Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ивана III к эпохе Ивана IV
1. Особенности формирования и положения российской аристократии в XV –XVI вв. 2. Положение крестьян в русском государстве XV-XVI вв. Методические рекомендации по подготовке к семинару XV – XVI вв. – важный период в формировании Московского государства. Вторая половина XV в. – первая половина XVI в. – завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Вторая половина XVI в. – время складывания в России уникальной формы монархии – самодержавия. Московские правители XV – XVI вв. решали первоочередную задачу централизации власти в своих руках. Последнее было невозможно без коренной реорганизации взаимоотношений Великого князя и удельных князей, без появления новых социальных групп населении, становившихся социально-политической опорой власти Великого Московского князя, а затем и государя всея Руси. Изменения, затронувшие военно-политическую сферу и фискальную систему Московского государства, повлекли за собой существенные изменения социальной структуры российского общества. Знакомясь с особенностями формирования российской аристократии в XV – XVI вв., необходимо предварительно изучить судебники 1497 и 1550 гг., административные и военные реформы Ивана III и Ивана IV, период опричнины. Подумайте, какие социальные группы населения оказались задействованы в ходе реализации этих реформа? Следует обратить внимание на привилегии (поместье, вотчина, сбор «корма» и т. п.), получаемые тем или иным лицом в процессе выполнения должностных обязанностей, на наличие возможностей дополнительного, иногда не вполне законного, обогащения (посулы и т. п.). Изучив привилегии и обязанности элиты российского общества (высшего духовенства, княжат, бояр, гостей-купцов), проанализируйте правовое положение социальных групп населения, оформившихся во второй половине XV – XVI вв. и ставших военной опорой правителя (дворяне, стрельцы, пушкари и проч.). Подумайте, из каких слоев населения могли рекрутироваться вышеперечисленные социальные группы? Сравните положение служилых людей «по отечеству» и «по прибору», церковных иерархов и рядового духовенства. Обращаясь к проблеме положения крестьян в российском государстве в XV – XVI вв., следует помнить, что именно в тот период закладываются основы системы крепостничества. Проанализируйте существующие формы земельной собственности и географию расположения частновладельческих и черносошных земель. На основе судебников Ивана III и Ивана IV восстановите принципы традиционных отношений, существовавших между собственником земли и зависимыми крестьянами, проживающих не его землях, до принятия судебников. Определите рубежи прикрепления крестьян к земле (трансформацию права «Юрьева дня», введение заповедных и урочных лет). Сравните положение зависимого крестьянина, черносошного крестьянина и холопа во второй половине XV в. и в конце XVI в. Определите основные тенденции и причины изменения социального статуса указанных слое населения. На основе изученного материала обоснуйте специфику социальной структуры Московского государства (мобильность, отсутствие четкой сословной структуры и социальных антагонизмов) и ее соответствие задачам, решаемым государством в XV – XVI вв.
Источники и литература 1. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 82 – 84, 113 – 122, 125 – 132. 2. Источники и документы по истории России. URL: http://schoolart.narod.ru/doc.html 3. Россия XV – XVII вв. глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1986. – 543 с.
4. Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века [Текст]. – М.; Л.: Академия Наук СССР, 1946. – 960 с. Date: 2015-12-13; view: 540; Нарушение авторских прав |