Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформация и Контрреформация в ВКЛ. Создание униатской церкви
3.1. Основу экономического развития ВКЛ в ХIV – ХVII вв. составляло сельское хозяйство. Основным средством производства являлась земля. Она принадлежала государству, светским феодалам и церкви. Феодальная собственность на землю была сословной и носила иерархический характер. Верховным собственником земли, ее распорядителем был великий князь. Существовали две формы феодальной собственности на землю – условная (поместная) и безусловная (вотчинная), или ограниченная и неограниченная. Рядом с великокняжеским доменом (в конце XIV в. он занимал примерно 70% территории ВКЛ) существовало большое количество независимых имений. Великий князь сохранял по отношению к ним только право верховного правителя государства. Их владельцы распоряжались своими землями самостоятельно, раздавали их своим слугам. Это были в основном владении потомков бывших удельных князей. За ними было признано право вотчинного землевладения. Многие из них потом пополнили свои владения за счет "подарков" великих князей. Одинаковыми правами с владениями бывших удельных князей пользовались земли, которые принадлежали епископским церквям и монастырям. Земельное имущество средних и мелких феодалов находилась в зависимости от великого князя и носила первоначально условный и ограниченный характер. Князь регулировал сферу их действия в своих военно-политических и финансовых целях. Своими поместьями эта категория феодалов владела только при условии службы верховному собственнику земли – великому князю. Поместье изымалось от владельца, если он не являлся на службу или выполнял ее недобросовестно. Такое положение не устраивало феодалов. Они вели борьбу за передачу им земли в безусловное владение. Первыми такого права добились от Ягайлы католики. Православные феодалы получили такие привилегии только в 1432 г. В середине XVI в. католическая шляхта, которая владела землей в ВКЛ, составляла около 162 тыс. человек (9% всего населения). Получение всеми категориями феодалов земли в вотчинное владение создала у них заинтересованность в том, чтобы иметь на своей земле постоянную рабочую силу в виде уже не только экономически, но и лично зависимых от господина крестьян. Поэтому упомянутые привилегии создали предпосылки для начала наступления феодалов на личную свободу крестьян. Первым законодательным шагом в закрепощении крестьянства стал Привилей Казимира 1447 г., которым ограничивались крестьянские переходы из государственных на индивидуальные земли феодалов. Следующим этапом был Судебник 1468 г. В нем в качестве юридического обоснования прикрепления крестьян к земле вводился принцип земской давности, – правило, согласно которому проживание крестьян на земле феодала в течение одного или нескольких поколений делало их «непохожими», т.е., утратившими право перехода. Первый Статут ВКЛ 1529 определил давность проживания уже десятилетним сроком. Устав ограничивал и срок отхода от феодала для крестьян, имевших на это право – за неделю до дня всех святых (Юрьев день на Руси) и в течение недели после него, когда закончатся все сельскохозяйственные дарственные работы. Устав установил также для крестьян плату феодалу при выходе – "пожилое", размер которого определялся в 5 коп литовских грошей. Это очень большая на то время сумма – за 1 копу литовских денег можно было купить четыре коровы. Согласно "Уставу на волоки" (документ о проведении реформы), проводилось новое землеустройство. За единицу измерения земли и в то же время за единицу налогообложения принималась волока, почему реформа называется еще "волочная помера". Лучшая земля отводилась под хозяйский двор (фольварок). Размеры фольварков были разными – от 8 до 15 волок (от 200 до 400 гектаров) земли и больше. Крестьянский надел составлял волоку размером в 21, 36 га, морги (морг равнялся 0,71 га), или 23,43 га. Сильные крестьянские хозяйства брали и по две волоки, малые – половину, 1/3 волоки – тогда пропорционально уменьшался и размер крестьянских повинностей. На одну волоку фольварочной земли относилось семь крестьянских волок. Кроме этого были и подворные владения, крестьянам отводились земли общего пользования: сенокосы, выгоны, леса, озера. Насильственно переселенные на новые участки крестьяне делились на два разряда – людей "тяглых" и "осадных". Тяглые крестьяне должны были своим инвентарем и тяглой (рабочей скотиной) силой обрабатывать фольварочную землю. Их основной повинностью была барщина – два дня в неделю с волоки. Кроме того, они выполняли большой объем других повинностей: 4 дня толок в год, платили военные налоги – серебщизну и поголовщину, жерновой и др. Остальных крестьян великий князь селил на "колонии". Осадные крестьяне должны были платить в год, в зависимости от качества земли, от 66 до 106 грошей. Все остальные повинности они выполняли в таких же размерах, как тяглые: платили оброк, давали овес, сено, гусей, яйца и т. д. В результате осуществления реформы 1557 г. в Великом княжестве Литовском появилась еще одна категория крестьян – «огородники». Они наделялись небольшими участками земли по 3, 6, 9 и более моргов в зависимости от состава семьи и наличия свободной земли. С участка размером в 3 морга его владелец должен был отработать в усадьбе один день барщины. С большего надела повинности пропорционально увеличивались. Сначала аграрная реформа была проведена только в великокняжеских поместьях и только в западных воеводствах. В восточных белорусских воеводствах она не проводилась. Одной из основных причин являлось то, что там были худшие условия для развития зернового хозяйства: болотистые и песчаные почвы, удаленность от балтийских портов. Не способствовали и внешнеполитические обстоятельства: власти ВКЛ боялись, что любые перемены, реформы в восточных регионах княжества будут использованы православными сепаратистами для отделения и перехода под власть Москвы. С того времени восточная часть Беларуси постепенно отставала от западной в развитии сельского хозяйства. Реформа распространилась и на феодальные владения в западных уездах ВКЛ. Ее главным результатом было наведение порядка в аграрных отношениях, укрепление крупной частной собственности на землю. ВКЛ сравнялась в этом деле с передовыми странами Западной Европы. 3.2. В XIV – XVII вв. на белорусских землях интенсивно развиваются города и поселки, которые все в большей степени концентрировали ремесленничество, торговлю, становились центрами оживленной политической и культурной жизни населения Беларуси. В источниках XIV – первой половины XVII вв. упоминается примерно 350 городских поселений на территории современной Беларуси, из которых подавляющее большинство составляли поселки в 200-300 домов, с несколькими улицами и 2-3 тыс. жителей. В середине XVII в. с 2,8-3 млн. жителей Беларуси в городах и местечках проживало 350-400 тыс. человек, или 12-13%. Городское население формировалось за счет бегства крепостных крестьян, переселения свободных крестьян, естественного прироста. Но частые войны и массовые эпидемии сводили естественный прирост к минимуму. Небольшими тогда были и города. Города с населением до 10 тыс. жителей и больше считались крупными. К ним относились Полоцк, Витебск, Слуцк, Могилев, Пинск. Источники XVI в. упоминают около 200 ремесленных профессий и специальностей. К числу наиболее развитых видов ремесел относились добыча и обработка металлов (около 40 профессий), деревообработка (27 специальностей), кожевенное и меховое производство (свыше 25 профессий), производство волокнистого сырья и одежды (26 профессий), продукты питания и напитков (21), обработка минерального сырья (12) и т.д. Не менее 80% ремесленников работали или на рынок, или сочетали работу на заказ и на рынок. Для защиты своих интересов ремесленники создавали свои собственные корпорации. Такими объединениями стали цеховые организации. Цеха в белорусских городах были трех типов: специализированные (входили ремесленники одной профессии); объединенные (входили ремесленники двух и более близких профессий) и сборные (входили представители разных профессий). Последние корпорации возникали тогда, когда в том или ином городе было мало ремесленников одной специальности. Объединенные в цеховые организации, ремесленники делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Во главе стоял цеховой староста, который единогласно избирался цеховыми мастерами. При выборе учитывались его возраст, профессиональные качества, имущественное и личное юридическое положение. Мастера нанимали подмастерьев и учеников. Количество членов цеха колебалось в пределах 60-150 человек, из которых подмастерьи составляли от 40 до 60%. Подмастерье был обязан пройти курс обучения мастерству в течение 2-3 и больше лет совершить "путешествие" в другой город или даже страну с целью перенятия опыта у мастеров. Условием избрания в цеховые мастера, кроме голосования, была хорошо и качественно сделанная "штука" или "шедевр" (профессиональное изготовление), "угощение", для всех членов цеха и предусмотреный уставом вступительный взнос в цеховую кассу. Срок ученичества составлял 3-5 лет, в течение которых ученики очень эксплуатировались. Деятельность цеха и каждого его члена регламентировалась уставом. Устав охранял городской рынок от конкурентов и был направлен как против нецеховых ремесленников – "портачей", так и против приезжих ремесленников и купцов. Рост ремесла способствовал развитию торговой деятельности. В крупных городах торги устраивались дважды, в небольших городах и поселках – раз в неделю. В предпраздничные дни в крупных городах организовывались ярмарки, которые могли длиться несколько дней. Торговые связи связывали город с деревнями и городками, а крупные города – между собой. Крупнейшими торговыми центрами Беларуси были Витебск, Полоцк, Минск, Могилев, Брест. Города торговали также с Россией, Польшей, Турцией, Молдавией. 20 крупных "путей " связывали белорусские города как между собой, так и с ярмарками Варшавы, Люблина, Литвы, Венгрии, Смоленска, Украины. Белорусские купцы выполняли посредническую роль в торговых связях России с Польшей. Купцы объединяются в братства, охранявшие монопольное положение местного купечества на торговлю в своем городе. Большой обязанностью для купечества были таможенные сборы, которые они обязаны были платить не только при провозе товара в другую страну За разрешение на его продажу в другом городе, он и платить феодалам за проезд по возведенным ими мостам, насыпям, а то и просто по дороге, которая проходила через их владения. С укреплением экономической и общественной роли городов росло их стремление расширить свои права и привилегии. С конца XIV в. государственная власть ВКЛ пошла на передачу городам самоуправления на основе магдебургского права. В 1390 такое право было дано Бресту, в 1391 г. – Витебску и Могилеву, в 1496 г. – Гродно, 1499 – Минску, и др. К середине XVII в. его получила большинство крупных городов, около половины средних городов Беларуси, в том числе и частновладельческих. Городом, который получил магдебургское право, руководил магистрат, что состоял из рады и лавы. Рада осуществляла функции городской власти и суда по имущественным и гражданским делам, лава судила горожан по уголовным делам. Члены совета (советники, старейшины) и городского суда (присяжные) выбирались исключительно из зажиточной верхушки, советники – ежегодно, присяжные – на более длительный период. Во главе магистрата стоял войт, которому принадлежала высшая судебная и исполнительная власть. Сначала войты, как правило, назначались в города большим князем из числа крупных феодалов, а со второй половины XVI – первой половины XVII вв. – все чаще войты выбирались самими горожанами, а после утверждались королем. Повседневное рассмотрение за деятельностью магистрата осуществлял заместитель войта – лентвойт. Советники из своей среды выбирали 3-4 бурмистра, которые поочередно председательствовали на заседаниях совета, контролировали деятельность коммунальных служб, наблюдали за общественным порядком, расходами городской казны и т.д. Заседания магистрата проходили в здании ратуши, которая возводилась в центре города, получившего магдебургское право.
3.3. В XVI в. на территории почти всей Европы распространяется реформационное движение – массовое религиозное движение, направленное против вероучения и культа католической церкви, на основе восстановления принципов первоначального христианства согласно Библии. Предпосылкой Реформации стало преобразование католической церкви в мощную социально-экономическую организацию в Европе, богатство которой основывалось на крупном землевладении, сбору десятины, торговли индульгенциями (грамотами об отпущении грехов за деньги), поборами за исполнение определенных обрядов. Вероучение и культ католицизма все больше отдалялась от первоначальных принципов христианства. Это вызвало недовольство среди широких слоев общества. Формальным началом Реформации считается оглашение германским монахом Мартином Лютером в 1517 г. в Виттенберге "95 тезисов", которые были направлены на реформу католической церкви. Результатом Реформации стало формирование ряда реформационных или протестантских конфессий (лютеранство, кальвинизм, баптизм). Протестанты объявили Библию главным авторитетом в делах веры, разработали новые доктрины вероучения и культа, которые, по их мнению, соответствуют принципам раннего христианства, заложенным в Библии. Представители реформационных конфессий выступали за дешевую церковь, против индульгенций, за право светских лиц в религиозной общине избирать и контролировать деятельность духовных лиц, конфискацию церковного имущества, использование народного языка в богослужениях, не на латыни, отрицали культ икон, святых, большинство католических обрядов. Протестанты, особенно кальвинисты, постулировали принцип строгого главенства Писания в церковной и светской жизни. Для борьбы с Реформацией католическая церковь активно использовала инквизицию, а также специально созданный в 1540 орден Иезуитов. Однако на протяжении XVI в. северогерманские княжества, ряд городов-государств в Швейцарии, Швеция, Дания, Англия, Шотландия, Пруссия официально поддержали протестантизм. В некоторых европейских странах противоречия между католиками и протестантами привели к длительным религиозным войнам (Франция, Нидерланды). Реформация в ВКЛ начинается в середине XVI в. Результатом стало возникновение следующих конфессий: - лютеранство, - кальвинизм, -антитринитаризм (радикальное Реформационное течение, которое отрицало догматы о триединстве Бога и божественности Христа). Реформация в ВКЛ имела ряд особенностей: 1) Она не была спровоцирована желанием феодалов получить имущество католической церкви. Главным мотивом принятия Реформации знатью было стремление поставить под свой контроль деятельность духовенства и ограничить влияние Рима. 2) Реформация распространялась, в основном, среди шляхты (Радзивиллы, Воловичи, Пацы и т.д.) и части мещанства, и почти не затронула крестьянские массы. Реформационные пасторы и проповедники находились в фактической зависимости от шляхты. 3) Наиболее влиятельными направлениями реформационного движения стали кальвинизм и антитринитаризм. 4) На территории ВКЛ Реформация была направлена не только против католической, но и против православной церкви. Основными путями распространения Реформации было обучение шляхты в протестантских университетах Западной Европы, иммиграция иностранных учителей и мещан, тесные политические и экономические контакты с протестантами Пруссии и Ливонии. Первой известной общиной протестантов ВКЛ считается лютеранская в Слуцке, которая в 1535 году получила участок земли в городе от князя Юрия Олельковича. Наибольшее развитие реформационного движения в ВКЛ получило с 1553 г., когда канцлер ВКЛ Николай Радзивилл "Черный" на свои средства построил кальвинистский сбор и типографию в Бресте. Расширение Реформации было стремительным. В 1550-1560-е гг. в ВКЛ уже возникло 85 кальвинистских и 7 антитринитарных общин. На 1569 г. в составе Панов Рады ВКЛ было 15 протестантов, 2 католика (епископы), 5 православных. Для координации действий различных реформационных групп ВКЛ в 1557 г. создан синод в Вильнюсе. Деятельность одновременно нескольких конфессий в ВКЛ приводила к установлению относительно мирных взаимоотношений между ними, религиозной толерантности. По Виленскому привилею 1563 г. было объявлено об уравнивании в политических правах шляхты ВКЛ всех христианских вероисповеданий. После создания Речи Посполитой в 1573 г. был провозглашен акт Варшавской конфедерации, который продублировал Статут ВКЛ 1588 г., согласно которому вся христианская шляхта Речи Посполитой независимо от вероисповедания получала равные гражданские и политические права. Преступления на религиозной почве приравнивались к уголовным. Религиозная терпимость предусматривалась в ВКЛ для представителей нехристианского вероисповедания (евреев, мусульман), что было закреплено специальными привилеями. XVII – первая половина XVIII вв. отмечаются в религиозной жизни ВКЛ существенным ростом политического, экономического и идеологического влияния римско-католической церкви. Этому способствовала Контрреформация – движение, охватившее все католические страны Европы, которое было направлено на усиление роли и значения католической церкви во всех сферах общественной жизни, а также на борьбу с вражескими относительно церкви учениями, особенно протестантскими. Главной силой в осуществлении Контрреформации становится, созданный в середине XVI в., монашеский орден Иезуитов. На территории ВКЛ иезуиты появляются в 1569 г. Уже вначале 1770-х гг. здесь действовало около 90 иезуитских учреждений. Также расширялась деятельность и других католических монашеских орденов (доминиканцев, францисканцев, кармелитов, бернардинцев, августинцев и др.). Основные направления Контрреформации: - активная пропаганда среди населения, особенно знати, в пользу католицизма; -политическая и экономическая поддержка католической церкви со стороны государства; -организация сети католических, прежде иезуитских, учебных заведений; -организация при католических монашеских орденах благотворительной и культурной деятельности (бесплатные госпитали, театры и т.д.); - насильственные действия части духовенства и иезуитов в отношении иноверцев (погромы, поджоги культовых зданий и т.д.). Так, по инициативе иезуитов состоялись антипротестантские погромы в Вильнюсе в 1581, 1591, 1611, 1639, 1682. В условиях Контрреформации католическая церковь усилила усилия, направленные на подчинение православной церкви. Высшее православное духовенство в конце XVI в. положительно относилось к идее объединения с католической церковью, поскольку надеялась таким образом освободиться из-под опеки светских опекунов. Идея церковной унии нашла также поддержку со стороны государственной власти во время правления Сигизмунда Вазы. 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте большинство православных епископов Речи Посполитой во главе с митрополитом Михаилом Рогозой приняло решение о присоединении к католической церкви. Условия Брестской церковной унии: - православная церковь Речи Посполитой признавала власть римского папы и выходила из-под подчинения константинопольского патриархата; - православная церковь признавала католическое вероучение; - сохранялись прежние обряды, традиции, язык богослужений православной церкви. Однако в то же время большинство среднего и мелкого православного духовенства и некоторые епископы, а также православной шляхты и мещан выступили против унии. В октябре 1596 они провели в Бресте альтернативный собор, который объявил отлучение от церкви епископов, принявших унию, и подтвердили подчинение Константинопольскому патриарху. Таким образом, произошел раскол церкви на греко-католическую (униатскую) и православную. Государственная власть активно поддерживала униатскую церковь. Официально все права и привилегии, которые принадлежали православной церкви, переходили к униатской. На основании этого решением властей государственные (городские) православные церкви передавались униатам, а когда в городе не было принявших унию священников, храмы закрывались. Бывали случаи принудительного обращения православных в униатскую религию. Православная церковь была лишена фактически постоянного юридического статуса и не имела легитимной иерархии. Особенно обострился православно-унятский конфликт после того, как в 1620 г. иерусалимским патриархом Феофаном была утверждена новая православная иерархия во главе с митрополитом. Данный акт фактически объявлял лишение униатских епископов их должностей. Государственные власти не признали данного посвящения и начали преследования сторонников новой иерархии. Конфликт в некоторых местах начал приобретать вооруженные формы. Наиболее известным актом насилия стало убийство в Витебске в 1623 году полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Постепенно религиозный конфликт стали использовать как внутренние политические силы (казаки), так и внешние (Московское государство) для достижения своих целей, объявляя себя защитниками православия в Речи Посполитой. Для усмирения религиозного конфликта король Владислав Ваза в 1632 г. провозгласил о восстановлении православной церкви в Речи Посполитой в составе трех епархий во главе с киевским митрополитом. Территория ВКЛ входила в состав Могилевской епархии. Государство официально признало права и привилегии православной церкви. В 1632-1635 гг. был принят ряд документов, согласно которым происходил процесс разделения храмов и имущества между православными и униатами (только в Полоцке и Витебске запрещалось деятельность православных храмов). Однако конфликт между православными и униатами продолжался: в 1630-1640-е гг. его главной формой стали имущественные споры в судах. В XVI г. 1647 г. в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тыс. униатских общин, в то время как православных – около 13,5 тыс. Однако дискриминация и уменьшение авторитета православной церкви после "великого потопа", активная поддержка со стороны государства привели к стремительному расширению униатство в конце XVII – XVIII вв. В конце XVIII в. в ВКЛ униатами были свыше 2/3 населения (в том числе среди крестьянства - около 80%). В то же время в этот период наблюдалось постепенное приближение культа униатской церкви к римско-католической. Данная тенденция была официально закреплена решениями Замойского собора 1720 Влияние православной церкви в конце XVII – XVIII вв. существенно уменьшился. В конце XVII в. православные составляли около 6,5% населения ВКЛ, а православная церковь имела около 50 приходов. С 1686 православная церковь Речи Посполитой перешла в подчинение Московского патриархата. Используя это, Московское государство часто вмешивалось во внутренние дела Польши на основании защиты прав православного меньшинства. В результате Контрреформации подавляющее большинство протестантской и православной шляхты ВКЛ до конца XVII в. переходит в католицизм. В шляхетском сознании до сих пор закрепляется осознание тождества между дворянством и католицизмом. Широкая поддержка контрреволюционного движения с середины XVII в. не только со стороны государства, но и большей части шляхты приводит к ограничению религиозной толерантности в Речи Посполитой. Это отражали следующие законодательные акты и явления: - изгнание в 1658-1662 гг. с территории Речи Посполитой антитринитариев; - запрет перехода из католицизма в другие вероисповедания согласно сеймовой конституции 1668; - запрет закреплять государственной печатью документы, которые бы предусматривали пользу для лиц некатолического вероисповедания; - запрет для некатолической шляхты занимать государственные должности и избираться в сейм по сеймовым постановлениям 1717 и 1733. Таким образом, в XIV – XVII вв. в ВКЛ сложилась многоконфессиональная ситуация. Официально господствующий статус был закреплен за католической церковью, однако в общественной жизни имели также сильное влияние православная и протестантские конфессии. Это привело к закреплению религиозной толерантности в межконфессиональных отношениях, подтвержденной на государственно-правовом уровне. Однако уже в XVII – XVIII вв. наиболее существенными явлениями стало усиление статуса католицизма, создание и постепенное расширение влияния униатской церкви, уменьшение влияния православной и протестантских конфессий, правовое ограничение религиозной толерантности.
Контрольные вопросы по теме: 1. Что собой представляла система землепользования в ВКЛ? 2. Как изменилось положение крестьян в XIV – в первой половине XVI? 3. Назовите основные причины и последствия проведения «валочной померы»? 4. Какую экономическую роль отыгрывали города? 5.Что такое магдебургское право? 6. Какую роль отыграла Реформация в жизни белорусского общества? 7. Какими особенностями характеризуется реформационное движение на белорусских землях? 8. Какие события обусловили заключение Брестской церковной унии? Темы докладоов: 1. Землепользование и повинности крестьян Беларуси в XIV – первой половине XVI в. 2. Шляхетское меценатство в ВКЛ в XV – первой половине XVII в. 3. Магдебургское право городам, система самоуправления в XIV – первой половине XVI в. Темы рефератов: 1. Основные формы феодальной зависимости и феодальной эксплуатации крестьян в Беларуси в XIV – первой половине XVI в. 2. Основные этапы юридического оформления крепостного права в Беларуси. 3. Деятельность иезуитов в Беларуси. 4. Религиозные отношения в XV – первой половине XVII в.
Date: 2015-12-13; view: 1503; Нарушение авторских прав |