной деятельности (бесплатные госпитали, театры и т.д.);

- насильственные действия части духовенства и иезуитов в отношении иноверцев (погромы, поджоги культовых зданий и т.д.). Так, по инициативе иезуитов состоялись антипротестантские погромы в Вильнюсе в 1581, 1591, 1611, 1639, 1682.

В условиях Контрреформации католическая церковь усилила усилия, направленные на подчинение православной церкви. Высшее православное духовенство в конце XVI в. положительно относилось к идее объединения с католической церковью, поскольку надеялась таким образом освободиться из-под опеки светских опекунов. Идея церковной унии нашла также поддержку со стороны государственной власти во время правления Сигизмунда Вазы. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте большинство православных епископов Речи Посполитой во главе с митрополитом Михаилом Рогозой приняло решение о присоединении к католической церкви.

Условия Брестской церковной унии:

- православная церковь Речи Посполитой признавала власть римского папы и выходила из-под подчинения константинопольского патриархата;

- православная церковь признавала католическое вероучение;

- сохранялись прежние обряды, традиции, язык богослужений православной церкви.

Однако в то же время большинство среднего и мелкого православного духовенства и некоторые епископы, а также православной шляхты и мещан выступили против унии. В октябре 1596 они провели в Бресте альтернативный собор, который объявил отлучение от церкви епископов, принявших унию, и подтвердили подчинение Константинопольскому патриарху. Таким образом, произошел раскол церкви на греко-католическую (униатскую) и православную.

Государственная власть активно поддерживала униатскую церковь. Официально все права и привилегии, которые принадлежали православной церкви, переходили к униатской. На основании этого решением властей государственные (городские) православные церкви передавались униатам, а когда в городе не было принявших унию священников, храмы закрывались. Бывали случаи принудительного обращения православных в униатскую религию. Православная церковь была лишена фактически постоянного юридического статуса и не имела легитимной иерархии.
Данная ситуация стала основой православно-униатского религиозного конфликта. Православные пытались доказывать незаконность унии; между православными и униатами шли постоянные споры за церковное имущество. Православная шляхта вместе с протестантской активно выступала на сеймах и сеймиках с требованиями гарантий юридических прав и привилегий для православной церкви. Наибольшую активность в конфликте имели православные и униатские братства, состоявшие преимущественно из числа мещан. Братства открывали свои конфессиональные типографии, школы, издавали полемическую литературу.

Особенно обострился православно-унятский конфликт после того, как в 1620 г. иерусалимским патриархом Феофаном была утверждена новая православная иерархия во главе с митрополитом. Данный акт фактически объявлял лишение униатских епископов их должностей. Государственные власти не признали данного посвящения и начали преследования сторонников новой иерархии. Конфликт в некоторых местах начал приобретать вооруженные формы. Наиболее известным актом насилия стало убийство в Витебске в 1623 году полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Постепенно религиозный конфликт стали использовать как внутренние политические силы (казаки), так и внешние (Московское государство) для достижения своих целей, объявляя себя защитниками православия в Речи Посполитой.

Для усмирения религиозного конфликта король Владислав Ваза в 1632 г. провозгласил о восстановлении православной церкви в Речи Посполитой в составе трех епархий во главе с киевским митрополитом. Территория ВКЛ входила в состав Могилевской епархии. Государство официально признало права и привилегии православной церкви. В 1632-1635 гг. был принят ряд документов, согласно которым происходил процесс разделения храмов и имущества между православными и униатами (только в Полоцке и Витебске запрещалось деятельность православных храмов). Однако конфликт между православными и униатами продолжался: в 1630-1640-е гг. его главной формой стали имущественные споры в судах. В XVI г. 1647 г. в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тыс. униатских общин, в то время как православных – около 13,5 тыс.

Однако дискриминация и уменьшение авторитета православной церкви после "великого потопа", активная поддержка со стороны государства привели к стремительному расширению униатство в конце XVII – XVIII вв. В конце XVIII в. в ВКЛ униатами были свыше 2/3 населения (в том числе среди крестьянства - около 80%). В то же время в этот период наблюдалось постепенное приближение культа униатской церкви к римско-католической. Данная тенденция была официально закреплена решениями Замойского собора 1720

Влияние православной церкви в конце XVII – XVIII вв. существенно уменьшился. В конце XVII в. православные составляли около 6,5% населения ВКЛ, а православная церковь имела около 50 приходов. С 1686 православная церковь Речи Посполитой перешла в подчинение Московского патриархата. Используя это, Московское государство часто вмешивалось во внутренние дела Польши на основании защиты прав православного меньшинства.

В результате Контрреформации подавляющее большинство протестантской и православной шляхты ВКЛ до конца XVII в. переходит в католицизм. В шляхетском сознании до сих пор закрепляется осознание тождества между дворянством и католицизмом. Широкая поддержка контрреволюционного движения с середины XVII в. не только со стороны государства, но и большей части шляхты приводит к ограничению религиозной толерантности в Речи Посполитой. Это отражали следующие законодательные акты и явления:

- изгнание в 1658-1662 гг. с территории Речи Посполитой антитринитариев;

- запрет перехода из католицизма в другие вероисповедания согласно сеймовой конституции 1668;

- запрет закреплять государственной печатью документы, которые бы предусматривали пользу для лиц некатолического вероисповедания;

- запрет для некатолической шляхты занимать государственные должности и избираться в сейм по сеймовым постановлениям 1717 и 1733.

Таким образом, в XIV – XVII вв. в ВКЛ сложилась многоконфессиональная ситуация. Официально господствующий статус был закреплен за католической церковью, однако в общественной жизни имели также сильное влияние православная и протестантские конфессии. Это привело к закреплению религиозной толерантности в межконфессиональных отношениях, подтвержденной на государственно-правовом уровне.

Однако уже в XVII – XVIII вв. наиболее существенными явлениями стало усиление статуса католицизма, создание и постепенное расширение влияния униатской церкви, уменьшение влияния православной и протестантских конфессий, правовое ограничение религиозной толерантности.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Что собой представляла система землепользования в ВКЛ? 2. Как изменилось положение крестьян в XIV – в первой половине XVI? 3. Назовите основные причины и последствия проведения «валочной померы»? 4. Какую экономическую роль отыгрывали города? 5.Что такое магдебургское право? 6. Какую роль отыграла Реформация в жизни белорусского общества? 7. Какими особенностями характеризуется реформационное движение на белорусских землях? 8. Какие события обусловили заключение Брестской церковной унии?

Темы докладоов:

1. Землепользование и повинности крестьян Беларуси в XIV – первой половине XVI в.

2. Шляхетское меценатство в ВКЛ в XV – первой половине XVII в.

3. Магдебургское право городам, система самоуправления в XIV – первой половине XVI в.

Темы рефератов:

1. Основные формы феодальной зависимости и феодальной эксплуатации крестьян в Беларуси в XIV – первой половине XVI в.

2. Основные этапы юридического оформления крепостного права в Беларуси.

3. Деятельность иезуитов в Беларуси.

4. Религиозные отношения в XV – первой половине XVII в.

 

Date: 2015-12-13; view: 1436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию