Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ключевский В. О. Курс русской истории. URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm
URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm 7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 1. URL: http://az.lib.ru/p/platonow_s_f/text_0010.shtml 8. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 2. URL: http://az.lib.ru/p/platonow_s_f/text_0020.shtml
Семинар № 5 Тема: Смутное время и его последствия
1. Династический и политический кризис в начале XVII в. Феномен самозванства. 2. Польско-шведская интервенция и борьба с ней. Методические рекомендации по подготовке к семинару
Рубеж XVI – XVII вв. стал переломным этапом в развитии России. «Смутное время», угроза потери государственной независимости дали мощный импульс развитию национального и гражданского самосознания российского народа, консолидации центральных районов и окраин Московского государства. Россияне, оказавшись в условиях безвластия (заключительный этап Смуты), смогли самоорганизоваться, дать военный отпор польским и шведским интервентам, сохранив тем самым российскую государственность. Период Смутного времени можно назвать первым глобальным потрясением в истории России, первым общенациональным кризисом, затронувшим все сферы общественной жизни (социальную, экономическую, политическую и культурную). Смутное время современные исследователи рассматривают также как первую гражданскую войну в истории России. Понимание специфики Смутного времени невозможно без изучения причин возникновения данной исторической ситуации. Чтобы разобраться в механизме ее развития, необходимо проанализировать итоги правления Ивана IV, Федора Иоанновича и Бориса Годунова (до голода 1601 – 1603 гг.). Следует оценить глубину социально-экономического, династического и духовного кризисов, охвативших российскую государственность. Изучая состояние российского общества в период голода 1601 – 1603 гг. (размеры бедствия, политика Бориса Годунова, восстание Хлопка, политические настроения населения и т. п.), докажите, что доминирующей причиной развития общенационального кризиса был династический кризис. Объясните неизбежность в сложившейся ситуации массового появления самозванцев. Смутное время – период острой борьбы за власть, когда различные боярские группировки возводили на престол своих ставленников. В результате во главе государства наряду с представителями династии Рюриковичей (Василий Шуйский) оказывались самозванцы (Лжедмитрий I и Лжедмитрий II). Изучите в хронологической последовательности обстоятельства прихода к власти и правление Лжедмитрия I, Василия Шуйского. В последнем случае обратите внимание на появление нового самозванца Лжедмитрия II и сложившуюся в стране ситуацию двоевластия. Проанализируйте социальный состав народных движений того времени (в поддержку Лжедмитрия I, восстание Болотникова) и докажите, что события в стране стали приобретать характер гражданской войны. Изучение вопроса «польско-шведская интервенция и борьба с ней» следует начать с анализа событий, давшим повод соседним государствам для ввода войск на территорию России. В феврале 1609 г. М. В. Скопин-Шуйский заключил в Выборге договор со Швецией о военной помощи, условия которого не выполнялись правительством Василия Шуйского. Затем, в 1610 г. правительство из семи бояр во главе с Ф. И. Мстиславским обратилось с предложением к польскому королю призвать на русский престол польского королевича Владислава. Оцените размах польско-шведской интервенции и реальность угрозы потери государственной независимости. Рассмотрите проблему национальной самоорганизации российского народа. Проанализируйте события, связанные с созывом Совета всея земли, образованием первого и второго ополчения (обратите внимание на социальный состав ополченцев), освобождением Москвы от польских интервентов. Завершая работу над темой, необходимо определить важнейшие итоги Смутного времени: внешнеполитическое положение России, внутриполитическую обстановку в стране, социально-экономические последствия и т. п. Дайте оценку месту и значению Смуты в истории России.
Источники и литература 1. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 133 – 146. 2. Документы по истории Смутного времени. URL: http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/Smut/smut.htm 3. Источники и документы по истории России. URL: http://schoolart.narod.ru/doc.html 4. Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетья в записках современников. – М.: Современник, 1989. – 462 с.
5. Вернадский В. Г. Московское царство. – М., 1997. – С. 204 – 268. 6. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Послесловие С. Б. Лаврова. – М.: Рольф, 2001. – С. 209 – 233. Date: 2015-12-13; view: 363; Нарушение авторских прав |