Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ключевский В. О. Курс русской истории. Методические указания по подготовкеСтр 1 из 45Следующая ⇒
Ю. Б. Шувалова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Методические указания по подготовке К семинарским занятиям Для студентов дневного отделения (бакалавриат) Пермь
УДК 372.893 ББК Т3(2) Ш-952
Рецензент: Кашаева Ю. А., доцент, кандидат исторических наук (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) Шувалова Ю. Б. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневного отделения (бакалавриат)/ Ю. Б. Шувалова. – Пермь: ПГСХА, 2011. – 30 с. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история» составлены в соответствии с программой курса и соответствуют Государственным образовательным стандартам Высшего профессионального образования. Сборник содержит рекомендации по самостоятельной работе с литературой и историческими документами; список рекомендуемых источников и литературы, в том числе ссылки на Интернет-ресурсы; перечень контрольных вопросов к зачету (экзамену). Печатается по решению методической комиссии факультета землеустройства и кадастра Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д. Н. Прянишникова (протокол № 2 от 17 ноября 2011 г.).
СОДЕРЖАНИЕ
Блок I. ОТ РУСИ К РОССИИ (IX – XIV вв.) Семинар № 1 Тема: Вводный
1. Знакомство с литературой. 2. Работа с источниками.
Методические рекомендации по работе на семинаре На семинар необходимо принести литературу по истории России. Организационно студенты разбиваются по группам. Каждая рабочая группа изучает стилевые особенности и информативность книг и источников, принесенных на семинар согласно следующей схеме: 1-й шаг. Ознакомьтесь с небольшим по объему (до 5 страниц) параграфом или абзацем текста источника или книги, имеющихся в Вашем распоряжении. 2-й шаг. Установите стиль изложения материала. Научному стилю присущи монологический характер изложения материала, обдуманные высказывания, использование абстрактной лексики, насыщенность терминами. Официально-деловой стиль характеризуется наличием многочисленных речевых стандартов, относительно устойчивых форм изложения и расположения материала; используется в официальных документах. Публицистический стиль отличается сочетанием информативной языковой функцией и функцией воздействия (агитация и пропаганда); затрагивает вопросы, связанные с актуальными проблемами современности; используется в общественно-периодической литературе, периодической печати, выступлениях. К особенностям языка художественной литературы относят единство коммуникативной и эстетической функций, многостильность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, проявление творческой индивидуальности автора. 3-й шаг. Определите вид издания. Монография – научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. В монографии обобщается и анализируется литература по изучаемому вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Сборник документов – издание, в котором публикуется текст документов по определенной тематике (историческому периоду). Научная статья – ограниченная по объему работа, в которой аргументировано излагаются результаты проведенного исследования. Художественное произведение 4-й шаг. Выделите особенности, характерные для монографии, сборника документов, научной статьи, учебной литературы и художественного произведения. Обратите внимание на использование специальных терминов, устаревших слов и оборотов, наличие ссылок и сносок, примечаний и комментариев, выводов, разъяснений, развернутого научно-справочного аппарата. 5-й шаг. Оцените информативность и достоверность фактов, изложенных в литературе, проанализированной рабочей группой.
Семинар № 2 Тема: Роль религии в образовании государства
1. Язычество древних славян. 2. Принятие христианства и организация церкви. Значение принятия христианства и его роль в истории России.
Методические рекомендации по подготовке к семинару Одной из предпосылок образования государственной организации общества является наличие общей культуры, традиций, обычаев. При появлении ранних государственных образований, а именно к такому типу государственности можно отнести Киевскую Русь, функцию культурного и духовного единства государствообразующего этноса (народности) выполняла религия и ее институты. Для того, чтобы уяснить специфику объединения восточных славян вокруг Киева, необходимо проанализировать процесс трансформации их религиозных представлений: от языческого к христианскому. При поиске и изучении сведений о языческих божествах (Велес, Сварог, Макошь, Род, Роженицы, Даждьбог, Перун, леший, домовой и др.), обрядах (инициация, свадьба, похороны и пр.), праздниках (колядки, масленица, день Купалы и пр.) необходимо выявить характерные признаки язычества: политеизм, пантеизм, антропоморфизм. Проследите эволюцию языческих представлений восточных славян (берегини и упыри). Выделяя этапы в развитии религиозных представлений, проводите параллели с уровнем социально-экономического и политического развития племен. Обратите внимание на сходство языческих представлений (в том числе и космогонии) восточных славян и других народов. Найдите аналоги славянским Перуну, Велесу, лешему, русалкам и др. в мифологии древних греков, скандинавских народов. Ценная информация о принятии христианства восточными славянами содержится в «Повести временных лет…» Знакомясь с содержанием исторического источника, следует обратить внимание на рассказ о выборе Киевским князем веры. Работая с текстом, следует объяснить причины, по которым Владимир Красное Солнышко отверг ислам, иудаизм, западное христианство и выбрал восточное христианство. Не менее важен сюжет о крещении князя Владимира и его дружины в Корсуни, о принятии христианства жителями Киева и Новгорода. Подумайте, какое влияние оказывал географический фактор на процесс христианизации различных регионов Древнерусского государства. Попытайтесь определить хронологические рамки рассматриваемого процесса. Охарактеризуйте устройство церковной организации в Киевской Руси и ее имущественное положение. Подведя итоги, определите закономерности возникновения ранних государств. Оцените место в этом процессе религиозно-идеологического фактора. Аргументируйте свои выводы, используя изученный материал.
Источники и литература 1. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 13 – 16, 32 – 37. 2. Источники и документы по истории России. URL: http://schoolart.narod.ru/doc.html
3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1995. 4. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Послесловие С. Б. Лаврова. – М.: Рольф, 2001. – С. 30 – 44, 52 – 59. 5. Ключевский В. О. Курс русской истории. URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm 6. Мифы древних славян. М., 1993. 7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 1. URL: http://az.lib.ru/p/platonow_s_f/text_0010.shtml 8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. URL: http://paganism.msk.ru/liter/rybakov06.htm 9. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. Как была крещена Русь. М., 1988
Семинар № 3 Тема: Борьба русского народа за независимость (XIII-XIV вв.)
1. Борьба с татаро-монгольскими завоевателями и ее итоги. 2. Противостояние русских земель агрессии с Запада. Проблема исторического выбора Александра Невского.
Методические рекомендации по подготовке к семинару
Тема семинара тесно связана с проблемой геополитического развития русских земель в XIII в. Изучение геополитического положения станы подразумевает рассмотрение совокупности физических и социальных, материальных и моральных ресурсов некоего государства. Использование или простое наличие этих ресурсов-потенциала позволяют данному государству добиться своих целей на международной арене. Большое значение имеет в данном случае военный потенциал страны и массовое поведение людей. Рассмотрение особенностей геополитического положения русских земель в ХIII в. и проблемы борьбы русского народа с монголо-татарами необходимо начинать с сравнительного анализа уровня социально-экономического и военно-политического развития русских княжеств, с одной стороны, и империи Чингисхана, с другой стороны. Следует обратить внимание на различие этапов генезиса государственности. Русские земли, пережив период ранней государственности – Киевской Руси, находились в стадии политической децентрализации. Монгольский этнос в рассматриваемый период только «выстраивал» основы государства. Изучая в хронологическом порядке события битвы на реке Калке (1223 г.), нашествие хана Батыя на Северо-восточную (1238 – 1239 гг.) и Южную Русь (1240 г.), необходимо разобраться в причинах военных неудач русских князей и неизбежность завоевания разрозненных княжеств войсками хана Батыя. Сравните тактику ведения боя и уровень военной организации монголо-татар и русских дружин. Завершая работу над первым вопросом семинарского занятия, оцените последствия монголо-татарского нашествия на русские земли. Специфика геополитического положения русских княжеств в середине XIII в. связана с военной агрессией западной цивилизации, усилившейся одновременно с окончанием подчинения земель Северо-восточной Руси Золотой Орде. Ситуация на северо-западных окраинах осложнялась постоянными столкновениями новгородцев и шведов за зону влияния в прибалтийских землях. В 1219 г. к этой борьбе присоединились датчане и немцы. Положение осложнилось в 1237 г., когда произошло объединение Ливонских меченосцев и Тевтонского ордена. В результате над северо-западной Русью нависла угроза завоевания. Изучение противостояния русских земель агрессии с Запада следует начинать с компаративного (сравнительного) анализа уровня развития европейских стран и северо-западных русских княжеств. Вспомните особенности вечевого строя в Новгородской республике, принципы организации новгородского ополчения. Охарактеризуйте рыцарские ордена как исторический феномен. Анализируя ход борьбы с немецкими и шведскими феодалами, обратите внимание на сильные и слабые стороны противников (численность, вооружение, тактика). Сформулируйте причины и последствия победы русских ополченцев и дружинников, руководимых Александром Невским, в Невской битве и Ледовом побоище (битва на Чудском озере). В завершение работы над изучением темы необходимо рассмотреть проблему исторического выбора Александра Невского. Почему князь развивал и поддерживал союзнические отношения с Золотой Ордой и одновременно оказывал активное противодействие нашествию западных феодалов? В результате избранной князем геополитической позиции русские земли отдалились в своем историческом развитии от западной цивилизации и оказались в сфере влияния восточной традиции. Для разрешения поставленной проблемы необходимо сравнить культурно-религиозные последствия нашествия монголо-татар и духовно-идеологические итоги возможного подчинения северо-западных русских княжеств немецким, датским и шведским феодалам. Источники и литература 1. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 66 – 81. 2. Источники и документы по истории России. URL: http://schoolart.narod.ru/doc.html 3. URL: http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/Razin/Angl_rel/text.htm 4. Вернадский Г. В. Монголы и Русь.- Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 2000. – 476 с. 5. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Послесловие С. Б. Лаврова. – М.: Рольф, 2001. – С. 87 – 125. 6. Клепинин Н. А. Святой благоверный и великий князь Александр Невский / Ред. И. А. Савкин. – СПб.: Алетейя, 2004. – 287 с. Ключевский В. О. Курс русской истории. URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm 8. Пашуто В. Г. Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, Екатеринбург: «УТД Посылторг», 1995. – 190. 9. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 1. URL: http://az.lib.ru/p/platonow_s_f/text_0010.shtml
Блок II. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XV – XVII вв.) Семинар № 4 Тема: Трансформация общественных отношений: от правления Date: 2015-12-13; view: 396; Нарушение авторских прав |