Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полоцкое и Туровское княжества. Их взаимоотношения с Киевом и Новгородом
Первобытное общество – общий этап в истории человечества. Человек выделился из животного мира около 3 млн. лет назад (Африка). На территории современной Беларуси первые люди появились – 100-40 тыс. лет до н.э. В соответствии с эволюцией орудий труда историю первобытного общества принято делить: 1 период. Каменный век(100-40 тыс. до н. э. – 3 тыс. лет до н. э.): а) палеолит (100 – 40 тыс. до н. э. – 10 тыс. лет до н.э.), б) мезолит (9 – 5 тыс. до н.э.), в) неолит (4 – 3 тыс. лет до н.э.). 2 период. Бронзовый век (2 тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э.); 3 период. Железный век(начало I тыс. до н. э. – середина I тыс. н.э.).
1.1. Первые люди на территории Европы появились около 600 тыс. лет до н. э., в Беларуси – около 100 тыс. лет до н. э. Это было связано с тем, что в древности территория Беларуси была покрыта ледниками. Известны три крупные и несколько мелких по времени и продолжительности оледенений: березинское (500 – 350 тыс. лет до н. э.), днепровское (300 – 110 тыс. лет до н. э.) и валдайское (90 – 83 тыс. лет до н. э.). Полностью ледниковый период на белорусских землях закончился только в 9-м тысячелетии до н. э. С этого времени началось интенсивное заселение ее территории людьми. Самыми древними стоянками первобытных людей, обнаруженными археологами на территории Беларуси, являются стоянки около деревень Бердыж Чериковского района и Юровичи Калинковичского района Гомельской области. Они датируются 40 – 30 тысячелетиями до н. э. Первоначально первобытные люди вырабатывали орудия труда из камня. Весь этот период историки называют каменным веком. По способам и приемам обработки камня они делят каменный век на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век). Для палеолита характерны самые примитивные способы обработки камня – отколы, ретуширование и т.д. В мезолите люди уже использовали грубообработанные каменные топоры, долота, наконечники стрел, копии, ножи и т.д. В эпоху неолита каменные орудия труда уже изготавливались с использованием таких видов обработки, как пиление, шлифование и сверление. В Белоруссии палеолит датируется 40 – 9-м тысячелетиями до н. э., мезолит – 8 – 5-м тысячелетиями до н. эры, неолит – 4 – 3-м тысячелетиями до н. э. Основными занятиями первобытных людей в эпоху палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Охота на крупных животных (мамонта, бизона, северного оленя) вместе с собирательством и рыболовством обеспечивали людей запасами продуктом питания, что способствовало оседлому образу жизни. Жили первобытные люди в небольших землянках, построенных из костей мамонтов, жердей, больших камней и плит, взятых из мореных отложений. Крышей служили шкуры животных, убитых на охоте. В центре жилья размещался очаг для костра. К 40-му тысячелетию до н.э. первобытные люди жили уже отдельными семьями. Несколько парных семей составляли общину – род. Основой общины в это время являлась группа родственников по материнской линии (матриархат). Отсюда и название общины – материнский род. В это время уже существовали экзогамия, т.е. обычай, который строго запрещал брачные связи внутри рода, и эндогамия, т.е. браки могли заключать члены одного племени. В эпоху позднего палеолита зародились религия и искусство. Первоначально люди поклонялись зверям, птицам, рыбам, растениям. Такая религия называется тотемизмом. Позже возник культ потусторонней жизни, что привело к появлению погребальных обрядов. В эпоху мезолита и неолита в жизни первобытных людей произошли значительные изменения. Это было связано с совершенствованием орудий труда. Люди изобрели лук и стрелы, научились лепить из глины посуду, пилить, шлифовать и сверлить камень. Появились земледелие и животноводство. С их возникновением возросла роль мужчины, что привело к замене матриархата патриархатом. В мезолите происходит полное заселение территория Беларуси, после отхода последнего ледника. Археологами найдено около 120 стоянок, важным достижением в этот период было открытие лука и стрел, приручение животных, рыбалка, характерна также родовая организация (у всех одинаковые орудия труда, одежда, жилище). Неолит – климат становиться намного теплее, напоминает современный, увеличивается и численность населения, которая составляет 27-36 тыс. человек. Появляется глиняная посуда и ткачество. Распространенными формами хозяйствования являются земледелие и животноводство, растет независимость человека от природы. Начался постепенный переход от присвоения к производству. Появлялись кремниевые шахты, в некоторых поселениях материнский род приобрел постоянные формы. До конца 3-го тысячелетия до н. э. на территории Белоруссии жили финно-угорские племена, потом на смену им пришли балты – предки нынешних литовцев и латышей. Их поселение совпало с веком металлов. Первыми металлами были медь и бронза. Бронзовый век характеризуется появлением первых изделия из самородной меди, которые добывалась не на территории Беларуси. В 1800-1500 – металлургические центры находились в Закавказье и Скандинавии. На наших землях преобладали каменные орудия, плоскодонная посуда, ткачество, металлургия, зарождается имущественное неравенство, патриархат.
1.2. В VII в. до н.э. население Беларуси научилось выплавлять и железо. С появлением железных орудий труда главным занятием первобытных людей стало земледелие (подсечное), а основными посевными культурами – пшеница, горох, полевые бобы, просо. Развитие земледелия способствовало повышению хозяйственного значения животноводства, а появление железных орудий труда – развитию домашних промыслов. Все это вело к резкому повышению производительности труда, накоплению запасов материальных ценностей, зарождению имущественного неравенства. А это уже вело к разложению первобытнообщинного строя. Результатом стало разложение родовой общины и появление соседской (территориальной) общины. В этот период в жизни людей значительно возросла роль вооруженной части населения, защищающей общину от нападений извне. Воины на своих собраниях решали все дела, касающиеся жизни общины. Из наиболее знатных воинов формировалась привилегированная часть общества. Такой общественно-политический строй на последней стадии первобытного общества получил название военной демократии. Разложение первобытного общества на территории Беларуси совпало по времени с заселением ее славянами. Славяне пришли на территорию Беларуси из Висла-Одерского междуречья в VI – VII вв. н. э. Расселяясь, они ассимилировали балтов. На территории Беларуси осело три группы (союза) восточнославянских племен: в верховьях Днепра и бассейне Западной Двины – кривичи (полочане), в бассейне реки Припять — дреговичи, между Днепром и Сожью – радимичи. Позже они составили основу белорусской народности. На сегодняшний день в исторической литературе нет единого мнения о времени и путях расселения славян на территории Беларуси. Еще недавно считалось, что славяне пришли с Юга, из лесостепных районов Украины, а прародиной их был Балканский полуостров. Было доказано, что местопребыванием славян накануне их расселения на территории Беларуси, Украины и России было Висло-Одерское междуречье, и в результате расселения славян, часть их закрепились на белорусской территории: кривичи, дреговичи и радимичи. Впереди двигались вооруженные славянские дружины. Продвигаясь по рекам, они строили на своем пути укрепленные городища, многие из которых впоследствии стали городами. Вслед за вооруженными дружинами шло земледельческое население, ассимилируя местных аборигенов, в частности балтов. О том, что именно таким путем шло расселение славян на территории Белоруссии, свидетельствует освоение ими Понемония и Побужья в XI – XII вв. В 5-8 вв. территорию Беларуси занимали племена восточных балтов, в массив которых проникали славяне. Славяне в районах своего расселения частично вытеснили балтов, частично уничтожили, а оставшихся ассимилировали. В некоторых местах и славяне были ассимилированы балтами. Эти процессы продолжались довольно долго, на протяжении несколько столетий. Только в 6-8 вв. на юго-западе Беларуси поселились племена древних славян. В 8-9 вв. славяне образовали 15 этнических сообществ, которые упоминаются в летописи. На территории Беларуси это: кривичи, дреговичи, радимичи. Кривичи – жили в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Сведения о них содержатся в летописи при описании событий 9-10 вв. Название «кривичи» имеет несколько теорий происхождения: от верховного жреца криво-Крывейте, от слова "кровные" (родные по крови), от грядовой (кривой) местности. Кривичи образовались в результате ассимиляции славянами местных балтских и финно-угорских племен. В конце 2 тыс. н.э. кривичи распадаются на: полоцкую, смоленскую и псковскую группы. В Беларуси жили полоцкие кривичи. Для них характерны длинные курганы и поздние круглые курганы с трупосожжением. Дреговичи: занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси. В "Повести временных лет" отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. В их культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянским. Зафиксированы балтские элементы: спиральные перстни, змееголовые браслеты, подковообразные пряжки. К балтской традиции относится обычай захоронения покойников в гробах-теремах. Слово дреговичи происходит от названия "дрёгнас" (сырой). Радимичи – занимали территорию между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения сформировался в результате расселения славян и смешения балтского и славянского ареала. Язык славянский. В культуре отмечены балтские элементы: шейные гривны, браслеты со змеиными головами. Название их происходит от мифической личности – Радима. Есть версия, что слово радимичи подобно балтскому "пребывание". Первыми формами языческих верований были фетишизм, тотемизм, магия. Обряды, действия или словесные формулы-заклинания, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на силы природы, судьбу, существ и предметы, называют магией, или колдовством. В основе магии лежит вера, что определенное действие вызывает соответствующее желаемое явление. Наиболее распространенной была лечебно-защитная магия (знахарство, заговоры), хозяйственная, любовная, вредоносная. Религиозные верования определяли зависимость человека от лесной и водной среды. Развиты были культы зверей и птиц. Об этом свидетельствуют находки костных черепах, лосей, змей. Особенно распространены изображения уток. Существовала вера в тотемы и культ предков. Тотемизм – комплекс представлений, верований, обрядов в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (фратрией, родом) и тотемом (определенным видом животных, растений, реже, явлением природы или неодушевлёнными предметами). Преимущество животных среди тотемов обусловлено расширением охоты в общинно-родовом обществе. Фетишизм – вера человека в сверхъестественные свойства природных неодушевлённых предметов, поклонение им. Предшествовал анимизм и отражал начальную форму удвоения неживой природы, если фантастические образы не отделялись от самих материальных предметов, которым приписывались фантастические черты. Фетишизм является составным элементом всех религий. У белорусов, например, существовала вера в сверхъестественные свойства определенных камней. Например, в Волковыске в культурном слое 10 в. найдены амулеты в виде медвежьих клыков с просверленными для подвешивания отверстиями. Анимизм – система представлений, верований, о духах и душе, как определяющих началах мира и человеческой жизни. Термин «анимизм» введен в науку ученым Э.Б. Тейлором. Анимизм характерен для всякой религии. Переход к земледелию обусловил появление культа рода. До христианизации в языческий пантеон входили боги-духи: Перун, Дажбог, Сворог. С анимизмом связан культ поминовения предков – деды, "завивания бороды" в дожинках. Землю, воду, небо балты и славяне населяли богами и духами и каждого наделяли своими функциями – каждый отвечал за некое "свое" среду или сферу жизни. 1.3. Европейские тенденции формирования государственности охватили и белорусские земли. В недатированной части «Повести временных лет» (датирование начинается с 852 г.) летописец сообщает, что поляне, древляне, славене, а также дреговичи и полочане имели свои племенные княжения – прообраз первоначального государственного образования. Статьи второй половины IX – X вв. называют их племенными центрами-городами, среди них – Полоцк и Туров. Где-то на границе VIII – IX вв. вокруг Полоцка начало формироваться объединение кривичей, которое в дальнейшем превратилось в самостоятельную территориальную, политическую и экономическую единицу. Полоцк упоминается в летописях уже в 862 г. как один из важнейших городов Восточной Европы. В первой половине IX в. наблюдался процесс установления Полоцкой земли в определенных географических границах, и началось оформление ее государственности. Своим ранним возникновением и интенсивным развитием Полоцкая земля во многом обязана водным торговым путям, которые связывали Южную Русь, Византию и арабский Восток с Северной Русью, Прибалтикой и Скандинавией. Первой жизненной артерией Полоцкого княжества стала Западная Двина. Киев и Новгород соперничали между собой за объединение восточнославянских земель, при этом Полоцку отводилось ключевое место. В начале X века Полоцк можно рассматривать союзником Киева. В период формирования Древнерусского государства Полоцк поддерживал контакты с Киевом. В последней трети X века в Полоцке независимо от Киева и Новгорода сидел князь Рогволод. В 980 году Владимиру Святославовичу, который был тогда новгородским князем и сражался со своим братом Ярополком за киевский трон, удалось захватить Полоцк. Рогволод был убит, его дочь Рогнеда насильно стала женой Владимира. При Владимире Киевская Русь стала могущественным государством. Под его властью были объединены практически все восточные славяне. С целью упрочения своего государства и создания сильной правящей династии Владимир в конце X – начале XI вв. назначил в наиболее крупные земли-княжества своих сыновей. Княжение в Полоцке он отдал Изяславу – своему сыну от Рогнеды, что означало возобновление династии полоцких князей. После смерти Владимира власть в Киевской Руси сохранили только две княжеские ветви – Ярослав Мудрый в Киеве и правнук Рогволода – Брячеслав Изяславович в Полоцке. Полоцкая земля в законодательном отношении управлялась вечем, а в исполнительном – князем и его дружиной. Вече приглашало князя, договаривалось с ним об условиях его княжения, принимало обязательные для населения различного рода постановления, назначало на должности урядников (чиновников), объявляло войну и заключало мир. В случае, если князь нарушал договор, вече лишало его полномочий. Исполнительная власть защищала территорию, осуществляла административное управление и др. Вступление князя на престол сопровождалось строго определенным ритуалом принесения клятвы. Новый князь присягал охранять территорию государства и интересы его жителей. Наибольшего могущества и наивысшей степени независимости Полоцкое княжество достигло во второй половине XI в. при князе Всеславе Брячеславовиче (1044-1101), известном в истории как Всеслав Чародей. Отношения между Киевом и Полоцком часто осложнялись в XI в. Полоцк соперничал с Новгородом и Смоленском за соседние районы. Если в первой половине XI в. киевские князья еще сдерживали стремление полоцкого князя к обособлению, то во второй половине полоцкий князь сделался основным соперником Киева. Подтверждением этого является битва на р. Немига, которая произошла в 1067 г. между князьями Ярославовичами и полоцким князем Всеславом, а также походы Владимира Мономаха в Полоцкую землю. В XII – первой половине XIII в. наступает так называемый период феодальной раздробленности. В XII в. Полоцкая земля состояла из удельных княжеств Витебского, Минского, Заславского, Лагойского и др. Феодальная раздробленность и бесконечная вражда князей ослабляли Полоцкую землю. К середине XIII в. политическое влияние Полоцка постепенно уменьшалось, слабело и его военно-экономическое значение. Таким образом, Полоцкое княжество является первым из известных нам государственных образований белорусов. Оно возникло в конце первого тысячелетия н.э., еще до образования Киевской Руси как сильного централизованного государства. Полоцкое княжество в результате военно-политических усилий сохраняло независимость на протяжении ряда веков и даже тогда, когда непродолжительное время входило в состав Киевской Руси. Туровское княжество примыкало к южным границам Полоцкой земли и находилось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти. Первоначальный ее политический центр – Туров. Крупным городом был Пинск. Туров впервые упоминается в летописи под 980 г. Туровская земля в основном соответствует территории расселения дреговичей. Про общественно-политический строй в Туровском княжестве и его городах сведений мало. Вероятно, что в Турове активно действовало вече, существовала должность тысяцкого, который возглавлял городское ополчение. В Турове был и посадник (об этом свидетельствует Ипатьевская летопись). Нахождение в городе одновременно князя и посадника, кроме Новгорода Великого – явление необычное для других городов. О существовании посадника в Полоцке сведений нет. Такое сравнение свидетельствует об особенностях общественно-политического строя в Туровском княжестве. В конце X и на протяжении XI в. Туровская земля находилась в тесном политическом контакте с Киевом. Однако, в 50-е гг. XII в. Туров вышел из подчинения Киеву, и в нем утвердилась самостоятельная княжеская династия. К началу XIII в. Туровское княжество потеряло свое прежнее политическое значение. Все больший вес приобретал Пинск, становившийся как бы второй столицей княжества. Как уже отмечалось, период IX – первой половины XII вв. характеризовался складыванием раннефеодальных отношений. Параллельно с феодальным существовали и другие уклады – общинный, рабовладельческий. Значительная часть земли принадлежала государству. Крестьяне, которые проживали на ней, эксплуатировались великим князем и господствовавшей верхушкой. Основной формой эксплуатации была дань, которая собиралась самим князем с дружиной. Процесс роста крупного феодального землевладения шел путем установления власти над общинными землями и в результате княжеских пожалований за военную службу, пожалований церкви. Основными видами феодального землевладения были: боярское, княжеское и церковное. Феодальное землевладение на начальном этапе приобретало форму вотчины – земельной собственности, которая передавалась по наследству, могла быть продана, подарена. Основной формой эксплуатации рабочей силы в феодальной вотчине в X–XII вв. была отработочная рента. Смерды, которые попали в феодальную зависимость, обрабатывали панскую землю и выполняли другие работы в форме барщины. Неизбежным результатом появления крупного землевладения было усиление феодальной зависимости крестьян. По своему хозяйственному и правовому положению крестьяне-смерды делились на две основные группы: свободных и зависимых от землевладельца. К категории зависимых крестьян относились закупы, рядовичи, холопы и вдачи. Таким образом, появление категории зависимых крестьян свидетельствовало об имущественном расслоении крестьянской общины, с одной стороны, и о концентрации земельной собственности в руках господствующего класса феодалов, с другой. Наряду с укреплявшимся феодальным укладом продолжал существовать сохранившийся от первобытных времен общинный уклад. В общинном пользовании были земля, луга, леса, реки. Взаимоотношения смердов регулировал общинный суд. Община собирала дань, помогала строить или восстанавливать жилье и т.д. На территории Беларуси рабовладение не переросло в общественно-экономическую формацию. Рабовладельческий уклад существовал в форме домашнего и торгового рабства. Основным занятием населения было земледелие. В IX – первой половине XIII в. наблюдался значительный прогресс в изготовлении орудий труда, способов обработки земли. На смену подсечно-огневому земледелию пришло пашенное. Основным орудием труда земледельцев стало большое деревянное рало с железной рабочей частью – наральником. Интенсификация технологии земледелия была связана с использованием двуполья и даже трехполья. Наиболее распространенными зерновыми культурами были рожь, ячмень, овес, просо, пшеница. Как сельское, так и городское население занималось огородничеством и садоводством. Одной из отраслей сельского хозяйства было животноводство. Кроме земледелия и животноводства крестьяне занимались различными подсобными и домашними промыслами. Развитие производительных сил в Беларуси было связано с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства. Одними из первых из массы сельского населения выделились кузнецы. В городах обработкой железа занимались ремесленники не менее 16 специальностей. В IX–X вв. как самостоятельная отрасль ремесла выделяется ювелирное дело. Благодаря значительным запасам глины широко распространилось в рассматриваемый период гончарное ремесло. Развивалась обработка шкур, выделка кож, мехов, обработка камня, дерева, кости, ткачество и другие виды ремесла. С развитием ремесла и отделением его от сельского хозяйства был связан процесс возникновения и роста городов. На территории Беларуси наиболее крупными городами стали Полоцк (862), Туров (980), Брест (1019), Витебск (1021), Минск (1067), Гродно (1127), Новогрудок (1252) и др. Летописные источники свидетельствуют о существовании в XIII в. на территории современной Беларуси более четырех десятков городов. В основе возникновения многих городов были феодальные и княжеские замки или пограничные крепости. Город состоял из двух частей: укрепленного дединца (града) и ремесленно-торгового посада, где находился рынок. Наиболее богатую часть горожан составляли князья, бояре, купцы, зажиточные ремесленники. Отделение ремесла от сельского хозяйства, города от деревни стало предпосылкой развития торговли. Центрами внутренней и внешней торговли стали города. В городах находились рынки, на которых обменивались и продавались продукты питания, ремесленные изделия, зарубежные товары. В IX – XIII вв. белорусские земли вели торговлю с Византией, Арабским Востоком, Западной Европой, восточнославянскими странами. Важное значение для развития торговли в IX-XI вв. имел водный путь «из варяг в греки», который связывал Прибалтику и Скандинавию с Византией, а также восточнославянские земли между собой. В рассматриваемый период с территории Беларуси экспортировали меха, воск, мед, лен, оружие и другие товары. Из Европы и Византии поступали предметы роскоши: дорогие ткани, приправы, драгоценные металлы и камни, вино и др. Таким образом, в IX – XIII вв. (на несколько веков позже, чем в Западной Европе) на древнерусских землях происходит становление раннефеодальных отношений: возникают первые государства, начинают формироваться основные слои феодального общества. Этот период характеризуется становлением основных форм земельной собственности, развитием сельского хозяйства, ремесла и торговли, возникновением и развитием городов. Контрольные вопросы по теме: 1. Какую роль в расселении людей на территории Беларуси отыграл ледниковый период? 2. На основе чего ученые проводят периодизацию первобытной эпохи? 3. Какие изменения в обществе произошли с приходом железного века? 4. В чем заключались особенности религиозных верований восточных славян. 5. Как проходил процесс становления феодальных отношений на белорусских землях? 6. Что собою представляли раннефеодальные общества? 7.Перечислите причины феодальной раздробленности? Темы докладов: 1. Древние поселения – Бердыж-Подлужье и Юровичи. 2. Древние верования населения Беларуси. 3. Первобытное искусство на территории Беларуси. 4. Полоцкая княжеская династия. Date: 2015-12-13; view: 2536; Нарушение авторских прав |